Научная статья на тему 'Развитие выразительности речи будущего учителя в процессе электронного обучения'

Развитие выразительности речи будущего учителя в процессе электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байменова А. К., Шупаев А. В.

Рассматриваются возможности электронного учебного пособия как средства развития выразительности речи, даются его методические характеристики. Описываются особенности развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байменова А. К., Шупаев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие выразительности речи будущего учителя в процессе электронного обучения»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147 ББК Ч448.9 47.1

ГСНТИ 14.35.09

Код ВАК 13.00.02

Орск

Orsk

А. К. Байменова, А. В. Шупаев

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: выразительность речи будущего учителя; информационно-коммуникационные технологии; особенности развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства на основе электронного учебного пособия.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются возможности электронного учебного пособия как средства развития выразительности речи, даются его методические характеристики. Описываются особенности развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства.

A. K. Baymenova, A. V. Shupaev

DEVELOPMENT OF SPEECH EXPRESSIVENESS OF A FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF ELECTRONIC TRAINING

KEY WORDS: speech expressiveness of a future teacher; information-communication technologies; features of development of speech expressiveness of a future teacher by means of art on the basis of the electronic manual.

ABSTRACT. The possibilities of the electronic manual as development tools of speech expressiveness are considered and the methodical characteristics are given, the features of development of speech expressiveness of a future teacher by means of art on the basis of the electronic manual are presented.

К

ак показывает практика (анкетирование студентов, опросы учителей школ, преподавателей вузов), большинство выпускников педагогического вуза имеют низкий уровень развития выразительности речи. Студенты старших курсов не знают специфики выразительности речи учителя, в недостаточной мере владеют средствами выразительности речи. Это, в свою очередь, обусловливает снижение общего уровня культуры речи будущего педагога, что вступает в противоречие с требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогического вуза в нормативных документах об образовании [4].

Несмотря на имеющиеся научные труды, посвященные выразительности речи учителя (А. А. Мурашов, З. А. Гаджиханов, Е. М. Казанцева, Г. Н. Можайцева, Е. Н. Рощина, С. В. Чернышов), проблема развития выразительности речи будущего учителя не решена. Недостаточно разработанными в системе вузовского образования являются такие технологии обучения, которые развивали бы выразительность речи будущего учителя, опираясь на его личностные особенности, и обеспечивали бы студентов знаниями, умениями и качествами личности, необходимыми для успешного педагогического общения.

Информатизация образовательного процесса высших учебных заведений заставляет по-новому взглянуть на организационные аспекты развития профессиональных умений студентов, в том числе и такого важного для будущего педагога качества, как выразительность речи. Поскольку выразительность речи формируется с опорой на определенные образцы культуры, одним из наиболее доступных средств представления различных форм искусства в едином пространстве являются информационные технологии. В связи с этим электронное обучение способно оптимизировать процесс развития выразительности речи у студентов педагогических специальностей.

Следует отметить, что не все разделяют подобную точку зрения. В частности, существует мнение, что при организации некоторых форм электронного обучения педагог не может продемонстрировать образцы невербальных средств выразительности речи, такие, как экспрессивно-выразительные движения (поза, жесты), такесика (рукопожатие, прикосновение), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т. д.) [3]. Данное утверждение справедливо только отчасти, если речь идет о работе со студентами посредством элек-

© Байменова А. К., Шупаев А. В., 2012

тронной почты (консультация, инструктаж и пр.). Но данное суждение не распространяется на другие формы дистанционной работы со студентами в рамках электронного обучения. Прежде чем доказать истинность данного тезиса, необходимо определиться с ключевыми понятиями.

В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» электронное обучение трактуется как «обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий» [1]. Такая же точка зрения относительно электронного обучения распространена и в зарубежных источниках. В частности, Гудмунд Хернес (Gudmund Hemes), директор Международного института по образовательному планированию, отождествляет электронное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий в образовании [6]. Большинство дефиниций понятия «электронное обучение» (англоязычный вариант — «Е-learning») сводится к следующей трактовке: это обучение на основе сетевых (в online-режиме), компьютерных технологий и электронных носителей информации (в offline-режиме), реализующее принципы интерактивности, мультимедийности, адаптивности. Таким образом, электронное обучение может осуществляться как при непосредственном взаимодействии преподавателя со студентами (использование мультимедийного сопровождения лекций, обсуждение на занятиях информации, полученной или получаемой в данный момент из глобальной сети или выводимой на монитор с электронного носителя, накопителя информации, организация виртуальных лабораторных работ и т. д.), так и опосредованно (дистанционно), когда данное взаимодействие организуется либо через сеть Интернет, либо на основе предоставления студентам электронных средств обучения для самостоятельной работы. Одним из важнейших средств электронного обучения является электронное учебное пособие.

В соответствии с приложением № 2 к приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.06.98 № 1646 электронное учебное пособие определяется как «издание по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного экспери-

мента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.» [2].

Преимущества электронного учебного пособия как средства развития выразительности речи у студентов заключаются в том, что в нем реализуется контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации. Таким образом, одно образовательное средство представляет все возможные элементы вербального и невербального общения. Это касается и просодики, и экстралингвистики.

Другим достоинством электронного учебного пособия является возможность манипулирования визуальной информацией (увеличение или уменьшение изображения, остановка кадра, переход на нужный кадр по временной шкале и пр.). Это дает возможность студенту детально разобраться с определенными проявлениями невербальных средств общения, нашедшими отражение в картинах известных художников, фотографиях или в фильмах, в видеоматериалах в целом.

Наряду с мультимедийностью важной характеристикой электронного учебного пособия является интерактивность, позволяющая реализовать в одном средстве электронного обучения сразу три типа взаимодействия: реактивное, активное и взаимное [3]. Особого внимания заслуживает реактивный тип интерактивности, при котором студенты проявляют ответную реакцию на предлагаемые им в учебном пособии ситуации, что при правильном построении заданий может способствовать развитию навыков выразительности речи.

Целью электронного учебного пособия, созданного в соответствии с основными положениями личностно ориентированного и функционально-деятельностного подходов, является развитие выразительности речи будущего учителя средствами искусства. Нами была составлена характеристика личности учителя, владеющего выразительностью речи, включающая в себя когнитивный, операциональный и психологический компоненты, что позволило сформулировать задачи электронного учебного пособия: овладение знаниями, развитие умений и качеств личности, необходимых для успешного развития выразительности речи.

Данное электронное учебное пособие используется в аудиторной работе при изучении студентами учебных дисциплин, предусматривающих формирование культуры речи будущего учителя всех профилей ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»: русский язык и культура речи; иностранный язык; теория и методика обучения

предмету, соответствующему профилю подготовки учителя, — математика, физика, иностранный язык и др.

На занятиях по русскому языку и культуре речи студенты усваивают и совершенствуют знания о специфике выразительности речи учителя, выполняют практические задания по развитию собственной выразительности речи с использованием средств вокальной музыки. На занятиях по иностранному языку студенты работают (анализируют, сопоставляют, комбинируют) над средствами выразительности речи, содержащимися в средствах вокальной музыки, а также используют усвоенные средства выразительности при описании репродукций произведений живописи. Занятия по этим двум дисциплинам закладывают основу для дальнейших высказываний студентов с постепенным осознанием функционального назначения речевого материала для его дальнейшего использования в неподготовленной речи. Активизация речевых навыков происходит также во время обсуждения студентами адекватности подбора репродукций, средств музыки, языковых и художественных средств выразительности. Важно здесь постоянное обращение через музыкальный текст к чувствам и эмоциям обучаемых. Они являются стимулом для монологических и диалогических высказываний, для обмена мнениями, в процессе которого происходит постепенное развитие умений выразительности речи.

Занятия по теории и методике обучения конкретному предмету, во-первых, готовят студентов к реализации выразительности речи в педагогическом общении посредством демонстрации образцов применения выразительности речи, обсуждения корректности использования учителем средств выразительности речи в предлагаемых кино- и видеофрагментах, представления студентами решения учебных ситуаций с использованием выразительности речи; во-вторых, способствуют развитию таких качеств личности, как эмпатия, готовность к коммуникации, организаторские и коммуникативные.

Достижение поставленных перед электронным учебным пособием задач происходит в ходе выполнения заданий-упражнений (ЗУ) для развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства. Мы разработали классификацию ЗУ для развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства по разным основаниям (целевой направленности; используемому средству искусства; по степени самостоятельности студентов; этапу развития выразительности речи; характеру представленных данных; компонентам характе-

ристики учителя, владеющего выразительностью речи; способу предъявления) и создан комплекс ЗУ для развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства.

Данный комплекс представлен тремя основными блоками ЗУ. Каждый блок состоит из серий ЗУ для развития отдельных умений выразительности речи с учетом трех сторон педагогического общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной (ЗУ для развития умения прогнозирования выразительности речи; ЗУ для развития умения реализации выразительности речи; ЗУ для развития умения самокоррек-ции выразительности речи). Каждая серия, в свою очередь, включает группы упражнений для обучения конкретным умениям выразительности речи.

Взаимодействие преподавателя и студентов происходит согласно алгоритму организации учебно-профессиональной деятельности студентов по выполнению ЗУ для развития выразительности речи студентов средствами искусства, а также содержанию деятельности преподавателя и студентов в процессе развития выразительности речи учителя средствами искусства.

Направленность процесса обучения на личность студента в рамках электронного учебного пособия проявляется также в проектировании индивидуальной стратегии развития выразительности речи, осуществляемом за счет интерактивности информационно-коммуникационных технологий. Индивидуальная стратегия позволяет: поэтапно прослеживать весь процесс развития выразительности речи, отмечать и анализировать успехи и неудачи, выявлять индивидуальные особенности протекания этого процесса, осуществлять самооценку и самоанализ уровня развития выразительности речи. Все это дает преподавателю возможность целенаправленно корректировать развитие выразительности речи будущего учителя и способствует достижению «одной из целей личностно ориентированного образования — одновременности реализации персональных моделей образования» [5. С. 83].

В процессе выработки индивидуальной стратегии развития выразительности речи будущего учителя следует учитывать тип личности студента (визуальный, аудиаль-ный, кинестетический, дигитальный) в соответствии с его ведущим каналом восприятия (ведущей репрезентативной системой человека). Активизация восприятия через разные каналы продиктована необходимостью развития у будущих педагогов умения воспринимать и правильно оценивать вербальные и невербальные средства выразительности речи учеников.

По окончании работы с электронным учебным пособием студенты выполняют тест на проверку знаний выразительности речи. Уровень развития выразительности речи определяется на занятиях по теории и методике обучения предмету, а также во внеаудиторной работе при выполнении студентами специальных заданий, составляющих диагностический материал. Для этого нами разработаны показатели (когнитивный, операциональный, психологический), определены уровни (исполнительный, репродуктивный, продуктивный) и критерии оценки каждого из уровней развития выразительности речи будущего учителя.

В образовательную практику вуза была внедрена структурно-содержательная модель развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства, технологический компонент которой предполагает использование данного электронного учебного пособия наряду с другими средствами обучения. Об эффективности предложенного электронного учебного пособия свидетельствует зафиксированная по окончании данного курса положительная динамика уровня развития выразительности речи будущего учителя. Результаты монито-

ринга в экспериментальной и контрольной группах свидетельствуют о повышении в экспериментальной группе по сравнению с контрольной количества студентов с продуктивным (25%) и репродуктивным (45%) уровнями развития выразительности речи и об уменьшении числа студентов на исполнительном (35%) уровне развития выразительности речи.

Таким образом, процесс развития выразительности речи будущих учителей средствами искусства будет более успешным, если использовать в практике их подготовки материалы предлагаемого электронного учебного пособия. Успешное протекание данного процесса требует наличия обратной связи, интерактивности обучения, реализации дидактических принципов наглядности и доступности, возможности быстрого поиска информации. Процесс развития выразительности речи с помощью электронного учебного пособия предполагает максимальное использование эмоционального субъектного опыта каждого студента, развитие его личности, индивидуализацию обучения, способствует повышению мотивации, интереса и познавательной активности в учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. Введ. 2006-27-12. М. : Изд-во стандартов, 2006. IV.

2. ИНСТРУКЦИЯ о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания / / Российское образование. Федеральный образовательный портал : нормативные документы. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_98/1646—2.html.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ и коммуникационные технологии в современном открытом образовании / Институт международных программ и сравнительной образовательной политики РУДН. URL: http://www.ido.rudn. ru/Open/ikt/3.htm.

4. НАЦИОНАЛЬНАЯ образовательная инициатива «Наша новая школа». Утв. 4 февраля 2010 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/6683.

5. ХУТОРСКОЙ А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. NATIONAL strategies for e-learning in post-secondary education and training / Tony Bates. Paris : UNESCO : International Institute for Educational Planning, 2001.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.