Научная статья на тему 'Развитие воображения и творческого мышления младших школьников'

Развитие воображения и творческого мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отточка А.А.

В статье идет речь о развитии воображения и творческого мышления младших школьни-ков при использовании различных упражнений, направленных на развитие воображения, фантазии, мышления, координации движений, речи, мелкой моторики пальцев, правого полушария мозга и т.д. Показан опыт использования разработанной нами программы развития воображения и творческого мышления младших школьников и описана динамика уровня воображения и творческого мышления по итогам реализации программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие воображения и творческого мышления младших школьников»

УДК 373

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А.А. Отточка

Аннотация. В статье идет речь о развитии воображения и творческого мышления младших школьников при использовании различных упражнений, направленных на развитие воображения, фантазии, мышления, координации движений, речи, мелкой моторики пальцев, правого полушария мозга и т.д. Показан опыт использования разработанной нами программы развития воображения и творческого мышления младших школьников и описана динамика уровня воображения и творческого мышления по итогам реализации программы.

Ключевые слова: развитие воображения, развитие творческого мышление, творческая деятельность, младшие школьники.

DEVELOPMENT OF IMAGINATION AND CREATIVE THINKING OF YOUNGER STUDENTS

A.A. Ottochka

Abstract. The article deals with the development of imagination and creative thinking of primary school children when using different exercises to develop imagination, fantasy, thinking, coordination, speech, small motility of fingers of the right hemisphere of the brain, etc the experience of using the developed program of development of imagination and creative thinking of primary school children and describes the dynamics of the level of imagination and creative thinking on the implementation of the program.

Key words: development of imagination, development of creative thinking, creative activity, younger students.

В связи с технологическим прогрессом актуальность проблемы развития воображения и творческого мышления детей как никогда значима. В современном мире часто можно услышать о креативности и способности нестандартно мыслить. Но как развить такие качества? В процессе научно-исследовательской работы мы дали ответ на этот вопрос и спроектировали программу развития воображения и творческого мышления младших школьников.

Но для начала нам стоит разобраться, что же собою представляет младший школьный возраст, воображение и творческое мышление.

Младший школьный возраст является периодом онтогенеза в диапазоне с 6,5-7 до 10-11 лет [2, с. 108]. На данном жизненном этапе у ребенка происходит интенсивное развитие мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, формируются навыки общения и поведения в социуме.

Воображение у младшего школьника развивается благодаря активному развитию репродуктивного воображения вследствие включения в учебную деятельность. Кроме того, младший школьный возраст является началом развития творческого воображения.

Творческое мышление является основной характеристикой одаренной личности [1, с. 94]. При высоком уровне творческого мышления человек способен создавать что-то новое и необычное, находить нестандартные ответы на жизненные вопросы, решать проблемы нетипичным для общества образом. Способность смотреть на возникшие ситуации под другим углом помогает увидеть простое решение сложной, на первый взгляд, задачи [4, с. 16].

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Быстро соображать и оригинально мыслить человек может научиться почти в любом возрасте, но для взрослого это будет довольно сложно и займет длительное время. У ребенка такие качества можно сформировать легко и непринужденно. В начальных классах для этого есть уроки рисования и труда, на которых младший школьник может проявить себе через творчество. Но стоит указать на то, что сейчас XXI век, и в современном мире популярностью пользуются различные электронные гаджеты. Многие родители приобретают их детям с ранних лет жизни, чем заменяют ребенку реальные игры, при которых происходит развитие творческих способностей, на виртуальные. Для проверки того, действительно ли игры и активная творческая деятельность способствуют развитию творческой личности, была проведена научно-исследовательская работа.

Целью нашего исследования было выявление степени влияния творческой деятельности на развитие воображение и творческого мышления младших школьников. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что активное включение в творческую деятельность развивает воображения и творческое мышление.

Для достижения цели и проверки гипотезы нами была проведена исследовательская работа, включающая в себя три этапа:

1. Первый этап заключался в первичной диагностике. На данном этапе проводилась диагностика воображения с помощью методики «Скульптура» (по Р.С. Немову) и диагностика творческого мышления с помощью теста Дж. Гилфорда «Эскизы».

2. Второй этап предполагал разработку и апробацию программы развития воображения и творческого мышления младших школьников.

3. Третий этап заключался в повторном проведении методики «Скульптура» и теста «Эскизы».

На первом этапе исследовательской работы мы выявили, что среди группы детей возрастом от 8 до 10 лет в количестве 46 чел. у 54,3 % (25 чел.) средний уровень развития воображения, у 26 % (12 чел.) уровень воображения на уровне ниже среднего, у 15,3 % (7 чел.) уровень воображения выше среднего и у 4,4 % детей высокий уровень воображения. Низкого уровня в исследовательской группе мы не выявили.

При диагностике творческого мышления нами было выявлено, что у 46 % (21 чел.) средний уровень развития творческого мышления, 32 % (15 чел.) обладают низким уровнем и 22 % (10 чел.) имеют высокие показатели творческого мышлений в данной исследовательской группе.

Полученные результаты подтвердили нужность разработки программы развития воображения и творческого мышления младших школьников. Для этого нами был подобран ряд игр и упражнений, которые соответствуют младшему школьному возрасту и способствуют развитию творческих способностей, эмпатии, мелкой моторики рук, пластичности, координации движений, речи, эмоциональной сферы и т.д. Всего с детьми было проведено 10 занятий. На первом занятии проводилось упражнение «Говори наоборот» и «Составь предложение». На втором занятии проводилось упражнение «Отгадывай-показывай» и «Ухо-нос». На третьем занятии мы провели упражнение «Что может произойти?» и упражнение «Составление рассказа по картинке». Четвертое занятие заключалось в проведении упражнения «Нарисуй чувства» и упражнения «Фантастическое животное». Пятое занятие состояло из игры «Артисты пантомимы» и игры «Животные». На шестом занятии проводилось упражнение «Чтение цветов», «Не может быть!» и упражнение «Колечко». На седьмом занятии проводилось упражнение «Добрые-злые» и упражнение «Удивительная ладонь». Восьмое занятие содержало в себе упражнение «Заколдованный лес» и упражнение «Ухо-нос». На девятом занятии было упражнение «Интересные фигуры» и «Неизвестные фигуры». Десятое занятие, последнее из нашей программы, предполагало проведение упражнения «Сказка» и упражнения «Комплимент». Занятия проводились 2-3 раза в неделю.

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

По итогам реализации программы развития воображения и творческого мышления было осуществлено повторное проведение методики «Скульптура» и теста «Эскизы». Анализируя полученные результаты по методике «Скульптура», у 52,2 % (24 чел.) мы выявили средний уровень развития воображения, у 32,6 % (15 чел.) высокий уровень, у 10,8 % (5 чел.) выявлен уровень выше среднего и у 4,4 % (2 чел.) уровень воображения ниже среднего; низкого, как и при первичной диагностике, не выявлено. По итогам реализации развивающей программы высокий уровень воображения увеличился на 28,2 %. При первичной диагностике (выборка -46 чел.) высокий уровень воображения был выявлен у 2-х чел., после проведения программы число детей с высоким уровнем увеличилось до 15-ти.

Вторичная диагностика по тесту «Эскизы» показала, что у 48 % средний уровень творческого мышления, у 46 % высокий и у 6 % низкий уровень творческого мышления. Проведенная программа позволила повысить показатель высокого уровня на 24 %, количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 11 чел. Количество детей с низким уровнем творческого мышления уменьшилось с 15 до 3 на выборку из 46 чел.

Проведенная работа позволила нам увидеть, что включение ребенка в активную творческую деятельность способствует развитию творческих способностей личности.

Библиографический список

1. Гурова Л.Л. Психология мышления: электронные текстовые данные. М., 2005.

2. Дерябина Е.А. Возрастная психология: учебное пособие. Саратов, 2018.

3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1999.

4. Боно Э. де. Искусство думать: латеральное мышление как способ решения сложных задач: электронные текстовые данные. М., 2016.

А.А. Отточка

студент Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.