нию выпускников не в военные вузы сменяется достаточно лояльным. Например, за период существования восстановленного Омского кадетского корпуса в Омскую академию МВД направлено для дальнейшего обучения около тридцати человек. Кроме того, показательным фактом является то, что с 2004 г. при подведении итогов выпуска воспитанники, поступившие в высшие учебные заведения всех силовых ведомств, засчитываются в общий положительный итог. Учитывая, что Министерство обороны единственное, обладающее длительным опытом организации довузовской военной подготовки, автор берется утверждать, что выпускники Суворовских училищ и кадетских корпусов, находящихся под его управлением, имеют самые высокие профессиональные качества и находятся в более благоприятных условиях для самоопределения на военно-профессиональную деятельность.
2. Появляются учреждения, практически полностью находящиеся на балансе местных административных органов, например Омский кадетский корпус. И это не «модное веяние». При всей дороговизне подобных экспериментов, они могут быть выгодны как Министерству обороны, так и самим «шефам». Корпус сегодня является базой для развертывания большинства программ патриотического воспитания молодежи, его участие гарантирует содержательность многим мероприятиям городского и областного масштабов. Не случайно положительный опыт правительства области был обозначен в качестве темы доклада начальника Кадетского корпуса В. Басаева на научно-практической конференции, посвященной системе довузовской военной подготовки, состоявшейся в 2006 г. под эгидой сразу двух думских комитетов: по обороне и по образованию.
3. Собственные кадетские корпуса организуются и развиваются практически во всех силовых структурах. Лидерами, вслед за Министерством обороны, являются Министерство внутренних дел и Федеральная пограничная служба России.
4. Кадетские корпуса, кадетские школы и интернаты, различные кадетские классы и классы военно-профессиональной направленности, приобретая собственные педагогические технологии подготовки к военно-профессиональному самоопределению, становятся более результативными и эффективными.
Представленные в статье тенденции в решении проблем военно-профессионального самоопределения, безусловно, не охватывают всех процессов, происходящих в педагогической науке и практике и влияющих на него. На взгляд автора, они являются наиболее позитивными и способны при их дальнейшем сохранении и усилении разрешать существующие в рамках проблемы противоречия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басаев В. Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России: дис. ... канд. истор. наук. - Омск, 2000.
2. Батищев В. Н. Психологическое обеспечение военнопрофессионального самоопределения курсантов ввузов ВС РФ: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989.
4. Драгомиров М. И. Подготовка войск в мирное время (воспитание и образование). - Киев, 1906.
5. Князев А. М. Психологическое обеспечение личностнопрофессионального становления в вузе. - М., 2002.
6. Месснер Е., Вакар С., Вербицкий Ф. и др. Российские офицеры. - Буэнос-Айрес, 1959.
7. Нагаев И. Б. Педагогическая технология развития во-енно-професиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004.
РАЗБИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
А. Ф. Иоаниди
Омский танковый инженерный институт
Проблему направленности личности на военнопрофессиональную деятельность рассматривали в своих работах военные ученые А. В. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк, В. В. Усманов, Н. Ф. Фе-денко, И. Б. Нагаев и др. Основой правильного выбора профессии является профессиональная направленность личности, а профессии офицера - ее военно-профессиональная направленность, которую некоторые военные исследователи относят прежде всего к числу профессионально важных качеств офицеров как государственных служащих.
Военно-профессиональная направленность представляет собой составную часть общей направленности личности военнослужащего. Структурными элементами военно-профессиональной направленности личности являются взаимозависимые убеждения, интересы, склонности, идеалы, складывающиеся в служебной деятельности как система целей, установок, намерений, стремлений и перспектив военнослужащего. В своей совокупности все они функционируют как целостная, динамическая система.
Основные качественные характеристики военно-профессиональной направленности личности, которые подлежат изучению при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в вузе, - это ее уровень, широта, осознанность, устойчивость.
Под уровнем военно-профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии военнослужащего (и, следовательно, личностного смысла этого мотива) объективному ее содержанию.
Под широтой военно-профессиональной направленности подразумевается совокупность различных потребностей, интересов и целей, которые стремится реализовать курсант в процессе деятельности, а также на-
личие у него правильных представлений о всех аспектах будущей профессии.
Осознанность военно-профессиональной направленности как отражение в сознании потребности и способов ее достижения в некотором отношении связана с ее широтой и предполагает высокую степень информированности курсанта о специфике, требованиях будущей профессии к личности специалиста. Это определяется также адекватностью сопоставления своих личных возможностей и наклонностей с этими требованиями и содержанием практической деятельности.
Устойчивость военно-профессиональной направленности характеризует постоянство профессиональных устремлений курсанта. При ее оценке важно выяснить время зарождения интереса и склонности к определенному виду военно-профессионального труда, проследить динамику их развития на различных этапах становления личности.
Качественные характеристики военно-профессиональной направленности являются также динамическими параметрами. В процессе приобретения курсантами военной профессии происходят изменения в их отношении к обучению в вузе, к профессии офицера, в формировании у них профессионально важных качеств. В целях повышения успешности профессионального становления будущего офицера эти изменения необходимо выявлять, изучать и учитывать. Знание индивидуально-психологических особенностей курсантов создает возможности педагогам и командирам для совершенствования профессионального становления будущих офицеров.
Как динамичная система, военно-профессиональная направленность личности курсанта подвержена изменениям после его поступления в вуз, в период его адаптации к новым условиям жизнедеятельности и в ходе всего времени обучения курсанта в вузе. Динамичность является важнейшей особенностью военно-профессиональной направленности личности курсантов, что обусловлено недостатком у большинства из них жизненного опыта и возникающих в связи с этим трудностей в достижении положительных результатов в учебе и службе, неуверенности в своих силах, противоречиями.
Возникшие противоречия могут быть типичными, характерными для любого учебного учреждения высшего профессионального образования, и специфическими, характерными для военно-учебного учреждения. К типичным противоречиям можно отнести противоречия: между требованиями к учебной деятельности в вузе и уровнем общеобразовательной подготовленности курсанта; между служебной и учебной деятельностью и сложившимися у него представлениями о ней; между общественной значимостью профессии офицера и ее личностным смыслом для курсанта и др. К специфическим противоречиям чаще относят противоречия: между растущими требованиями служебной деятельности и уровнем военно-профессиональной подготовленности курсанта; неполным соответствием между стоящими перед ним задачами и степенью их превращения в лично значимые цели; между трудностями воинской службы и психологической готовностью курсанта к их преодолению и др.
Положительное разрешение данных противоречий способствует развитию военно-профессиональной направленности личности курсанта. Однако, если противоречия сохраняются или усиливаются, происходит снижение уровня и устойчивости военно-профессиональной направленности. Очевидно, что без достаточно высокого уровня и устойчивости военно-профессиональной направленности невозможно оптимальное вспомнить взаимосвязь между развитием личности курсанта и избранной им профессией. Выбор профессии можно считать правильным лишь в том случае, если есть надежда, что активность как положительное качество личности курсанта приведет к дальнейшему развитию его творческих и нравственных сил. И одной из основных предпосылок, позволяющих прогнозировать такое развитие личности, служит высокий уровень ее профессиональной направленности.
Нам представляется целесообразным выделение трех уровней военно-профессиональной направленности личности курсанта и определение их содержательных характеристик:
Высокий уровень развития характеризуется наличием: сформированной мотивационной базы выбора военной профессии; обоснованного плана профессионального самоопределения; адекватного представления об индивидуальных особенностях; знания предъявляемых профессией требований к специалисту и умений анализировать и сопоставлять их между собой.
Средний уровень развития военно-профессиональной направленности присущ курсантам, у которых была недостаточно сформирована мотивационная основа выбора военной профессии. Они имеют неясное представление о своей будущей профессиональной деятельности в связи с недостатком информации о профессии и собственных качествах, не всегда адекватно оценивают и определяют свои склонности и профессионально значимые качества. Нечеткость целей не дает им возможности выстроить обоснованный профессиональный план. Выбор профессии осуществлялся ими, как правило, под влиянием родителей, друзей или знакомых, так как они не смогли соотнести свои качества с требованиями профессии. Обычно их заинтересовывает только та деятельность, которая им нравится, но при этом они не соотносят ее с профессиональной направленностью. Недостаточная активность по осуществлению самоанализа, самокоррекции и самоактуализации потенциальных возможностей тормозит развитие качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией.
Низкий уровень развития военно-профессиональной направленности имеют курсанты, которые, при общем положительном отношении к военной профессии, еще не задумывались о своей пригодности к выбранному виду военно-профессиональной деятельности. У них слабо развита мотивационная основа выбора военной профессии, вследствие чего отсутствует план профессионального самоопределения.
Формирование и развитие военно-профессиональной направленности личности курсанта, поддержание ее высокого уровня выступают в вузе в форме психоло-го-педагогического воздействия на объект, так называе-
мого механизма формирования «сверху вниз», где объектом воздействия выступают курсанты младших (1-3) и старших (4-5) курсов.
Для курсантов младших курсов система психологопедагогического воздействия будет включать в себя:
а) предмет психолого-педагогического воздействия -военно-профессиональную направленность личности курсанта младшего курса;
б) субъекты психолого-педагогического воздействия в учебной и во внеучебной деятельности курсантов (преподаватели кафедр, группа профотбора, офицеры воспитательных структур, психолог, офицеры факультетов);
в) психолого-педагогические условия формирования и развития военно-профессиональной направленности: глубокого интереса к содержанию учебной и служебной деятельности курсанта, чувства гордости за принадлежность к офицерскому корпусу; мотивации достижения успеха и профессионального самосовершенствования; психологический тренинг;
г) этапы осуществления формирующего и развивающего психолого-педагогического воздействия: предварительный - профессиональный психологический отбор; I (1-11 семестр) - формирующий; II (Ш-1У семестр) - формирующе-развивающий; III (У-У1 семестр) - развивающий.
Каждый этап психолого-педагогического воздействия должен соответствовать определенному этапу в структуре учебно-воспитательного процесса военно-учебного заведения.
Основными направлениями воздействия на военнопрофессиональную направленность курсантов являются профилактика и коррекция отрицательного отношения к избранной профессии офицера и воинской специальности на основании результатов психолого-педаго-гического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Условиями эффективности воздействия являются целенаправленное, своевременное и дифференцированное осуществление психолого-педагогического воздействия во время учебных занятий (преподавателями), в часы воспитательной работы (офицерами воспитательных структур, психологом), во внеучебное время (офицерами факультетов) в соответствии с выявленными тенденциями развития военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологическими особенностями курсантов.
Психолого-педагогическое воздействие осуществляется через развитие структурных компонентов, качественных характеристик и содержания военно-профессиональной направленности, через формирование мотивов военно-профессиональной деятельности и заключается в усвоении объектом предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания военно-профессиональной направленности личности, которые затем превращаются из внешнепонимаемых во внутренние, принятые самим объектом.
Основными показателями развития уровня военнопрофессиональной направленности личности курсанта выступают степень превращения задач служебной деятельности в личностно значимые цели курсанта; сфор-мированность профессиональной убежденности; устой-
чивость и действенность интереса в склонности к военной профессии; настойчивость курсанта в достижении положительных результатов в служебной и учебной деятельности; его удовлетворенность выбором военной профессии; результаты служебной и учебной деятельности и др.
Формирование и развитие военно-профессиональной направленности личности курсанта будет успешным, если вся система проводимого с ним поэтапного психолого-педагогического воздействия будет максимально способствовать: обеспечению соответствия между общественной значимостью военной профессии и ее личностным смыслом для курсанта; между служебной и учебной деятельностью и сложившимися у него представлениями о ней; достижению положительных результатов в службе и учебе; поддержанию здоровой социально-психологической атмосферы в курсантском коллективе; побуждению каждого курсанта к самовоспитанию и самообразованию, имеющим выраженную военно-профессиональную направленность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев Б. А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
2. Асеев В. Г Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
3. Железняк Л. Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1968.
4. Нагаев И. Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004.
5. Шеремета Ю. В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов: (психологическое исследование): дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.
6. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ. - М., 2002.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СТРУКТУРЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Канд. психол. наук, профессор, член-корреспондент МАПН Т. В. Казак Академия МВД Республики Беларусь, Е. А. Лобанов, аспирант
Белорусский государственный педагогический университет
им. М. Танка
Управленческая компетентность является важной категорией профессиональной компетентности, основывающейся на совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально важных личностных качествах. Профессиональная компетентность