Научная статья на тему 'Развитие въездного регионального туризма через формирование автоматизированного пакетного предложения'

Развитие въездного регионального туризма через формирование автоматизированного пакетного предложения Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
17
2
Поделиться
Ключевые слова
въездной туризм / пакетное предложение туристических услуг / социокультурное развитие.

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — А. О. Гомалеев

В статье анализируется необходимость создания нового автоматизированного пакетного предложения туристических услуг для организации досуга въездных индивидуальных туристов и вовлечения всех территорий региона в развитие его социокультурной сферы.

DEVELOPMENT OF INBOUND REGIONAL TOURISM THROUGH AUTOMATED BATCH OFFERS

The article examines the need for a new automated batch offers travel services for the leisure entry individual tourists and the involvement of all territories in the region in the development of its socio-cultural sphere.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие въездного регионального туризма через формирование автоматизированного пакетного предложения»

РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПАКЕТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А.О. Гомалеев, канд. экон. наук, доцент

Калужский филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10358

Аннотация. В статье анализируется необходимость создания нового автоматизированного пакетного предложения туристических услуг для организации досуга въездных индивидуальных туристов и вовлечения всех территорий региона в развитие его социокультурной сферы.

Ключевые слова: въездной туризм, пакетное предложение туристических услуг, социокультурное развитие.

Развитие туризма является важным фактором роста уровня социально-экономического развития территории. Регион представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, социальной, духовной, культурной и других, каждая из которых выполняет специфические функции. Поэтому одна из главнейших задач в контексте государственного курса на повышение качества жизни населения -создание всех необходимых условий для дальнейшего развития туризма: формирование нормативно-правовой базы; стимулирование инновационной активности туристских предприятий; содействие подготовке квалифицированных кадров в данной отрасли и др.

Калининградская область - единственная административная единица России, которая не имеет общих границ с другими областями, отделена от основной территории и является полуэксклавом, так как соединена с Россией морскими территориями. Она граничит с Польшей и Литвой. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года № 583, развитие сферы туризма и отдыха - один из базовых приоритетов новой модели экономики Калининградской области [1].

Стратегия развития сферы туризма Калининградской области -повышение эффективности и конкурентоспособности областной экономики па основе развития индустрии туризма. Основным инструментом развития туристической сферы в регионе является государственная программа «Туризм», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года № 993 (далее -Программа) [2].

Цель Программы - создание на территории Калининградской области конкурентоспособной туристской индустрии, предлагающей разнообразные возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.

Программные мероприятия направлены на решение следующих задач: создание условий для развития конкурентоспособной туристской индустрии, формирование туристического продукта и позиционирование Калининградской области как туристического центра на внутреннем и мировом туристических рынках; развитие инфраструктуры туристских кластеров на территории Калининградской области; эффективное управление и финансирование Программы.

На достижение поставленных задач Программы направлена реализация комплекса мероприятий по продвижению и

формированию туристического продукта; по поддержке субъектов предпринимательской деятельности; по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров в Калининградской области; по благоустройству территорий и объектов, имеющих туристическую привлекательность; по предоставлению субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств по созданию условий для отдыха и рекреации и на содержание морских пляжей в границах муниципальных образований.

Ежегодно Калининградская область привлекает все больше и больше туристов, являясь одним из наиболее перспективных регионов Российской Федерации с точки зрения отдыха. По объёму турпотока Калининград стал седьмым городом в стране, уступив Москве, Санкт-Петербургу, Казани и курортам Краснодарского края. В 2016 году регион посетили 1,259 млн. туристов, в 2017 году этот показатель достиг 1,329 млн. Прогнозируемый на 2022 год результат - 2,7 млн. человек в год.

Примерно 40% путешественников приезжают в Калининградскую область с познавательной целью, и туристические компании предлагают им ряд популярных тематических экскурсионных маршрутов по Калининграду и области. Эти маршруты для организованных групп туристов включают в себя определенный, как правило, однотипный набор уже ставших широко известных, в том числе за пределами региона, объектов показа.

В силу лимитированного по времени организованного тура эти объекты редко включаются в популярные туристические маршруты, поэтому остро стоит проблема малых туристических потоков в отдалённые от областного центра районы, особенно в восточную часть региона. Как доказательство - отсутствие данных по числу посещений объектов культуры на территории многих муниципалитетов, работа по сбору и обработке статистической информации органами местного самоуправления не ведется вовсе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенно очевидно, что включить все эти объекты в туристические маршру-

ты и познакомиться с ними в рамках организованной экскурсии не представляется возможным, а индивидуальные туры доступны отнюдь не каждому.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие основные проблемы социокультурной сферы региона:

- отсутствие комплексной информации о малоизвестных объектах культуры и досуга;

- неравномерное распределение потока индивидуальных туристов по территории Калининградской области;

- отсутствие в регионе пакетного предложения для организации досуга индивидуального туриста и механизмов для их самоорганизации.

Таким образом, возникла острая необходимость в новом туристическом продукте, способном обеспечить возможность широкого знакомства с достопримечательностями на всей территории Калининградской области. Пакетное предложение туристических услуг «Регион-Pass» призвано, в этой связи, удовлетворить потребности индивидуальных туристов, стать действенным инструментом вовлечения всех территорий региона в социокультурную сферу.

Программа «Карта гостя» (CityPass) успешно реализуется в большинстве крупных городов мира, а также Российской Федерации. «City-pass» работает в Лондоне, Барселоне, Венеции, Париже, Амстердаме, Берлине, Риме, Стокгольме, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Перми, Туле, Вологде и в Крыму). Этот положительный опыт позволит минимизировать ошибки при разработке и внедрении в Калининградской области пакетного предложения для туристов «Регион-Pass».

Программа «Регион-Pass», безусловно, способна стать основой развития инфраструктуры туризма и территорий региона. Её внедрение одновременно позволит увеличить и экономический эффект от самостоятельного туризма, и повысить комфортность городской туристской среды, в том числе в муниципальных образованиях.

Данный проект будет способствовать достижению основной цели государствен-

ной стратегии культурной политики на период до 2030 г. - социокультурное развитие малых территорий, что будет способствовать созданию на территории Калининградской области конкурентоспособной туристской индустрии, предлагающей разнообразные возможности для удовлетворения потребностей граждан в туристских услугах и обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическое развитие Калининградской области.

На текущий момент свою готовность войти в программу в качестве участников обозначили более 20 объектов культуры и досуга, а в качестве партнёров (предоставляют скидки на посещение культурных мероприятий, объектов досуга, на услуги предприятий общепита) - 7 хозяйствующих субъектов. Потенциальные участники программы «Регион-Pass» - музеи, театры, библиотеки, парки. Партнёры программы «Регион-Pass» - предприятия и организации сферы услуг, предоставляющие выгодные предложения для индивидуального туриста-потребителя пакета.

В перспективе рассматривается участие в программе более 30 организаций-партнёров (рестораны, кафе, сувенирные магазины, кинотеатры, вставочные и кон-

цертные площадки, транспортные компании), предлагающих льготные условия обслуживания для потенциального потребителя пакетного предложения «Регион Pass».

Предпосылкой и дополнительным стимулом для начала работы над новой туристской услугой является наличие в регионе организации, способной взять на себя функции оператора - Регионального информационного центра туризма. Подведомственное Министерству по культуре и туризму Калининградской области учреждение уже давно и успешно осуществляет координационную деятельность в сфере туризма. Возложение на ГБУ КО «РИТЦ» обязанностей оператора программы «Ре-гион-Pass» позволит в значительной степени сократить затраты на её разработку и внедрение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приобретая смарт-карту «Регион-Pass», потребитель сможет воспользоваться бесплатными или льготными услугами более чем в 30 точках региона, сделав свое пребывание в Калининградской области наиболее комфортным. Предполагаемая стоимость смарт-карты составит 2000,0 рублей и 3400,0 рублей в зависимости от выбранной категории.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу»

2. Постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года № 993 «О Государственной программе Калининградской области «Туризм» (с изменениями на 27 апреля 2018 года)

DEVELOPMENT OF INBOUND REGIONAL TOURISM THROUGH AUTOMATED

BATCH OFFERS A.O. Gomaleev, candidate of economic sciences, associate professor

Kaluga branch of the Russian academy of public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the need for a new automated batch offers travel services for the leisure entry individual tourists and the involvement of all territories in the region in the development of its socio-cultural sphere.

Keywords: inbound tourism, package of tourist services, socio-cultural development.