Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / МОНОТОНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТА / INVOLUNTARY ATTENTION / ARBITRARY ATTENTION / POST-INVOLUNTARY ATTENTION / MONOTONY / DETERMINANT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулова Е.А., Евдокимов О.К.

В статье рассматривается феномен внимания и его взаимосвязь с водительской деятельностью. Методологической основой исследования является гипотеза о том, что опытные водители обладают более развитым вниманием и более устойчивы к монотонии, чем начинающие водители. Представлена методика «таблицы Шульте» позволяющая выявить уровень устойчивости внимания и динамики работоспособности среди водителей. Приведены результаты исследования уровня развития устойчивости внимания у начинающих и опытных водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ATTENTION IN DRIVERS WITH DIFFERENT DRIVING EXPERIENCE

The article deals with the phenomenon of attention and its relationship with driving activity. The methodological basis of the study is the hypothesis that experienced drivers have more developed attention and are more resistant to monotony than novice drivers. presented technique of «Schulte table» allows to reveal the level of stability of attention and dynamics of working capacity among drivers. The results of the study of the level of development of stability of attention in beginners and experienced drivers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ»

4. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. — Воронеж: «Модэк», 2010. — 256 с.

5. Филатова А.Ф. Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. — 2013.

УДК 159.99

Е.А. Никулова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономической психологии и психологии труда НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва

О.К. Евдокимов,

студент 3 курса

факультета управления и экономики направления подготовки «Психология»

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва

Аннотация. В статье рассматривается феномен внимания и его взаимосвязь с водительской деятельностью. Методологической основой исследования является гипотеза о том, что опытные водители обладают более развитым вниманием и более устойчивы к монотонии, чем начинающие водители. Представлена методика «таблицы Шульте» позволяющая выявить уровень устойчивости внимания и динамики работоспособности среди водителей. Приведены результаты исследования уровня развития устойчивости внимания у начинающих и опытных водителей.

Ключевые слова: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, монотония, детерминанта.

Abstract. The article deals with the phenomenon of attention and its relationship with driving activity. The methodological basis of the study is the hypothesis that experienced drivers have more developed attention and are more resistant to monotony than novice drivers. presented technique of «Schulte table» allows to reveal the level of stability of attention and dynamics of working capacity among drivers. The results of the study of the level of development of stability of attention in beginners and experienced drivers.

Key words: involuntary attention, arbitrary attention, post-involuntary attention, monotony, determinant.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ

E.A. Nikulova,

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department economic psychology and psychology of labor NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

e-mail: katrinnikulova@gmail.com

O.K. Evdokimov,

3rd year student

faculty of management and economics areas of training «Psychology» NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow e-mail: o.evdockimov2012@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF ATTENTION IN DRIVERS WITH DIFFERENT DRIVING EXPERIENCE

Внимание является одним из важнейших факторов, позволяющих человеку успешно выполнять различные виды деятельности. Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике [1]. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако, направленность внимания может меняться. Если рассматривать водительскую деятельность, то водитель постоянно использует внимание во время управления транспортным средством. Хорошо развитое внимание помогает водителю в быстрой оценке ситуации и, следовательно, способствует более быстрым действиям, предупреждающим возможность возникновения опасной ситуации на дороге.

Однако следует отметить, что разные виды внимания по-разному воздействуют на деятельность водителя. Непроизвольное внимание, возникающее без волевого усилия, может повлиять на деятельность, как положительно, так и отрицательно. Непроизвольное внимание подмечает различные изменения в общей ситуации на дороге. Это может быть звуковой сигнал или яркий свет, испускаемый препятствием впереди, например, другой машиной или светофором. Непроизвольное внимание помогает водителю следить за подобными изменениями при этом, не затрачивая много ресурсов организма. С другой стороны, яркие рекламные плакаты или неординарные ситуации на дороге, или в пешеходной зоне, могут непроизвольно отвлечь внимание водителя, что может привести к ДТП. Так же внимание может быть отвлечено действиями самого водителя, не связанными с водительской деятельностью, а так же разговорами с пассажирами, либо по телефону. В свою очередь произвольное внимание помогает водителю сосредоточиться на основной деятельности и абстрагироваться всего ненужного. Но это может продолжаться недолго. Ведь произвольное внимание возникает при волевом усилии, что характеризуется приложением больших усилий. Длительная концентрация внимания при помощи усилия воли вызывает утомления, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Более того если деятельность оказывается скучной или утомительной, то внимание способно рассеиваться. Причины, по которым внимание водителя рассеивается, делятся на две категории: внешние и внутренние. К внутренним причинам относятся все ситуации, на которые может повлиять сам водитель. Внешние же причины находятся в окружающей среде и недосягаемы для водителя. К внутренним причинам относятся: использование телефона, поведение пассажиров, курение, принятие пищи или напитков, громкая музыка, плохое самочувствие или настроение и другие. К внешним причинам относятся: рекламные баннеры, другие машины, неординарные ситуации на дороге и прочее. Однако, все эти причины имеют физиологическое обоснование. В их основе лежит изменение доминанты, то есть изменение возбудимости нервных центров, ведущих к усилению одних функций и ослаблению других. «Доминанта в физиологии — временно господствующий рефлекс, которым трансформируется и направляется для данного времени, при прочих равных условиях, работа прочих рефлекторных дуг и рефлекторного аппарата в целом» [3, с. 7]. Это выражается в виде изменения уровня интереса. В данном случае отвлечение происходит на более интересную деятельность, нежели монотонное вождение. Яркий рекламный плакат вызывает интерес у водителя, тем самым изменяя его доминанту и рассеивает внимание.

На основе изученных исследований, было выдвинуто предположение о том, что водители, имеющие стаж вождения больше года, обладают более развитым вниманием вследствие постоянных тренировок.

Было проведено исследование на базе автолицея «Авто-Лидер», в котором приняли участие 20 человек. Респонденты были разделены на 2 группы по 10 человек. В первую группу вошли водители со стажем менее 1 года вождения, начинающие водители. Во вторую группу вошли водители со стажем вождения более 1 года.

Респондентам было предложено пройти методику «Таблицы Шульте», выявляющую уровень развития переключаемости и устойчивости внимания. После прохождения обеими группами методики «Табли-

цы Шульте» был проведен сравнительный анализ среднего времени затраченного на прохождение методики. По полученным результатам, было выявлено, что водители со стажем вождения более 1 года получили более высокие результаты по сравнению с водителями, имеющими стаж вождения до 1 года на 4,3 секунды.

Сравнение среднего времени первого тестирования

№ Стаж менее 1 года Стаж более 1 года

1 41,9 36,3

2 37,2 32,8

3 36,7 20,3

4 26,6 31,0

5 40,3 34,3

6 38,8 35,1

7 41,3 36,3

8 40,8 34,5

9 38,8 38,6

10 37,6 38,4

Среднее 38,0 33,7

Следующей серией исследования, водителям было предложено сесть за руль и совершить продолжительную поездку более 30-60 минут. Во время поездки водители были сосредоточены на своей основной деятельности.

После совершенной поездки водителям из обеих групп было предложено повторно пройти методику «Таблицы Шульте». На этот раз при сравнении среднего времени обеих групп водители с опытом вождения более 1 года превзошли начинающих на 7,3 секунды.

Исходя из результатов, полученных в ходе исследования можно сделать вывод, что водители со стажем вождения более одного года обладают более развитым вниманием, и в частности более развитой способностью переключаемости внимания в отличие от водителей со стажем вождения менее 1 года.

Таким образом, водительская деятельность способствует развитию свойств внимания, таких как устойчивость и пе-реключаемость, которые необходимы для своевременного реагирования в сложных

ситуациях, регулярно возникающие на дороге, также в сглаживании эффекта мо-нотонии, с которым сопряжена данная деятельность, что и подтвердили результаты исследования.

Сравнение среднего времени

повторного тестир ования

№ Начинающие Опытные

1 33,5 26,8

2 30,3 29,2

3 43,0 19,7

4 33,1 27,7

5 37,5 29,5

6 29,7 29,7

7 35,7 35,7

8 33,7 21,7

9 29,3 23,5

10 38,2 28,1

Среднее 34,4 27,1

На основе проведённого исследования были составлены рекомендации, призванные помочь начинающим водителям в развитии свойств внимания. Рекомендации включили в себя несколько простых упражнения для развития навыков концентрации и распределения внимания как за рулем, так и вне его.

Проблема изучения развития внимания, его влияние на успешность водительской деятельности человека, актуальна и требует дальнейшего изучения и учета данных исследований в обучении вождению.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Серия «Антология мысли». — М.: Изд. Юрайт. 2017. — 359 с.

2. Зуева Е.Ю., Ефимов Г.Б. Принцип доминанты Ухтомского как подход к описанию живого: [рус.] // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2010.— № 14.— 32 с.

3. Психология внимания: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АТС: Астрель. 2008. — 704 с.

4. Розенблат В.В. Проблема утомления / 5. Рибо ТА. Психология внимания // Из-В.В. Розенблат. — 2-е изд., перераб. и дания мировой ПСИХОЛОГИИ. — М.:

доп. — М.: Медицина. 1975. — 240 с. Либриком. 2011. — 98 с.

УДК 7.033/.038

М.А. Смирнова,

профессор кафедры «Дизайн и прикладное искусство» Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

В.В. Мурадова,

студент 1 курса магистратуры направление подготовки «Дизайн социокультурной среды» Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ ЯПОНИИ

M. A. Smirnova,

Professor of the Department « Design and applied arts» Moscow state University of technology and management they. K.G. Razumovsky (RAS), Moscow

V.V. Muradova,

1st year master's student field of study « Design of socio-cultural environment» Moscow state University of technology and management they. K.G. Razumovsky (RAS), Moscow

NATIONAL CULTURE IN THE DESIGN OF JAPAN

Аннотация. В статье рассмотрена культура Японии, имеющая богатую историю, на которую оказывали влияние культурные традиции Азии, Европы и Северной Америки. После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. Линия, форма, пространство, свет и материал — это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна. Япония поглощала многие элементы китайской культуры сначала через Корею, а затем через прямые культурные обмены. Японцы чтут традиции, и при этом имеют большие успехи в науке. Поразительно, но при таком научно-техническом прогрессе, у них получается сохранять окружающую природную среду. После второй мировой войны дизайн Японии стал стремительно развиваться. И традиции в искусстве этой страны нашли свое отражение в дизайне, который соответствовал новым мировым требованиям. Однако, как только началось производство, экспорт показал отсутствие технологий для создания конкурентоспособных продуктов на рынке. Руководство Японии начало осознавать, что технология касается дизайна, и в рамках политики продвижения промышленности была создана организация. Были созданы торговые организации, такие как Ассоциация промышленного дизайна Японии и Комитет по дизайну Японии, и деятельность дизайнеров начала нарастать. По мере роста экспорта уровень жизни в Японии рос, а внутренние рынки развивались, рос спрос и на товары длительного пользования. В результате дизайн в производственной деятельности получил все большее распространение. У Японии интересная культура. С одной стороны, она погружена в глубочай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.