УДК 338.48 ББК 65.43
DOI 10.47475/2500-0365-2021-16124
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ ДО НАЧАЛА ПАНДЕМИИ
В. И. Шариков, М. Е. Беломестнова
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,
Москва, Россия
Рассматриваются вопросы использования туристско-рекреационного потенциала России для развития внутреннего и въездного туризма. Подводятся итоги и выявляются закономерности развития внутреннего и въездного туризма в период с 2011 г до начала пандемии. Сопоставляются значения плановых и фактических целевых индикаторов программы развития внутреннего и въездного туризма с 2011 по 2018 гг. Выявлены проблемы, не позволившие достичь плановых значений целевых индикаторов программы развития туризма. Рассмотрены и проанализированы итоги решения задач, поставленных в программе развития туризма. Выявлены аспекты, которые следует учесть туристским регионам для развития туризма после окончания пандемии.
Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, Программа, целевые индикаторы, развитие, туристские услуги, туристский поток.
Актуальность
Россия обладает всеми необходимыми условиями (туристско-рекреационные ресурсы, объекты культурно-исторического и природного наследия, климат и др.) для развития въездного и внутреннего туризма. Но в первом десятилетии XXI века туристско-рекреационный потенциал нашей страны использовался не полностью для развития въездного и внутреннего туризма. Доля туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляла примерно 3,5 % [1]. Возникла ситуация, когда имеются все предпосылки для развития туризма, но не было внедрено действенных инструментов для реализации конкретных мер по развитию туризма в рамках всей страны.
В 2011 г. началось действие Федеральной целевой программы (далее, Программа) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В рамках реализации данной Программы предполагалось решение 3-х основных задач: развитие туристско-рекреа-ционного комплекса страны, повышение качества туристских услуг, продвижение туристских услуг на внутреннем и внешнем туристских рынках [8].
Основная цель Программы состояла в использовании туристско-рекреационного потенциала нашей страны для повышения конкурентоспособности туристских услуг путём удовлетворения потребностей российских и иностранных туристов.
Прошло уже 2 года с момента окончания реализации Программы, но окончательные итоги реализации данной Программы пока не подведены [1]. В работах некоторых авторов была дана оценка
итогов реализации Программы в нескольких регионах [2; 9]. Поэтому на данный момент основная проблема состоит в том, нет объективной возможности оценить развитие внутреннего и въездного туризма в целом по стране без подведения итогов реализации Программы за период с 2011 по 2018 гг.
Цель работы
Целью данной работы является подведение итогов и выявление закономерностей развития внутреннего и въездного туризма в период с 2011 г. до начала пандемии в 2020 г. Для достижения данной цели в работе поставлена задача проанализировать плановые и фактические значения целевых индикаторов реализации данной Программы.
Обобщение положительного опыта и результатов развития туризма за данный период необходимо при разработке эффективных организационно-управленческих мер для развития внутреннего и въездного туризма после окончания пандемии.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования по оценке итогов развития внутреннего и въездного туризма были использованы методы системного подхода и анализа статистических показателей (расчёт обобщающих статистических показателей, табличный и графический методы).
Для оценки развития внутреннего и въездного туризма в России до начала пандемии с помощью метода анализа обобщающих статистических по-
казателей будем сопоставлять плановые и фактические значения основных целевых индикаторов реализации Программы.
• количество российских (иностранных) туристов, размещенных в коллективных средствах размещения (далее, КСР);
• площадь номерного фонда и количество койко-мест в КСР;
• инвестиции в основной капитал средств размещения (далее, СР) (гостиницы, места для временного проживания);
• количество лиц, работающих в КСР и в туристских фирмах (далее, турфирмах);
• объем платных туристских услуг, оказанных населению;
• объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Реализация Программы на принципах государственно-частного партнёрства (далее, ГЧП). ГЧП представляет собой экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса для достижения значимых для общества результатов (по сути, это базовая схема привлечения внебюджетных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры и производства) [2, с. 39].
В рамках реализации данной Программы предполагалось решение 3 основных задач с источниками финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов страны и внебюджетных средств (табл. 1).
Задачи Программы:
1. Развитие туристско-рекреационного комплекса страны.
2. Повышение качества туристских услуг.
3. Продвижение российского турпродукта на внешнем и внутреннем туристских рынках.
По данным табл.1, на реализацию Программы было затрачено 120, 7 млрд руб. со следующей структурой затрат: 71 % из внебюджетных источников, 22 % из федерального бюджета, 7 % из бюджетов регионов РФ [1].
При этом по плану, соотношение бюджетных и внебюджетных источников средств должно
было составить 2,2. По итогам реализации Программы (на 1 марта 2019 г.) данное соотношение составило 2,84. После сдачи всех объектов данное соотношение может составить 3,0, т. е. на 1 рубль бюджетных средств будет привлечено до 3 руб. из внебюджетных источников [7].
Результаты и их обсуждение
Для подведения итогов реализации Программы сопоставим значения указанных выше фактически достигнутых и запланированных целевых индикаторов.
Возьмём для сравнения 2011, 2014 и 2018 гг. Значения целевых индикаторов по плану за 2018 г. примем за 100 %. Тогда отклонения целевых индикаторов, достигнутых за 2018 г., помогут выявить, насколько выполнена Программа по каждому индикатору (табл. 2).
В табл. 2 помимо значений целевых индикаторов за 2011 и 2018 гг. представлены значения целевых индикаторов за 2014 г., т. к. в этом году наступает экономический кризис (санкции против России, ослабление рубля, изменение цен на энергоносители и др.).
По данным за 2014 г. не выполнен план Программы по следующим индикаторам, отражающим развитие КСР: численность размещенных иностранных туристов; площадь номерного фонда; количество работающих лиц.
Теперь рассмотрим результаты сопоставления целевых индикаторов Программы за 2018 г. (табл. 3).
В табл. 3 представлены фактические и плановые целевые индикаторы Программы за 2018 г. Практически по всем целевым индикаторам наблюдается превышение достигнутых фактических показателей над плановыми показателями. Наибольшее увеличение произошло с численностью туристов из РФ (+ 86,3 %), размещенных в КСР, и с инвестициями в основной капитал (+79,9 %) средств размещения.
Таким образом, за всё время реализации Программы не выполнены 2 индикатора — количество
Таблица 1
Источники финансирования Программы и статьи затрат
Источники финансирования Статьи затрат, млрд руб. В %
Капитальные вложения Прочие расходы Всего, млрд руб.
Федеральный бюджет 24,5 2,2 26,7 22
Бюджеты субъектов 7,6 0,8 8,4 7
Внебюджетные источники 85,0 0,6 85,6 71
Итого 117,1 3,6 120,7 100
Источник: Составлено авторами по данным Profi + travel. URL: https://profi.travel/articles/40944/details.
Таблица 2
Фактические и плановые значения целевых индикаторов Программы
в 2011, 2014 и 2018 гг.
Целевые индикаторы Ед. измер. Итог 2011 2014 2018 В %
Количество туристов (из России) млн чел. план 31,5 33 35 100
факт 29,31 33,80 62,21 186,3
Количество туристов (из-за границы) млн чел. план 4,1 6,1 8,7 100
факт 3,87 4,61 11,48 131,9
Площадь номерного фонда тыс. кв. м план 14 421 15180 16192 100
факт 11 776,5 13 130,6 21 632,7 133,6
Инвестиции (основной капитал СР) млн руб. план 20 109 21 697,5 23 815,5 100
факт 41 223,7 80 468,5 42 861,1 179,9
Количество койко-мест тыс. ед. план 1305 1368 1452 100
факт 1294 1 573 2 415 166,3
Количество работников (КСР) тыс. чел. план 521 543,5 573,5 100
факт 391,3 399,1 325,0 56,7
Количество работников (турфирмы) тыс. чел. план 41 44 48 100
факт 47,5 45,5 66,7 138,9
Объем туристских услуг млрд руб. план 101 134 178 100
факт 112,8 147,5 172,1 97,7
Объем услуг (гостиницы и аналогичные СР) млрд руб. план 126 166,5 220,5 100
факт 125,5 175,7 255,7 115,9
Источник: Составлено по данным Министерства экономического развития. URL: http:// http://fcp.economy.gov. ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361.
Таблица 3
Сопоставление фактических и плановых целевых индикаторов Программы в 2018 г.
Целевые индикаторы Ед. измер. Ожидаемый результат план/ факт 2018 г. Темп прироста, %
Количество туристов (из России) млн чел. 35 план 35 +86,3
факт 62,21
Количество туристов (из-за границы) млн чел. 8,7 план 8,7 +31,9
факт 11,48
Площадь номерного фонда тыс. кв. м 16 192 план 16 192 +33,6
факт 21 632,7
Инвестиции (основной капитал СР) млн руб. 23 815,5 план 23 815,5 +79,9
факт 42 861,1
Количество койко-мест тыс. ед. 1452 план 1452 +66,3
факт 2 415
Количество работников (КСР) тыс. чел. 573,5 план 573,5 -43,3
факт 325,0
Количество работников (турфирмы) тыс. чел. 48 план 48 +38,9
факт 66,7
Объем туристских услуг млрд руб. 178 план 178 -3,3
факт 172,1
Объем услуг (гостиницы и аналогичные СР) млрд руб. 220,5 план 220,5 +15,9
факт 255,7
Источник: Составлено по данным Министерства экономического развития. URL: http:// http://fcp.economy.gov. ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361.
лиц (-43,3 %), работающих в КСР и объём платных туристских услуг (-3,3 %), оказанных населению. При этом с 2011 г. стала намечаться устойчивая тенденция снижения количества лиц, работающих в КСР, которая продолжилась в 2018 г.
Следует заметить, что развитие внутреннего и въездного туризма в силу проявления мультипликативного эффекта затрагивает различные отрасли экономики (транспорт, питание, медицина, связь и др.) [6, с. 54]. При этом косвенно решаются социальные задачи по оздоровлению и рекреации населения, занятости, увеличению налоговых отчислений и т. д.
При реализации Программы возникали следующие трудности и проблемы, сдерживающие достижение её цели и решение основных задач:
• не было завершено в срок строительство и ввод в эксплуатацию некоторых объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров;
• не были привлечены средства из внебюджетных источников на строительство объектов туристской инфраструктуры в необходимых объёмах;
• не создавалась обеспечивающая инфраструктура территорий за счёт освоения субсидии из федерального бюджета в течение финансового года;
• не всегда соблюдалась координация участников Программы и органов исполнительной власти субъектов для обеспечения финансирования программных мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Также одной из актуальных проблем реализации Программы развития внутреннего и въездного туризма является то, что на момент окончания действия данной Программы в 2018 г. некоторые объекты не были реализованы полностью (кластеры «Псковский» в Псковской области, «Абрау-Утриш» в Краснодарском крае, «Раушен» в Калининградской области и др.).
Также серьёзной проблемой является то, что по итогам 2018 г. не все регионы освоили субсидии, выделенные из средств федерального бюджета (в 2011 г. — 11,9 %; в 2012 г. — 53 % от объема субсидий, выделенных в 2011 году и т. д.) [9, с. 87]. В результате такого не освоения средств отчасти не были достигнуты плановые значения целевых индикаторов Программы
Теперь рассмотрим итоги реализации Программы по каждой из поставленных перед ней задач.
В табл. 4 подведены основные итоги реализации Программы по решению 1-й задачи, предполагающей развитие туристско-рекреационного комплекса нашей страны.
Как видно из данных табл. 4, основной проблемой в создании объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры является не соблюдение сроков ввода объектов в эксплуатацию.
Зачастую бюджетные средства, направляемые на развитие инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры, оказывались неэффективными, т. к. инвесторы не вкладывали средства в туристскую сферу [5, с. 11].
Для решения 2-й задачи, предполагающей повышение качества туристских услуг, были запланированы и реализованы следующие основные мероприятия:
• информационные семинары по вопросам правового обеспечения и государственного регулирования сферы туризма;
• повышение квалификации сотрудников организаций сферы туризма;
• мониторинг мнений туристов о качестве услуг в регионах;
• подготовка и повышение квалификации экскурсоводов (гидов-переводчиков и инструкторов-проводников);
• подготовка специалистов сферы туризма по технологии инновационного управления развитием туристских территорий;
• методические рекомендации по совершенствованию системы управления качеством туристских услуг на предприятиях индустрии туризма;
• научно-практические рекомендации по управлению туристскими территориями для сотрудников региональных (местных) туристских администраций и др. [3].
Для решения 3-й задачи, предполагающей продвижение российского турпродукта на внешнем и внутреннем туристских рынках, были реализованы следующие основные мероприятия:
• информационно-имиджевые материалы о туристских возможностях России, в том числе, на адаптированном цифровом канале;
• информационно-познавательные программы на радио о туристских возможностях России (для формирования туристского имиджа России);
• создание бесплатного мобильного приложения «Туристский компас России»;
• туристские мероприятия различного уровня по продвижению национального турпродукта;
• национальный туристский портал Russia. travel на иностранных языках с самой актуальной информацией о туризме в России;
• описание популярных туристских маршрутов (24 тыс. объектов туристского показа);
• размещение на телеканалах рекламно-информационных материалов о туризме России и др. [3].
Таким образом, в целом итоги реализации Программы по развитию туризма с 2011 по 2018 гг. можно признать успешными (достигнуты плановые значения 7 из 9-ти целевых индикаторов). Благодаря этой Программе вводились новые объекты туристской инфраструктуры, развивалась сопутствующая инфраструктура, удовлетворялись потребности российских и иностранных граждан в полноценном отдыхе и т. д.
Очевидно, что перспективы развития туризма в России, в том числе, связаны с совершенствованием межрегионального взаимодействия в сфере туристско-рекреационной деятельности [4, с. 42].
В 2019 г. государством утверждена Стратегия развития туризма до 2035 г., в которой сохраняется курс на развитие внутреннего и въездного туризма (обеспечение доступности туристских услуг, развитие социального туризма, продвижение туристских услуг внутри страны и за рубежом). В 2020 г. для преодоления последствий пандемии был разработан национальный проект в сфере туризма со сроком реализации до 2030 г.
Выводы
В целом положительно оценивая результаты развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране до начала пандемии, следует отметить, что 2020 г. может стать переломным для развития туризма в России.
В этих условиях необходимо:
1. Использовать положительный опыт развития туризма, накопленный до пандемии с учётом своевременных мер государственной поддержки для преодоления кризиса в туризме, вызванного пандемией, и созданию конкурентоспособного национального туристского продукта.
2. Разработать алгоритм формирования межрегиональных туристских проектов и согласовывать программы развития туризма на региональном и муниципальном уровнях управления.
3. С помощью организационно-экономических мер (стимулирование спроса, государственная поддержка туристских организаций и
гостиничных предприятий и др.) устранить негативную тенденцию снижения показателей количества лиц, размещённых в КСР, и объёма платных туристских услуг, оказанных населению.
Список литературы
1. Итоги реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» подведены // Безопасность туризма. Ассоциация по безопасности объектов туристской индустрии. — URL: https://www. tourismsafety.ru/investment_news_one_932.html.
2. Карп, М. В. Проблемы финансирования инновационного развития Крыма и г. Севастополь в рамках ФЦП / М. В. Карп, Е. Л. Гулькова, М. В. Типалина // Инвестиции в России. — 2018. — № 4 (279). — С. 37—42.
3. Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2020 года по состоянию на 1.07.2020) (2018) // Федеральная адресная инвестиционная программа России. Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития России. — URL: https:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2018/361/
4. Кружалин, В. И. Межрегиональные туристские проекты: актуальные проблемы формирования и перспективы развития / В. И. Кру-жалин, Л. Ю. Мажар // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. — 2019. — № 2. — С. 40—53.
5. Кружалин, В. И. Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень / В. И. Кружалин, Н. В. Шабалина, Е.А. Цыщук // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. — 2019. — № 3. — С. 9—26. — DOI: 10.18384/2310-71892019-3-9-26
6. Максанова, Л. Б.-Ж. Программно-проектный подход в системе управления развитием регионального туризма / Л. Б.-Ж. Максанова, З. А. Данилова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2019. — № 3. — С. 49—55.7. Ростуризм отчитался по ФЦП за 2011—2018 годы: цифры и факты // Profi + travel. — URL: https://profi.travel/ articles/40944/details
8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» // Федеральные
целевые программы. Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. — URL: http://fcp. economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2018/361.
Поступила в редакцию 12 января 2021 г.
9. Целых, Т. Н. Процесс приобретения туристского продукта или почему не развивается въездной и внутренний туризм в России / Т. Н. Целых, Р. Н. Галямов // Инновационная экономика и общество. — 2019. — № 1 (23). — С. 86—91.
Для цитирования: Шариков, В. И. Развитие внутреннего и въездного туризма в России до начала пандемии / В. И. Шариков, М. Е. Беломестнова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 1. — С. 154—160.
Сведения об авторах
Шариков Валентин Иванович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2557-5153. Elibrary ID: https://elibrary.ru/author_counter_click. asp?id=723090. E-mail: sharikov.vi@yandex.ru
Беломестнова Маргарита Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2681-0661. Elibrary ID: https://elibrary.ru/author_counter_click. asp?id=664180. E-mail: m.kurdakova@gmail.com
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2021, vol. 6, no. 1, pp. 154—160.
On the development of domestic and inbound tourism in Russia before the pandemic
Sharikov V.I.1, Belomestnova M.E.2
1 University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia. sharikov. vi@yandex.ru
2 University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia. m.kurdakova@gmail.com
The problem of using the tourist and recreational potential of Russia for the development of domestic and inbound tourism is considered. The results are summarized and patterns of development of domestic and inbound tourism in the period from 2011 to the beginning of the pandemic are revealed. Compares planned and actual values of the main target indicators of the program of development of domestic and inbound tourism (2011—2018). Identified problems, not allowing to achieve the planned values of target indicators of the program of development of tourism. The results of solving the tasks set in the tourism development program are considered and analyzed. Aspects that should be taken into account by tourist regions for the development of tourism after the end of the pandemic are identified.
Keywords: domestic tourism, inbound tourism, program, target indicators, development, tourist services, tourist flow.
References
1. Itogi realizacii FCP «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011—2018 gody)» podvedeny [The results of the implementation of the Federal Target Program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011—2018)» were summed up]. Bezopasnost turizma. Associaciya po bezopasnosti obektov turistskoj industrii [The safety of the tourism. Association for the Safety of Tourist Industry Facilities]. Available at: https://www. tourismsafety.ru/investment_news_one_932.html (In Russ.).
2. Karp M.V., Gulkova E.L., Tipalina M.V. Problemy finansirovaniya innovacionnogo razvitiya Kryma i g. Sevastopol v ramkah FCP [Problems of financing the innovative development of Crimea and Sevastopol within the framework of the Federal Target Program]. Investicii v Rossii [Investments in Russia], 2018, no 4 (279), pp. 37—42. (In Russ.).
3. Kratkie otchety o realizacii FCP (dannye 2020 goda po sostoyaniyu na 1.07.2020) (2018) [Summary reports on the implementation of the Federal Target Program (data for 2020 as of 1.07.2020) (2018)]. Federalnaya adresnaya investicionnaya programma Rossii. Departament gosudarstvennyh celevyh
programm i kapital'nyh vlozhenij Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Federal Targeted Investment Program of Russia. Department of State Target Programs and Capital Investments of the Ministry of Economic Development of Russia]. Available at: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361/ (In Russ.).
4. Kruzhalin V.I., Mazhar L.Yu. Mezhregional'nye turistskie proekty: aktualnye problemy formirovaniya i perspektivy razvitiya [Interregional tourism projects: current problems of formation and prospects of development]. VestnikMoskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestven-nye nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences], 2019, no. 2, pp. 40—53. (In Russ.).
5. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Cyshchuk E.A. Nauchno-metodicheskie podhody k turistsko-rekreacionnomu proektirovaniyu: municipal'nyj uroven' [Scientific and methodological approaches to tourist and recreational design: municipal level]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences], 2019, no. 3, pp. 9—26. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-9-26 (In Russ.).
6. Maksanova L.B.-Zh., Danilova Z.A. Programm-no-proektnyj podhod v sisteme upravleniya razvitiem regional'nogo turizma [Program-project approach in the management system of regional tourism devel-
opment]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment [Bulletin of the Buryat State University. Economics and management], 2019, no. 3, pp. 49—55. (In Russ.).
7. Rosturizm otchitalsya po FCP za 2011 — 2018 gody: cifry i fakty [Rosturizm reported on the Federal Target Program for 2011—2018: facts and figures]. Profi + travel [Profi + travel]. Available at: https://profi.travel/articles/40944/details (In Russ.).
8. Federalnaya celevaya programma «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Fed-eracii (2011—2018 gody)» [Federal Target program "Development of Domestic and inbound Tourism in the Russian Federation (2011—2018)"]. Federalnye celevye programmy. Departament gosudarstvennyh celevyh programm i kapital'nyh vlozhenij Mineko-nomrazvitiya Rossii [Federal target programs. Department of State Target Programs and Capital Investments of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://fcp. economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2018/361. (In Russ.).
9. Celyh T.N., Galyamov R.N. Process priobreteni-ya turistskogo produkta ili pochemu ne razvivaetsya vezdnoj i vnutrennij turizm v Rossii [The process of purchasing a tourist product or why inbound and domestic tourism is not developing in Russia]. In-novacionnaya ekonomika i obshchestvo [Innovative economy and society], 2019, no. 1 (23), pp. 86—91. (In Russ.).