Научная статья на тему 'Развитие внешнеэкономических связей России в условиях глобальных геополитических рисков'

Развитие внешнеэкономических связей России в условиях глобальных геополитических рисков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
659
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / САНКЦИИ / ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / GEOPOLITICS / GEOPOLITICAL RISK / WORLD TRADE / SANCTIONS / PROTECTIONIST MEASURES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якунин Олег Валерьевич

Систематизированы подходы к определению категорий «геополитика» и «геополитический риск», представленных в работах Фридриха Ратцеля и Рудольфа Челлена. Рассмотрено влияние современных геополитических рисков на развитие внешнеэкономических связей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Russia’s Foreign Economic Relations in Conditions of Global Geopolitical Risks

The article systematizes approaches to definitions of the concepts “geopolitics” and “geopolitical risk” presented in the works of Friedrich Ratzel and Rudolf Kjellén. It examines the influence of current geopolitical risks on evolution of Russia’s foreign economic relations.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеэкономических связей России в условиях глобальных геополитических рисков»

ЯКУНИН Олег Валерьевич

Аспирант кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-10 e-mail: oleg.kemz@gmail.com

Развитие внешнеэкономических связей России в условиях глобальных геополитических рисков

Ключевые слова: внешнеэкономические связи; геополитика; геополитический риск; международная торговля; санкции; защитные меры.

Систематизированы подходы к определению категорий «геополитика» и «геополитический риск», представленных в работах Фридриха Ратцеля и Рудольфа Челлена. Рассмотрено влияние современных геополитических рисков на развитие внешнеэкономических связей России.

Сегодня очевидно, что «мы живем в эпоху перемен», размах и скорость которых постоянно нарастают. Меняется не только мир, но и наши представления о нем. Довольно часто человечество не успевает вовремя осознать всю глубину и сущность этих процессов, что вынуждает нас «бежать наперегонки с собой». Постоянно управляющее поступками индивидуумов чувство соперничества оставляет людям крайне ограниченное время на раздумья о том, что может быть хорошо и полезно для человечества в целом. Страны мира не готовы отступать, сдавать позиции в конкурентной борьбе за мировое лидерство; при этом многие из них забывают, что мы переместились в плоскость многочисленных онтологических уточнений моральных и этических норм глобального мироустройства. Глобализация в настоящий момент является тем процессом, который, с одной стороны, еще более обнажает проблемы, стоящие перед человечеством, а с другой - сообщает коалиционность новому мировому укладу жизни - по стандартам, технологиям, образу существования.

Многие глобальные проблемы развития современной мировой экономики тесно связаны с таким понятием, как «геополитика». Впервые этот термин использовал шведский ученый Юхан Рудольф Челлен в своей работе «Государство как форма жизни» (1916 г.), написанной под влиянием идей Фридриха Ратцеля и Вернера Зомбарта: «Геополитика - политическая организация, пронизывающая территорию, т. е. территориальная форма власти» [1. С. 90]. Р. Челлен считал, что на основе всестороннего изучения конкретного государства могут быть выведены некоторые общие принципы и законы, подходящие для всех государств и для всех времен. Одним из них является сила государства. Государства возвышаются, потому что они сильны. Ученый полагал, что сила - более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, поскольку сам закон может поддерживаться только силой. В силе шведский ученый находит дальнейшее доказательство своего главного тезиса: «Государство есть д живой организм». Если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государст- В во, то сила дает ему естественный органический импульс. Утверждая, что государство о есть цель «сама в себе», а не организация, служащая целям улучшения благосостояния | своих граждан, Р. Челлен явно противопоставлял свой взгляд либеральным концепци- ^ ям, сводящим роль государства к второстепенной, служебной роли. ©

Следуя идеям Фридриха Ратцеля, Р. Челлен основное внимание концентрировал на природе государства. В названии его главной работы отражена основная идея Ратцеля -государство есть живое существо, и как таковое оно следует закону роста: «...Сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания». Это одна из главных идей Р. Челлена. При этом подчеркивалось следующее: «Сильные государства могут преодолевать плохие границы. Для слабых они могут сыграть роковую роль. То есть границы - это не панацея, если за ними нет мощного государственного организма» [1. С. 128].

Р. Челлен, подобно Ф. Ратцелю, считал, что государство рождается, живет и умирает; оно соперничает с другими державами. Сохранение и увеличение пространства - гарантия выживания государства. Данная постановка проблемы вполне понятна, так как для шведского ученого центральным вопросом геополитики является вопрос о давлении на государство со стороны внешнего окружения; такое давление усиливается или облегчается политическими союзами и иными подобными соглашениями. Он считал, что буферное или периферийное положение государства всегда привлекательно для политического давления.

В работе «Государство как форма жизни» Р. Челлен представил анатомию силы и ее географические основы. Он полагал, что необходимо сочетать пять взаимосвязанных элементов политики. Как система государство состоит из следующих важнейших жизненных сфер: 1) государство как географическое пространство; 2) государство как народ; 3) государство как хозяйство; 4) государство как общество; 5) государство как управление. Силу государства ученый определял как функцию от указанных пяти его свойств. При этом, например, под хозяйством Челлен понимал способность государства существовать с помощью имеющихся на территории собственных ресурсов, положение государства в мировом хозяйственном обороте и экономическую политику, включая проблемы свободы торговли и протекционизма, а также колонизации, нацеленной на отыскание новых источников сырья и рынков сбыта.

Сегодня в условиях, когда страны идут по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий, а между государствами обостряются противоречия, связанные с неравномерностью развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния, военными и конфессиональными столкновениями, истощением энергоресурсов, эти слова приобретают особую значимость и имеют новое звучание. О последнем свидетельствует появление большого числа рисков, так как идеи нестабильности, неопределенности и непредсказуемости становятся широко распространенными чертами геополитической жизни современного мира.

Необходимо отметить, что категория «геополитический риск» весьма многогранна, и поэтому дать ее четкое определение - достаточно непростая задача. Из рассмотренных в ходе исследования определений заслуживает особого внимания следующее: «Геополитический риск - это один из видов социального риска, системообразующим элементом которого выступает коллективный субъект социально-политических действий с совокупностью психологических, деятельностных, ценностных характеристик, обусловленных ценностно-мировоззренческими установками исторического времени национальных социумов. Его онтологический базис состоит из социальных апологий, заявляющих геополитические цели, обосновывающих геополитические мотивы, оправдывающих геополитические интересы, а также из социальных технологий, практически реализующих геополитические цели, влияющие на пространственное строительство, ускоряя и сдерживая его темпы. Геополитический риск - это общественный феномен, выражающий пространственную трансформацию природного и социального

мира, отражающий ключевые стадии развития общества и формирующий властный контроль над жизненным пространством общества и человека» [2. С. 9].

Предметом изучения геополитических рисков выступают механизмы протекания современных политических процессов, исторические традиции региона, географические, природно-климатические и иные условия, в которых они развиваются.

Объектом анализа при изучении геополитических рисков следует считать определенный регион, исследуемый в конкретном случае. Применительно к региону оценивается степень политического риска при существующих или потенциальных политических, экономических, психологических и иных условиях. Изучение геополитических рисков заключается в исследовании разнообразных факторов, включая развивающиеся внутри такой системы, как данный регион, и влияющие на нее извне. Таковыми можно признать особенности политической ситуации в регионе, глобальные политические процессы, международную экономическую конъюнктуру, местные и глобальные культурные, информационные и другие тенденции.

Объектом исследования геополитического риска также могут выступать революционные события в той или иной стране, завоевание государства, его распад под воздействием внутренних сил, проблемы суверенитета. Цель геополитической борьбы - минимизация риска и вытеснение стратегического противника из определенного пространства [3. С. 50].

В настоящее время проблема обострения старых геополитических рисков и появления большого количества новых весьма затрудняют работу экспертов в области международных экономических отношений. Основная сложность прогнозирования геополитического риска заключается в преодолении ограниченности горизонтов прогнозов. Учитывая сложно предсказуемую геополитическую ситуацию в мире, невозможно строить долгосрочные прогнозы поведения экономических агентов. Одна из причин существования горизонта прогноза кроется в том, что в теории катастроф называют «критичностью системы» - существуют особые критические состояния системы, в окрестностях которых происходят бифуркации (отклонения от устойчивого состояния). Поскольку состояние системы неустойчиво, то появляется возможность разнообразного множественного поведения нелинейных систем, которое не укладывается в единственную теоретическую схему. Поведение систем, находящихся в области неустойчивости, нельзя прогнозировать, опираясь только на предшествующий опыт.

Очевидно одно - именно геополитические риски большинство авторитетных экономистов и специалистов в области международных отношений сейчас считают ключевыми при формировании «ландшафта» внешнеэкономического сотрудничества. Так полагает, например, известный экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини [4]. Аналогичную позицию занимают эксперты Citigroup, выпустившей в 2014 г. отчет, посвященный так называемым рискам категории «Vox Populi» (от лат. «глас народа») [5]. Авторы исследования отмечают, что после финансового кризиса в США и долгового в Еврозоне мир столкнулся с новой угрозой - ростом политических рисков. Только за последние три года число правительственных кризисов и массовых протестов оказалось на 54% больше, чем за предыдущие 10 лет [5. P. 3]. Риски категории «Vox Populi» - явление не новое, как утверждается в исследовании. В 1960-х годах в США возникло движение за гражданские права, происходили про-тестные выступления против войны во Вьетнаме, в 1968 г. - студенческие волнения в Европе, в 1989 г. - падение «железного занавеса» и распад Советского Союза. Но эти события, как правило, имели последствия на национальном или региональном уровне, в то время как в эпоху глобализации движения «Оккупируй Уолл-стрит» или «Арабская весна» влияют уже на ситуацию во всем мире [5. P. 11]. Только в 2013-2014 гг. мир пережил серию крупных политических потрясений: кризис Конгресса США, приведший к первой за 17 лет приостановке деятельности американского правительства; военный

переворот в Египте; обострение ситуации в Южно-Китайском море; массовые протесты в Таиланде и Турции; очередная фаза войны в Сирии, вторая украинская революция. Риски «Vox Populi» обществу и экономике грозят целым рядом последствий. Наименее опасные из них: замораживание реформ, возникновение новых партий, слабость политических коалиций, мирные протесты. Наиболее серьезные: рост национализма, расширение массовых уличных беспорядков, перевороты и гражданские войны. Согласно оценкам Citigroup с 2011 по апрель 2014 г. из 69 подобных политических событий 43 имели ограниченные рыночные последствия, 17 - средние, а 9 - дестабилизирующие. К последним отнесены переход Крыма к России, революция в Египте, успех на выборах леворадикальной «Сиризы» и ультранационалистической партии «Золотая заря» в Греции, оппозиционного движения «Пять звезд» в Италии, а также массовые протесты в Таиланде, Бразилии и Турции [5. P. 43].

Внешнеэкономические связи государств, как правило, одними из первых подпадают под воздействие различных инструментов давления в процессе реализации определенных геополитических интересов. Это прежде всего обусловлено таким важным условием полноценного экономического развития любой страны, как ее вовлеченность во внешнеэкономические связи. В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на собственные силы, по существу, невозможно. Это и побуждает государства объединять усилия в общий процесс, в рамках которого тесное взаимодействие становится абсолютно необходимым [6. С. 4]. Россия, являясь страной достаточно открытой, конечно, заинтересована в динамичном развитии своих внешнеэкономических связей. Очевидно, сказанное выше и стало одной из главных причин оказания на нее давления отдельными государствами мира в результате возникновения глобального геополитического риска - событий в Крыму и на востоке Украины.

Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины - политические и экономические меры в отношении ряда лиц и организаций, которые, по мнению отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации в данных регионах Украины. Под санкции Европейского союза и США подпали украинские и российские граждане, юридические лица; был приостановлен ряд программ сотрудничества с российскими органами власти. Санкции ввели также Канада, Япония, Норвегия, Австралия, Швейцария и другие страны. Санкции были введены вскоре после российского вмешательства в ситуацию на Крымском полуострове в феврале-марте - поддержки Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым и последовавшего вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации - и дальнейшей эскалации ситуации на востоке Украины, что рассматривается инициаторами санкций как нарушение Россией территориальной целостности Украины. Пока санкции большинства стран серьезно не затрагивают внешнюю торговлю России, о чем свидетельствуют данные, приводимые в табл. 1.

Европейский союз продолжает оставаться основным торговым партнером России. На его долю в январе-апреле 2014 г. приходилось 49,2% российского товарооборота (из них 70,5% составлял экспорт и 29,5% - импорт). Россия входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая). В январе-апреле 2014 г. объем товарооборота России с Евросоюзом сократился на 3,4% по сравнению с январем-апрелем 2013 г. и составил 130,2 млрд дол. США. Объем российского экспорта уменьшился на 2,7% и составил

91.2 млрд дол. США, а импорт сократился на 5,0% до уровня 38,9 млрд дол. США. Положительное сальдо России в торговле со странами ЕС за указанный период составило

52.3 млрд дол. США.

Таблица 1

Внешняя торговля Российской Федерации (с учетом данных Белстата по Республике Беларусь), млрд дол. США1

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Январь-апрель 2013 Январь-апрель 2014

Оборот ЕС 382,4 236,3 307,0 394,0 410,3 417,7 134,8 130,2

Темпы роста, % 35,1 -38,2 29,9 28,3 4,1 1,9 - -3,4

Доля в объеме внешней торговли России, % 52,0 50,4 49,1 47,9 48,4 49,0 49,6 49,2

Мир в целом 734,7 469,0 625,4 822,5 846,9 851,7 271,6 264,6

Темпы роста, % 33,2 -36,2 33,3 31,2 3,0 0,6 - -2,6

Доля в объеме внешней торговли 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

ТС ЕврАзЭС 60,1 69,6 66,2 19,3 16,5

Темпы роста % 35,2 15,8 -5,2 - -14,3

Доля в объеме внешней торговли 7,3 8,2 7,8 7,1 6,2

СНГ 106,3 68,6 91,3 124,3 129,2 121,9 37,4 35,3

Темпы роста % 29,0 -35,5 33,0 34,2 3,9 -5,9 - -5,5

Доля в объеме внешней торговли 14,5 14,6 14,6 15,1 15,2 14,3 13,8 13,3

АТЭС 149,6 97,1 145,2 195,9 200,7 208,5 66,0 68,0

Темпы роста % 40,2 -35,0 49,8 35,3 2,4 3,9 - 2,9

Доля в объеме внешней торговли 20,4 20,7 23,2 23,8 23,7 24,5 24,3 25,7

Необходимо обратить внимание на то, что США как инициатор санкций против России занимает 7-е место в рейтинге крупнейших торговых партнеров нашей страны по итогам 2013 г. Значительную долю в торговле с Россией среди стран, поддерживающих санкции против РФ, сохраняют Япония (5-е место в рейтинге) и Польша (7-е место) (табл. 2).

Однако многие представители деловых кругов США и стран ЕС достаточно сдержанно относятся к инициативам отдельных политиков расширить перечень санкций в отношении России, включая жесткие торговые ограничения. Руководитель департамента международных отношений Торгово-промышленной палаты США М. Бриллиант, вскользь осудив «российскую агрессию», выразил обеспокоенность рвением Вашингтона. «Исторический опыт показывает, что односторонние санкции раз за разом не достигают поставленных целей, - заявил он. - Тот факт, что на долю США приходится менее 5,0% российской внешней торговли, ограничит масштабы влияния санкций на российскую политику». По сути аналогичной позиции придерживается представитель Ассоциации немецких экспортеров Йен Нагель, который выразил «сожаление в связи с дальнейшим расширением санкций и их потенциально пагубным влиянием на бизнес» (цит. по: [9]).

1 Составлено по: [7].

Таблица 2

Крупнейшие торговые партнеры России, млрд дол. США1

Страна Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт Динамика к 2012, %

Китай 88 842,0 35 630,5 53 211,5 1,7

Нидерланды 75 972,0 70 126,1 5 845,9 -8,3

Германия 74 944,1 37 027,8 37 916,3 2,2

Италия 53 868,3 39 314,5 14 553,8 17,8

Япония 33 211,9 19 648,5 13 563,3 6,6

Турция 32 755,8 25 499,7 7 256,0 -4,6

Польша 27 916,5 19 582,2 8 334,3 2,0

США 27 732,9 11 196,1 16 536,8 -2,6

Франция 22 214,8 9 202,9 13 011,9 -8,7

Южная Корея 25 182,9 14 868,3 10 314,6 1,5

Как будет развиваться ситуация с санкциями в дальнейшем - сказать трудно; геополитические риски, как упоминалось выше, имеют существенную ограниченность горизонтов прогнозов, однако в рамках реализации Россией торговой политики следует учитывать как минимум два серьезных обстоятельства. Первое - участие России в системе многостороннего регулирования международной торговли. Принципы и правила Всемирной торговой организации, которые Россия приняла на себя при присоединении к ВТО, должны использоваться максимально интенсивно. «Протекционистские меры, в случае введения их Западом против России, будут противоречить нормам ВТО и ухудшат мировую торговлю», - считает министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев [10]. Россия в этом случае могла бы использовать орган по разрешению споров ВТО и подать иск против секторальных санкций. При этом возникает еще один веский аргумент в пользу Российской Федерации: решение отдельных стран о введении санкций без одобрения Совета Безопасности ООН (что сделали США) является попранием международного права. Иными словами, санкции западных государств, наложенные на Россию в связи с событиями на Украине без разрешения ООН, незаконны [11].

России, безусловно, необходимо в своей торговой политике научиться уверенно пользоваться защитными мерами, разрешенными ВТО (антидемпинговыми, компенсационными, специальными защитными). Сейчас арсенал защитных расследований используется в странах-членах ЕЭП ЕврАзЭС недостаточно эффективно. Это обусловлено, прежде всего, весьма пассивным отношением самих хозяйствующих субъектов к возможности защиты и длительностью проведения разбирательств со стороны органов исполнительной власти, ответственных за их проведение в соответствии с законодательством [12]. Такой подход не допустим с учетом второго важного обстоятельства, по сути являющегося как экономическим, так и геополитическим, - участие России в работе Таможенного союза ЕврАзЭС, Единого экономического пространства ЕврАзЭС и Евразийского экономического союза. К сожалению, можно констатировать, что динамика взаимной торговли стран данного интеграционного объединения начинает замедляться (см. табл. 1). Показатель торгового оборота России со странами Таможенного союза ЕврАзЭС за январь-апрель 2014 г. снизился на 14,3% и составил 16,5 млрд дол. США. На фоне общей структуры экспорта стран Таможенного союза ЕврАзЭС, в котором доминируют сырье и товары с низкой добавленной стоимостью, структура взаимной торговли выглядит более благоприятной, и в этом, вероятно, состоит основной положительный эффект экономической интеграции. Однако этого недостаточно.

1 Составлено по: [8].

Необходимо координировать подходы к промышленной политики и кооперации, что в условиях геополитических рисков поможет хотя бы частично компенсировать введение санкций против России и укрепить ее внешнеэкономические связи.

Источники

1. Челлен Р. Государство как форма жизни / пер. со швед. и прим. М. А. Исаева. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. (Сер. История политической мысли.)

2. Юдин А. В. Геополитический риск: развертывание философской концептуализации: автореф. ... канд. филос. наук. Саратов, 2012.

3. Эжиев И. Б. Геополитический риск: предмет, объект, классификация, анализ, прогнозирование // Власть. 2011. № 1.

4. Roubini N. The Changing Face of Global Risk. URL: www.project-syndicate.org/com-mentary/nouriel-roubini-warns-that-even-as-many-threats-to-the-world-economy-have-re-ceded--new-ones-have-quickly-emerged#8tLUGw9U1a2UWfxH.99.

5. Taking It to the Streets. What the New Vox Populi Risk Means for Politics, the Economy and Markets - 2014 Citigroup. URL: https://ir.citi.com/MLFFG3mEH039FBGJhaYs8f02RBU r5gk4DwtUNhgcMXG%2Bi%2FGKPG8GW8VegMsWPk40v5U3DEmh%2Bjo%3D.

6. Филиппова И. А. Современные внешнеэкономические связи: учеб. пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2011.

7. Товарооборот России с Евросоюзом за четыре месяца 2014 г. составил 130,2 млрд дол. / Минэкономразвития России. Режим доступа: www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/foreignEconomicActivity/201407107.

8. Статистика внешней торговли России в 2013 г.: цифры и ключевые показатели: информ.-аналит. сетевое изд. «ПРОВЭД». Режим доступа: http://провэд.рф/analytics/ research/10888-statistika-vneshney-topgovli-possii-v-2013-godu-tsifpy-i-klyuchevye-pokaz-ateli.html.

9. McGregor R., Wagstyl S. Business dismay at Russian sanctions // Financial Times. 2014. July 17. URL: www.ft.com/cms/s/0/dd4bcd40-0dc1-11e4-85ab-00144feabdc0.html #axzz385FSIm4x.

10. МЭР: протекционистские меры против РФ будут противоречить нормам ВТО / РИА «Новости». Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140517/1008171288. html#ixzz384pgcpvp.

11. Студнева Е. Совет Федерации вырабатывает антисанкционные меры через механизмы ВТО // Международная жизнь. Режим доступа: http://interaffairs.ru/read. php?item=11463.

12. Ковалев В. Е. Применение защитных мер в условиях гармонизации политики внешнеторгового регулирования ЕЭП ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.