Научная статья на тему 'Развитие внешнеэкономической деятельности приграничных регионов (на примере Алтайского края)'

Развитие внешнеэкономической деятельности приграничных регионов (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / FOREIGN ECONOMIC COOPERATION / INTERNATIONAL RELATIONS / CROSS-BORDER COOPERATION / EXPORT / IMPORT / CROSS-BORDER REGION / TRANSPORT AND LOGISTICS CENTER / ALTAI TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осадчая Ольга Петровна, Ремизов Денис Валерьевич

В статье проводится анализ состояния внешнеэкономической деятельности Алтайского края. Авторы делают акцент на важности развития международных отношений приграничных регионов и на примере Алтайского края предлагают рекомендации по совершенствованию этой сферы экономической жизни территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of foreign economic activity of border regions (case study of Altai Territory)

The article analyses the status of the foreign economic activity of Altai Territory. The authors emphasize desirability of developing international relations of crossborder regions. By case study of Altai Territory the authors suggest some measures focused on improvement of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеэкономической деятельности приграничных регионов (на примере Алтайского края)»

УДК 332.146:339.9(571.150) Осадчая Ольга Петровна

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент и экономика» Рубцовского индустриального университета (филиала) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

Ремизов Денис Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и экономика» Рубцовского индустриального университета (филиала) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ

(НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Аннотация:

В статье проводится анализ состояния внешнеэкономической деятельности Алтайского края. Авторы делают акцент на важности развития международных отношений приграничных регионов и на примере Алтайского края предлагают рекомендации по совершенствованию этой сферы экономической жизни территории.

Ключевые слова:

внешнеэкономическое сотрудничество, международные отношения, приграничное сотрудничество, экспорт, импорт, приграничный регион, транс-портно-логистический центр, Алтайский край.

Osadchaya Olga Petrovna

D.Phil. in Economics, Associate Professor, Head of Management and Economics Department, Rubtsovsk Industrial Universuty, branch of Altai State Technical University

Remizov Denis Valeryevich

PhD in Economics, Assistant Professor, Management and Economics Department, Rubtsovsk Industrial Universuty, branch of Altai State Technical University

DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF BORDER REGIONS (CASE STUDY OF ALTAI TERRITORY)

Summary:

The article analyses the status of the foreign economic activity of Altai Territory. The authors emphasize desirability of developing international relations of cross-border regions. By case study of Altai Territory the authors suggest some measures focused on improvement of the regional economy.

Keywords:

foreign economic cooperation, international relations, cross-border cooperation, export, import, cross-border region, transport and logistics center, Altai Territory.

Успешное функционирование хозяйствующего субъекта во многом зависит от степени развития его отношений с другими субъектами. Это касается не только отдельно взятых предприятий, но и целых регионов и стран. Процессы глобализации и международной интеграции уже настолько глубоко проникли в сферу экономических взаимоотношений, что «выжить в одиночку» региону практически не представляется возможным. Особенно это касается тех регионов и стран, международная кооперация и сотрудничество которых предопределены их географическим положением и историческими предпосылками.

Алтайский край - приграничный регион РФ, социально-экономическое положение которого во многом зависит от уровня развития его внешнеэкономических отношений. Одним из главных преимуществ региона в рассматриваемом аспекте является выгодное географическое расположение вблизи активно растущих рынков Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 1).

Еще одним положительным фактором является специализация экономики региона на производстве продукции, которая во многом носит уникальный характер и интересна для зарубежных партнеров. Алтайский край - сельскохозяйственный регион, имеющий исключительный потенциал в этой отрасли (площадь пашни, климатические условия, высококвалифицированные кадры), эффективное использование которого способствует развитию основных экспортоориен-тированных направлений и даже появлению новых рынков сбыта продукции. Все это в конечном итоге положительно сказывается на уровне социально-экономического развития региона.

Объемы внешнеторгового оборота Алтайского края говорят об эффективности работы экс-портоориентированных предприятий. В 2011 г. общий показатель внешнего товарооборота составлял 879,9 млн долл. США (данные приводятся без показателей взаимной торговли со странами Таможенного союза), а к 2013 г. был равен 821,1 млн долл. США и по сравнению с 2012 г. уменьшился на 70,9 млн долл. США (на 7,9 %), однако положительным фактором является устойчивый рост значения экспорта (табл. 1) [1]. Безусловно, положительная динамика товарооборота со странами ближнего зарубежья ввиду его низких объемов не обеспечивает положительной динамики по всему региону. Таким образом, общее снижение внешнего товарооборота Алтайского края фиксируется на уровне 7,9 %.

Рисунок 1 - Географическое расположение Алтайского края

Таблица 1 - Итоги внешней торговли Алтайского края за 2012-2013 гг.

Наименование 2012 2013 2013/2012, %

Стоимость, тыс. долл. США Удельный вес, % Стоимость, тыс. долл. США Удельный вес, %

ТОВАРООБОРОТ 891 954,2 100 821 056,0 100 92,1

Страны дальнего зарубежья 680 757,6 76,3 595 306,4 72,5 87,4

Страны СНГ 211 196,6 23,7 225 749,6 27,5 106,9

ЭКСПОРТ 469 345,6 52,6 516 358,6 62,9 110

Страны дальнего зарубежья 318 567,8 67,9 349 088,0 67,6 109,6

Страны СНГ 150 777,8 32,1 167 270,6 32,4 110,9

ИМПОРТ 422 608 47,4 304 697,4 37,1 72,1

Страны дальнего зарубежья 362 189,8 85,7 246 218,4 80,8 68,0

Страны СНГ 60 418,8 14,3 58 479,0 19,2 96,8

В качестве основных внешнеторговых партнеров региона по-прежнему можно выделить 82 страны.

По данным управления Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям за 2013 г., в торговле со странами дальнего зарубежья экспорт представлен в основном минеральными продуктами - 36,6 % от общего стоимостного объема экспорта товаров в страны дальнего зарубежья, в том числе топливно-энергетическими товарами - 25,3 % (рост по сравнению с 2012 г. на 33,4 %), древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями - 13,5 % (рост на 4,3 %), машиностроительной продукцией - 12,2 % (снижение на 3,0 %), продовольственными товарами - 15,9 % (снижение на 0,6 %), химической продукцией -3,8 % (снижение на 5,6 %).

В товарной структуре экспорта в страны СНГ преобладали древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 34,2 % от общего стоимостного объема экспорта в страны СНГ (рост на 8,4 %), продовольственные товары - 23,8 % (рост на 19,5 %), химическая продукция - 22,1 % (рост на 1,4 %), машины и оборудование - 9,2 % (рост в 2,0 раза), минеральные продукты - 8,3 %, в том числе топливно-энергетические товары - 1,9 % (снижение на 14,9 %).

Импорт Алтайского края в 2013 г. составил 304,7 млн долл. США и по сравнению с 2012 г. уменьшился на 117,9 млн долл. США (на 27,9 %). Физический объем импортных поставок товаров сократился в 2,2 раза и составил 146,3 тыс. т. Импорт товаров из стран дальнего зарубежья уменьшился на 32,0 %, из стран СНГ - на 3,2 % и составил соответственно 246,2 и 58,5 млн долл. США. В 2013 г. ввозились товары, происходящие из 65 стран дальнего и ближнего зарубежья, в 2012 г. - из 60 стран.

Торговля со странами дальнего зарубежья обеспечила 72,5 % стоимостного объема товарооборота, со странами СНГ - 27,5 % (в 2012 г. - 76,3 и 23,7 % соответственно). Стоит отметить, что доля стран ближнего зарубежья постоянно возрастает, а наиболее значимыми партнерами стабильно являются Китай, Казахстан и Узбекистан (табл. 2) [2].

Таблица 2 - Товарооборот по странам - основным торговым партнерам в 2013 г.

Страна Стоимость, тыс. долл. США Удельный вес, % 2013/2012, %

ВСЕГО 821 056,0 100 92,1

Китай 171 988,3 20,9 84,3

Узбекистан 80 602,4 9,8 100,9

Украина 71 074,5 8,7 100,3

США 62 273,0 7,6 56,2

Германия 46 911,6 5,7 70,0

Латвия 37 347,9 4,5 80,7

Афганистан 35 747,1 4,4 100,4

Монголия 35 119,9 4,3 125,1

Таджикистан 28 686,1 3,5 149,5

Киргизия 22 953,1 2,8 95,9

Прочие 228 352,1 27,8 -

Безусловно, отмеченные тенденции сложно трактовать однозначно, однако желательность развития внешнеэкономической деятельности региона не вызывает сомнений.

Для более детального анализа внешнеторговой деятельности региона и определения факторов, оказывающих на нее значительное влияние, необходимо использование специальных инструментов стратегического исследования, наиболее распространенным из которых является sWoT-анализ. На основе проведенного анализа была составлена сводная матрица, включающая основные факторы внутренней и внешней среды применительно к сфере исследования (табл. 3).

Таблица 3 - Сводная матрица SWOT-анализа Алтайского края

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) Внутренняя среда

- Выгодное географическое положение региона, близкая расположенность к промышленным центрам Западной и Восточной Сибири, наличие на его территории транспортных путей федерального и международного значения обеспечивают выход на различные крупные рынки сбыта (1,8). - Устойчивое развитие малого предпринимательства, которое поддерживается государственным и муниципальным управлением (1,8). - Высокая степень инвестирования средств в разные активы с целью снижения рисков отраслевой структуры краевой экономики (1,35) - Недостаточный уровень развития в крае предпринимательства в отраслях материального производства (1,6). - Отсутствие профессиональных кадров, обеспечения потребности регионального рынка труда (1,35). - Значительный удельный вес физически и морально изношенных основных производственных фондов в отдельных отраслях экономики (1,35)

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats) Внешняя среда

- Возможность расширения рынков сбыта и увеличения объемов продаж продовольственных товаров в результате роста мирового спроса на эту продукцию (2,1). - Использование различных форм государственно-частного партнерства с целью осуществления федеральной поддержки развития высокотехнологичных областей региональной экономики и стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности (2,1). - Благоприятные перспективы сохранения опережающих темпов экономического роста края (2,1) - Экспорт капитала в зарубежные страны и другие регионы, приводящий к снижению поступлений налогов в бюджет края (5)

Стратегический анализ факторов внутренней и внешней среды Алтайского края свидетельствует о наличии как благоприятных, так и неблагоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности. Однако положительных предпосылок гораздо больше, что нельзя не учитывать при формировании программы социально-экономического развития края.

Наиболее болезненным вопросом в данном аспекте является существующая транспортная и логистическая инфраструктура, которая характеризуется неудовлетворительным состоянием, применением устаревших технологий, отсутствием крупных транспортно-логистических площадок современного уровня. В качестве решения данной проблемы можно предложить создание современного транспортно-логистического центра на территории Алтайского края. Географически и с точки зрения существующего промышленного, транспортного и трудового потенциала с учетом настоящих правовых норм для этих целей наиболее подходит муниципальное образование город Рубцовск.

Дальнейшее взаимодействие в сфере развития внешнеэкономической деятельности и создания транспортно-логистического центра требует разработки программы. Целями программы должны стать: развитие торгового и экономического сотрудничества приграничных регионов; модернизация отраслей, ориентированных на экспорт; решение проблем социально-экономического характера Алтайского края, так как на его территории будет располагаться транспортно-логистический центр.

Основные направления развития транспортно-логистического центра представлены на рисунке 2.

ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА К4К ОСНОВЫ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОГО КОРИДОРА

Обеспечение прозрачности прохождения и

обработки груз оп ото кое и эффективности импортных операций

Привлечение государств енных и частных инициатив для

реализации взаимовыгодных трансграничных проектов

Внедрение комплексного

подхода в обслуживании и расширении

импортно-экспортных и транзитных грузопотоков

Разработка единого формата обмена информацией, согласование с китайской стороной процедур регистрации и оформления грузов

Взаимодействие с нндустрн ал ьнымн н технопарковымн зонами страны, е том числе в части развития кластерных инициатив

Определение механизма взаимодействия транспортно-логистического центра со службами пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фнтосанитарного и других органов контроля

Развитие транспортно- логистической инфраструктуры, в том числе координация деятельности с Международным центром приграничного сотрудничества «Хоргос» н транспортао-логистическим центром "Таскала-Озинки" в целях организации единой системы обеспечения грузопотоков в направлении Европа - СНГ - Россия -Казахстан - Китай - страны Юго-Восточной Азии

Рисунок 2 - Основные направления развития транспортно-логистического центра

на территории Алтайского кря

В заключение отметим, что внешнеэкономическое сотрудничество по азиатскому направлению является приоритетным для международной деятельности исследуемого региона и страны в целом, а создание транспортно-логистического центра и соответствующей инфраструктуры представляется выгодным для повышения ее эффективности, так как привлечет в краевой бюджет дополнительные денежные средства, улучшит социально-экономическую обстановку посредством создания дополнительных рабочих мест, задействования пустующих долгие годы площадей, привлечения в регион иностранных инвесторов.

Безусловно, требуются длительная, целенаправленная, комплексная проработка вопросов, огромные ресурсы для непосредственной реализации проекта. Но имеющиеся возможности и уровень взаимоотношений Алтайского края со странами Азии позволяют смотреть в будущее с оптимизмом.

Ссылки:

1. Ремизов Д.В. Развитие внешнеэкономической деятельности приграничного региона (на примере Алтайского края) // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом : материалы Седьмой Между-нар. науч.-практ. конф. (17-18 апреля 2015 г.). Рубцовск, 2015. С. 269-274.

2. Осадчая О.П., Ремизов Д.В. Существующие подходы к организации внешнеэкономических взаимоотношений в форме приграничного сотрудничества // Известия АлтГУ. 2013. № 2-1 (78). С. 266-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.