ловых структур. - 2014. - № 3. - С. 72-78.
3. Миронов, В.В. Адаптация к физическим нагрузкам и перенос подготовленности военнослужащих - объективная основа влияния физической подготовки на боеспособность войск / В.В. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2013. - № 1. - С. 18-23.
REFERENCES
1. Manual on physical training in Russian Armed Forces (NFP-2009), (2009), Printing house of Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
2. Endaltsev, B.V. (2014), "Person' modern physical training to work in extreme conditions", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp.72-78.
3. Mironov, V.V. (2013), "Physical loads adaptation and military readiness transfer is an influence objective basis of physical training on the troops combat effectiveness", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp.18-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2020
УДК 796.323
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
БАСКЕТБОЛОМ
Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Любовь Анатольевна Буйло-ва, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры; Артем Владимирович Завьялов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
Статья посвящена вопросу развития свойств внимания на занятиях по баскетболу у школьников 12-13 лет. Частными задачами исследования являлись: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; выявление наиболее важный свойств внимания для занятия баскетболом; разработать и экспериментально обосновать методику развития свойств внимания у учащихся 12-13 лет, с занимающихся в школьной секции баскетбола. Представлена методика, включала в себя в подготовительной части занятий игровые упражнения, требующие проявление всех свойств внимания. Использование разработанной методики оказало положительное воздействие, как в аспекте развития свойств внимания, так и в специальной подготовке занимающихся.
Ключевые слова: свойства внимания, техническая подготовленность, физическая подготовленность, ситуации, упражнения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p400-403
DEVELOPMENT OF PROPERTIES OF ATTENTION AT PUPILS OF 12-13 YEARS
OLD DOING BASKETBALL
Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Lyubov Anatolyevna Buylova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture; Artem Vladimirovich Zavyalov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Ilyicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Alla Vitalyevna Ezhova, the candidate of pedagog-
ical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture
Abstract
The article is devoted to the development of attention properties in basketball classes for students aged 12-13 years old. Particular objectives of the study were: analysis of the scientific and methodological literature on the research problem; identification of the most important properties of attention for basketball; to develop and to experimentally substantiate the methodology for developing the properties of attention among the students aged 12-13 years, from those involved in the school basketball section. The technique is presented, which included in the preparatory part of the lessons game exercises that require the manifestation of all the properties of attention. The use of the developed methodology had positive effect, both in the aspect of developing the properties of attention and in the special training of students.
Keywords: attention properties, technical preparedness, physical fitness, situations, exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ литературы, а также данные собственных исследований, проведенных на основе опроса специалистов, показал, что развитие внимания в баскетболе является неотъемлемой составляющей процесса специальной подготовки спортсменов, так как различные свойства внимания обеспечивают успешность и результативность соревновательной деятельности, позволяют баскетболисту лучше ориентировать и быстрее реагировать в сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях. Однако, не смотря на важность высокого уровня развития свойств внимания у баскетболистов, исследования, посвященные акцентированному использованию специальных упражнения для их развития в специальной подготовке баскетболистов, отсутствуют [1, 2].
В баскетболе игроки действуют в постоянно меняющихся условиях. Главной формой деятельности мозга в данных условиях является не отработка типичных наигранных ситуаций, а творческая деятельность - изучении игровых ситуаций, решение тактических задач, выбор действий. Каждый участник игры должен постоянно точно принимать решение в очень короткий промежуток времени, понимать намерениях других участников, для реализации тактических схем. Все это приучает игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать ситуацию, действовать инициативно, изобретательно и быстро [3]. Цель исследования - разработать методику повышения свойств внимания у школьников 12-13 лет, занимающихся в секции баскетбола.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; метод опроса; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; психолого-педагогическое тестирование (оценка уровня развития свойств внимания); педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В ходе педагогического эксперимента нами проводились беседы с тренерами по баскетболу СШОР «Спартак» Московской области, и СШОР-9, г. Воронеж, учителями физической культуры, ведущими секционные занятия по баскетболу в общеобразовательных школах. Всего было опрошено 18 тренеров СШОР, 23 педагога. С целью проверки эффективности методики, повышения уровня внимания у школьников 12-13 лет, занимающихся в секции баскетбола в школе, проводился педагогический эксперимент на базе МОУ СОШ №74 г. Воронеж в период 2018-2019 учебный год. Были организованы две группы: контрольная и экспериментальная. В каждую группу было включено по 10 мальчиков. По уровню развития свойств внимания, физической и технической подготовленности группы не имели статистически значимых различий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
По данным литературы и собственных исследований установлено, что к наиболее важным свойствам внимания баскетболистов относятся: распределение (отметили 43%
респондентов), объем (38% респондентов), устойчивость (13% респондентов) и избирательность.
Разработана экспериментальная методика приоритетного развития повышения уровня свойств внимания у баскетболистов 12-13 лет, включающая два варианта организации тренировочных занятий. Первый вариант предполагает следующую схему организации занятий: подготовительная часть - 15-20 минут, включает общеразвивающие и специально беговые упражнения, специальные игры и упражнения на внимание; основная часть - 30-35 минут - упражнения на усвоение техники игры в баскетбол и специально подобранные подвижные игры с элементами баскетбола; заключительная часть -10 минут, включает упражнения на расслабление, спокойную ходьбу. Второй вариант проведения занятий по экспериментальной методике включает (длительность частей занятий идентично первому варианту): подготовительную часть - общеразвивающие упражнения, специально беговые упражнения, специальная разминка с передачами и ведением мяча; основная часть - специальные упражнения на усвоение технических элементов игры в баскетбол; заключительная часть - спокойная ходьба, бег.
Обработка полученных в ходе эксперимента результатов исследования показывает, что разработанная методика оказалась эффективной: по результатам, полученным в тестировании переключения внимания, имеются достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой. В экспериментальной группе полученный результат выше на 2,9 балла (р <0,05). Объем распределения внимания на 5,3 балла (р <0,05) выше в экспериментальной группе. Уровень распределения внимания в экспериментальной группе выше на 6,3 балла (р <0,05). Достоверные различия между группами зафиксированы по тесту оценки избирательности внимания, результат на 6,2 балла выше в экспериментальной группе.
Применение экспериментальной методики положительно отразилось на развитии уровня технической подготовленности юных баскетболистов. Об этом свидетельствуют полученные экспериментальные данные. Результат в челночном беге «перемещение 6*5 м» имеет достоверный прирост экспериментальной группе. Показатель на 0,8 с (р <0,05) выше, чем в контрольной группе. Полученные результаты в выполнении комбинированного упражнения показывают достоверные различия между группами. В экспериментальной группе результат выше на 1,6 секунды (р <0,05). В экспериментальной группе количество бросков с точек на 4,8 броска больше, чем в контрольной группе (р <0,05). В ходе тестирования штрафных бросков экспериментальная группа показала результат выше на 4,7 броска, чем экспериментальная в данном тесте (р <0,05).
Имеются достоверные различия в уровне физической подготовленности между экспериментальной и контрольной группой. Результаты получены в тестах: бег 40 с, бег 60 м с высокого старта, челночный бег 6*10 м.
ВЫВОДЫ
Исследование показало, что использование экспериментальной методики, направленной на повышение уровня свойств внимания у юных баскетболистов, положительно решает, поставленную в исследовании цель повышения уровня свойств внимания в баскетболе. Методика оказывает положительное воздействие на уровень специальной подготовленности юных баскетболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гилев, Г. А. Зависимость распределения и устойчивости внимания от уровня физической подготовленности / Г.А. Гилев, С.К. Романовский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 72-75.
2. Использование утяжелённой скакалки в тренировке баскетболистов студенческих команд / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова, Н.И. Зиземская, А.В. Доронкин // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 4. - С. 93-96.
3. Проектирование прыжковых заданий для воспитания скоростно-силовых способностей юных баскетболистов 14-15 лет / М.В. Леньшина, Г.Н. Германов, Р.И. Андрианова, О.И. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 133-140.
REFERENCES
1. Gilev, G.A. and Romanovsky, S.K. (2015), "Dependence of the distribution and stability of attention on the level of physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (127), pp. 72-75.
2. Ilyicheva, O.V., Sirakovskaya, Ya.V., Ezhova, A.V., Zizemskaya, N.I. and Doronkin, A.V. (2018), "The use of a weighted rope in the training of student basketball players", Physical Culture and Health, No. 4, pp. 93-96.
3. Lenshina, M.V., Germanov, G.N., Andrianova, R.I. and Kuzmina, O.I. (2015), "Designing of jumping tasks for the education of speed-strength abilities of young basketball players of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 133-140.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2020
УДК 796.35
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФЛОРБОЛИСТОВ 9-10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ
Юрий Иванович Сиренко, доцент, Александр Сергеевич Гречко, кандидат педагогических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского; Михаил Иванович Романов, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург
Аннотация
Флорбол - спортивная командная игра, в которой необходимо владеть техникой игры клюшкой, координацией, физической подготовкой и взаимопониманием. Цель исследования - совершенствование методики развития координационных способностей юных флорболистов на этапе начальной специализации. Предполагается, что определённая последовательность совершенствования двигательных действий будет способствовать повышению эффективности процесса координационной подготовки. Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ №20 по флорболу г. Омска, результаты тестирования спортсменов контрольной и экспериментальной групп обрабатывались с применением методов математической статистики (определение достоверности различий). Разработка методики координационных способностей юных флорболистов в подготовительном периоде определялась точностью исследуемых компонентов координации юных спортсменов модельным характеристикам, стабильностью при многократном повторении и эффективностью. Представленный анализ результатов применения методики, направленной на развитие координационных способностей юных спортсменов, показал эффективность поэтапного совершенствования координации при занятиях флорболом. Рекомендуется придерживаться следующей последовательности: работа над ритмической структурой движения, затем умение дифференцировать мышечные усилия и способность к сохранению равновесия.
Ключевые слова: эффективность, тренировочный процесс, координация, способ выполнения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p403-406
IMPROVING THE COORDINATION ABILITIES OF YOUNG FLOORBALL PLAYERS AGED 9-10-YEARS IN THE PREPARATORY PERIOD
Yuri Ivanovich Sirenko, the senior lecturer, Aleksandr Sergeevich Grechko, the candidate of pedagogical science, professor, Dostoevsky Omsk State University; Mikhail Ivanovich Roma-