Научная статья на тему 'Развитие выразительности у спортсменок групп начальной подготовки в художественной гимнастике'

Развитие выразительности у спортсменок групп начальной подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1039
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / АРТИСТИЗМ / ДИНАМИЧНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ / RHYTHMIC GYMNASTICS / EXPRESSIVENESS / ARTISTRY / DYNAMISM / INTEGRITY / COORDINATION OF MOVEMENTS / MUSICAL GAMES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Райнхардт Ольга Олеговна, Попова Валерия Матвеевна

Статья посвящена развитию выразительности у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, при помощи музыкальных игр и специально подобранных упражнений танцевального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Райнхардт Ольга Олеговна, Попова Валерия Матвеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is dedicated to the development of expressiveness in girls of 7-8 years involved in rhythmic gymnastics with music games and specially selected exercises dance.

Текст научной работы на тему «Развитие выразительности у спортсменок групп начальной подготовки в художественной гимнастике»

УДК 796.412.2 (07)

Райнхардт Ольга Олеговна

старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры

Попова Валерия Матвеевна

магистрант факультета физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-64-76, e-mail: laguna67@inbox. ru

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У СПОРТСМЕНОК ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Olga O. Rainhardt

Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Physical Culture

Valeriia M. Popova

Student of Faculty of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: laguna67@inbox. ru

THE DEVELOPMENT OF THE EXPRESSION FOR THE SPORTSWOMEN OF THE GROUPS OF INITIAL TRAINING IN ARTISTIC GYMNASTICS

Аннотация. Статья посвящена развитию выразительности у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, при помощи музыкальных игр и специально подобранных упражнений танцевального характера.

Ключевые слова: художественная гимнастика, выразительность, артистизм, динамичность, целостность, координация движений, музыкальные игры.

Abstract. The work is dedicated to the development of expressiveness in girls of 7-8 years involved in rhythmic gymnastics with music games and specially selected exercises dance.

Key words: rhythmic gymnastics, expressiveness, artistry, dynamism, integrity, coordination of movements, musical games.

© Райнхардт О.О., Попова В.М., 2016

Введение. Художественная гимнастика - спорт многогранный. Комбинации, состоящие из сложнейших акробатических, танцевальных, хореографических элементов в сочетании с виртуозной работой предметом, требуют от спортсменок не только широкого круга умений и навыков, но и проявления высокой степени артистизма, полного погружения в музыку и передачи в движении содержания этой музыки.

В общепринятом понимании термин «артистичный» означает отличающийся искусством исполнения, художественным вкусом. Специфика проявления артистичности в технико-эстетических видах спорта имеет свои особенности. Например, в художественной гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, динамичность, выразительность, самобытность исполнения как отдельных элементов композиции, так и упражнения в целом.

Выразительность исполнения в художественной гимнастике проявляется в соответствии движений характеру музыки и эмоциональной передачи этой музыки в движении.

Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движений, способных в полной мере отразить замысел композиции и характер музыкального сопровождения [2]. Можно сказать, что выразительность определяется, с одной стороны, богатством внутренних переживаний, чувств спортсмена, с другой стороны - владением двигательной палитрой, способной передать эти чувства.

Словосочетание «выразительность движений» говорит о том, что движение и выразительность тесно взаимосвязаны между собой. А так как сложные по координации движения в гимнастике необходимо выполнять не только выразительно, но и технически грамотно, то техника будет являться той необходимой базой, на которой строится выразительность. Несовершенное исполнение какого-либо элемента не позволит гимнастке двигаться уверенно, раскрепощенно, сосредоточить внимание на образном решении отдельных двигательных действий, их соединений, комбинаций в целом. Доведение двигательного навыка до определенной стадии автоматизма является необходимым условием выразительности. Однако не всегда технически грамотное выполнение упражнение бывает выразительным.

Актуальность работы заключается в том, что появление многих новых своеобразных связок и элементов требует от спортсменки огромной концентрации внимания на технике их исполнения, что зачастую идет в ущерб его выразительности. А так как произвольное упражнение оценивается судьями за технику исполнения упражнения и артистизм, то развивать выразительность движения как и мастерство его исполнения необходимо в равной степени, начиная с раннего возраста, несмотря на расхожее мнение, что выразительность движений определяется прежде всего природными задатками.

Целью нашего исследования было разработать методику развития выразительности у девочек 7-8 лет посредством специально разработанных

и адаптированных музыкальных игр и упражнений, а также экспериментально подтвердить эффективность этой методики.

В эксперименте приняло участие 20 девочек в возрасте 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Исследования проводились на базе специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва (СДЮШОР) № 1 г. Перми в течение трех месяцев.

Контрольная группа детей занималась по традиционной системе проведения тренировочного процесса. В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике, которая предполагала включение в подготовительную и заключительную части тренировки музыкальных игр, танцев, упражнений на развитие музыкального слуха, выразительности и координации движений.

Качество какого-либо предмета или явления характеризуется совокупностью его отдельных свойств, через которые раскрываются смысл и содержание этого качества. Для оценки уровня его проявления необходимо прежде всего установление перечня и количества элементов, составляющих данный предмет или явление.

Для наших исследований были взяты такие показатели выразительности, как целостность, динамичность, соответствие движений характеру музыки, динамика, метроритм, координация движений (Киященко Н.И., Козлова Н.Н., Кругликов В.А. Современные концепции эстетического воспитания. М., 2013. 313 с.).

Для анализа развития выразительности и координации контрольные упражнения оценивались баллами от 1 до 5, которые выставлялись экспертами до и после проведения эксперимента.

Кроме того, в конце каждого месяца детям предлагалось составить небольшую композицию под ранее прослушанное музыкальное произведение из мультипликационных фильмов и сказок.

Результаты исследования и их обсуждение. До проведения эксперимента у гимнасток уровень развития выразительности показал схожие результаты в контрольной и экспериментальной группах. Так, в экспериментальной группе по показателям выразительности зарегистрированы следующие средние величины: целостность - 3,2 балла; динамичность - 3,2 балла; танцевальный характер - 3,3 балла; динамика - 3,5 балла; метроритм - 3,3 балла; координация - 3,3 балла.

Практически аналогичным образом выглядит картина тестирования детей контрольной группы. Показатели целостности составили 3,3 балла; динамичности - 3,4 балла; соответствие движений характеру музыки - 3,4 балла; динамика - 3,4 балла; метроритм - 3,2 балла; координация - 3,3 балла. Выявленные нами различия статистически не достоверны (р>0,05). При этом уровень развития их выразительности оценивается как средний.

После проведенного 3-месячного эксперимента были получены следующие результаты: показатели обеих групп улучшились, но с разной степенью выраженности (табл. 1, 2).

Таблица 1

Показатели экспериментальной группы после исследования (в баллах)

№ п/п Целостность Динамичность Танцевальный характер Дина мика Метро-ритм Координация

1 4.7 4.8 4.4 4.5 4.7 4.5

2 3.9 4.5 4.1 4.2 4.0 4.8

3 4.2 4.6 4.4 4.4 4.2 4.3

4 4.6 4.7 4.5 4.6 4.5 4.5

5 4.4 4.8 4.5 4.7 4.6 4.6

6 4.2 4.5 4.8 4.3 4.2 4.2

7 4.6 4.3 4.6 4.6 4.6 4.5

8 4.7 4.4 4.6 4.4 4.4 4.7

9 4.6 4.7 4.8 4.6 4.6 4.5

10 4.8 4.6 4.6 4.7 4.5 4.6

Сред. знач. 4.5 4.6 4.5 4.5 4.4 4.5

В экспериментальной группе установлено значительное улучшение следующих показателей: целостность движений в среднем увеличилась на 40,6 %, динамичность - на 43,7 %, соответствие движений характеру музыки -на 36,4 %, динамика - на 28,6 %, метроритм - на 33,3 %, координация - на 36,4 %. Показатели статистически достоверны (р<0,01).

Результаты тестирования экспериментальной группы до и после проведенного эксперимента графически изображены на рис. 1.

1 2 3 4 5 6

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Экспериментальная I Экспериментальная

Условные обозначения: 1 - целостность; 2 - динамичность; 3 - соответствие движений характеру музыки; 4 - динамика; 5 - метроритм; 6 - координация

Рис. 1. Средние показатели выразительности гимнасток экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента (баллы)

Таблица 2

Показатели контрольной группы после исследования (в баллах)

№ п/п Целостность Динамичность Танцевальный характер Динамика Метроритм Координация

1 3.4 3.9 3.2 3.5 3.6 3.5

2 3.3 3.8 3.6 3.1 3.1 3.5

3 3.4 3.7 3.5 3.5 3.2 3.5

4 3.3 3.7 3.5 3.6 3.4 3.4

5 3.5 3.3 3.6 3.5 3.1 3.3

6 3.2 3.5 3.8 3.7 3.5 3.5

7 3.3 3.7 3.5 3.9 3.2 3.6

8 3.4 3.6 3.6 3.5 3.1 3.5

9 3.7 3.5 3.4 3.8 3.5 3.6

10 3.5 3.3 3.3 3.8 3.3 3.6

Сред. знач. 3.4 3.6 3,5 3.6 3.3 3.5

Показатели развития выразительности улучшились не в значительной степени: целостность движений увеличилась на 3 %, динамичность - на 5,9 %, соответствие движений характеру музыки - на 2,9 %, динамика - на 5,9 %, метроритм - на 3,1 %, координация - на 6 %. Изменения показателей в контрольной группе в сторону их улучшения не носят достоверный характер (¿>0,01).

Результаты тестирования контрольной группы до и после проведенного эксперимента наглядно показаны на рис. 2.

s 4,5 - 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 -0,5 -0 с; < ш | |

1 2 3 4 ПОКАЗАТЕЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 5 6

■ Контрольная ■ Контрольная

Условные обозначения: 1 - целостность; 2 - динамичность; 3 - соответствие движений характеру музыки; 4 - динамика; 5 - метроритм; 6 - координация

Рис. 2. Средние показатели выразительности гимнасток контрольной группы до и после

эксперимента (баллы)

Выводы:

1. Проведенный эксперимент показал, что после 3-месячного тренировочного процесса показатели выразительности улучшились в обеих группах, но с разной степенью выраженности. В контрольной группе результаты возросли в малой степени и не имеют достоверности различий (р>0,01), в экспериментальной группе результаты улучшились с достоверной степенью различия (р<0,01).

2. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном воздействии разработанной методики на развитие показателей выразительности движений у детей младшего школьного возраста, занимающихся художественной гимнастикой, что указывает на эффективность и целесообразность ее применения на начальном этапе подготовки юных гимнасток.

3. Результаты эксперимента также показали, что выразительность - это не всегда врожденное качество человека, оно может воспитываться той средой, в которой ребенок учится и развивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.