Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В АРМЕНИИ: ВЫЗОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В АРМЕНИИ: ВЫЗОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВИЭ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркаров Александр Александрович, Давтян Ваге Самвелович

В статье авторы показывают перспективы развития возобновляемой энергетики в Армении в контексте вызовов диверсификации путей обеспечения энергетической безопасности. Коллектив авторов оценил потенциал солнечной, ветровой, био-, геотермальной и малой гидроэнергетики Армении. Определены основные угрозы и риски, препятствующие полноценному развитию ВИЭ, среди которых особенно выделены проблемы государственного регулирования и энергетической политики в целом. Дан краткий анализ и характеристика реализованных либо реализуемых проектов в сфере ВИЭ. Особое внимание уделено эскалации на армяно-азербайджанской границе, в результате чего обстрелы армянских территорий, нарушение суверенных границ Армении азербайджанскими ВС ставят под вопрос целесообразность крупных проектов в сфере ВИЭ, осуществляемых на близких к границе участках. Выявлена необходимость реализации программ в сфере энергоэффективности. В связи с этим рассмотрены основные направления взаимодействия Армении и ЕС в данной сфере. Установлено, что ключевым партнёром Армении в сфере развития ВИЭ и энергоэффективности продолжает оставаться ЕС. Взаимодействие с ЕС нацелено преимущественно на улучшение инвестиционного климата в энергетике, снижение зависимости республики от импорта углеводородов, развитие инструментов зелёного финансирования и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENEWABLE ENERGY DEVELOPMENT IN ARMENIA: CHALLENGES TO DIVERSIFICATION

The prospects for the development of renewable energy in Armenia are shown in the context of the challenges of diversifying the ways to ensure energy security. The authors assess potential of solar, wind, bio-, geothermal and small hydropower in Armenia. The main threats and risks that hinder the full development of renewable energy sources are identified, among which the problems of state regulation and energy policy in general are highlighted. A brief analysis and characteristics of implemented or ongoing projects in the field of renewable energy sources are given. Particular attention is paid to the escalation on the Armenian-Azerbaijani border, as a result of which shelling of Armenian territories, violation of the sovereign borders of Armenia by the Azerbaijani Armed Forces call into question the feasibility of large projects in the field of renewable energy, carried out in areas close to the border. The article identifies the necessity of implementing programs in the field of energy efficiency. In this regard, the main directions of cooperation between Armenia and the EU in this area are considered. It is established that the EU continues to be the key partner of Armenia in the field of renewable energy and energy efficiency development. Interaction with the EU is aimed primarily at improving the investment climate in the energy sector, reducing the republic's dependence on imports of hydrocarbons, developing green financing instruments, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В АРМЕНИИ: ВЫЗОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ»

ЭКОЛОГИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

DOI: 10.48137/2687-0703_2020_15_3_116

Александр МАРКАРОВ

Ваге ДАВТЯН

РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В АРМЕНИИ: ВЫЗОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Дата поступления в редакцию: 30.05.2021.

Для цитирования: Маркаров А. А., Давтян В. С., 2021. Развитие возобновляемой энергетики в Армении: вызовы диверсификации. - Геоэкономика энергетики. № 3 (15). С. 116-129. 001: 10.48137/2687-0703_2021_15_3_116

В статье авторы показывают перспективы развития возобновляемой энергетики в Армении в контексте вызовов диверсификации путей обеспечения энергетической безопасности. Коллектив авторов оценил потенциал солнечной, ветровой, био-, геотермальной и малой гидроэнергетики Армении. Определены основные угрозы и риски, препятствующие полноценному развитию ВИЭ, среди которых особенно выделены проблемы государственного регулирования и энергетической политики в целом. Дан краткий анализ и характеристика реализованных либо реализуемых проектов в сфере ВИЭ. Особое внимание уделено эскалации на армяно-азербайджанской границе, в результате чего обстрелы армянских территорий, нарушение суверенных границ Армении азербайджанскими ВС ставят под вопрос целесообразность крупных проектов в сфере ВИЭ, осуществляемых на близких к границе участках.

Выявлена необходимость реализации программ в сфере энергоэффективности. В связи с этим рассмотрены основные направления взаимодействия Армении и ЕС в данной сфере. Установлено, что ключевым партнёром Армении в сфере развития ВИЭ и энергоэффективности продолжает оставаться ЕС. Взаимодействие с ЕС нацелено преимущественно на улучшение инвестиционного климата в энергетике, снижение зависимости республики от импорта углеводородов, развитие инструментов зелёного финансирования и пр.

МАРКАРОВ Александр Александрович, доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ. E-mail: amarkarov@ ysu.am. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0025, ул. Алека Манукяна, д. 1. SPIN-код: 9302-0149.

ДАВТЯН Ваге Самвелович, доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности». E-mail: vahedavtyan@yandex. ru. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0051, ул. Овсепа Эмина, д. 123. SPIN-код: 7094-6199.

Ключевые слова: Армения, энергетика, диверсификация, ВИЭ, энергоэффективность, ЕС.

Введение

Одним из условий повышения уровня энергетической безопасности и обеспечения устойчивого энергетического развития государства является диверсификация энергетической системы, которая прежде всего предполагает поиск и использование новых источников получения энергии. Диверсификация энергетической системы не только позволяет государству обезопасить себя от возможных аварий и сбоев, но также создаёт условия для понижения чувствительности энергосистемы к внешнеполитическим проблемам. И, хотя сегодня невозможно представить абсолютно независимую энергосистему, действующую в условиях автаркии, а понятие «энергетическая независимость» имеет скорее публицистический характер, тем не менее с учётом геополитической значимости энергоресурсов можем констатировать, что диверсификация позволяет несколько повысить уровень энергетической суверенности государства. Это, в свою очередь, приводит к повышению его геополитического статуса.

В случае с Республикой Армения (РА) диверсификация решает базовую задачу: она формирует условия для понижения себестоимости производимой электроэнергии, что является одним из вызовов энергетической безопасности. Понижение себестоимости электроэнергии позволит проводить более гибкую тарифную политику, стимулируя тем самым экономическое развитие. Более того, низкая себестоимость может создать дополнительные условия для интеграции республики в электроэнергетический коридор Север — Юг (Иран — Армения — Грузия — Россия) с целью выхода генерируемой в Армении электроэнергии на внешние рынки.

С целью раскрытия диверсификационных возможностей армянской энергосистемы комплексно рассмотрим сферу возобновляемой энергетики (ВИЭ) Армении с определением как потенциала её развития, так и рисков, препятствующих её становлению.

Основные направления развития ВИЭ в Армении

Необходимым условием развития возобновляемой энергетики является наличие соответствующей нормативно-законодательной базы. Главным законодательным актом, регулирующим в Армении данную отрасль, является закон об энергосбережении и возобновляемой энергетике, принятый в 2004 г. Закон определяет принципы осуществления энергосбережения и государственной политики развития возобновляемой энергетики, а также механизмов их осуществления. Эти механизмы направлены на:

• укрепление экономической и энергетической независимости РА;

• повышение степени экономической и энергетической безопасности РА, надёжности энергосистемы;

• создание новых производств и организацию услуг, стимулирующих энергосбережение и развитие возобновляемой энергетики;

• уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека [Закон об энергосбережении и возобновляемой энергетике, 2004].

Обращаясь к ВИЭ Армении, следует рассмотреть следующие её отрасли — солнечную, ветровую, био-, геотермальную и малую гидроэнергетику.

В советское время работы в области альтернативной энергетики начались в 1950-е гг. Изначально они носили сугубо научно-исследовательский характер и прежде всего относились к использованию солнечной энергии, что вполне естественно, учитывая число солнечных часов в Армении — 2300—2500.

Солнце — наиболее широко используемый источник чистой и бесконечной энергии. В области применения солнечной энергии Армения обладает значительными преимуществами: из-за близкого расположения к тропической зоне значительная часть территории страны выделяется благоприятными природно-климатическими условиями, позволяющими широко использовать солнечную энергию. Среднегодовая величина солнечной энергии в Армении на 1 кв. м горизонтальной поверхности составляет 1720 кВт-ч/кв. м, тогда как в Европе данный показатель в среднем составляет всего 1000 кВт-ч/кв. м. В тёплый период длительность солнечного сияния в Армении составляет 85 % от годовой, в среднем же длительность сияния доходит до 60 %. Эти показатели позволяют нам смело говорить о наличии всех необходимых предпосылок для полноценного развития отрасли [100 лет энергетике Армении, 2003].

В Армении первая фотоэлектрическая установка пиковой мощностью 7,5 кВт была установлена в 1990 г. компанией ВР (Великобритания) для школы им. Байрона [Паносян, Марухян, 2003]. Общая мощность солнечных электростанций (СЭС) в Армении сегодня составляет около 10 МВт.

Планируется, что к 2022 г. доля солнечных электростанций в структуре внутреннего потребления составит 10 % [Программа деятельности Правительства РА, 2019]. В Армении планируется построить крупнейшую в регионе солнечную электростанцию «Масрик-1» мощностью 55 МВт (срок сдачи — 2024 г.), которая, как ожидается, существенно изменит структуру внутреннего энергетического рынка Армении. Совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) также стартовали подготовительные работы по строительству в Армении пяти СЭС общей мощностью 120 МВт. Правительство одобрило инвестиционную программу компании Ыазйат (ОАЭ) по строительству солнечной электростанции общей мощностью 400 МВт в Арагацотнской и Котайкской областях Армении. Инвестиции в этот проект превысят 300 млн долл. Немаловажное значение имеет также тарифная политика, нацеленная на развитие отрасли. Отметим, что в Армении зафиксирован весьма конкурентоспособный отпускной

тариф на электроэнергию — 4,19 цента за 1 кВтч — в сфере возобновляемой энергетиких. Это создаёт необходимые условия для осуществления новых проектов в сфере солнечной энергетики. Так, Фонд возобновляемой энергетики и энергосбережения Армении совместно с французской компанией «Транс Энерджи» получил грант от правительства Франции для строительства первой плавучей СЭС в Армении мощностью 151 кВт. В целом ожидается, что до 2030 г. объём запланированных инвестиций в сфере солнечной энергетики в Армении достигнет 600 млн долл., а в сфере ветровой энергетики — 500 млн долл. [Бадалян, 2021].

Вместе с тем важно отметить, что в результате войны в Карабахе осенью 2020 г. перспективы возведения некоторых крупных солнечных электростанций в Армении представляются облачными. Так, проект указанной СЭС «Мас-рик-1» планируется осуществить в населённом пункте Мец Масрик Гегарку-никской области, в непосредственной близости от перешедшего в результате войны Азербайджану Карвачарского района. Селение Мец Масрик находится в 8 км от границы и, как известно, не раз обстреливалось азербайджанскими БПЛА во время войны2. Очевидно, что неоднократное нарушение государственной границы азербайджанскими ВС в той же Гегаркуникской области и обстрелы весной 2021 г.3, а также процесс включения в официальную повестку Еревана и Баку вопроса проведения делимитации и демаркации создают вполне ощутимые риски для хозяйствующих субъектов, инвестирующих в солнечную энергетику в указанной местности. Отметим, что та же проблема имеется и в сфере ветровой энергетики, о чем будет сказано ниже.

Ветровая энергетика. Согласно имеющимся оценкам, на территории Армении стоимость одной ветроэнергостанции при мощности 1 кВт составляет примерно 1000—1300 долл. Для доведения же суммарной мощности до 100 МВт требуется 100—130 млн долл. инвестиций. В целом же потенциал ветровой энергии составляет 5000 МВт. Особенно выделяются такие уголки Армении, как Пушкинский, Карахачинский, Семёновский, Зодский, Сисианский перевалы, а также Чаренцаванский район. Следует отметить, что у армянских энергетиков уже имеется определённый опыт в сооружении ВЭС. В 2005 г. была сдана в эксплуатацию первая в Армении ВЭС общей мощностью 2,6 МВт. Ветростанция была построена на средства гранта правительства Ирана в размере 3,5 млн долл. Станция размещена на Пушкинском перевале, в Дорийском марзе, на высоте 2060 м над уровнем моря

1 Концепция альтернативного накопления и управления электроэнергией привлечёт новые инвестиции // http://www.minenergy.am/article/1242, дата обращения 12.04.2021.

2 «Мы турок не боимся»: село Мец Масрик после обстрела со стороны Азербайджана // https://rn.armeniasputnik.am/video/20201003/24735110/My-turok-ne-boimsya-selo-Mets-Masrik-posle-obstrela-so-storony-Azerbaydzhana-video.html, дата обращения 12.04.2021.

3 На армяно-азербайджанской границе в Гегаркунике произошёл инцидент // https://armenpress.am/rus/news/1052927.html, дата обращения 12.04.2021.

и оснащена четырьмя ветряными турбинами. Средняя ежегодная выработка электроэнергии оценивается в 5 млн кВт-ч, срок эксплуатации — 20 лет. Отметим, что установленная на Пушкинском перевале ВЭС является первой на территории Южного Кавказа [ Одабашян, Хачатрян, 2007].

Другим важным проектом в сфере ветровой энергетики является Zod Wind — ВЭС, установленная в Гегаркуникской области в 2018 г. Мощность станции составляет 20 МВт. С учётом труднодоступности наиболее перспективных с точки зрения генерации пунктов возведение ВЭС зачастую упирается в проблемы перевозки крупногабаритных лопастей и прочих комплектующих на место строительства станции [Давтян, Тевосян, 2019].

Сегодня ряд европейских компаний вовлечены в процесс мониторинга местности и оценки ветрового потенциала Армении в различных регионах и привлечения инвестиций для строительства ветряных электростанций, в том числе итальянская частная компания Ar Energy, Zod Wind, испанская компания Acciona Energía Global S.L и др.

Как было отмечено выше, война в Карабахе осенью 2020 г. вызвала серьёзные угрозы развитию ВИЭ, в том числе ветровому сектору. В конце мая 2021 г. компания Zod Wind подала в суд на правительство РА с требованием возместить ущерб (5 млн долл.), понесённый в ноябре 2020 г., когда после подписания трёхстороннего соглашения о прекращении огня азербайджанские ВС вторглись на территорию села Сотк Гегаркуникской области с угрозой открыть огонь. В результате компания лишилась возможности осуществлять экономическую деятельность на переданной ей правительством до 2048 г. территории (200 га). На 75 га компанией уже были возведены две ветротурбины; согласно бизнес-плану, планировалось возведение ещё 23 4.

Биоэнергетика. В настоящее время в Армении процесс получения энергии из биогаза находится на начальном этапе развития. Согласно программе USAID, разработанной в 2007 г., потенциал биогаза в Армении на 2006—2020 гг. оценён следующим образом: при 34,17 млн долл. инвестиций можно ежегодно обеспечивать 38,34 млн куб. м биогаза, что позволит предотвратить выбросы метана в атмосферу. Одна из первых установок по производству биогаза из навоза сельскохозяйственных животных в комбинации с солнечной водонагревательной системой в Армении была создана на небольшой ферме по разведению крупного рогатого скота в Апаране в 1998 г. [ Одабашян, Хачатрян, 2007]. Крупнейшая биогазовая установка, созданная в Армении, находится на Лусакертской птицефабрике. Газ здесь преимущественно используется для удовлетворения нужд птицефабрики.

4 Zod Wind требует от правительства Армении 5 млн долл. за незащиту бизнеса от азербайджанцев // https://ru.armeniasputnik.am/politics/20210527/27713395/Kompaniya-Zod-Wind-podala-isk-protiv-kabmina-Armenii-iz-za-proniknoveniya-azerbaydzhantsev.html, дата обращения 12.04.2021.

Важно остановиться также на программе по получению энергии из биогаза на Нубарашенской городской свалке. В 2001 г. японская компания «Шамидзу» совместно с правительством РА и Ереванской мэрией приступила к работе над рядом проектов по схеме CDM (Clean Development Mechanism — «Механизм чистого развития»). Один из них — проект по получению метана из Нубарашенской свалки и его дальнейшему использованию в качестве энергоносителя. Согласно документу, разработанному UNDP и UNFCCC в 2007 г., установлен 16-летний срок погашения целевого кредита. К реализации программы привлечены три японские компании: «Шимидзу», «Хоккайдо Электрик Пауэр» и «Мицуи». Инвестиции в программу составили порядка 8 млн долл. [Одабашян, Хачатрян, 2007]. В настоящее время программа по сути находится в замороженном состоянии.

Геотермальная энергетика. В 2009 г. Всемирным банком правительству Армении была выделена сумма в размере 1,5 млн долл. на изучение потенциала развития геотермальной энергетики на территории республики. В результате проведённых исследовательских работ было выявлено, что в Армении имеются перспективные участки для возведения геотермальных электростанций. Выявлено, что выработка электроэнергии 150—200 МВт считается вполне реальной. Геологические изыскания в центральной вулканической зоне позволили обнаружить перспективные геотермальные и минеральные месторождения (Джермахпюр, Сисиан и др.). Потенциал Джермахпюрского источника оценивается в 25 — 30 МВт. Отметим, что по сравнению со всеми остальными ресурсами возобновляемой энергетики геотермальные ресурсы могут использоваться в течение длительного времени вне зависимости от погодных условий [100 лет энергетике Армении, 2003].

Малая гидроэнергетика. В энергетическом балансе Армении доля гидроэлектростанций (ГЭС) составляет около 30 %. Особое место здесь занимают малые ГЭС, общая мощность которых сегодня составляет 365 МВт. При этом заметно сокращение динамики строительства новых малых ГЭС, что обусловлено, во-первых, неблагоприятным инвестиционным климатом и, во-вторых, неэффективной политикой правительства в данной сфере. В настоящее время комплекс малой гидроэнергетики находится в кризисном состоянии. Наблюдается весьма странная тенденция: большая часть проблем в сфере управления водными ресурсами в Армении традиционно списывается на малые ГЭС. Очевидно, что это не может не сказываться на инвестиционной активности в отрасли. Результатом такой политики стало принятое в 2020 г. правительством решение штрафовать малые ГЭС на 64 млн драмов за использование воды больше разрешённого объёма5.

5 Штрафовать малые ГЭС за использование воды больше разрешённого объёма — удар в спину государства // http://www.debate.am/home/details?cp=20270, дата обращения 12.04.2021.

Конечно, предотвращение отбора дополнительных объёмов воды является необходимым условием эффективного управления водными ресурсами, однако в данном случае необходимо учесть некоторые факторы. На большинстве рек Армении бывает половодье и весной существенно возрастает поток воды, что создаёт возможность для производства дополнительных объёмов электроэнергии. Эти воды текут в Азербайджан и Турцию, используясь там в целях ирригации. Таким образом, необходимо избегать усреднённого подхода, особенно при мониторинге малых ГЭС, которые расположены вблизи государственных границ.

Взаимодействие с ЕС в сфере ВИЭ и энергоэффективности

ЕС поддерживает множество проектов в Армении, направленных на обеспечение устойчивого развития энергетики и повышение потенциала страны в использовании возобновляемых источников энергии и обеспечении энергетической безопасности. Цель осуществляемых проектов заключается в оказании помощи армянским общинам в повышении энергоэффективности и снижении затрат на электроэнергию. Сотрудничество между Арменией и ЕС направлено на диверсификацию энергетической системы республики и снижение зависимости страны от импорта углеводородов. При этом поддержка ЕС распространяется также на бизнес.

При росте цен на электроэнергию энергоэффективность становится одним из приоритетов энергетического развития. В этой связи следует выделить программу ЕБРР, финансируемую ЕС и Министерством финансов Австрии, — «ЭнергоКредит», в рамках которой оказывается помощь частным лицам и предприятиям в принятии мер по снижению потребления энергии и осуществлении инвестиций в проекты в сфере энергоэффективности. «ЭнергоКредит» предоставляет ссуды компаниям, которые работают в различных секторах и отраслях, таких как сельское хозяйство, строительство, производство, транспорт и пр.

В 2019 г. в рамках Программы действий ЕС Армении было выделено 69 млн евро на программы, нацеленные на повышение энергоэффективности. В рамках этой программы было отремонтировано 45 зданий на сумму 1 млн евро. Кроме того, было построено пять СЭС на общественных зданиях — одна в Спитаке и четыре в Вайке. Бенефициарами программы стали 1160 человек в Спитаке и 2640 человек в Вайке.

ЕС объявляет о намерении увеличить финансирование проектов в энергетическом секторе Армении. В этих целях предусмотрено создание совета по энергоэффективности, который будет регулировать проекты в отрасли. Для реализации проектов также будут привлечены средства программы Восточного партнёрства ЕС, в рамках которой Армения получит около 80 млн евро. Ещё 300 млн евро будут выделены ЕС и европейскими финансовыми

институтами на повышение безопасности энергетического комплекса страны и диверсификацию источников энергии. Большая часть средств будет предоставлена в виде кредитов, остальная часть — в виде грантов [ Оганесян, 2019].

Программы поддержки Армении в сфере развития ВИЭ и энергоэффективности были продолжены также в 2020 г. В феврале 2020 г. правительство Армении подписало пакет финансовых соглашений с ЕС, в рамках которых ЕС предоставил республике 65 млн евро по трём программам: энергоэффективность и окружающая среда, развитие местных сообществ и формирование инструментов для реализации расширенного и всеобъемлющего соглашения с ЕС. Первая программа включает несколько компонентов: 5 млн евро будет выделено на очистку озера Севан, 3,7 млн евро — на развитие законодательной базы в области энергоэффективности и энергосбережения, 17 млн евро — на формирование инструментов инвестиционной платформы. Второе соглашение предусматривает развитие местных сообществ, в частности одна из составляющих программы в размере 11 млн евро будет направлена на экономическое развитие сообществ6.

ЕС активно сотрудничает с финансовыми учреждениями для оказания финансовой и консультативной поддержки странам Восточного партнёрства в области энергетики и энергоэффективности. ЕБРР и ЕС объединяют усилия для стимулирования зелёного финансирования. В рамках программы Египет, Марокко и страны Восточного партнёрства, включая Армению, получат новые возможности для климатического финансирования и технической помощи. Бенефициары должны принимать меры для повышения энергоэффективности, снижения затрат на энергию и поддержки циклической экономики.

Программа «ЕС для Еревана: солнечное сообщество» является свидетельством реализации упомянутой зелёной политики. Целью этой программы является сокращение потребления энергии и связанных с ним выбросов парниковых газов за счёт использования возобновляемых источников энергии и реализации мер по повышению энергоэффективности в многоквартирных домах. Общее ожидаемое сокращение выбросов углекислого газа составляет около 850 т в год. Проект предусматривает оказание помощи органам управления многоквартирными домами в оптимизации энергопотребления путём внедрения мер по повышению энергоэффективности в зданиях и установки фотоэлектрических модулей для местного производства электроэнергии7.

6 ЕС предоставит Армении 65 млн евро по трём соглашениям... // http://arka.am/ru/news/ economy/es_predostavit_armenii_65_mln_evro_po_trem_soglasheniyam_na_ochistku_sevana_ razvitie_obshchin_i_ener/, дата обращения 12.04.2021.

7 Программа «ЕС для Еревана: Солнечная община» // https://www.yerevan.am/ru/eu-for-yerevan-solar-community/, дата обращения 12.04.2021.

Выводы

Как и для любого государства, диверсификация является одним из главных вызовов обеспечения энергетической безопасности Армении. Развитие возобновляемой энергетики является ключевым условием диверсификации энергосистемы. Армения располагает большим потенциалом развития возобновляемой энергетики. Для наиболее эффективного использования этого потенциала необходимо налаживание государственно-частного партнёрства, поскольку проблемы функционирования отрасли связаны не только с техническими и финансовыми вопросами, но и с вопросами регулирования рынка и в целом энергетической политики, проводимой правительством.

Анализ показал, что наиболее перспективными направлениями развития ВИЭ являются солнечная, ветровая, био-, геотермальная и малая гидроэнергетика, из которых в особенности следует выделить малую гидроэнергетику и солнечную энергетику, в сфере которых имеется ряд успешно реализованных проектов. Что касается ветровой, геотермальной и биоэнергетики, то оценённый потенциал позволяет говорить о перспективе их развития в случае грамотно выстроенной энергетической политики государства и, в частности, улучшения инвестиционного климата в энергетике и в экономике в целом.

Ключевой угрозой реализации ряда проектов в сфере ВИЭ в Армении является напряжённость на армяно-азербайджанской границе, периодические обстрелы азербайджанскими ВС армянских приграничных территорий, наиболее удобных для строительства солнечных и ветровых станций. В этом контексте особенно важно комплексно оценить проблемы строительства СЭС «Масрик-1» и ВЭС Zod Wind в Гегаркуникской области Армении.

Ключевым партнёром Республики Армения в сфере развития ВИЭ и энергоэффективности продолжает оставаться ЕС. Цель поддерживаемых ЕС проектов заключается в оказании помощи армянским общинам в повышении энергоэффективности и снижении затрат на электроэнергию. Сотрудничество между Арменией и ЕС направлено на диверсификацию энергетической системы республики и снижение зависимости страны от импорта углеводородов. Поддержка союза распространяется также на бизнес с целью оздоровления инвестиционного климата и развития зелёного финансирования.

Список литературы

Закон об энергосбережении и возобновляемой энергетике, 9 ноября 2004 г. // https://www.arHs.am/DocumentView.aspx?Docro=67719, дата обращения 12.04.2021.

Программа деятельности Правительства Республики Армения, 2019. Приложение к Решению Правительства РА № 65-A // https://www.gov.am/files/ docs/3133.pdf, дата обращения 12.04.2021.

100 лет энергетике Армении, 2003 / Под ред. Л. В. Егиазаряна и др. Ереван: Медиа-Модель. 192 с.

Давтян В., Тевосян О., 2019. Тенденции развития энергетической политики Армении. Ереван: Фонд Конрада Аденауэра. С. 97—98.

Одабашян В., Хачатрян С., 2007. Возобновляемая энергетика в Республике Армения // 21-й век: информационно-аналитический журнал. 2 (6). С. 143—158.

Паносян Ж., Марухян В., 2003. Новые технологические разработки для производства эффективных и конкурентоспособных солнечных электростанций // Первый конгресс возобновляемой энергетики. Ереван. С. 96.

Бадалян Н., 2021. В Армении будет построена первая плавучая солнечная электростанция // https://finport.am/full_news.php? id=44072&lang=2, дата обращения 12.04.2021.

Оганесян А., 2019. ЕС выделил Армении на программы по повышению энергоэффективности 69 млн евро // https://finport.am/full_news.php? id=40240&lang=2, дата обращения 12.04.2021.

Меликян К., 2020. EBRD и ЕС объединяют усилия для стимулирования зелёного финансирования // https://finport.am/full_news.php? id=42393&lang=2, дата обращения 12.04.2021.

ЕС предоставит Армении 65 млн евро по трём соглашениям... // http://arka.am/ ru/news/economy/es_predostavit_armenii_65_mln_evro_po_trem_soglasheniyam_na_ ochistku_sevana_razvitie_obshchin_i_ener/, дата обращения 12.04.2021.

Концепция альтернативного накопления и управления электроэнергией привлечёт новые инвестиции // http://www.minenergy.am/article/1242, дата обращения 12.04.2021.

«Мы турок не боимся»: село Мец Масрик после обстрела со стороны Азербайджана // https://ru.armeniasputnik.am/video/20201003/24735110/My-turok-ne-boimsya-selo-Mets-Masrik-posle-obstrela-so-storony-Azerbaydzhana-video.html, дата обращения 12.04.2021.

На армяно-азербайджанской границе в Гегаркунике произошёл инцидент // https://armenpress.am/rus/news/1052927.html, дата обращения 12.04.2021.

Программа «ЕС для Еревана: Солнечная община» // https://www.yerevan.am/ ru/eu-for-yerevan-solar-community/, дата обращения 12.04.2021.

Штрафовать малые ГЭС за использование воды больше разрешённого объёма — удар в спину государства // http://www.debate.am/home/details? cp=20270, дата обращения 12.04.2021.

Zod Wind требует от правительства Армении 5 млн долл. за незащиту бизнеса от азербайджанцев // https://ru.armeniasputnik.am/politics/20210527/27713395/ Kompaniya-Zod-Wind-podala-isk-protiv-kabmina-Armenii-iz-za-proniknoveniya-azerbaydzhantsev.html, дата обращения 12.04.2021.

Alexander A. MARKAROV, D. Sc. (Politics), Prof. at YSU, Director of the

Armenian branch of the Institute of CIS Countries.

Address: 1, Alek Manukyan str., Yerevan, 0025, Republic of Armenia

E-mail: amarkarov@ysu.am

SPIN-code: 9302-0149

Vahe S. DAVTYAN, D. Sc. (Politics), Associate Professor at Russian-Armenian University, President at the Institute for Energy Security. Address: 123, Hovsep Emin str., Yerevan, 0051, Republic of Armenia. E-mail: vahedavtyan@yandex.ru SPIN-code: 7094-6199

RENEWABLE ENERGY DEVELOPMENT IN ARMENIA: CHALLENGES TO DIVERSIFICATION

DOI: 10.48137/2687-0703_2021_15_3_116 Received: 30.05.2021.

For citation: MarkarovA. A., Davtyan V. S., 2021. Renewable Energy Development in Armenia: Challenges to Diversification. - Geoeconomics of Energetics. № 3 (15). P. 116-129. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_15_3_116

Key words: Armenia, energy, diversification, renewable energy sources, energy efficiency, EU.

Abstract

The prospects for the development of renewable energy in Armenia are shown in the context of the challenges of diversifying the ways to ensure energy security. The authors assess potential of solar, wind, bio-, geothermal and small hydropower in Armenia. The main threats and risks that hinder the full development of renewable energy sources are identified, among which the problems of state regulation and energy policy in general are highlighted. A brief analysis and characteristics of implemented or ongoing projects in the field of renewable energy sources are given. Particular attention is paid to the escalation on the Armenian-Azerbaijani border, as a result of which shelling of Armenian territories, violation of the sovereign borders of Armenia by the Azerbaijani Armed Forces call into question the feasibility of large projects in the field of renewable energy, carried out in areas close to the border.

The article identifies the necessity of implementing programs in the field of energy efficiency. In this regard, the main directions of cooperation between Armenia and the EU in this area are considered. It is established that the EU continues to be the key partner of Armenia in the field of renewable energy and energy efficiency development. Interaction with the EU is aimed primarily at improving the investment climate in the energy sector, reducing the republic's dependence on imports of hydrocarbons, developing green financing instruments, etc.

References

Law on Energy Saving and Renewable Energy, November 9, 2004 // https://www. arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=67719, accessed 12.04.2021. (In Arm.)

The program of activities of the Government of the Republic of Armenia, 2019. Appendix to the Decision of the Government of the Republic of Armenia № 65-A // https://www.gov.am/files/docs/3133.pdf, accessed 12.04.2021. (In Arm.)

100 years of energy in Armenia, 2003 / Edited by L. V. Yeghiazaryan et al. Yerevan: Media Model. 192 p. (In Russ.)

Davtyan V., Tevosyan O., 2019. Trends in the development of Armenia's energy policy. Yerevan: Konrad Adenauer Foundation. Pp. 97—98. (In Russ.)

Odabashyan V, Khachatryan S., 2007. Renewable energy in the Republic of Armenia // 21st century: Information and Analytical journal. 2 (6). Pp. 143—158. (In Russ.)

Panosyan Zh., Marukhyan V, 2003. New technological developments for the production of efficient and competitive solar power plants // The first Congress of renewable Energy. Yerevan. P. 96. (In Russ.)

Badalyan N, 2021. The first floating solar power plant will be built in Armenia // https://finport.am/full_news.php? id=44072&lang=2, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

Oganesyan A., 2019. The EU has allocated $69 million to Armenia for energy efficiency programs // https://finport.am/full_news.php? id=40240&lang=2, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

Melikyan K., 2020. The EBRD and the EU join forces to stimulate green finance // https://finport.am/full_news.php?id=42393&lang=2, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

The EU will provide Armenia with 65 million euros under three agreements... // http://arka.am/ru/news/economy/es_predostavit_armenii_65_mln_evro_po_trem_ soglasheniyam_na_ochistku_sevana_razvitie_obshchin_i_ener/, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The concept of alternative energy storage and management will attract new investments // http://www.minenergy.am/article/1242, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

«We are not afraid of the Turks»: the village of Mets Masrik after the shelling from Azerbaijan // https://ru.armeniasputnik.am/video/20201003/24735110/My-turok-ne-boimsya-selo-Mets-Masrik-posle-obstrela-so-storony-Azerbaydzhana-video.html, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

An incident occurred on the Armenian-Azerbaijani border in Gegharkunik // https://armenpress.am/rus/news/1052927.html, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

The EU for Yerevan Solar Community program // https://www.yerevan.am/ru/ eu-for-yerevan-solar-community/, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

Fining small hydroelectric power plants for using water more than the permitted volume is a stab in the back of the state // http://www.debate.am/home/details? cp=20270, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

Zod Wind demands $5 million from the Armenian government for not protecting business from Azerbaijanis // https://ru.armeniasputnik.am/politics/ 20210527/27713395/Kompaniya-Zod-Wind-podala-isk-protiv-kabmina-Armenii-iz-za-proniknoveniya-azerbaydzhantsev.html, accessed 12.04.2021. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.