Научная статья на тему 'Развитие внутриорганизационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста'

Развитие внутриорганизационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЯ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ / PROFESSIONAL CAREER / MULTILEVEL / EDUCATIONAL MANAGEMENT / CAREER DEVELOPMENT STRATEGY / INDIVIDUAL TRAJECTORY / LONG LIFE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крисковец Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются особенности развития внутриорганизационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста. Дается характеристика национальных систем профессионального роста педагогов стран-лидеров мирового образования. Автор показывает специфику реализации стратегии развития профессиональной карьеры в образовательной организации, приводит характеристику ее составляющих. Раскрываются этапы реализации индивидуальной траектории профессионального карьерного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of internal organizational educational management in the framework of the national system of teaching growth

The article presents the development of intra-organizational educational management within the limits of formation of national system of teacher’s professional growth. The characteristic of national systems of teachers’ professional growth of the countries leading in the sphere of the world education is given. The author shows the specifics of the implementation of the strategy for the development of a professional career in an educational organization, determines the characteristics of its components. The stages of realization of an individual trajectory of professional career development are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие внутриорганизационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста»

Макаренко Виктор Григорьевич,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: makarenkovg@cspu.ru

Makarenko Victor Grigoryevich,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title

of Associate Professor,

Professor, Department of the Theory and

Technique of Physical Culture and Sport, South

Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: makarenkovg@cspu.ru

УДК 371.373 ББК 74.580:24.214

Т.Н. Крисковец

РАЗВИТИЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА

В статье рассматриваются особенности развития внутриорганизационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста. Дается характеристика национальных систем профессионального роста педагогов стран-лидеров мирового образования. Автор показывает специфику реализации стратегии развития профессиональной карьеры в образовательной организации, приводит характеристику ее составляющих. Раскрываются этапы реализации индивидуальной траектории профессионального карьерного развития.

Ключевые слова: профессиональная карьера, многоуровневость, образовательный менеджмент, стратегия карьерного развития, индивидуальная траектория, программа непрерывного действия.

T.N. Kriskovets

DEVELOPMENT OF INTERNAL ORGANIZATIONAL EDUCATIONAL MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHING GROWTH

The article presents the development of intra-organizational educational management within the limits of formation of national system of teacher's professional growth. The characteristic of national systems of teachers' professional growth of the countries leading in the sphere of the world education is given. The author shows the specifics of the implementation of the strategy for the development of a professional career in an educational organization, determines the characteristics of its components. The stages of realization of an individual trajectory of professional career development are revealed.

Key words: professional career; multilevel, educational management, career development strategy, :x individual trajectory, long life educational program.

о

Ü. Проблема формирования националь- вета по вопросам совершенствования си-

^ ной системы учительского роста, выде- стемы общего образования от 23.12.2015,

н ленная на заседании Государственного со- поставила образовательные организации

перед необходимостью качественного преобразования внутриорганизационно-го профессионального развития учителя. В настоящее время имеется эталонная характеристика учителя, заданная проф-стандартом, однако инструментарий реализации траектории профессионального карьерного развития конкретного учителя остается неразработанным. Система повышения квалификации практически не дифференцируется в зависимости от уровня профессионализма, теряя, таким образом, субъектную направленность и индивидуализированность.

Исследования показывают [1], что национальные системы профессионального роста учителей стран-лидеров мирового образования (Финляндии и Южной Кореи, Великобритании) основываются на актуализации педагогической практики в процессе профессионального становления, вариативности траекторий профессионального развития, учете субъективной профессиональной проблематики, реализации системы непрерывного образования на протяжении всего периода профессиональной деятельности. В данных странах большую роль в реализации программ профессионального развития играет непосредственно сама образовательная организация. Здесь происходит профессиональное развитие в процессе коллективного анализа практической деятельности, обсуждения актуальных педагогических проблем, ведения коллективной исследовательской деятельности, публичной самооценки и взаимооценки профессиональной деятельности. Подобный опыт необходимо учитывать в ходе формирования национальной системы учительского роста: в процессе внедрения вариативных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, создания эффективного механизма стимулирования качественного учительского труда, модернизации касалось системы оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала.

Дальнейшее развитие идеи учительского роста зависит от возможности и способности модернизации образовательного менеджмента путем органич-

ного сочетания процесса самообразования, внутриорганизационной и внешней систем профессионального развития учителя, обеспечивающего траекторию «учитель» - «старший учитель» - «ведущий учитель», в зависимости от уровня владения профессиональными компетенциями.

Речь идет не только об изменении процесса развития профессиональной карьеры в образовательной организации в целом, имеющего общие цели применительно ко всему педагогическому персоналу, но и о конкретизации этих целей относительно каждого конкретного субъекта карьерного развития, его индивидуальности и в этом аспекте возможности каждого сделать определенный выбор траектории развития карьеры, который соответствует его личностно-индивидуальным особенностям.

Обеспечение непрерывности профессионального развития достигается на основе постоянного преодоления разрыва между настоящим состоянием профессионального капитала и потенциальным, выработанным на основе внутриоргани-зационных возможностей и требований внешней среды (рис. 1).

Возрастание темпов социального прогресса, поливекторность направленности социальных изменений определяют необходимость прогнозирования направлений профессионального карьерного развития. Таким образом, возрастает роль стратегического подхода к обеспечению устойчивости профессионального карьерного развития в современной образовательной организации. Динамичность стратегии профессионального карьерного развития обусловлена влиянием на выбор общей траектории и итоговых карьерных целей учителя совокупности внешне- и внутреннеор-ганизационных детерминант.

Целью стратегии развития профессиональной карьеры является повышение уровня профессионального капитала учителя посредством обеспечения единства направленности его саморазвития и карьерного сопровождения со стороны образовательной организации; интегра-тивность и целостность составляющих

га н о о

Е р

Ф о I .0

ф

о

X

.0 ц

О)

н го ш о

со

го ао

Ю I

о л

р5

ф

н

о ^

о

^ го

со К

I I

ГО го

о о.

«и X I- ^

ГО

Индивидуальные потребности учителя в самореализации и удовлетворении трудом

I уровень

Изменения в знаниях

II уровень

Изменения в отношении к работе

III уровень.

Изменения в личном поведении

IV уровень

Изменения в организационном поведении

Формы совмещения Мотивация

Обучение

Профессионально-квалификационное продвижение

Управленческое развитие

Улучшение условий профессиональной деятельности

Развитие форм совместной деятельности

Рис. 1. Последовательность непрерывного развития карьеры в организации (по с.и. сотниковой [9])

Формулирование карьерной миссии

1. Анализ сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и факторов риска 2. Определение места карьеры в иерархии системы ценностей 3. Постановка целей

Выявление карьерной позиции

4. Оценка карьерного потенциала 5. Определение тактических единиц карьеры

Согласование карьерного потенциала учителя и интересов организации

6. Анализ организационной культуры

7. Согласование сивместных действий

Формулирование карьерной стратегии

8. Формулирование внутренней стратегии 9. Формулированиевнешней стратегии

ф са о

О

Рис. 2. Алгоритм реализации карьерной стратегии (по и.А. Поленц [7])

стратегии управления профессиональным карьерным развитием; соотношение профессиональных потребностей субъекта, с одной стороны, и запроса образовательной организации, государства и социума, с другой.

Стратегия развития профессиональной карьеры как система в теоретическом и практическом плане включает следующую взаимообусловленную последовательность действий:

• выявление разницы между имеющимся и желаемым уровнем профессионального развития педагогического коллектива;

• целеполагание, планирование квалификационного и карьерного роста, организация карьерного продвижения, мотивация;

• контроль реализации стратегии карьерного развития, регулирование и корректирование.

Стратегия развития профессиональной карьеры направлена на обеспечение взаимосвязи между процедурами планирования индивидуальной карьеры, системой внутриорганизационного развития карьеры, а также организационными процессами в целом. Решение проблемы индивидуализации развития карьеры нам видится в использовании модульного принципа построения программ профессиональной подготовки, который будет способствовать реализации каждым конкретным учителем программы индивидуального маршрута развития карьеры.

Разработка модульных программ профессиональной подготовки должна выстраиваться с опорой на соотношение организационных интересов с профессиональными интересами конкретного учителя. Для педагога освоение стратегии развития профессиональной карьеры означает восприятие системности профессиональных изменений в совокупности составных внешних и внутренних связей карьерного процесса.

Процесс построения и реализации карьерной стратегии на уровне образовательной организации может быть представлен следующим образом [8] (рис. 2).

С точки зрения Б.Г. Туренко [9], стратегия развития профессиональной

карьеры рассматривается в качестве системы, включающей в качестве совокупности взаимодействующих элементов планирование, организацию, мотивацию профессионального карьерного развития учителя, исходя из его целей, потребностей, возможностей и социальных требований к его профессиональной деятельности.

Стратегия развития профессиональной карьеры требует согласованности всех составляющих: цели, принципов, методов, формы, структуры. Она реализуется на основе «Положения о профессиональном карьерном развитии». В ее основе должен быть заложен периодический мониторинг карьерной мотивации и профессиональных потребностей педагогического коллектива, на основе которого выстраивается деятельность по индивидуальному карьерному сопровождению.

На уровне образовательной организации происходит создание ассесмент-центра для оценки профессионального потенциала педагогического коллектива, выявление карьерного ресурса, планирование преемственности и потребности в тех или иных профессиональных характеристиках.

С позиции учителя цель самоуправления развитием профессиональной карьеры включает обеспечение возможности самореализации и повышение индивидуальной ответственности за объем и качество собственного человеческого капитала.

Представим обобщённый взгляд различных авторов [3; 4; 5; 6; 8] на перечень и основное содержание логически связанной и последовательно осуществляемой совокупности функций по реализации стратегии развития профессиональной карьеры:

• исследование проблем, связанных с определением направлений развития карьеры;

• планирование профессионального развития, процедур оценки и уровня профессиональной квалификации и карьерной ориентации учителя, а также карьерного процесса по организации в целом, в том числе разработка организационного пространства в соответствии с

га н о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ р

Ф о I .0

ф

о

X

.0 ц

О)

н го ш о

со

го ао

Ю I

о л

р5

ф

н

о ^

о

^ го

со К

I I

ГО го

о о.

«и X I- ^

ГО

целями и возможностями организации, потребностями и способностями персонала. Разработка организационного пространства помимо организационного проектирования должна включать и прочие карьерные направления: создание матрицы карьерного сопровождения, кластерной характеристики уровневого горизонтального и вертикального карьерного развития;

• организация приобретения учителем последующего уровня профессиональной компетенции, профессионального опыта как внутри организации, так и вне её; адаптация и профессиональная ориентация, участие в профессиональных конкурсах; организация процессов обучения основам самоуправления карьерой;

• активизация карьерной направленности учителей, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой: самомаркетинга (самопрезентации, саморекламы), самоменеджмента;

• регулирование реализации траектории карьерного развития, организация сопровождения учителя в процессе решения задач по выполнению плана индивидуального профессионального развития; предупреждение и профилактика профессиональной стагнации и депривации;

• координация усилий учителя и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития карьеры;

• анализ и оценка деятельности, результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств педагога, его профессионального опыта;

• контроль реализации траектории карьерного развития учителя, рационального использования его профессионального опыта в проектах программы развития образовательной организации, оценка эффективности реализации стратегии развития профессиональной

карьеры на основе определенной системы показателей.

Несомненно, каждый педагог имеет свой индивидуальный набор карьерных перспектив и ожиданий на разных стадиях профессиональной карьеры. Реализация индивидуальной траектории профессионального карьерного развития включает в себя профессиональный консалтинг, групповой мозговой штурм по планированию карьеры, составление программы саморазвития учителя, вну-триорганизационное сопровождение учителя в ходе ее реализации, рефлексия профессиональной деятельности и соотнесение результата с целью профессионального карьерного развития.

Развитие профессиональной карьеры учителя является источником успешности образовательной организации. Мотивация профессионального развития является одной из основополагающих. Профессиональная карьера реализуется на протяжении всего трудового опыта учителя, придавая профессиональной деятельности определенность, осмысленный характер, направленность в будущее. В результате этого профессиональная деятельность перестает восприниматься как единообразная цепь событий, приобретает упорядоченный характер.

Если у учителя в процессе профессиональной деятельности происходит плавное расширение субъектно-вариативного пространства развития профессиональной карьеры, то задача образовательной организации - насыщение этого пространства, придание ему целостности. В подобном восприятии карьеры грамотно выстроенная стратегия профессионального карьерного развития способствует эффективности развития образовательной организации, являясь условием стабильного функционирования в изменяющейся среде [2].

Библиографический список

1. Вызовы и перспективы формирования общенациональной системы профессионального роста и развития учителя [Текст] // Бюллетень о сфере образования. 2016. - № 7. - 28 с.

2. Иванов, В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание [Текст] / В.Ю. Иванов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5. - С. 13-17.

3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 1992. - 695 с.

4. Комаров, Е. Управление карьерой [Текст] / Е. Комаров // Управление персоналом. - 1999. -№ 1. - С.37-42

5. Макарова, И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии [Текст] / И.К. Макарова. - М.: Юриспруденция, 2012. - 98 с.

6. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления [Текст] / Е.В. Охотский. - М.: Юрайт, 2013. - 704 с.

7. Поленц, И.А. Формирование системы управления карьерой в организации [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И.А. Поленц. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.

8. Сотникова, С.И. Управление карьерой [Текст]: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.

9. Туренко, Б. Г. К вопросу разработки системной концепции формирования профессиональных кадров управления [Текст] / Б.Г. Туренко // Проблемы и перспективы развития бизнеса на предприятии и в регионе: сб. науч. тр. - Иркутск: БГУЭП, 2010. - Вып. 4, ч. 1. - С. 43-45.

1. Challenges and prospects for the formation of a nationwide system of professional development and teacher development. Biulleten v sfere obrazovania, 2016. № 7. P. 28. [in Russian].

2. Ivanov V.Yu. Managing a manager's career: the need and main content. Management v Rossii i za rube-zhom, 2008. № 5. P. 13-17.[in Russian].

3. Kibanov A.Ya. Human RResourcesManagement. M.: INFRAM, 1992. P. 695. [in Russian].

4. Komarov E. Career management. Upravlenie personalom, 1999. № 1. P. 37-42. [in Russian].

5. Makarova I.K. Human resource management: Schemes and comments. M.: Yurisprudentsia, 2012. P. 98. [in Russian].

6. Okhotsky E.V. Theory and mechanisms of modern public administration. M.: Yurait. 2013. P. 704. [in Russian].

7. Polents I.A. Formation of the system of career management in the organization. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Economics). Ekaterinburg, 2006. P. 24. [in Russian].

8. Sotnikova S.I. Career management: a study guide. M.: INFRA-M, 2011. P. 408. [in Russian].

9. Turenko B.G. On the development of a system concept for the formation of professional management personnel. Problems and prospects for business development in the enterprise and in the region: Sat. Sci. Tr.. Irkutsk: BSEEP, 2010. - Issue. 4, part 1. - P. 43-45. [in Russian].

References

Сведения об авторе: Крисковец Татьяна Николаевна,

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики высшей школы,

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. КтаИ: tnkris@mail.ru

Information about the authors: Kriskovets Tatiana Nikolaevna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy of Higher School,

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: tnkris@mail.ru

-Q .о

„со К s s I I ГО ГО

Q. m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.