Научная статья на тему 'Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий'

Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1253
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / INTERNATIONAL MARKET / BUSINESS INTERNATIONALIZATION / EXPORT STRATEGY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишлова С. Е.

Рассматривается необходимость разработки маркетинговой стратегии выхода предприятий на международные рынки для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN ENTERPRISES

Need of development of marketing strategy of an exit of the enterprises on the international markets, for achievement of goals is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий»

Список литературы

1. Маркова Е. К вопросу о социальной ответственности бизнеса // Власть. 2007 № 6. С. 55-62.

2. Брэнсон Р. Обнаженный бизнес/ Р. Брэнсон [пер. с англ. Е. Фа-люк] М.: Эксмо, 2010. 304 с.

3. Фетисов А. Второй конгресс российских предпринимателей: тенденции, проблемы, неясные перспективы // Бизнес и политика. 1995. № 11. С. 29.

Пастухов Владимир Викторович, канд. техн. наук, доц. кафедры «Мировая экономика», Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIALLY - ECONOMIC PROCESSES REGULA TION V. V. Pastukhov

In article questions of formation of research objectives, processes and criteria of a formulation of problems social unities, human resources are considered.

Keywords: key competences of the researcher, types of researches, planning system.

Pastukhov Vladimir Victorovich, candidate of technical science, docent of department «Global economy», Russia, Tula, Tula State University

УДК 339.97

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С.Е. Шишлова

Рассматривается необходимость разработки маркетинговой стратегии выхода предприятий на международныерынки, для достижение поставленных целей.

Ключевые слова: международный рынок, интернационализация бизнеса, экспортная стратегия предприятия.

Под «выходом российских предприятий на международный рынок» понимается деятельность, направленная на сбыт собственной продукции или оказание услуг на внешнем рынке. Такая деятельность может заключаться в экспорте продукции через агентов по продаже и лицензированных фирм, открытии так называемого представительства или офиса продаж, создании совместного предприятия при участи иностранного партнера, слиянии с иностранной компанией или ее приобретении и создании собственного филиала или дочернего предприятия.

За интернационализацией бизнеса и выходом на зарубежные рынки стоит целый ряд причин и мотивов. Основными соображениями при этом зачастую являются оптимизация закупок, увеличение продаж или повышение эффективности в целом. В зависимости от целевой категории формулируются целесообразные варианты корпоративных стратегий.

На практике, при интернационализации преследуют более чем одну цель. Также возможно, что первичная цель интернационализации со временем дополняется вторичными целями (например, созданный за рубежом офис закупок со временем преобразуется в офис продаж, а затем и в местную службу по работе с клиентами).

Помимо этого простого понимания интернационализации как средства достижения конкретных бизнес-целей, в дальнейшем выдвигаются иные теоретические соображения, которые раскрывают мотивы, ход и успех реализации стратегий интернационализации компании.

Выход российских предприятий на международный рынок осуществляется в несколько этапов.

Как правило, российскими предприятиями тщательно изучается национальное и зарубежное законодательство в области таможеннотарифного, валютного, нетарифного регулирования ВЭД, анализируются меры содействия экспортерам. И уже меньше внимания уделяется формированию экспортной стратегии. А именно здесь и допускаются серьезные просче-ты.

Если рассматривать структуру планирования экспортной стратегии предприятия, то она начинается с анализа базисных сегментов зарубежного рынка. Анализ его конъюнктурных показателей, как правило, проводится в достаточном объеме, но без характеристики динамики развития рынка в будущем с позиций инновационного процесса.

На следующем этапе - оценке экспортного потенциала предприятия исследуется только степень конкурентоспособности продукции предприятия и как бы на втором плане остаются объемы выпуска, ресурсное обеспечение, товаропроводящая и сбытовая сети, сервисное послепродажное обслуживание и т.п. Практика показывает, что если при оценке экспортного потенциала ограничиться только степенью конкурентоспособности продукции, то контракт может быть подписан "на пределе возможностей предприятия" со всеми вытекающими последствиями. Да и сама экспортная стратегия планируется на предприятии не всегда без четко обозначенных качественной и количественной оценок системы целей, что затрудняет контроль степени их достижения в будущем.

При выборе контрагента до сих пор типичным для наших предпринимателей является то, что не проводится оценка платежеспособности и деловой репутации иностранного партнера.

При подготовке и проведении переговоров основные проблемы российских участников состоят в том, что они не всегда учитывают нацио-

нальную психологию партнера и не изучают национальный стиль делового взаимодействия с ним; не относятся к подготовке и проведению переговоров с необходимым вниманием и не хотят, в большинстве случаев, тратить нужное время и средства. Из-за этого часто российские участники теряют возможных партнеров по бизнесу.

Но и когда переговоры состоялись и подписывается контракт, то, как правило, не всегда проводится оптимизация структуры внешнеторговой сделки и анализ возможных вариантов ее оформления. В случае неэффективности экспорта с позиций прямого понимания этой категории, контракт подписывается из-за боязни потери освоенных рынков и преимуществ получения валютной выручки.

Для любого российского предприятия, желающего включиться в международные экономические отношения, первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешний рынок. В этой связи становится необходимым обращение к методам международного маркетинга. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

Организуя маркетинговую деятельность на предприятии, его руководители применяют определенную стратегию маркетинга. В зависимости от принятой стратегии формулируются мероприятия маркетинговых программ. Они могут быть ориентированы: на максимум эффекта независимо от степени риска; на минимум риска без ожиданий большого эффекта; на различные комбинации этих двух подходов.

В международном маркетинге существуют различные способы выхода на рынки отдельных стран. Выбор конкретного способа зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей и целей предприятия, вида и конкурентоспособности продукции, особенностей экономической, политикоправовой и культурной сферы рыночных стран. Разработка международной сбытовой политики должна быть направлена на выявление оптимального соотношения направлений и средств, необходимых ддя обеспечения наибольшей эффективности процесса проникновения на внешний рынок.

Список литературы

1. Басманов, Е. Инвесторы поверили в страны PIGS [Электронный

ресурс] / Е. Басманов // РБК daily. - 2010. - 9 сентября. - М. : РосБизнесКонсалтинг, 1995 - 2010. Режим доступа :

http://www.rbcdaily.ru/2010/09/09/world/509564, свободный. - Загл. с экрна.

2. Eurostat - Statistical Office of the European Commission [Электронный ресурс]. - European Union, 1995-2011. Режим доступа :

http://www.epp.eurostat.ec.europa.eu/, свободный. Загл. с экрана.

Шишлова Светлана Евгениевна, канд. экон. наук, доц. кафедры «Мировая экономика», Россия, Тула, Тульский государственный университет

DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN ENTERPRISES

S.E. Shishlova

Need of development of marketing strategy of an exit of the enterprises on the international markets, for achievement of goals is considered.

Keywords: international market, business internationalization, export strategy of the enterprise.

Shishlova Svetlana Evgenievna, candidate of economical science, docent of department «Global economy», Russia, Tula, Tula State University

УДК 336

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

С.Е. Краснова

Рассмотрено несколько основных методологических подходов к интегральной оценке регионального экономического потенциала, выделяются слабые и сильные стороны методик. Показаны существующие проблемы, не учитываемые ни в одной методологии оценкирегионально экономического потенциала.

Ключевые слова: методика, интегральный показатель, регионально-

экономический потенциал.

Конкретным шагом в проведении интегральной оценки является оценка весов вклада каждой из составляющих в интегральный потенциал, который рассчитывается как взвешенная сумма частных потенциалов. Интегральные показатели автор интерпретирует следующим образом: потенциал региона представляет собой долю региона в общем потенциале России. Следует отметить, что данной методике оценки рейтинга инвестиционной привлекательности регионов присущи некоторый схематизм и формальный характер. Этот метод является самым простым, наглядным, но одновременно и наименее точным.

Методология, применяемая в Институте социально-экономических исследований Уральского научного центра РАН, основывается на определении уровня социально-экономического развития регионов. В составе экономического критерия выделены две составные части диагностических индикаторов: уровень развития производственной базы и рыночной ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.