Научная статья на тему 'Развитие устойчивых городских транспортных систем в России'

Развитие устойчивых городских транспортных систем в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / GREENHOUSE GAS / MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакирей А.С., Харитошкин Н.В.

Снижению энергопотребления и улучшению экологической обстановки в стране может способствовать развитие устойчивых транспортных систем (УТС), позволяющих обеспечить необходимый объем перевозок без ущерба здоровью человека и окружающей среде. Рассказывается о новом проекте Глобального экологического фонда «Снижение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», частью которого является создание УТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакирей А.С., Харитошкин Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of sustainable urban transport systems in Russia

Development of sustainable transport systems capable of ensuring required transit volumes without damage to people’s health or to the environment can contribute to reducing energy consumption and to improving environmental situation in Russia. The paper describes the new project of the Global Environment Facility, aimed at reduction of greenhouse gas emissions from motor vehicles in Russian cities, of which creation of sustainable transport systems forms a part.

Текст научной работы на тему «Развитие устойчивых городских транспортных систем в России»

развитие устойчивых городских транспортных систем в россии

А. с. Бакирей,

директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России

н. В. Харитошкин,

менеджер проекта ПРООН/ГЭФ-Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России»

Снижению энергопотребления и улучшению экологической обстановки в стране может способствовать развитие устойчивых транспортных систем (УТС), позволяющих обеспечить необходимый объем перевозок без ущерба здоровью человека и окружающей среде. Создание УТС является частью нового проекта Глобального экологического фонда «Снижение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России».

Перед российским транспортным комплексом стоят серьезные задачи, связанные с развитием общественного транспорта и городской транспортной инфраструктуры, с внедрением новых технологий, обеспечением транспортных парков новой техникой, отвечающей передовым стандартам безопасности, надежности и экологичности, с расширением использования транспортных средств и топлива высоких экологических классов. Все это неразрывно связано и с общемировыми задачами улучшения экологической обстановки и сохранения климата на планете.

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду было заявлено в качестве одной из шести приоритетных целей развития транспортной системы РФ [1].

Следует отметить, что климатические изменения (рис. 1) могут привести к непредсказуемым и экстремальным погодным явлениям, наводнениям, засухам и подъему уровня Мирового океана, что может негативным образом от-

разиться на запасах пищи и воды, здоровье человека, состоянии экосистем и биоразнообразии.

Очевидно, что в XXI веке изменение климата является главным вызовом устойчивому развитию. К настоящему времени в климатической политике большинства стран преобладают проекты по предотвращению климатических изменений (снижению выбросов) и адаптации к ним (снижению уязвимости).

Теперь необходимы новаторские программные подходы, которые с опорой на имеющийся опыт предусматривали бы изменение климата в рамках комплексной политики. Это позволит правительствам разных стран планировать, разрабатывать и внедрять программы в области климата и развития на принципах широкомасштабного и комплексного охвата различных отраслей и уровней (национального, регионального и местного).

Распоряжением от 2 апреля 2014 г. № 504-р Правительству России поручено обеспечить к 2020 г. сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 % их объема в 1990 г.

• Тмисш^а. '1, □чаем»!!

СКДай1 - IV

П№4

а 0.5 \ 1.5 1 2.5 3 3.5 Рис. 1. Прогноз изменения климата России в XXI веке

■ »11.Ы31

■ ¡4*1-ЯМ Н»»Я

Сих» Ъв АЬвф Л<м

Р &1Ч

гщ

Слои

ЦЛ»

Количество зарегистрированных транспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации (по данным ГИБДД)

Транспортные средства 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Всего, шт % Всего, шт % Всего, шт % Всего, шт %

Всего 45 721 798 3,10 % 47 952 120 4,90 % 50 512 132 5,70 % 53 321 510 5,27 %

Легковые автомобили 34 354 004 3,80 % 36 415 100 6,00 % 38 747 511 6,40 % 41 224 527 6,01 %

Грузовые автомобили 5 413 513 1,70 % 5 544 699 2,40 % 5 712 065 3,00 % 6020185 5,12 %

Автобусы 893 813 -0,30 % 901 979 0,90 % 924 586 2,50 % 886 901 -4,25 %

Мототранспортные средства 2 663 982 -3,50 % 2 609 318 -2,10 % 2 497 624 -4,30 % 2 484 550 -0,53 %

Прицепы 1 925 972 3,80 % 1 983 519 3,00 % 2 085 805 5,20 % 2 073 680 -0,58 %

Полуприцепы 470 514 5,50 % 497 505 5,70 % 544 541 9,50 % 631 661 13,79 %

Рис. 2. Потенциал повышения энергоэффективности на транспорте [4]

В распоряжении утвержден план мероприятий по обеспечению до 2020 г. установленного объема выбросов парниковых газов. Принятые решения направлены на практическое снижение углеро-доемкости российской экономики.

Запланированные мероприятия предусматривают создание нормативно-правовой базы в сфере углеродного регулирования; оценку и прогноз объема выбросов парниковых газов, включая оценку потенциала сокращения объема выбросов по секторам экономики; формирование системы мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, требующих предоставления государственных субсидий.

Влияние автомобилей на окружающую среду

В целом транспортный сектор, в частности автомобильный транспорт, играет важнейшую роль в достижении национальных целей сокращения парниковых газов. Несмотря на положительные сдвиги (постепенное обновление автомобильного парка транспортными средствами высоких экологических классов), выбросы парниковых газов от автомобильного транспорта России росли быстрее, чем в любом другом секторе экономики за счет быстрого роста парка личных автомобилей (см. таблицу). Так, в 2005 г. объем выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в России составил 140 млн т СО2-эквива-лента [3]. Внутри транспортного сектора автомобили имеют самую большую долю потребления энергии (49 %) и самый большой экономически обоснованный потенциал для энергосбережения (рис. 2)

[4].

В городских транспортных системах особое место занимают автомобили, отличающиеся от других видов транспорта большим количеством и разнообразием, относительно низкой ресурсной

экономичностью и высокой экологической опасностью для населения, животных и растений (рис. 3).

Более 70 % населения России проживает в городах, и именно городской автотранспорт может стать главным фактором снижения энергопотребления. При этом в среднем по стране именно на автомобильный транспорт приходится около 40 % суммарных выбросов загрязняющих веществ и более 80 % -в крупных городах и мегаполисах.

Рост парка личных автомобилей в российских городах будет продолжаться, поэтому без принятия комплексных мер государственной политики, направленных на повышение топливной эффективности, привлекательности пассажирского транспорта, а также без комплексного городского планирования это приведет к повышению выбросов в атмосферу парниковых газов, а вместе с тем - к ухудшению экологической обстановки в городах, увеличению рисков для здоровья населения и бюджетных расходов.

Преимущества и пути развития УТС

Решением проблемы энергопотребления, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ применительно

к городскому транспорту может стать опережающее развитие устойчивых транспортных систем и предоставление людям большей возможности передвигаться на велосипедах и пешком. Под устойчивой транспортной системой следует понимать то ее состояние, когда она позволяет обеспечить выполнение социально и экономически оправданного объема перевозок без ущерба здоровью человека и окружающей среде, а также не нарушает права как живущих, так и будущих поколений.

Развитие общественного транспорта, велосипедной инфраструктуры и пешеходных возможностей позволяет одновременно решить и две другие проблемы: пробок и загрязнения воздуха. При передвижении автобусом при полной нормальной загрузке расход энергии в пересчете на одного пассажира меньше в 6 раз, а при перевозках трамваем или поездом метро - в 10 раз, чем при передвижении легковым автомобилем. Если в автомобиле едет один водитель (как это часто бывает), то энергоэффективность транспортного средства снижается в 4 раза. Следовательно, выбросы загрязняющих веществ, приходящиеся на одного пассажира, в общественном транспор-

Рис. 3. Виды негативного влияния автомобильного транспорта на экологию и здоровье человека

те в 5-10 раз меньше, чем у легкового автомобиля. К тому же в общественном транспорте пассажиру требуется в 10-20 раз меньше площади проезжей части. Пассажирская пропускная способность улицы с трамвайным движением в среднем в 6 раз выше, чем той же улицы, если снять трамвайные пути. В дополнение ко всему обеспечение развития устойчивых транспортных систем создает положительные социальные сдвиги: повышает возможности мобильности для малообеспеченных, пожилых людей и детей, создает благоприятную городскую среду.

Основные пути развития устойчивых транспортных систем и мобильности населения:

• развитие общественного транспорта (увеличение числа подвижного состава, скорости и частоты движения; увеличение числа маршрутов; повышение комфортности);

• улучшение организации транспортного движения (обеспечение «зеленых волн»; ограничение въезда (кроме общественного транспорта и велосипеда) и частичный запрет парковок в центре городов; строительство в центре городов перехватывающих и платных парковок);

• развитие велосипедной инфраструктуры (строительство велодорожек; установка специальных дорожных знаков и светофоров; обустройство ве-лостоянок; оборудование специально отведенных мест для перевозки велосипедов в общественном транспорте);

• создание пешеходных зон;

• применение тарифной политики, стимулирующей пользование общественным транспортом и энергоэффективным пригородным и междугородным транспортом;

• повышение осведомленности лю-

дей о проблемах, связанных с транспортом, и о путях их решения.

Пилотный этап

25 сентября 2012 г. заместитель министра транспорта Российской Федерации Н. А. Асаул и глава офиса Программы развития ООН (ПРООН) в РФ Е. А. Арманд подписали документ о реализации нового проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Снижение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России».

Это первый проект ГЭФ в России, сфокусированный на транспортном секторе и направленный на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов посредством улучшения планирования и управления городским транспортом путем создания эффективных систем мониторинга и продвижения экологически чистых видов транспорта. Его основной задачей является подготовка на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовой базы в поддержку развития низкоуглеродных транспортных средств, автомобилей гибридного типа, заряжаемых от бытовой электросети, и электромобилей в Российской Федерации на основе результатов демонстрационных проектов.

Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет — 2013-2017 гг. Объем его финансирования со стороны ГЭФ составляет 5,4 млн долларов США. Российская сторона выступает паритетно.

Пилотными городами реализации проекта выбраны Калининград и Казань. В них будут продемонстрированы современные подходы и решения комплексного городского транспортного планирования и организации дорожного движения, оптимизации маршрутов пассажирского транспорта и парковочной политики, а также развитие велосипедного движения.

Реализуемые демонстрационные проекты будут способствовать формированию политики развития устойчивых транспортных систем на федеральном, региональном и местном уровнях, а также служить образцом для других средних городов России.

Подобные проекты по повышению эффективности автодорожного транспорта офис ПРООН совместно с ГЭФ реализует во многих городах Европы и СНГ: в Алма-Аты, Белграде, Братиславе, Батуми, Душанбе.

В России в рамках проекта началась совместная работа Минтранса России и ПРООН по разработке дорожных карт и нормативной базы для продвижения низкоуглеродных транспортных средств, систем мониторинга выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта.

Реализованные и планируемые мероприятия в рамках проекта в 20142015 гг.:

• выполнена научно-исследовательская работа на тему «Разработка предложений по комплексу мер, направленных на создание условий для поэтапного обновления парка транспортных средств общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-ком-мунальных служб автомобилями, работающими на газомоторном топливе, и стимулирования развития соответствующей инфраструктуры»;

• составлен план действий сокращения объемов выбросов парниковых газов во исполнение Указа Президента РФ от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» в части автомобильного транспорта;

• совместно с Минприроды России ведется подготовка законопроекта об экологической маркировке автотранспортных средств;

• совместно с Минэкономразвития России разработан Комплексный план мероприятий поддержки производства и использования экологически чистого транспорта;

• ведется подготовка предложений по комплексу государственных мер, направленных на стимулирование производства, эксплуатации и оборота электромобилей и автомобилей с комбинированной (гибридной) энергетической установкой на территории Российской Федерации;

• создается типовой регламент обмена данными о составе и структуре парка АТС;

• разрабатываются нормативные правовые акты, способствующие развитию парковочной политики в городах;

• идетподготовка предложений по ограничению проезда автотранспорта по части УДС города;

• определяются стандарты пешеходной и велотранспортной инфраструктуры;

• составляются программы обучения по экономичному и экологичному управлению автотранспортными средствами;

• разрабатываются Правила примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий в части внедрения учебных модулей по эко-вождению в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 980.

Активная деятельность ведется в пилотных городах. В частности, в декабре 2013 г. подписано Соглашение между руководством проекта ПРООН/ ГЭФ-Минтранс России и мэрией Казани о совместной разработке «Комплексной схемы организации дорожного движения города Казани на 2014-2020 гг. с перспективой до 2030 г.» на условиях софинансирования (12 млн руб. ПРООН/13 млн руб. г. Казань). Новая комплексная схема организации дорожного движения г. Казани направлена на сокращение выбросов парниковых газов и снижение напряженности на дорогах города.

В начале 2014 г. с администрацией Калининграда подписано подобное со-

глашение по разработке «Комплексной схемы развития пассажирского транспорта общего пользования города Калининграда на перспективу до 2020 г. с учетом реализации задач транспортного обеспечения проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 г.». Объем софинансирования со стороны проекта составляет 7 млн рублей со стороны администрации городского округа «Город Калининград» и 19 млн рублей — со стороны Правительства Калининградской области.

Группа реализации проекта совместно с Минтрансом России уже неоднократно проводила конференции и круглые столы, посвященные вопросам развития устойчивых городских транспортных систем и сокращения выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России. В мае 2013 г. в Москве проведен круглый стол на тему «Методики мониторинга выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в г. Казани и в г. Калининграде».

В сентябре 2013 г. в Казани организована международная конференция «Оптимизация транспортных решений при проведении национальных и международных массовых мероприятий в целях снижения выбросов парниковых газов».

В октябре 2013 г. в Калининграде проведена международная конференция «Моделирование и управление устойчивыми транспортными системами городов» совместно с БФУ им. И. Канта в рамках VII Балтийского образовательного форума.

В декабре 2013 г. в Москве прошел круглый стол на тему «Повышение топливной экономичности и сокращение выбросов от автомобильного транспорта в России» в рамках VII Международного форума «Транспорт России». Участие в круглом столе приняли Министр транспорта Российской Федерации М. Ю. Соколов, Адам Оливье, директор Регионального Бюро Программы Развития ООН по странам Европы и СНГ, представители Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

17-18 июня 2014 г. в Москве при поддержке Торгово-промышленной палаты России и ЮНЕП состоялась Международная конференция «Повышение топливной экономичности и сокращение выбросов от автомобильного транспорта в России». На конференции разработаны первоочередные мероприятия, направленные на повышение топливной экономичности автомобильного транспорта в России.

Специфика реализации проекта

Если говорить о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, то это прежде всего новизна реализации такого масштабного международного проекта и амбициозные планы, которые потребуют больших усилий как со стороны группы реализации проекта, так и со стороны Минтранса России и администраций пилотных городов.

Кроме этого, к моменту начала фазы практической реализации проекта в стратегиях и планах пилотных городов, принимающих участие в проекте, произошли определенные изменения, что, как следствие, потребовало корректировки рабочего плана. К примеру, в Казани в преддверии XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. и XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. проведена колоссальная работа по социально-экономическому и транспортному развитию города, поэтому часть мероприятий по развитию устойчивой транспортной системы города, планируемых по проектному документу, была уже реализована. В связи с этим в 2013 г. были актуализированы направления совместных действий и уточнен план мероприятий.

Финансовые ресурсы, выделяемые в городах на нужды городского транспорта, недостаточны по объему, носят непредсказуемый характер и не проходят процесс стратегического планирования. В отсутствие законодательных

требований или рекомендаций города не обязаны составлять стратегический транспортный план и увязывать его с городским бюджетом. Более того, большинство городов формируют свои бюджеты за счет средств, полученных в рамках межбюджетных трансфертов, что ограничивает возможности городов в части разработки многолетних планов. В результате основной капитал транспортного сектора - инфраструктура и автотранспорт - содержится и обновляется не так, как это необходимо. Многим российским городам в наследство от прошлого досталась недостаточно развитая улично-дорож-ная сеть, и ее нормальное содержание трудно обеспечить. Подвижной состав муниципальных автотранспортных предприятий, как правило, физически устарел и малопривлекателен. Объем инвестиций в инновационные технологии, которые могут улучшить управление транспортными потоками и сделать поездки более комфортными и безопасными для пассажиров, ограничен.

Большой плюс реализации данного проекта мы видим в том, что за счет привлекаемых с его помощью средств

мы поможем российским городам укрепить свой институциональный и технический потенциал в различных функциональных областях:

• организации дорожного движения;

• инвестировании в системы скоростного пассажирского транспорта и интеграции различных видов транспорта в части планирования маршрутов, сбора платы за проезд и составления расписаний движения;

• регулировании спроса на пользование индивидуальным транспортом на основе применения альтернативных мер (развития общественного транспорта, устройства перехватывающих парковок), а также на применении мер транспортной и (или) тарифной политики в целях ограничения поездок на индивидуальном автотранспорте в перегруженных частях городов.

Также преимуществом реализации подобных международных проектов является доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам глобальной сети ООН и взаимодействие с такими ведущими международными организациями, как Международное Энергетическое Агентство (!ЕЛ); Меж-

дународный Совет по чистому транспорту (ICCT); Глобальная инициатива по экономии топлива (GFEI) и т. д.

Более подробно с проектом «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», реализуемым ПРООН совместно с Министерством транспорта РФ при поддержке ГЭФ, можно ознакомиться на вэб-сайте проекта www.proecotrans.ru. □

Литература

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 № 1734-р). URL: http:// mintrans.ru/upload/iblock/307/rasp_ pr_1032_11062014.doc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова. URL: http://www. voeikovmgo.ru.

3. Энергоэффективная Россия. Пути снижения энергоемкости и выбросов парниковых газов. Основные выводы. McKinsey & Company. 2009. 160 с.

4. Энергоэффективность в России: Скрытый резерв: отчет. Всемирный банк, 2008. 162 с.

vii международный форум

«трансп0ртн0-транзитный потенциал»

Crowne Plaza St. Petersburg Airport Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, 6А

Законодательство и нормативно-правовое регулирование

9-10 октября 2014

Грузоперевозки на евразийском пространстве: распределение грузопотоков, таможня, тарифы

Транспортная инфраструктура России: проекты, инвестиции, ГЧП

Крым в системе российских и международных перевозок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.