Научная статья на тему 'Развитие внешней торговли государств-членов Евразийского экономического Сообщества в условиях вступления во вто'

Развитие внешней торговли государств-членов Евразийского экономического Сообщества в условиях вступления во вто Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ВТО / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов В. А.

Сотрудничество государств-членов Евразийского экономического сообщества со Всемирной торговой организацией (ГАТТ/ВТО) еще в 1992 году было обозначено в качестве одного из направлений внешнеэкономической политики этих стран, что само по себе определило актуальность этого вопроса на сегодняшний день. В статье излагается авторское видение перспектив членства государств ЕврАзЭС в ВТО, отмечаются плюсы и возможные минусы вступления в эту международную организацию. Констатируется, что необходим комплексный подход к выработке мероприятий тарифной политики, обусловленной задачами членства в ВТО с параметрами и ориентирами политики государств членов ЕврАзЭС Обеспечение равновыгодности внешнеторгового обмена должно базироваться на научно-методическом обосновании и аналитических расчетах по применению конкретных ставок таможенной пошлины на товары наиболее уязвимых секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF MEMBER STATES THE EUROASIAN ECONOMIC COMMUNITY IN THE CONDITIONS OF THE INTRODUCTION INTO THE WTO

In 1992 cooperation of Eurasian Economic Community member states with the World Trade Organization (GATT/WTO) was specified as one of the directions in foreign economic policy of these states, which in itself defined topicality of this matter for the time being. This article reports about author's point of view on perspectives of membership of EurAsEC member states in WTO, specifies advantages and possible disadvantages of membership in this international organization. The author states that there is necessity for complex approach to develop measures in the tariff policy conditioned by the objectives of membership in WTO with the parameters and guidelines of policy of EurAsEC member states. Provision of co-profitable foreign trade exchange must be based on scientific and methodological argumentation and analytical estimation in respect of application of concrete duty rates on the goods of the most vulnerable sectors of economy.

Текст научной работы на тему «Развитие внешней торговли государств-членов Евразийского экономического Сообщества в условиях вступления во вто»

_НЕКРАСОВ В.А.

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ

ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Сотрудничество государств-членов Евразийского экономического сообщества со Всемирной торговой организацией (ГАТТ/ВТО) еще в 1992 году было обозначено в качестве одного из направлений внешнеэкономической политики этих стран, что само по себе определило актуальность этого вопроса на сегодняшний день. В статье излагается авторское видение перспектив членства государств ЕврАзЭС в ВТО, отмечаются плюсы и возможные минусы вступления в эту международную организацию. Констатируется, что необходим комплексный подход к выработке мероприятий тарифной политики, обусловленной задачами членства в ВТО с параметрами и ориентирами политики государств - членов ЕврАзЭС. Обеспечение равновыгодности внешнеторгового обмена должно базироваться на научно-методическом обосновании и аналитических расчетах по применению конкретных ставок таможенной пошлины на товары наиболее уязвимых секторов экономики.

_NEKRASOV V.A.

DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF MEMBER STATES THE EUROASIAN ECONOMIC COMMUNITY IN THE CONDITIONS OF THE

INTRODUCTION INTO THE WTO

In 1992 cooperation of Eurasian Economic Community member states with the World Trade Organization (GATT/WTO) was specified as one of the directions in foreign economic policy of these states, which in itself defined topicality of this matter for the time being. This article reports about author's point of view on perspectives of membership of EurAsEC member states in WTO, specifies advantages and possible disadvantages of membership in this international organization. The author states that there is necessity for complex approach to develop measures in the tariff policy conditioned by the objectives of membership in WTO with the parameters and guidelines of policy of EurAsEC member states. Provision of co-profitable foreign trade exchange must be based on scientific and methodological argumentation and analytical estimation in respect of application of concrete duty rates on the goods of the most vulnerable sectors of economy.

Ключевые слова: внешняя торговля, экономическое сообщество, ВТО, тарифная политика, сотрудничество, комплексный подход.

Сотрудничество государств-членов Евразийского экономического сообщества со Всемирной торговой организацией (ГАТТ/ВТО) еще в 1992 году было обозначено в качестве одного из направлений внешнеэкономической политики этих стран, что само по себе определило актуальность этого вопроса на сегодняшний день. Некоторые из них уже стали членами этой авторитетной международной организации (Кыргызская Республика) [4, 7], некоторые находятся на завершающей стадии вступления (Российская Федерация,

Республика Казахстан) [10, 12], другие - оглядываясь на сильных партнеров по Сообществу - изучают этот вопрос и проводят подготовительные мероприятия (Республика Беларусь, Республика Таджикистан). Безусловно, вступление в ВТО - сложный переговорный процесс, порождающий немало вопросов, проблем и расхождений во взглядах. Однако в сложившейся экономической, политической и правовой обстановке, когда страны ЕврАзЭС все больше тяготеют к рыночным преобразованиям, ищут пути выхода на мировые рыки, увеличивают свой импортный и экспортный потенциал, когда ближайший восточный сосед Китай и большинство торговых партнеров, в том числе и среди государств ближнего зарубежья, уже стали членами ВТО, а основной контрагент во внешней торговле государств Сообщества - Россия, ведет активную работу по вступлению в ВТО, и, наконец, когда более 154 стран мира торгуют по правилам ВТО, страны ЕврАзЭС не могут пренебрегать участием в этой международной организации, ее правилами, принципами и нормами, регулирующими мировую торговлю.

По нашему мнению, позиция государств Сообщества в этом вопросе должна быть вполне однозначной - вступление в ВТО является лишь вопросом времени. Правильнее было бы определить проблему даже не во вступлении в организацию, а в том, на каких условиях вступать в ВТО и как обеспечить переходный период для адаптации к требованиям ВТО. Приемлемые для государств - членов ЕврАзЭС условия должны быть выработаны на основе анализа аналогичного опыта других государств с учетом реалий национальной экономики и национальных интересов.

Присоединение к ВТО является сегодня значительно более комплексным и сложным процессом, чем в прошлом было присоединение к ГАТТ в 1947 г. Позиция так называемых основных торговых стран-членов ВТО по отношению к присоединяющимся странам становится все более требовательной и направлена на увеличение уровня их обязательств при присоединении. Некоторые из стран-членов ВТО считают, что присоединяющиеся страны должны принять на себя обязательства, уровень которых выше обязательств нынешних членов ВТО. На практике это означает, что уже присоединившиеся к ВТО новые страны были вынуждены согласиться на такой размер связанности своих таможенных тарифов и обязательств по услугам, который находится на уровне или даже выше самых развитых стран-членов ВТО. Кроме того, этим странам не удалось в полной мере воспользоваться специальными благоприятными положениями Соглашений ВТО для развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Наконец, они уступили требованиям и приняли обязательства по присоединению к некоторым Соглашениям ВТО с так называемым ограниченным числом участников, т.е. необязательных для присоединения (например, к Соглашению по правительственным закупкам).

Основное правило, регулирующее процесс присоединения, содержится в статье XII (пункт 1) Соглашения об учреждении ВТО, и гласит, что любое государство или отдельная таможенная территория могут присоединиться к ВТО на условиях, подлежащих согласованию со странами-членами ВТО. [3] На практике это означает, что упомянутые правила и нормы Многосторонних

торговых соглашений являются для присоединяющихся стран как бы справочным уровнем обязательств стран-членов ВТО, а все вопросы в процессе присоединения являются по существу предметом для переговоров и открыты для давления, оказываемого со стороны стран-членов ВТО на присоединяющиеся страны.

Сложность присоединения к ВТО отражает и тот факт, что этот процесс с момента образования ВТО в 1995 г. развивается крайне медленно. Так, в 1995-1999 гг. из 36 кандидатов на присоединение, только несколько стран смогли завершить эти переговоры (Эквадор, Монголия, Болгария, Панама, Кыргызстан, Латвия и Эстония). Представляется, что движущей силой для решения многих стран присоединиться к ВТО непосредственно до или же сразу после образования этой новой организации послужили в основном более общие политические факторы, в то время как непосредственные экономические или торговые интересы этих стран не являлись главным побудительным мотивом для начала этого процесса. Однако во многих случаях переговоры о присоединении к ВТО совпали с системными или структурными реформами в этих странах, или с этапом формулирования в них соответствующей экономической или торговой политики.

Присоединяющиеся к ВТО страны с переходной экономикой нуждаются в определённой гибкости в ходе переговоров, которая позволила бы сформировать их торговый режим в результате осуществления экономических реформ и либерализации торговой политики. Такие страны сталкиваются с проблемами в выполнении так называемых обязательств по «открытости» в рамках соглашений ВТО, поскольку их внешнеторговое законодательство находится в стадии становления.

Исходя из этого, странам Сообщества предстоит решить две главные проблемы по достижению сбалансированных условий членства в ВТО, которые дали бы им возможность стать полноправными участницами многосторонней торговой системы.

Во-первых, необходимо отметить, что торговый режим государств-членов ЕврАзЭС в целом сопоставим с обязательствами ВТО, в то время как отдельные элементы их внешнеторговой политики могут быть приведены в соответствие с соглашениями ВТО на поэтапной основе. Другими словами, необходимо акцентировать внимание на том, что нам не нужны никакие так называемые «нестандартные» условия присоединения, которые отличали бы нас от «нормальных» членов ВТО и подчеркивали «системное» несоответствие с многосторонними правилами и обязательствами, как это имело место в случае с некоторыми восточноевропейскими странами (Польшей, Румынией и Венгрией) во время их присоединения к ГАТТ в 1960-1970 гг.

И, во-вторых, надо стремиться достигнуть сбалансированного размера уступок в переговорах по доступу на национальный рынок иностранных товаров и услуг, которые, с одной стороны, позволили бы защищать приоритетные для государств Сообщества сектора экономики, в соответствии с правилами ВТО, и развивать их конкурентоспособность, равно как и конкурентоспособность неразвитых или новых отраслей производства и сфер услуг, а,

с другой стороны, принимать обязательства по либерализации внешней торговли и открытию внутреннего рынка, устраивающих торговых партнёров.

При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Решением Совета Глав Правительств при Межгосударственном Совете Таможенного Союза, присоединение к ВТО государств-участников соглашений о Таможенном Союзе должно осуществляться таким образом, чтобы избежать в дальнейшем предоставления компенсаций (дополнительных торговых уступок) третьим странам-членам ВТО за нарушение правил взаимной торговли и неизбежные разночтения и противоречия в используемых методах таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. [8] Учитывая печальный опыт присоединения Кыргызстана к ВТО в дальнейшем обострении внешнеторговых отношений со странами-участниками Таможенного Союза (в части изменения ставок таможенных пошлин, а именно их значительного снижения на 10-20%, включая чувствительные товары без согласования с остальными участниками Соглашения), вступление других государств - членов ЕврАзЭС в ВТО должно осуществляться без ущерба для остальных стран-участниц соглашения о Таможенном союзе.

Несмотря на неоднозначность существующих оценок о последствиях вступления в ВТО стран Евразийского экономического сообщества, мы придерживаемся позитивистской позиции, что вступление этих стран в ВТО окажет большое влияние на национальные экономики стран ЕврАзЭС, методы управления внешнеэкономическими связями, характер взаимодействия с мировым сообществом. Однако это влияние будет неоднозначным, поэтому для его определения требуется проведение качественного и количественного анализа баланса приобретений и потерь от членства в ВТО.

Основные выгоды, которые могут, по нашему мнению, получить экономики государств-членов ЕврАзЭС от участия в ВТО, заключаются в следующем:

Во-первых, будучи членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, они получают возможность не только участвовать в новых формах мировых внешнеторговых связей, но и одновременно оказывать влияние на их формирование с учетом своих национальных интересов. Членство в ВТО постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может сравниться, по нашему мнению, с неучастием в деятельности такой международной организации, как ООН.

Во-вторых, экспортеры и импортеры получают выход в унифицированное правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также на международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и мерами Генерального Соглашения по тарифам и Торговле, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для экспортируемых и импортируемых товаров. Кроме того, Страны ЕврАзЭС получают защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров

согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций национальных участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать включению экономики стран Сообщества в мировое хозяйство, развитию их внешней торговли и защите национальных экспортеров.

В-третьих, вступление в ВТО приводит к сокращению негативного воздействия на национальный экспорт тарифных и нетарифных барьеров в торговле с зарубежными партнерами. ВТО дает возможность использовать при этом так называемый «пакетный метод» переговоров, при котором результаты переговоров по поводу сокращения тарифов оформляются в виде пакета, включающего все договоренности и соглашения. В силу этого отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств по одним направлениям переговоров и меньший - по другим, сохранив в целом баланс уступок и запросов по всему пакету договоренностей.

В-четвертых, вступление стран Сообщества в ВТО способствует облегчению доступа национальных участников внешнеэкономических связей на международные рынки капитала. Правда, пока соглашение по прямым иностранным инвестициям в рамках переговоров Уругвайского раунда не принято вследствие резко отрицательной позиции развивающихся стран. В итоге были приняты ограниченные решения - так называемые торговые аспекты инвестиционных мер (ТРИМС). Пока в рамках ВТО на сферу прямых инвестиций не распространяются ни РНБ, ни национальный режим.

Принятие торговых аспектов инвестиционных мер, запрещающих участникам Соглашения ТРИМС использовать ограниченный круг мер торговой политики, оказывающих негативное воздействие на иностранные инвестиции, очень важный шаг в улучшении национального климата для зарубежных инвесторов.

В-пятых, участие в ВТО способствует созданию благоприятных возможностей для международной производственной кооперации и других форм международного делового взаимодействия. В этой сфере имеется богатый набор форм сотрудничества, включая совместные мероприятия, соглашения о совместном проведении исследований, производстве и сбыте, об обмене интеллектуальной собственностью. Эти направления обладают несомненной значительной привлекательностью для стран ЕврАзЭС, особенно если результатом сотрудничества является создание исследовательских организаций и промышленных предприятий, расположенных на территории государств Сообщества и создающих не только рабочие места, но и базу для дальнейшего развития. В данном случае членство в ВТО дает странам потенциальную возможность уменьшить свою уязвимость от неблагоприятных воздействий путем развития и освоения новых перспективных секторов отечественной

промышленности с учетом их внешнеэкономической ориентации (высокие технологии, наукоемкая продукция, услуги).

В-шестых, расширяются возможности импорта современных технологий производства и управления, возрастает приток иностранных инвестиций в форме прямого инвестирования, частного кредитования инвестиционных проектов.

В-седьмых, членство в ВТО является своего рода «кнутом» для реформирования отечественного законодательства. Проведенные Россией и Казахстаном переговоры продемонстрировали необходимость совершенствования многих нормативно-правовых актов, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Перевод на принципы ВТО внешнеторгового законодательства стран Сообщества важен хотя бы потому, что в большинстве случаев - это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля и которые облегчают развитие внешней торговли.

В-восьмых, возможность разрешения споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многим другим вопросам.

Однако нельзя не согласиться с тем, что членство в ВТО на начальных этапах может привести и к некоторым негативным последствиям. К ним можно отнести следующие: прежде всего, защита национальных производств, выпускающих готовую продукцию, скорее всего, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на национальный рынок; далее, ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в бюджеты стран Сообщества от снижения импортных таможенных пошлин. Здесь можно предположить два варианта развития событий. Первый - учитывая недостаточность бюджетных средств, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов, и второй - возможность пополнения бюджетов за счет мероприятий по стимулированию выхода предприятий на внешний рынок и уменьшения льгот по внутренним налогам;

Наконец, членство в ВТО может затруднить возможности продвижения по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного Союза (как, например, в случае с Кыргызстаном). Несмотря на то, что между членами Таможенного Союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключены некоторые трудности и проблемы с партнерами.

Какой же в таких условиях должна быть стратегия тарифной политики государств Сообщества?

В соответствии с требованиями ВТО и в связи с необходимостью совершенствования действующих импортных тарифов для защиты отечественных товаропроизводителей и необходимости реструктуризации националь-

ных экономик, основными направлениями таможенно-тарифной политики государств-членов ЕврАзЭС, по нашему мнению, должны быть:

❖ необходимо обеспечить минимизацию возможного негативного влияния последствий снижения таможенных пошлин на ключевые макроэкономические процессы и параметры - темпы экономического роста, занятость, платежный баланс, динамику цен, уровень доходов государственного бюджета.

❖ следует исходить из того, что непродуманное снижение таможенных пошлин на те или иные товары может привести к дестабилизации хозяйственной жизни отдельных регионов страны.

❖ тарифная политика должна обеспечить защиту наиболее чувствительных к импорту секторов внутреннего рынка, определяющих параметры экономической безопасности страны и устойчивого функционирования национального хозяйства.

❖ необходимо обеспечить не ухудшение структуры экономики в результате снижения ввозных пошлин и либерализации доступа иностранных производителей на внутренний рынок.

Таможенная политика должна в максимальной степени использоваться в целях обеспечения устойчивого экономического роста в результате создания благоприятных условий для опережающего развития наиболее динамичных производств в отраслях перерабатывающей промышленности, в первую очередь, высокотехнологичных и экспортоориентированных, способных в перспективе занять прочные позиции на внутреннем и мировых рынках.

Таким образом, тарифную политику в условиях вступления в ВТО необходимо строить с учетом следующих обстоятельств:

❖ уровня конкурентоспособности соответствующих отраслей - так, чтобы в первую очередь снижались таможенные пошлины на продукцию отраслей с высоким уровнем конкурентоспособности;

❖ целесообразности первоочередного снижения таможенных пошлин на продукцию и изделия неконкурирующего импорта;

❖ роли импортных товаров в издержках производства отечественной продукции, имея в виду первоочередное снижение импортных пошлин на виды продукции, занимающие важное место в структуре затрат соответствующего отечественного производства, полуфабрикаты и комплектующие;

❖ необходимости протекционистской защиты определенных отраслей экономики, исходя из целей национальной и экономической безопасности;

❖ чувствительности отдельных отраслей экономики к воздействию крупномасштабного импорта.

Таким образом, следует констатировать, что необходим комплексный подход к выработке мероприятий тарифной политики, обусловленной задачами членства в ВТО с параметрами и ориентирами политики государств -членов ЕврАзЭС. Обеспечение равновыгодности внешнеторгового обмена должно базироваться на научно-методическом обосновании и аналитических

расчетах по применению конкретных ставок таможенной пошлины на товары наиболее уязвимых секторов экономики. Селективное усиление уровня тарифной защиты внутреннего рынка должно осуществляться исключительно в жесткой увязке с инвестиционными программами реконструкции и повышения конкурентоспособности отечественных производителей. В противном случае велика опасность того, что временный протекционизм будет препятствовать конкуренции, и тем самым, побудительным мотивам отечественных производителей к повышению конкурентоспособности своей продукции.

Также требуется максимальная прозрачность и предсказуемость правил изменения ставок таможенных пошлин в перспективе. Это важно для национальных производителей и иностранных инвесторов, которые могли бы в привязке к предсказуемой таможенно-тарифной политике готовиться к открытию внутреннего рынка и формировать новые производственные программы и инвестиционные проекты.

Литература

1. ВТО. Механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. - Эксмо. - 2008.

2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация / И.И. Дюмулен. - М.: Экономика, 2003.

3. Марракешская декларация. [электронный ресурс Интернет]

4. Омаров Н. Кыргызстан в ВТО: уроки для России и СНГ// Интернет издание «Tazar». [электронный ресурс Интернет]

5. Правила ВТО и Россия. - Международные отношения. - 2005.

6. Рубинштейн Т.Б. ВТО: практический аспект / Т.Б. Рубинштейн. - М.: Ге-лиос АРВ, 2004.

7. Смаилова Г. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО. Thursday, December 15. 2005 [электронный ресурс Интернет]

8. Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию // «Собрание законодательства РФ», 19.05.1997, № 20, ст. 2345

9. Таможня. № 7 (103). - 2004.

10. Троегожина М.Б. Казахстан и ВТО: проблемы сотрудничества. - Алматы. - 2007.

11. Фишер В. Европа: экономика. Общество и государство: 1914-1980: Пер. с нем. / В. Фишер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

12. Чернышева Н. А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества. - МГИМО - Университет. - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.