Научная статья на тему 'Развитие внутреннего контроля в бюджетном учреждении'

Развитие внутреннего контроля в бюджетном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ЭТАПЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Ульяна Юрьевна, Вихарева Мария Сергеевна

Изучены цели и задачи системы внутреннего контроля деятельности государственного образовательного учреждения, организация рабочей группы внутреннего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинова Ульяна Юрьевна, Вихарева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERNAL CONTROL IN THE BUDGETARY ESTABLISHMENT

Have been studied the aims and objectives of internal control activities of the state educational establishment, organization of the working group of internal financial control.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего контроля в бюджетном учреждении»

УДК 657.6-024.61:061.1

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. Изучены цели и задачи системы внутреннего контроля деятельности государственного образовательного учреждения, организация рабочей группы внутреннего финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль деятельности государственного образовательного учреждения, система внутреннего контроля, организация внутреннего контроля, этапы внутреннего контроля.

DEVELOPMENT OF INTERNAL CONTROL IN THE BUDGETARY ESTABLISHMENT

Annotation. Have been studied the aims and objectives of internal control activities of the state educational establishment, organization of the working group of internal financial control. Keywords: internal control of a state educational establishment, internal control system, organization of internal control, stages of internal control.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием конкретных исследований теоретических проблем, определения места, роли и значимости внутреннего финансового контроля в системе управления бюджетных образовательных учреждений. Внутренний контроль регулируется внутренними документами государственного образовательного учреждения, осуществляет контролирование деятельности отделов и различных подразделений, проводится членами специального контрольного органа, чтобы оказать помощь руководству в управлении образовательного учреждения. Особенно важным является внутренний контроль в том случае, когда у государственного образовательного учреждения имеются филиалы или учебные корпуса, где директора на местах выносят независимые решения, участвуют в хозяйственной деятельности в сотрудничестве с другими организациями.

Цель внутреннего контроля заключается в оказании содействия ректору (ректорату - органу управления) в совершении результативного контроля функционирования различных ведомств, в защите легитимных интересов образовательного учреждения, в быстром обнаружении существующих проблем и выявлении ресурсов для устранения. Основная задача внутреннего контроля - гарантирование достижения целей ректората образовательного учреждения в обеспечении информацией по соответствующим вопросам. Внутренний финансовый контроль обеспечивает проверку достоверности финансовых показателей и формирование предложений по усовершенствованию хозяйственной деятельности с целью минимизации расходов образовательного учреждения [2].

Внутренний финансовый контроль включает в себя надзор и проверку:

— следования нормам, содержащимся в Федеральных законах, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ;

— выполнения приказов и распоряжений руководителя учреждения (ректора);

— организации учета и хранения имущества, находящегося в учреждении;

— соблюдения законодательных актов, регламентирующих финансовые операции;

— достоверности и полноты документации бухгалтерских записей;

— предупреждения ошибок и искажений в учете;

— исследования причин недочетов и нарушений закона в финансово-хозяйственной деятельности, совершение эффективных мер для их устранения.

Для решения поставленных целей разрабатываемая система внутреннего финансового контроля включает следующие методы: оценка рисков, контроль по уровню подчиненности, мониторинг,

У.Ю. Блинова М.С. Вихарева

Ulyana Blinova Maria Vikhareva

© Блинова У.Ю., Вихарева М.С., 2015

камеральная проверка и служебное расследование, которые можно распределить по уровням контроля следующим образом (см. табл.).

Таблица

Соотношение уровней финансового контроля и методов контроля

Уровень контроля Эффективные методы

Предварительный Оценка рисков

Текущий Мониторинг Контроль по уровню подчиненности

Последующий Служебное расследование Камеральная проверка

Контрольные мероприятия в рамках финансового контроля реализуются посредством различных методов, в том числе таких как: ревизия, проверка (тематическая проверка), экспертиза, мониторинг. При проведении контрольных мероприятий используются стандартные процедуры: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, выполнение аналогичных процедур, аналитические процедуры [3]. Развитие системы финансового контроля осуществляется при реализации основных процессов контрольной деятельности (планировании контрольных мероприятий, проведении контрольных мероприятий и формировании отчетности об их результатах) для достижения установленных целей и задач.

Контрольные мероприятия в бюджетном учреждении могут проводиться созданным структурным подразделением внутреннего контроля (аудита) или комиссией — субъектами внутреннего финансового контроля учреждения. К объектам внутреннего финансового контроля учреждения относятся структурные подразделения учреждения. Рассмотрим основные этапы организации системы внутреннего финансового контроля в учреждении.

1-й этап — планирование контрольной деятельности. Учреждение проводит планирование контрольной деятельности путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год. При этом в плане контрольной деятельности определяется перечень контрольных мероприятий (предварительных, текущих, последующих), которые планируется осуществить в следующем календарном году на объектах контроля. План контрольных мероприятий подписывается руководителем учреждения [3].

2-й этап — формирование рабочей группы при проведении контрольного мероприятия. Внутренний финансовый контроль проводится на основании приказа по учреждению в соответствии с планом контрольной деятельности. В приказе о соответствующем контрольном мероприятии, наряду с объектом внутреннего контроля, проверяемого периода, типа контрольного мероприятия, сроков проведения устанавливаются ответственные исполнители, рабочая группа (комиссия) и ее председатель.

Основной функцией рабочей группы (комиссии) является проведение контрольного мероприятия и мониторинга системы внутреннего контроля, т.е. процедур и операций, осуществляемых и нацеленных на:

— повышение ответственности, прозрачности и подотчетности в работе учреждения;

— эффективное использование государственных средств;

— осуществление сбора, обработки и анализа информации результатов контрольных мероприятий, как внутренних, так и проведенных внешними контролирующими органами;

— анализ и оценку вероятных последствий выявленных факторов риска;

— определение инструментов воздействия на выявленные факторы риска в деятельности учреждения в целях их предупреждения или минимизации;

— практическую реализацию мероприятий по предупреждению возникновения ситуаций, обусловленных выявленными факторами риска в деятельности учреждения;

3-й этап — планирование проверки. Процедура планирования контрольного мероприятия включает в себя, прежде всего, предварительное исследование предметов проверки. Предварительное исследование предметов проверки происходит с помощью метода сбора нужной информации с целью формирования программы проверки. По результатам планирования проверки Председатель рабочей группы осуществляет подготовку программы проверки [1]. При проверке необходимо достигать преследуемых целей, пытаться решать поставленные задачи, при реализации которых можно сделать определенные выводы. Поэтому рабочей группе нужно ясно определить, что необходимо проверить.

4-й этап —проведение проверки. В ходе проверки могут использоваться такие методы: анализ способов координации работы бюджетного учреждения, анализ итогов работы исследуемых объектов (имущество, обязательства), предметный анализ отдельных ситуаций, исследование существующих данных, обследование. В ходе проверки рабочая группа реализует сбор нужной информации и полных фактических данных для извлечения выводов и доказательств, аналогичных с определенными целями проверки, критериями оценки результативности и установленными методами [3].

Рабочая группа должна опираться на следующее:

— доказательства, собранные с использованием внешних источников, наиболее убедительны, чем доказательства, взятые из внутренних источников;

— доказательства, полученные непосредственно членами рабочей группы, наиболее достоверны, чем доказательства, полученные от контролируемого объекта;

— доказательства, собранные в форме письменных документов наиболее достоверны, чем сообщения, предъявленные в вербальной форме;

— доказательства представляются соответствующими (достоверными), если они имеют прямое отношение к вынесенным выводам и логически объединены с целями и критериями внутреннего контроля.

5-й этап — подготовка актов (отчетов) по результатам проверки. По результатам проверки итоги должны:

— свидетельствовать совпадение реально существующих результатов деятельности установленным критериям;

— удостоверять уровень, характер и важность обнаруженных отклонений от установленных критериев;

— устанавливать причины имеющихся отклонений и результаты, к которым они могут привести;

— включать список ответственных лиц, к должностным обязанностям которых причисляются найденные отклонения.

Необходимо учесть, что значимость итогов зависит от правдивости полученных доказательств и выводов, а также логической последовательности изложения мыслей.

6-й этап — вынесение предписаний по результатам контроля. Если по итогам проведения проверки обнаружены недостатки, а результаты проверки подтверждают вероятность значительно увеличить качество и результативность работы объекта контроля, рабочая группа выносит подходящие разумные назначения для использования необходимых мер по исправлению этих недостатков. Назначения и рекомендации, должны быть: обращены на ликвидацию главных оснований существования обнаруженного недостатка; понятными, краткими по форме, но довольно детальными по со-

держанию; направленными на использование определенных мер и сосредоточены по отношению к объекту контроля и уполномоченным должностным лицам, которые несут ответственность за совершение надлежащих разумных мер; положительными по их направленности и содержанию; практическими, то есть достигаемыми в разумный срок и учетом правовых и иных ограничений; экономически результативными (это означает, что расходы, зависимые от их выполнения, не будут превосходить приобретаемую выгоду); выражены в такой форме, чтобы легко было проконтролировать их реализацию.

7-й этап - проверка выполнения рекомендаций по результатам финансового контроля. Проверки выполнения рекомендаций, разработанных рабочей группой по результатам финансового контроля, осуществляются для:

— содействия исполнению рекомендаций, устранения обнаруженных недочетов и увеличения эффективности отчетов о результатах контрольного мероприятия;

— получения оценки эффективности учреждения в целом, исполнения назначений и увеличения эффективности использования бюджетных средств.

Проверка выполнения рекомендаций финансового контроля принесет качественную и количественную оценку достигнутого результата. В ходе проверки необходимо обратить существенное внимание на то, как проконтролированный объект ликвидировал обнаруженные ранее недостатки. По итогам контрольных мероприятий разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и исправлению допущенных ошибок и их недопущению.

Развитие внутреннего контроля в управлении государственного образовательного учреждения будет обеспечивать:

— положительное обозначение в образовательном пространстве, предвидение перспективного направления развития образовательного учреждения;

— рост результативности управления учреждения на базе технологии стратегического планирования деятельности;

— мобилизацию внутренних ресурсов развития вуза: интеллектуальных, материально-технических;

— основание способов привлечения внешних финансовых и гуманитарных ресурсов для развития системы высшего образования посредством формирования привлекательного имиджа вуза.

Библиографический список

1. Васильева Ю.А. Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер? / Ю.А. Васильева. - М.: Аюдар Пресс, 2011. - 230 с.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.

3. Опальский А.Ю. Организация внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2013. - № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.