Научная статья на тему 'Развитие внешней торговли России услугами – императив постиндустриального общества'

Развитие внешней торговли России услугами – императив постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ТУРИЗМ / SERVICES / GLOBAL ECONOMY / INTEGRATION INTO THE INTERNATIONAL MARKET ECONOMY / STRUCTURE OF THE ECONOMIC SYSTEM / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянова Л. С.

В статье исследованы значимость услуг в постиндустриальном обществе, динамика внешней торговли России товарами и услугами. Показана ее несбалансированность, как в части превышения импорта над экспортом, так и в части видовой структуры. Обоснована необходимость сбалансированного роста внешней торговли России услугами для формирования постиндустриальной структуры национальной экономики и изменения ее регрессивного характера интеграции в глобальную экономическую систему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Russian foreign trade in services as an imperative of post-industrial society (Russia, Novorossyisk)

The article discusses the importance of services in the post-industrial society and the dynamics of Russia’s foreign trade in goods and services; the author shows the lack of balance in this trade, both in the sense of domination of import over export, and as far as assortment is concerned. The author argues that the balanced growth of Russia’s foreign trade in services is necessary for the formation of post-industrial structure of the national economy and the change of the regressive character of its integration into the global economic system

Текст научной работы на тему «Развитие внешней торговли России услугами – императив постиндустриального общества»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ УСЛУГАМИ - ИМПЕРАТИВ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Л.С. Андриянова,

доцент кафедры философии, истории и права, Финансового университета при Правительстве РФ (Новороссийский филиал), кандидат экономических наук andriyanova46@maN.ru

В статье исследованы значимость услуг в постиндустриальном обществе, динамика внешней торговли России товарами и услугами. Показана ее несбалансированность, как в части превышения импорта над экспортом, так и в части видовой структуры. Обоснована необходимость сбалансированного роста внешней торговли России услугами для формирования постиндустриальной структуры национальной экономики и изменения ее регрессивного характера интеграции в глобальную экономическую систему.

Ключевые слова: услуги, глобальная экономика, интеграция в мировую рыночную экономику, структура экономической системы, туризм.

УДК 339.5 ББК 65.9

Резкий переход от командно-административной экономической системы к рыночной привел к существенному снижению позиций России в мировой экономике и мировой политике. Этот факт известный российский ученый Р.И. Хасбулатов объясняет тем, что шоковое присоединение к капитализму, находящемуся на его высшей стадии зрелости, история и опыт которого насчитывает более 500 лет, не дает возможности занять лидирующие позиции. Следовательно, России «остается «место» где-то на третьих, четвертых ролях — это тоже объективная реальность, обусловленная обстоятельствами и уровнем развития факторов производства (и их деградацией), что тоже было неизбежно при избранных политико-экономических целях и способах при смене парадигмы» [1, C. 43].

Не только российские, но и иностранные ученые подчеркивают негативную роль сверхвысоких темпов вхождения России в мировую экономику. Правильный выбор темпов открытости российской экономики позволил бы предотвратить тотальный распад народно-хозяйственного комплекса России и резкое падение уровня жизни ее граждан. По мнению Дж. Стиглица, «более постепенный процесс дает избежать разрушения, приспособиться и найти ответы на новые вызовы» [2, C. 43].

Прошло уже почти четверть века после начала коренных реформ, посмотрим каковы позиции современной России в мировом хозяйстве. Для их оценки применяются различные количественные и качественные показатели, среди них важное значение имеет показатель участия страны в мировой торговле товарами и услугами.

Проведенный в научных исследованиях анализ динамики, географической и товарной структуры внешней торговли России позволил сделать объективный вывод, что «товарная структура внешней торговли товарами кардинально противоречит тенденциям современной мировой торговли, где преобладает торговля готовыми изделиями» [3, C. 25]. В структуре российского экспорта отмечается самая низкая доля экспорта машин и транспортного оборудования среди всех стран G 8 и БРИКС — около 5% (этот показатель в Японии достигает 62,0%, Китае — 47,4%, Германии — 46,2%, США — 42,8%, ЮАР — 21,9%) и самая высокая доля минерального топлива — около 70% (для

сравнения: значение этого показателя в Индии — 18,1%, в Бразилии — 9,4%, в Китае — 1,6%) [4, C. 22].

Авторы Бабурина О.Н. и Гуриева Л.К. отмечают, что существующая интеграция России в глобальную экономику носит скорее не прогрессивный, а регрессивный характер. [4, C. 28]. Этот термин отражает современную роль России в глобальной экономике в качестве поставщика сырьевых ресурсов, подчиненность жесткому контролю ТНК, низкий уровень финансирования научно-исследовательского сектора, высокую долю износа основных фондов в добывающей и обрабатывающей промышленности и другие негативные признаки научно-технического и социально-экономического состояния страны.

На наш взгляд, для повышения уровня конкурентоспособности России в мировой экономике, перехода от регрессивной интеграции к прогрессивной одним из приоритетом внешнеэкономической политики страны должно стать развитие международной торговли услугами. Со второй половины ХХ в. значимость услуг в национальной экономике находит отражение в классификации стран по уровню социально-экономического развития. В настоящее время при анализе последнего используется трехсекторная модель структуры народного хозяйства, которая включает: первичный сектор (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охота), вторичный сектор (добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, коммунальное хозяйство и т.д.) и третичный сектор — услуги (торговля, транспорт, финансы, связь, туризм, информационные услуги и многое другое). Этот третичный сектор, развивающийся сверхвысокими темпами в глобальной экономике, дал основание назвать новый этап развития мирового сообщества как постиндустриальный.

Международная торговля услугами является наиболее динамично развивающимся сектором глобальной экономики. В 2012 г. этот сектор составил 70% общемирового ВВП, в развитых странах этот показатель еще выше как минимум на 3-5%. За последнее десятилетие объем мирового экспорта услуг утроился и достиг почти 4,4 трлн долл., что составляет 24% от объема торговли товарами (18,3 трлн долл.) [5, C. 4].

Несмотря на важную роль услуг в развитии современной экономики дефиниция «услуги» и их классификация все еще

72

© ПСЭ, 2014

_________ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ Д

является неоднозначной и Таблица 1

многотрактуемой. В Большом Динамика внешней торговли товарами и услугами Российской Федерации экономическом словаре при- за 1995—2012 гг., млрд долл. США

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Внешняя торговля товарами (по данным таможенной статистики, с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан)

Внешнеторговый оборот 145,0 149,9 368,9 577,9 763,5 495,8 648,9 822,5 838,6

Экспорт 82,4 105,0 243,8 354,4 471,6 304,0 400,1 516,7 525,4

Импорт 62,6 44,9 125,4 223,5 291,9 191,9 248,7 305,8 314,2

Сальдо 19,8 60,1 118,4 130,9 179,7 112,1 151,4 210,9 211,2

Внешняя торговля услугами (по данным платежного баланса)

Внешнеторговый оборот 30,8 25,8 63,8 97,4 126,7 103,0 118,7 144,0 171,2

Экспорт 10,6 9,6 25,0 39,3 51,2 41,6 45,0 54,0 62,3

Импорт 20,2 16,2 38,8 58,1 75,5 61,4 73,7 90,0 108,9

Сальдо - 9,6 - 6,6 - 13,8 -19,8 24,3 -19,8 - 28,7 - 36,0 - 46,6

Источник:

8, 9].

водится следующее определение: «Услуги — работа, выполненная на заказ и приводящая к созданию самостоятельного продукта» [6, С. 1096]. «Услуги на мировом рынке — поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительные стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы [6, С. 1097].

Всемирно известный профессор, специалист по маркетингу и менеджменту Ф. Котлер определяет услугу следующим образом: «услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-то. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде» [7, C. 600]. В соответствии с определением Федеральной службы государственной статистики (Росстат) услуга — «полезный результат деятельности, удовлетворяющий определенные потребности, но не воплощающийся в материально-вещественной (материальной) форме» [8].

Еще больше трудностей вызывает вопрос классификации международных услуг. В классификаторе услуг ООН содержится свыше 500 позиций и субпозиций. По классификации ВТО существует более 160 видов услуг. В международной статистике чаще всего выделяются три укрупненные позиции: транспортные, туристские и другие виды услуг, так называемые «деловые». В ходе длительных переговоров по формированию ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами — многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами) был выработан подход к определению понятия «международная торговля услугами» и делению услуг на торгуемые (способные к международному обмену) и неторгуемые (не подлежащие в силу своего характера обмену. В настоящее время экспертное сообщество пришло к соглашению, что «услуги являются торгуемыми, если поставляются одним из следующих четырех способов: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц» [5, С.17].

Рассмотрим динамику внешней торговли России товарами и услугами, опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики (табл. 1).

Как следует из данных табл. 1, динамика стоимостных показателей внешней торговли товарами и услугами имеет определенную повторяемость. Так, в частности, внешнеторговый оборот в торговле товарами до 2009 г. имел устойчивую тенденцию к росту. В 2009 г. в период мирового экономического кризиса отмечается резкий спад этого показателя (на 35%), в дальнейшем опять проявляется тенденция к росту. Во внешнеторговом показателе в торговле услугами проявляется аналогичный тренд, в 2009 г. падение составило 18,7%, в дальнейшем наблюдается устойчивый рост. Однако показатели сальдо в торговле товарами и услугами имеют противоположный знак. Если во внешней торговле товарами за весь рассматриваемый период наблюдается устойчивое положительное сальдо (профицит), то во внешней торговле услугами — отрицательное сальдо (дефицит).

С 1995 по 2012 гг. внешнеторговый оборот России товарами увеличился в 5,8 раз, экспорт — в 6,4, импорт — в 5,0 положительное сальдо — в 10,7 раз. Аналогичная картина проявляется во внешней торговле услугами: внешнеторговый оборот увеличился 5,6 раза, экспорт — в 5,9, импорт — в 5,4, отрицательное сальдо в 4,9 раза. Очевидно, что это крайне негативная ситуация, т.к. приводит к снижению положительного сальдо платежного баланса России по счету текущих операций.

Рассмотрим структуру экспорта и импорта услуг России за 2010-2012 гг. и выявим те услуги, которые формируют наибольшее отрицательное сальдо. К основным видам международных услуг Росстат относит: транспортные, туристские услуги (поездки), строительство, финансовые, плата за пользование интеллектуальной собственностью и прочие виды услуг, не вошедшие в перечисленные [8].

Анализ структуры внешней торговли России услугами показал, что наибольшая доля в экспорте приходится на транспортные, прочие деловые услуги и поездки. В 2011 г. доля этих услуг составила 29,9%, 25,4 % и 19,5%, в 2012 г. — 30,7%, 26,3% и 17,2% соответственно. В импорте наибольший удельный вес приходится на поездки, прочие деловые и транспортные услуги. В 2011 г.их доля составила 36,0%, 20,3% и 16,8%, в 2012 г. — 39,3%, 18,5 и 15,1% соответственно. Как следует из данных табл.2 наибольшую озабоченность вызывает импорт услуг по

Таблица 2

Структура экспорта и импорта услуг Российской Федерации в 2010—2012 гг., в %

2010 2011 2012

экс- порт им- порт экс- порт им- порт экс- порт им- порт

Все услуги, в том числе 100 100 100 100 100 100

по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам 4,7 0,3 3,8 0,3 3,5 0,2

по техническому обслуживанию и ремонту товаров 3,7 1,0 2,9 1,3 2,9 1,4

транспортные 30,3 15,8 29,9 16,8 30,7 15,1

поездки 18,0 35,5 19,5 36,0 17,2 39,3

строительство 7,1 6,1 7,6 6,1 7,6 6,9

страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов 0,9 1,3 0,6 1,4 0,7 1,2

финансовые 2,1 3,5 1,9 2,6 2,1 2,6

телекоммуникационные, компьютерные и информационные 5,3 5,3 5,3 5,4 5,6 4,8

плата за пользование интеллектуальной собственностью 0,8 6,4 1,0 6,4 1,1 7,0

прочие деловые 25,1 20,8 25,4 20,3 26,3 18,5

услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха 1,0 1,3 0,9 1,1 0,9 1,0

государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям 1,0 2,7 1,2 2,3 1,4 2,0

Источник: [8,9].

73

Э-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

статье «поездки», доля которых имеет устойчивую тенденцию к росту (35,5% в 2010 г. и 39,3% в 2012 г.). Речь идет о поездках российских граждан за границу.

Темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта по статье «поездки», что приводит к превышению оттока валютных средств над их притоком. В 2012 г. импорт по статье «поездки» составил 42798 млн долл. (поездки в страны дальнего зарубежья — 39095 млн долл. (91,3%), в страны СНГ — 3703 млн долл. (8,7%). Экспорт услуг по этой статье составил 10759 млн долл. (в страны дальнего зарубежья — 6663 млн долл. (61,9%) в страны СНГ — 4096 млн долл. (38,1%)). Отрицательное сальдо по этой статье превысило 32 млрд долл. (58,3% от совокупного сальдо внешней торговли услугами).

Такая ситуация требует усиления внимания государства к этому виду услуг. Приток и отток валютных средств по статье «поездки» определяется числом поездок иностранцев в Россию и россиян за границу (табл. 3). В соответствии с классификацией Росстата поездки можно разделить на следующие группы: служебные, туристские и частные (табл. 3).

Таблица 3

Число поездок иностранных граждан в Россию и российских граждан за границу, тыс. чел. (по данным пограничной службы)

2011 г. 2012 г.

тыс. чел. % тыс. чел. %

Число поездок иностранных граждан в Россию, всего, из них по целям: 24920 100 28168 100

служебная 5475 21,9 6201 22,0

туризм 2336 9,4 2570 9,1

частная 14863 59,6 16956 60,2

Число поездок российских граждан за границу, всего, из них по целям: 43707 100 47806 100

служебная 1433 3,3 1195 2,5

туризм 14496 33,2 15332 32,1

частная 25101 57,4 28393 59,4

Источник: [9].

Анализ структуры поездок показывает преобладающую долю частных и туристских поездок. Динамика числа туристских поездок представлена в табл. 4

Таблица 4

Поездки иностранных граждан в Россию и российских граждан за границу с туристской целью

Год 2000 2005 2010 2011 2012

Число поездок иностранных граждан в Россию, тысяч 2215 2251 2025 2336 2570

Число поездок российских граждан за границу (страны дальнего зарубежья), тысяч 4252 6405 12231 14496 15332

Источник: [9].

За период с 2000 по 2012 гг. число поездок иностранных граждан в Россию с туристкой целью увечилось незначительно — с 2,2 млн в 2000 г. до 2,6 млн поездок в 2012 г. За этот же период число поездок российских граждан в страны дальнего зарубежья с туристкой целью выросло более чем в 3,6 раза — с

4,3 до 15,3 млн поездок (табл. 4). Наибольшее число туристских поездок россиян пришлось на Турцию — 2,7 млн, или около 1/5 от общего числа поездок туристов (из Турции в Россию зафиксировано менее 100 тыс. поездок).

Для устранения дисбаланса туристских прибытий требуется государственное вмешательство. В частности, для Юга России одним из направлений роста туристов может стать консолидация усилий причерноморских стран в направлении формирования «единого черноморского кольца» и создания единого черноморского туристского бренда, что позволит укрепить позиции всего черноморского региона на международном туристском рынке и увеличить число иностранных туристов на российском побережье Черного моря. [10, C. 39]. Позитивному решению проблемы будет способствовать рациональное использование объектов инфраструктуры, возведенных к Сочинским Олимпийским играм 2014 года.

Подводя итоги анализа внешней торговли России услугами, отметим следующие три наиболее острые проблемы.

Первая проблема — устойчивое отрицательное сальдо, в 2012 г. импорт услуг превысил экспорт в 1,75 раза.

Вторая проблема — структурные диспропорции во внешней торговле услугами. В 2010-2012 гг. на экспорт трех видов услуг (транспортные, прочие деловые услуги и поездки) приходилось 74-75%. В 2010-2012 гг. в импорте на долю трех видов услуг (поездки, прочие деловые и транспортные услуги) приходилось 73%.

Третья проблема — резкая разбалансированность поступлений по статье «поездки». Отрицательное сальдо по этой статье превышает половину всего совокупного сальдо во внешней торговле услугами России. В 2012 превышение импорта над экспортом услуг по статье «поездки» превысило 32 млрд долл. США.

Для устранения первых двух проблем надо развивать такие виды услуг, как международный обмен интеллектуальной собственностью (по этой статье также отмечается отрицательное сальдо, в 2012 г. экспорт этих услуг составил 664 млн долл., а импорт — 7585 млн долл.), телекоммуникационные, компьютерные, информационные, т.е. все те новые виды услуг, которые присущи постиндустриальному обществу. Для нивелирования третьей проблемы надо развивать туристскую инфраструктуру. Одним из существенных препятствий для развития этого сектора является нехватка и высокая стоимость гостиничных номеров, а также крайне низкий уровень развития авиаперевозок.

В целом позиции России на мировом рынке услуг значительно слабее, чем на мировом товарном рынке. Российский сектор услуг в мировой торговле услугами составляет малую долю — около 1%, что ниже доли участия России в мировой торговле товарами (в 2012 г. — 2,8% в мировом экспорте и 1,7% в мировом импорте) [9]. Такое положение требует усиления роли государственного регулирования в развитии сферы услуг. Оптимальное формирование режима регулирования сферы услуг позволит повысить позиции РФ в мировой экономике не за счет добывающего сектора и экспорта невозобновляемых природных ресурсов, а за счет третичного сектора с высокой добавленной стоимостью. Опережающий рост внешней торговли услугами относительно темпов внешней торговли товарами (в российском экспорте около 2/3 приходится на углеводороды, а в импорте — свыше половины на машины и оборудование), позволит отнести Россию к странам с постиндустриальной структурой экономики и изменить её регрессивный характер интеграции в глобальную экономическую систему на прогрессивный.

Литература

1. Хасбулатов Р.И. IV Республика: от недогосударства Ельцина — к государству Путина: В 7 кн. Кн. 1: «Рыхление» Советской империи — СССР. — М.: Научная книга, 2009. — 240 с.

2. Стиглиц Д.Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г.Г. Пирогова. — М.: Мысль, 2003. — 300 с.

3. Бабурина О.Н. Россия в глобальной экономике, или возможность реализации новой инвестиционной стратегии // Финансы и кредит. — 2008. — № 31(319). — С. 23-29.

4. Гуриева Л.К., Бабурина О.Н. Регрессивная интеграция России в глобальную экономическую систему как угроза ее национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — №18 (159). — С. 31-40.

5. Кузнецова Г.В. Международная торговля услугами. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013. — 84 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74

__________ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ Д

6. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Ин-т мировой экономики, 1999. — 1248 с.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. — СПб.: АО «КОРУНА». АОЗТ ЛИТЕРА ПЛЮС, 1994. — 698 с.

8. Российский статистический ежегодник, 2012. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

9. Российский статистический ежегодник, 2013. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

10. Бабурина О.Н. Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 46 (325). — С. 34-40.

ФИНАНСОВАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

И.А. Болдырева,

профессор кафедры экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор экономических наук, inbold@rambler.ru

В статье предпринята попытка проанализировать влияние усиления процессов интеграции России в мировое хозяйство на состояние отдельных сегментов финансовой системы. Осуществлен анализ динамики макроэкономических показателей России в условиях первого года членства во Всемирной торговой организации (ВТО), изменение показателей доходов федерального бюджета по отдельным статьям. Выявлены проблемы и последствия для финансового сектора экономики в связи с членством России в ВТО и возможным притоком иностранного капитала.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенные платежи, финансовая система, бюджет, банковский сектор

УДК 336.14, 339.54 ББК 65.26, 65.5

В условиях глобализации международные интеграционные процессы становятся неотъемлемой частью развития национальных экономик. Начальным этапом международной экономической интеграции является создание зоны свободной торговли, затем начинает функционировать таможенный союз, впоследствии формируется экономический союз.

В рамках исследования особенностей, форм и последствий участия России в международных интеграционных процессах наиболее актуальным сегодня представляется рассмотрение последствий, связанных именно с членством России в ВТО, так как вступление в эту организацию можно считать знаковым событием в новейшей экономической истории России.

Всемирная торговая организация декларирует, что к вступлению в ВТО стремится практически каждое государство, которое претендует на создание современной эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле. В 2012 году Россия ратифицировала договор с Всемирной торговой организацией и стала 156 страной-членом ВТО.

Вступлению России в ВТО предшествовал длительный переговорный процесс. В рамках переговоров по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок достигнуты договоренности о единовременном снижении Россией ввозных таможенных пошлин более чем по трети тарифных позиций. По четверти тарифных позиций снижение ставок должно быть произведено не позднее трех лет после даты присоединения.

Сама целесообразность членства России в ВТО породила широкую дискуссию в среде экспертов, ученых, предпринимателей.

В качестве выгод, приобретаемых Россией от членства в ВТО, приводятся:

— возможность влияния на правила международной торговли в соответствие со своими национальными интересами;

— стимулирование структурных сдвигов в экономике;

— повышение конкурентоспособности отечественного производства;

— увеличение прямых иностранных инвестиций;

— улучшение режима торговли в отношении российских экспортеров;

— создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны.

К отрицательным последствиям членства во Всемирной торговой организации, как правило, относят следующие:

— снижение защиты ряда российских отраслей и производителей, находящихся сегодня и без того в сложном положении (АПК, легкая и пищевая промышленность, сельхозмашиностроение, самолетостроение, автопром);

— сокращение поступлений в бюджет в результате снижения доходов от ВЭД и налоговых поступлений;

— ограничение свободы государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования ВЭД, особенно ограничивающих импорт;

— осложнение продвижения по пути интеграции России со странами СНГ, в частности, в рамках Таможенного союза.

Затрагивать проблему воздействия интеграционных процессов на финансовую составляющую экономики невозможно в отрыве от оценки их влияния на состояние экономики в целом.

В оценках масштабов экономических последствий выгод и рисков для экономики России, приобретаемых в связи с членством в ВТО, сложились две диаметрально противоположные позиции. По оценкам экспертов Всемирного банка членство в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2,8% в краткосрочной перспективе, 3,3% — в среднесрочной и 11% — в долгосрочной [1]. В соответствие с экспертной оценкой ассоциации российских промышленников потери экономики страны в 2020 году, обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП (2,5 трлн руб.) [2, С. 23].

По каждой представленной позиции можно привести как множество доводов, так и контраргументов. Существенным представляется тот аргумент, что в России в последнем десятилетии фактически уже было проведено одномоментное снижение импортных пошлин в отношении всех ввозимых товаров. В течение 2001-2002 гг. российское правительство внесло кардинальные изменения в импортный тариф, сократив количество применяемых ставок пошлин и проведя их унификацию в отношении товаров с однородными или близкими характеристиками. Эта тарифная новация по существу осталась незамеченной российскими товаропроизводителями и не привела к прекращению роста производства в промышленности [3, С.33].

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.