Научная статья на тему 'Развитие внутреннего туризма как способ решения структурных проблем национальной экономики'

Развитие внутреннего туризма как способ решения структурных проблем национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / TOURISM / DOMESTIC TOURISM / NATIONAL ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / TOURIST FACILITIES / SOCIAL WELFARE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кувалин Д. Б.

Внутренний туризм выделяется как отрасль, выполняющая серьезную общенациональную функцию. Развитие внутреннего туризма рассматривается как эффективный метод выравнивания уровней экономического развития регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic tourism development as a way to solve the structural problems of the national economy

Domestic tourism industry is distinguished as a major function nationwide. Domestic tourism development is considered as an effective method of equalizing levels of economic regions development.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего туризма как способ решения структурных проблем национальной экономики»

НЕСТНИК ГШ Т'2»2оп

Д. Б. КУВАЛИН

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.482.224

Нпушрешшй туризм выделяется как отрас. и>, выполняющих серьезную оощенаииошиь-ную функцию. Развитие внутреннего туризма рассматривается как эффективный метод выравнивания уровней экономического развития регионов страны.

Ключевые счова: туризм, внутренний туризм, национальная экономика, экономическое развитие, туристские объекты, социальное благосостояние.

Domestic tourism industry is distinguished as a major function nationwide. Domestic tourism development is considered as an effectin’ method of equalizing lewis of economic regions development.

Key words: tourism, domestic tourism, national economy, economic development, tourist facilities, social welfare.

Ряд российских исследователей отмечают, что некоторые отрасли могут выполнять в национальной экономике двойную фу нкцию [1, 2, 3]. С одной стороны, такие отрасли производят и продают на рынке свои товары и услуги, обеспечивая собственное существование и развитие, а также гарантируя определенный уровень доходов занятым в них работникам. С другой стороны, эти отрасли играют еще и структурообразующую роль, скрепляя «экономическую ткань» страны и позволяя более полно использовать ее ресурсы. Благодаря функционированию таких отраслей можно обеспечивать более или менее сбалансированное развитие всей национальной экономики, сглаживая различные структу рные и территориальные перекосы. В частности, для России такими структурообразующими

отраслями в первую очередь являются железнодорожный транспорт и электроэнергетика.

Представляется, что при определенном уровне развития внутренний туризм также может стать для нашей страны отраслью. выполняющей серьезную общенациональную функцию.

Во-первых, развитие внутреннего туризма является весьма эффективным методом выравнивания уровней экономического развития регионов страны. Как показывает практика, создание и эксплуатация туристских объектов - это едва ли не самый быстрый и простой способ запу ска эффективного бизнеса на депрессивных территориях. В большинстве случаев запуск малых туристских проектов не связан с масштабными первоначальными вложениями. Уровень бюрократических

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

и коррупционных барьеров, которые надо преодолевать при развертывании туристского бизнеса, обычно заметно ниже, чем, например, при создании новых пищевых или добывающих производств. Требования к квалификации основной части работников. занятых в туризме, также ниже, чем в большинстве других отраслей. Иными словами, во многих случаях именно активизация туристского бизнеса, причем преимущественно малого, может быть логичным первым шагом на пути возрождения экономически отсталых и обезлюдевших территорий.

Положительные примеры использования такого подхода в России уже есть. Скажем, в селе Сизьма Шекснинского района Вологодской области стараниями инициативной группы местных жителей был создан целый комплекс туристских объектов, включающий в себя пять небольших музеев этнографической направленности, восстановленные или вновь построенные храмовые здания, оборудованные родники и т. д. Благодаря появлению этого комплекса сформировался устойчивый поток туристов, посещающих село и его окрестности. Как следствие. целый ряд местных жителей получил постоянну ю работу и заметный дополнительный доход, в коммерческий оборот были вовлечены ранее не используемые здания и земельные угодья, в окрестных селах начались активные действия по благоустройству7. А ведь еще несколько лет назад в этой местности стремительно развивались процессы запустения и социально-экономической деградации.

Разумеется, у спешной реализации проекта способствовала помощь региональных и муниципальных властей. Однако финансовые масштабы этой помощи были достаточно скромными. Таким образом, основной причиной успеха стати

не столько внешние вливания, сколько большой внутренний потенциал верно выбранного туристского бизнес-проекта.

Во-вторых, внутренний туризм позволяет более полно и гармонично использовать тру довой потенциал страны, а также делает местные рынки тру да более сбалансированными. Этот эффект обеспечивается тремя основными факторами.

• Обеспечивая создание новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах, туризм повышает степень вовлечении в экономику наиболее привлекательной части трудовых ресурсов молодых мужчин и женщин. Например, в горных районах Алтая, Саян и Кавказа, для которых характерна высокая безработица, молодые мужчины охотно идут работать гидами-проводниками, инструкторами, сотрудниками турбаз и т. п.. в то время как женщины получают рабочие места в небольших частных заведениях, открываемых в сфере питания.

• В тех регионах, где особого избытка рабочей силы не наблюдается, туризм помогает вовлечь в регулярную экономическую деятельность те категории населения. которые в иных обстоятельствах так и остались бы не занятыми в общественном производстве. - домохозяек, подростков, пенсионеров, лиц, не имеющих возможности ездить на работу, расположенную далеко от их жилья, и т. д.

• В регионах с ярко выраженной производственной специализацией развитие внутреннего туризма помогает создать дополняющие вакансии. То есть такие вакансии, которые могут занять люди, по тем или иным причинам не способные работать на основных для данной территории производствах. Скажем, в упомянутом выше туристском комплексе села Сизьма постоянну ю работу получили и жены сельских механизаторов, кото-

ВЕСТНИК РМА Т’2• зон

рые в отличие от своих мужей не имеют доступа к другой оплачиваемой работе вблизи от дома.

В-третьих, развитие туризма помогает решать еще одну важнейшую общенациональную проблему - проблему экономической самоорганизации малых территориальных единиц: небольших административных районов, муниципалитетов, сельских поселений.

Появление собственных туристских объектов или собственных предприятий, работающих в сфере туризма, позволяет небольшим муниципальным сообществам коренным образом менять логику своего существования. С одной стороны, у них возникает основа для создания концеп-

ции развития, привязанной не только к собственным нуждам, но и к собственным возможностям. С другой стороны, при появлении собственных хозяйственных единиц муниципалитеты могут строить планы развития с опорой не только на субсидии из вышестоящих бюджетов, но и на собственные доходы. Кроме того, многие периферийные территории благодаря развертыванию деятельности в сфере туризма могут получить собственные идеи развития, которые будут объединять местное население логичной и понятной экономической целью. Это будет способствовать не только увеличению доходов домохозяйств, но и улучшению социальной обстановки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яременко Ю. В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Избранные труды в трех книгах. М.: Наука, 1997-1999.

2. Узя ков М. Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М., 2000.

3. Ксенофонтов М. Ю. Теоретические и прикладные аспекты социально-экономического прогнозирования. М.: НСЭПН,

2002.

В. Г. ГУЛЯЕВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.486:711.2

Рассмотрены основные показатели рати тип экономики и социальной сферы России. Предложена концептуальная модель устойчивого развития туризма к условиях финансово-экономического кришеа.

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, туристские дестинации, антикризисное управление, финансово-экономический кризис, динамика кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.