Научная статья на тему 'Развитие внутреннего потенциала региона на основе инструментария современного бенчмаркинга'

Развитие внутреннего потенциала региона на основе инструментария современного бенчмаркинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / THE REGION''S ECONOMY / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голота П.А.

В статье представлен теоретико-методический инструментарий бенчмаркина, сочетающий перспективные возможности торгово-экономического, производственного развития региона. Выявлены возможности и направления развития конкурентного потенциала региона, охарактеризованы проблемы, тормозящие процесс внедрения и использования бенчмаркинга, определены его задачи и этапы проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the theoretical and methodological tools of benchmarking, combining the promising opportunities of trade, economic, industrial development of the region. Identified opportunities and development of the competitive potential of the region, characterized issues hindering the implementation process and the use of benchmarking to define its tasks and stages of implementation.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего потенциала региона на основе инструментария современного бенчмаркинга»

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

П. А. Голота

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОВРЕМЕННОГО БЕНЧМАРКИНГА

Аннотация

В статье представлен теоретико-методический инструментарий бенчмаркина, сочетающий перспективные возможности торгово-экономического, производственного развития региона. Выявлены возможности и направления развития конкурентного потенциала региона, охарактеризованы проблемы, тормозящие процесс внедрения и использования бенчмаркинга, определены его задачи и этапы проведения.

Ключевые слова

Маркетинг, экономика региона, бенчмаркинг, развитие отраслей народного хозяйства.

P. A. Golota

DEVELOPMENT OF DOMESTIC CAPABILITIES REGIONS BASED ON TOOLS OF MODERN BENCHMARKING

Annotation

The paper presents the theoretical and methodological tools of benchmarking, combining the promising opportunities of trade, economic, industrial development of the region. Identified opportunities and development of the competitive potential of the region, characterized issues hindering the implementation process and the use of benchmarking to define its tasks and stages of implementation.

Keywords

Marketing, the region's economy, benchmarking, development of the national economy.

В условиях ограничения торгово-экономического товарообмена между Российской Федерацией и рядом зарубежных государств каждый из регионов нашей огромной страны стремится в кратчайшие сроки активизировать свой производственный конкурентный потенциал, развить и усовершенствовать инфраструктуру товарообмена, ориентируясь на внутристрановые связи.

Необходимо использовать в симбиозе все наиболее приемлемые варианты, теоретико-методический инструмен-

тарий, перспективные возможности торгово-экономического, производственного развития, чтобы реализовать конкурентный потенциал. Такие возможности у российских производителей, несомненно, есть, но необходимо адаптировать накопленный опыт и обширную научную теоретико-методическую платформу к изменившимся требованиям внешней среды, при этом в минимальные временные сроки.

Особую значимость в данных условиях приобретает научно-

прикладной инструментарий современного бенчмаркинга, основанный на инновационном научном поиске, сравнении и внедрении в реальные рыночные условия эталонов наиболее успешной бизнес-практики российских предприятий и организаций.

Многие примеры современного наиболее успешного бенчмаркинга заимствованы, бесспорно, из западноевропейской практики, но реалии сегодняшнего дня предполагают несовер-

шенность и даже несостоятельность иностранного теоретико-методического инструментария в рыночных условиях российской практики.

Наиболее четкую теоретико-методологическую платформу российский бенчмаркинг приобрел в 1980 г. Для примера приведем часто применяемые определения данной научной дефиниции, сформулированные общемировыми и систематизированные российскими учеными (табл. 1).

Таблица 1 — Сравнение определений бенчмаркинга [2]

Автор Определение

Американский центр производительности и качества (APQC) Процесс определения, распространения и использования знаний и лучшего опыта, что позволяет достичь стратегических, оперативных и финансовых преимуществ

Аренков И. А., Баум П. Ф., Томилов В. В. Метод поиска и внедрения наиболее успешных инноваций на всех уровнях предприятия с целью увеличения его конкурентоспособности

Багиев Г. Л. Процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях

Бенгт Карлеф, Сванте Остблюм Постоянный, систематический процесс сравнения собственной эффективности, выражающейся в производительности, качестве и организации рабочих процессов, с предприятиями и учреждениями, являющимися «лучшими»

Кэмп Р. Поиск лучших в отрасли методов, которые ведут к наивысшим достижениям

Леннарт Густафссон Сравнение с другими предприятиями или другими подразделениями и перенятие опыта у тех, кто лучше в деятельности, функциях или процессах, нуждающихся в изменениях, является хорошим способом стимулирования преобразований на предприятиях

Спендолини М. Часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью на совершенствование организации

Саломеева А. Систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса, географического положения

Применение бенчмаркинга в рамках системы регионального развития конкурентных отраслей хозяйства можно научно обоснованно представить в виде четырех этапов.

I. Этап осознания и системно-аналитического исследования организации собственных бизнес-процессов. Исследуются составные элементы и характеристики процессов производства и распределения (продукции и услуг), также используется мониторинг, способный наиболее достоверно определить проблемные аспекты и нивелировать их, адаптируя к внутренним и внешним воздействиям.

II. Этап поиска наиболее приемлемых вариантов типового поведения в других рыночных объектах, схожих по профилю деятельности, размерам рыночного охвата. Также проводится анализ бизнес- и интеллектуальных процессов, технологии конкурентов.

III. Этап «схематичного наложения процессов наиболее успешных конкурентов» (или иных, избранных для анализа рыночных объектов) в сравнении с собственными результатами. На этом этапе, если организация не обладает собственным научно-исследовательским аппаратом специалистов, следует обратиться к услугам иных профильных институтов.

IV. Разработка системы мер, способных достигнуть качественно нового уровня развития для преодоления отрыва.

Следует отметить, что в различной формации организации или отрас-

ли хозяйства программа проведения бенчмаркинга может состоять из гораздо большего количества этапов (до 15-20).

Например, в Японии и многих других странах программы бенчмаркин-га развиваются при государственной поддержке. В этих странах действуют своеобразные бюро, которые созданы специально для поиска партнеров по бенчмаркингу [6, с. 69].

Польза для компании, которая учится на лучших образцах, очевидна. Но компания, раскрывающая информацию о себе, может иметь для себя определенные плюсы от такого сотрудничества. Мотивы могут быть самые разные: от социально-культурных (например, престижность выступить в качестве лидера, компании-эталона, что может повысить их инвестиционную привлекательность) до экономических и политических (позволяет на разных уровнях лоббировать свои интересы). Бенчмар-кинг доказал свою состоятельность в производственной сфере. Его философия используется во многих фирмах, в том числе в Kodak, DuPont, Motorola, IBM, Ford Motor, General Electric, Shell. Бенчмаркинг успешно используют и в общественном, и в частном секторах сферы услуг. Так, правительственные учреждения, больницы и университеты начали применять его основные постулаты для улучшения своих процессов и систем [1, с. 87].

Взаимосвязь задач бенчмаркинга в современной рыночной среде представлена на рисунке 1.

Задачи бенчмаркинга

Поиск инновационных направлений и пути развития, формирование новых возможностей и реакции на изменение внутренней и внешней рыночной среды

Формирование показателей роста производительности и перспективной конкурентоспособности

Определение положительных и отрицательных факторов, инициирующих или замедляющих рост, их количественное измерение

Принятие оптимальных управленческих решений

Обладая идеологией принятия и внедрения чужого успешного опыта, современный инструментарий бенчмаркинга направлен также на разработку собственных индивидуальных идей

Мотивация и общее движение к инновациям

Стремление к развитию

Минимизация проблемных системных звеньев и временного усложнения бизнес-процессов

Выявление резервов и основных перспектив развития, рост показателей стратегической эффективности

Рисунок 1 — Взаимосвязь задач бенчмаркинга в современной рыночной среде

Самой главной проблемой, тормозящей процесс внедрения и использования бенчмаркинга, является засекреченность отечественных фирм. При этом исследование конкурента не должно быть связано с нарушением прав о доступности информации, так как в данной интерпретации опыт является общедоступным, выступает достойной теоретико-прикладной платформой успешного рыночного функционирования.

Анализ рынка является систематической основой методов его исследования, выявления всех обстоятельств, связанных с фактическими и потенциальными деловыми партнерами, и имеет целью получить исчерпывающую информацию обо всех элементах рынка, в

центре которого, как правило, находятся потребители. В особых случаях можно обратить внимание на другие элементы рынка: поставщиков, дилеров, торговых посредников.

Теоретико-методические основы маркетинга выступают одним из важнейших факторов успеха в прикладном аспекте, и представляется весьма актуальным изучение богатого опыта наиболее развитых организаций, фирм, конкурентоспособность которых не вызывает сомнения даже в самых трудных посткризисных экономических реалиях. Предприятия, достаточно давно действующие в условиях развитых рыночных отношений, наиболее интересны для анализа.

Библиографический список

1. Багиев, Г. Л. и др. Маркетинг : учебник для вузов. — М. : Экономика, 2011.

2. Вашко, Т. А., Аветисян, А. М., Чердакова, О. С. Проблемы практической реализации бенчмаркинга на российских предприятиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : sibac.info/ index.php/2009-07-01-10-21-16/2081-2012-04-18-18-19-55.

3. Минкина, Н. В. Лекции по дисциплине Бенчмаркинг: учеб.-практ. пособие для студентов. — Брянск : изд-во БИУБ, 2009.

4. Михайлова, Е. А. Бенчмаркинг. — М. : Благовест-В, 2012.

5. Основы инновационного менеджмента: теория и практика : учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. — М. : Экономика, 2010.

6. Харрингтон, X. Дж., Харринг-тон, Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде! — СПб. : Питер, 2014.

7. Stapenhurst, Т. The Benchmarking Book: Best Practice for Quality Managers and Practitioners. Butterworth-Heinemann, 2009.

Bibliographie list

1. Bagiev, G. L. and oth. Marketing : textbook for universities. — M. : Economy, 2011.

2. Waszko, T. A., Avetisyan, A. M., Cherdakova, O. S. Problems of practical implementation of benchmarking in Russian enterprises [Electronic resource], — URL : sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2081-2012-04-18-18-19-55.

3. Minkin, N. V. Lectures on Benchmarking: Training and practical guide for students. — Bryansk : Publisher BIUB, 2009.

4. Mikhailova E. A. Benchmarking. — M. : Blagovist-V, 2012.

5. Fundamentals of Innovation Management: Theory and Practice : textbook / ed. by P. N. Zavlina etc. — M. : Economy, 2010.

6. Harrington, H. J. Harrington, J. S. Benchmarking at its best! — St. Peter, 2014.

7. Stapenhurst T. The Benchmarking Book: Best Practice for Quality Managers and Practitioners. — Butterworth-Heinemann, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.