Научная статья на тему 'Развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе обучения узбекскому народному пению'

Развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе обучения узбекскому народному пению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
пение / развитие вокальных навыков у детей / средства познания / музыкально-поэтическое творчество / творчество народа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гани Мухаммадович Худоев

Пение занимает ведущее место в системе музыкальноэстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает общей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение самый массовый вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе обучения узбекскому народному пению»

Развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе обучения узбекскому

народному пению

Гани Мухаммадович Худоев Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой -пение обладает общей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

Ключевые слова: пение, развитие вокальных навыков у детей, средства познания, музыкально-поэтическое творчество, творчество народа.

The development of vocal skills in children of primary school age in the process of teaching Uzbek folk singing

Gani Muhammadovich Khudoev Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: Singing occupies a leading place in the system of musical and aesthetic education of children. A good song entertains and soothes the child, develops and educates him. The song accompanies a person's life from early childhood. It affects his feelings, takes up leisure, in a bright, imaginative, entertaining form deepens the existing ideas about the surrounding reality. Compared to instrumental music, singing has a total mass of emotional impact on children, as it combines word and music. Singing is the most popular type of folk performance. There is no such corner on earth where people would not sing songs about work, nature, life around them, about their feelings. The song brings people together, serves as a means of cognition, regardless of the will of a person, makes him love or hate.

Keywords: singing, development of vocal skills in children, means of cognition, musical and poetic creativity, creativity of the people.

Музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям, то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической.

Народная музыка - часть традиционной культуры (фольклора). «Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.

Развитие детского голоса формирует вокальные навыки, которые способствуют общекультурному развитию, освоению мировой художественной культуры, приобщение к высоким нравственным идеалам человечества, к высочайшим творениям музыкальных гениев.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает общей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат.

По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются

музыкальные особенности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Формируя певческие навыки, необходимо научить детей различать характер песен. Качество звука определяется характером песни, но самое главное -научить петь детей интонационно чисто.

Дети с помощью педагога разучивают песни на занятиях. Разученные песни они могут петь самостоятельно во время игр, прогулок в теплую погоду. В старшем возрасте надо приучать детей петь знакомые песни без сопровождения.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранение его естественного звучания. Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых.

Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших классах. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому у ребят младших классов голос очень легкий, не сильный, не звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание.

Дети дошкольного возраста и первых классов поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Понятие высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется на нем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков. Мышечная сила учеников младших классов еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения, могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщину голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклоном головы в перед, назад и в стороны и упражнения с пропеванием гласных «У» и «О», но не «И», которая сужает гортань.

Посредством пения упражняются и совершенствуются детское дыхание, иными словами, они занимаются дыхательной гимнастикой. При пении

упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны в отличие от скрытой глаз работы мышц глотки и гортани. Учащиеся охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка учителя, которые при пении максимально активны. Таким образом, пение активирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения начальных классов, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бес тембровое). Невелик диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т.е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У учеников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое дыхание им не по силам и может быть доступно только в старшем возрасте в результате общего психофизического развития. При фальцете -головном регистре, свойственному младшему классу, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная масса связок находится в относительном покое).

Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У ребят это ведет к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития голоса. Поэтому первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом. Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии, соответствуют диапазону голоса детей.

Дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слушания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка

неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание учеников на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполнения, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступны, учащиеся преодолевают трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Возникают различные заболевания голосового аппарата.

Для того чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту учеников. Во время пения ученики 12 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки ребята могут прислониться к спинкам стульев). Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

Разучивать песни надо сидя. А уже разученные песни можно петь стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя, голова держится прямо, руки опущены.

Организация учащихся на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения материала и для развития музыкальных способностей.

В начальных классах учащихся обучают простейшим навыкам: правильному звукообразованию; правильному дыханию; хорошей дикции; чистоте интонации; ансамблю - стройному согласованному пению.

Это способ извлечения звука. Ребята должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку ученики начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Учащимся 1-го класса свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самого первого класса, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие

песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяжности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Использованная литература

1. Худоев Гани Мухаммадович. Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). РИНЦ. Учёные записки (Алтайкая государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. Стр. 50-57.

2. Худоев Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

3. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука 4 (244), 32-35.

4. Худоев Гани Мухаммадович. Яккахон кушикчилик (Бухорча айтимлар асосида) / Укув кулланма. Тошкент: Фан нашириёти 1, - Б.126.

5. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва ... стр. 104-108.

6. Худоев Гани Мухаммадович. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. О'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида .56-61.

7. Худоев Гани Мухаммадович. Бухоро макомларининг узига хос ижро услублари. О'zDK. «Узбек миллий маком санъатининг тарихий вазарий асослари .113-119.

8. Худоев Гани Мухаммадович. Бастакор Улмас Расулов ёдига чизгилар. Узбекистон композиторлари ва бастакорлари уюшмаси. «Узбекистон музыка.. .131-135.

9. Худоев Гани Мухаммадович. Цивилизация бухарской культуры в контексте эволюции исторических эпох. Международный инженерный журнал исследований и разработок. IEJRD. Э .2-11.

10. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара Шашмакоми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик. «Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали., 44-48.

11. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.

12. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов обучают Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: Актуальные проблемы современности .17-28.

13. Худоев Гани Мухаммадович. Кух,на Бухоро сарой мусикаси - маком ижрочилик анъаналари. Маданат чоррах,алари / Перекрёсток культуры / Перекрёсток культуры электрон ...4-9.

14. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусикасида созанда санъати. Узбекистан давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали., 28-32.

15. Худоев Гани Мухаммадович. Кух,на бухоро сарой мусикаси-маком ижрочилик анъаналари. Узбекистон давлат санъат ва маданият институти хабарлари журнали. 28-32.

16. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов древней Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы ... 17-28.

17. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. О'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида... 230-236.

18. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты ...

19. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара айтимлари хусусида. XXI аср -интеллектуальная салохият асри. Республика илмий-методик маколалар то ... 235-237.

20. Худоев Гани Мухаммадович. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.

21. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский макомларининг халкчил йуллари. О^ FA San'atchunoslik г^кий. «Узбекистон санъати дунё маданиятининг ... 269-273.

22. Худоев Гани Мухаммадович. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания 5 (8), 630-633.

23. Худоев Гани Мухаммадович. Мавриги хусусида илмий мулохазалар. Наука, образование и производство в обеспечении устойчивого развития ... 222226.

24. Худоев Гани Мухаммадович. Абу Наср Форобийнинг мусикий илмий карашлари. San'at yо'naHsЫarida yosЫarm ma'naviy-axloqiy 1агЫуа1аБЬ: 121ашБЬ, уесЫт уа istiqbo11ar. Я^риЬНка i1miy-ama1iy копГеге^уа та!епа11ап. 76-77.

25. Худоев Гани Мухаммадович. Улмас анъаналар йулида. Гулистон, 9.

26. Худоев Гани Мухаммадович. Мухаммасхон Матлаб ая. «Театр» журналы, 12-13.

27. Худоев Гани Мухаммадович. Миллий мусика - миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalarni qo'llash istiqbollari ... 162 -163.

28. Худоев Гани Мухаммадович. Бухорои Шариф мусика мероси. журналы «Педагогик мах,орат», 54-56.

29. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари замонавий талкинда. журналы «Бухоро давлат университети илмий обороти», 66-69.

30. Худоев Гани Мухаммадович. «Нозанин» намойиш этади. «Театр» журналы. 6 (6), 37-38.

31. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский шашмаком - культура современного спектакля. Международный научно-творческий форум «молодёж в науке и культуре XXI века ... 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.