Научная статья на тему 'Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста'

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2759
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина С.И.

В данной статье рассказывается, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Философия современного образования

17

собствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определённым результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовать веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

Особую роль в подготовке руки к письму грает рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Освоив швы, ребята могут осваивать шитьё. Координация и точность движений развивается у ребёнка в процессе пришивания пуговиц.

Таким образом, целесообразно проводить данные виды работ как целые занятия, так как и индивидуальные формы работы во второй половине дня. Поделки из бумаги дошкольники могут описать, рассказать как они выполняли ту или иную поделку, что для этого потребовалось, в какой последовательности необходимо было выполнять.

Список литературы:

1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Степени общения: от года до семи.

3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.

4. Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пяти, шести лет.

5. Фомина Л.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

6. Кольцова М.М. Развитие моторики.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Кузьмина С.И.*

Детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок», г. Нижневартовск

В данной статье рассказывается, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса.

Ключевые слова воображение, дошкольный возраст, представление, воображение, воспитание.

Воспитатель.

18

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения в жизни маленького ребенка отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития, других психических процессов.

По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В старшем дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение старшего дошкольника не только более богато, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты.

К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах:

1. произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи;

2. возникновение воображаемого плана ее реализации.

У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием

Философия современного образования

19

воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребенка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т.п.), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребенка.

Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает еще, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.

Короленко описывает, как он с братом играл в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая. Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры разворачивалось во внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далекие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути, и т.д.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года - 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы - фантазии детей о себе, как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).

На третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим

20

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют также развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами, и отпадает необходимость практического действия с ними. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Как уже указывалось, для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т.е. воссоздать их в своем воображении.

Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Философия современного образования

21

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребенок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, у него развивается воображение.

Список литературы:

1. Богословский В.В. Основы общей психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. - М.: «Академия», 1981. - 423 с.

2. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. -2001. - № 1 (49). - С. 14.

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: «СОЮЗ», 1999. -С. 102-126.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: «СОЮЗ», 1997. - С. 66-69.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: «Знание», 1986. -197 с.

6. Дубровина И.В, Психология. - М.: Просвещение, 1999. - 405 с.

7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение, 1964. - С. 672.

ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Никулина Ю.Н.*

Детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок», г. Нижневартовск

Статья посвящена проблемам учителя включающая в себя управление психическим развитием личности ученика. Успешно разрешить её

Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.