Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОСОБЕННОСТИ / МНЕНИЕ / ВОЗМОЖНОСТЬ / МОБИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Торгованова Ольга Николаевна, Шабанова Анна Евгеньевна

В статье говорится, что высшее образование помогает понять такие проблемы, как разнообразие, загрязнение окружающей среды, права человека и неравенство. Усиление глобальной интеграции облегчает не только межнациональное взаимодействие и сотрудничество, но и конкуренцию с конфликтами. Страны с более развитым высшим образованием будут иметь больше возможностей для участия в международных договорах, связей с международными организациями и международных экономических отношений.The article says that higher education helps to understand such problems as diversity, environmental pollution, human rights and inequality. It increases global integration, facilitating supranational interaction and cooperation, but also competition and conflict. Countries with more expanded higher education will have more participation in international treaties, ties to international organizations, and international economic relations. It also says that modern high education is not about technical innovation, it's more about intricate social skills that can be the dominant spere in your economy. The modern economy is lawyers, accountants, and social scientists. Services have become the main sphere in economy that contributes most to the GDP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

УДК 378:004

Психолого-педагогические науки

Торгованова Ольга Николаевна, старший преподаватель

Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия Шабанова Анна Евгеньевна, старший преподаватель

Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация: в статье говорится, что высшее образование помогает понять такие проблемы, как разнообразие, загрязнение окружающей среды, права человека и неравенство. Усиление глобальной интеграции облегчает не только межнациональное взаимодействие и сотрудничество, но и конкуренцию с конфликтами. Страны с более развитым высшим образованием будут иметь больше возможностей для участия в международных договорах, связей с международными организациями и международных экономических отношений.

Ключевые слова: высшее образование, образование, социальный фактор, сотрудничество, особенности, мнение, возможность, мобилизация.

Abstract: the article says that higher education helps to understand such problems as diversity, environmental pollution, human rights and inequality. It increases global integration, facilitating supranational interaction and cooperation, but also competition and conflict. Countries with more expanded higher education will have more participation in international treaties, ties to international organizations, and international economic relations. It also says that modern high education is not about technical innovation, it's more about intricate social skills that can be the dominant spere in your economy. The modern economy is lawyers,

accountants, and social scientists. Services have become the main sphere in economy that contributes most to the GDP.

Key words: higher education, education, social factor, cooperation, features, opinion, mobilization.

Перед системой высшего профессионального образования РФ стоит задача по разработке рациональной стратегии интеграции в интересах целостности системы и минимизации негативных социальных процессов для общества и государства [2, с. 89].

Организационная революция в системе высшего образования приводит к усилению мировой интеграции, способствуя межнациональному взаимодействию и сотрудничеству, а также конкуренции и конфликтам. Страны с более развитым высшим образованием имеют больше возможностей для участия в международных договорах, связей с международными организациями и международных экономических отношений (а также потенциально спорных концепций интересов и принадлежности). Характерными особенностями высшего образования в данном контексте являются:

• Мобилизация сил и социальные перемены

Хорошо известно, что массовое образование предвещает традиционное политическое участие, такое как голосование. Высшее образование способствует новым видам глобальной мобилизации сил вокруг таких проблем, как окружающая среда, права человека, гендерное неравенство и широкий спектр культурных и религиозных мировоззрений, а взаимодействие с социальными сетями может рассматриваться «как прямой и косвенный ресурсы для обеспечения общего благосостояния» [1, c. 13].

• Рост общих рамок мнений

Отдельные люди формируют мнения по широкому спектру социальных и политических вопросов, но это в основном свойственно образованным людям. Люди с университетским образованием обычно формируют мнения по

масштабным вопросам, выходящим за рамки национальных государств: положение женщин, проблемы ЛГБТ, экологические проблемы, аспекты человеческого равенства и прав человека, а также концентрация власти в крупных корпорациях. Необразованные люди, как правило, не формулируют ответы на такого рода вопросы в универсальных терминах.

• Превращение мнения в действие

Создавая большой транснациональный класс людей, погруженных в общие рационализированные рамки, высшее образование преобразовывает потенциал коллективной мобилизации и изменений на национальном или межнациональном уровнях. Базовое школьное образование дает людям навыки и позицию для протеста против городской свалки, но высшее образование расширяет коллективные возможности для количественной оценки ущерба окружающей среде, создания организаций для противодействия экологическим проблемам, формулирования жалоб в терминах абстрактных и универсальных принципов и запуска эффективных вызовов на правовой и политической аренах. В мире, изобилующем людьми, пропитанными глобально ориентированным высшим образованием, легче создавать организации общественного движения в защиту окружающей среды, такие как Гринпис. Аналогичным образом, выделяются способы [4], с помощью которых расширенное образование может поддерживать крупномасштабную этническую мобилизацию и конфликты.

• Превращение совместных действий в организационную структуру

Расширение высшего образования повышает способность общественных

движений к организации. Мировое общество стало свидетелем огромного числа организаций общественного движения, международных неправительственных организаций (МНПО) и межправительственных организаций, продвигающих права человека, демократию, охрану окружающей среды, прозрачность и самообразование. (Большая эмпирическая работа сосредоточена на движениях, которые обычно считаются прогрессивными, но оппозиционные и реакционные

движения также занимают видное место и становятся все более организованными в глобальном масштабе).

Большинство межнациональных исследований сосредоточено на массовом образовании, и выводы о высшем образовании часто являются незначительными или условными. Тем не менее, все больше фактических данных подтверждают идею о том, что высшее образование, особенно университеты, способствуют патентованию и инновациям. Действительно, сравнительные исследования регионов выявили взаимосвязь между университетами и экономическим ростом. Можно предположить, что рационализация общества и государства способствует переосмыслению ранее неэкономических видов деятельности (или даже вещей, которые считались дорогостоящими для роста) как экономических по своему характеру. Сферы жизни, которые ранее управлялись неофициально (например, уход за детьми и стариками, медицинские и религиозные услуги), теперь сильно монетаризированы, концептуализированы как часть расширяющейся экономики и включены в показатели экономического прогресса -централизованно, ВВП.

Например, воспитание детей со временем стало наукоемким и профессиональным, и теперь это в значительной степени прерогатива людей с высшим образованием. Бабушка, присматривающая за детьми, уступила место платным профессиональным работникам дневного ухода, часто имеющим академические дипломы. Проблемы психолого-педагогического развития детей систематизируются и прорабатываются профессионалами. Появляются новые области, такие как специальное образование, и за этим следует продуманное администрирование вновь выявленных проблем, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Даже такая специализированная задача, как поступление молодежи в высшие учебные заведения, рационализирована и монетаризирована: мы видим рост числа преподавателей, консультантов по поступлению в колледжи, профессиональных сотрудников приемных комиссий

и так далее. Все эти роли оцениваются как часть экономического производства и вносят свой вклад в ВВП.

Интерес к исследованию проблем развития образования обусловлен «социальной значимостью института высшего образования, результаты деятельности которого во многом определяют будущее социально-экономическое развитие страны» [3, с 204]. Образование должно как минимум отвечать, желательно - опережать, а в идеале - формировать запросы общества к личности, соответствовать ценностям, принятым мировым сообществом.

Библиографический список:

1. Гончар, Н. Н. Предпосылки возникновения неравенства в образовании / Н. Н. Гончар, О. Н. Торгованова, А. Е. Шабанова // Общество, педагогика, психология: актуальные исследования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 01 октября 2021 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. - С. 12-14. - EDN CXRFQI.

2. Иванова, Т. А. Обучение иностранным языкам в Тверском государственном техническом университете в условиях интеграции России в единое образовательное пространство / Т. А. Иванова, И. В. Скугарева, А. Е. Шабанова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2016. - № 2. - С. 88-93. -EDN WELGBP.

3. Левицкая, Л. В. Социально-гуманистические аспекты современных тенденций в высшем образовании / Л. В. Левицкая, А. А. Емельянович, С. В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1(74). - С. 204-206. -EDN EWXGGH.

4. Van Lange, P. A. M. (Ed.). (2012). Interdependence theory. In P. A. M. Van Lange, A. W. Kruglanski, & E. T. Higgins (Eds.), Handbook of theories of social psychology (pp. 251-272). Sage Publications Ltd. https://doi.org/10.4135/9781446249222.n39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.