Научная статья на тему 'Развитие управления в информационном обществе'

Развитие управления в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
680
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байнова М.С.

Статья анализирует формирование информационного общества и появление новых факторов, влияющих на различные стороны управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие управления в информационном обществе»

■ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

М.С. Байнова

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального

университета, г. Москва. Baynova Maria Sergeevna,

candidate of sociological Sciences, associate Professor, Department of management and administration, Russian state social University, Moscow. е-mail: mbainova@gmail.com

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ

ОБЩЕСТВЕ

The evolution of management in the information society

Аннотация: Статья анализирует формирование информационного общества и появление новых факторов, влияющих на различные стороны управления. Ключевые слова: менеджмент, информационное общество, управление.

Annotation: The article analyzes the formation of the information society. The author considers the appearance in the information society of new factors that affect the various aspects of management.

Key words: information society, management, administration.

Информационное общество - термин появился в 1960х годах ХХвека. «В трудах многих социологов и философов, работавших в США и Европе, прослеживаются выводы о том, что ни политические, ни идеологические, ни иные социальные различия не могут быть столь важным фактором, как технологический прогресс». (Козлова, 2014) Д. Белл предложил типологизацию общественного развития в зависимости от типов производства и используемого знания. (Белл, 1986) Белл выделил признаки постиндустриального общества, которое становится информационным: экономика основана на производстве услуг, люди делятся на социальные группы по профессиям, роду занятий, ведущая роль в экономике принадлежит знанию, как основе обновления технологий в различных сферах.

Информационное общество возникло на основании стремительного роста научно-технического прогресса и увеличения объёмов информации. Требовались новые системы обработки информации, которые позволяли бы переводить интеллектуальные данные в стандартные механические формы, облегчающие поиск и обработку. Обработка информации стала играть ведущую роль в различных сферах жизни, и происходит развитие экономики знаний. Знания отличаются от информации практическим применением, полезностью. Информации может быть много, но она не имеет ценности, если не структурирована, не имеет оценки, не связана. Знания - уровень обработки информации, ценные сведения, которые позволяют создать новый продукт или новые знания. Первые компьютеры, электронные средства обработки информации появляются в США, в СССР в конце 1940-х-начале 1950-х годов. Но именно в 1960-е годы компьютеры приобретают стандартизированные параметры, получают более широкое распространение, проявляется их роль в экономике и развитии науки.

Изменения в системе управления: приоритет знаний, увеличение скорости обработки информации, внедрение новых технологий ведет к изменениям в системе управления, к новым требованиям к организации процессов внутри организации. «Компания, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, должна осваивать знания быстрее и качественнее своих конкурентов. Если это обеспечено, компания раньше других сможет увидеть постоянно возникающие в условиях высокой неопределенности новые благоприятные возможности. Если свое новое знание она быстро сможет подкрепить реальными действиями — успех гарантирован.» (Адлер, 2016)

Особенности информационного общества начинаются с приоритета числа занятых в сфере услуг. Производственная сфера автоматизируется, требует меньше трудовых ресурсов. Структурная перестройка ведет к социальным проблемам, но в итоге формируется новая социальная структура общества. В 1970-1980-е гг. в европейских странах структурная перестройка сопровождалась, например, массовыми закрытиями предприятий добывающей

98

промышленности, увольнением шахтеров, безработицей, социальными протестами. В США в результате кризиса автомобильной промышленности в 1970-е годы опустел город Детройт, население которого сократилось в два раза, а ряд районов стал источником криминала. В России структурная перестройка задержалась на фоне более медленного функционирования плановой экономики и совпала с экономическими и политическими проблемами начала 1990-х годов. Поэтому кризис производственного сектора стал особенно болезненным, сопровождался структурной безработицей, и до настоящего времени связан с проблемами моногородов. В тоже время новые виды отраслей становятся локомотивами для экономки, дают новые рабочие места, в первую очередь - в сфере информационных технологий.

Обновление рынка труда убыстряется, и даже внутри сферы услуг все новые направления автоматизируются, сокращая рабочие места в некоторых отраслях. Например, в 1990-е годы в России активно развивалась туристическая отрасль, связанная с большим интересов граждан к ранее недоступным поездкам за границу. В 2010-е годы туристическая отрасль оказалась в кризисе из-за распространения электронного бронирования билетов и мест проживания, позволяющего гражданам самостоятельно планировать путешествия. В перспективе электронные услуги охватывают все новые виды деятельности, интернет-банкинг сокращает банковский персонал, электронные нормативные базы данных сокращают потребность в юристах, позволяют составить типовое заявление в суд, не выходя из дома.

Каким образом распространение информационных и электронных услуг оказывает влияние на жизнь современного общества.

Структурные изменения требуют непрерывного образования для человека в течении всей жизни. Для организации становится важным привлечение сотрудников, готовых к обучению новым навыкам, освоению новых технологий. Менеджеры организации должны обладать предвидением, быть способны ориентироваться в структурных изменениях, менять ниши на рынке, и также обучаться новым технологиям управления. Информационное

99

общество способствует не только прогрессу общественной жизни, но и создает ряд проблем. Например, структурные изменения и необходимость постоянного освоения новых навыков являются проблемными для людей старшего поколения, которые могут испытывать трудности при работе с новыми технологиями. Поэтому компании начинают ориентироваться на молодые кадры в ущерб опытным сотрудникам, иногда заранее дискриминируя возрастной персонал, предполагая трудности с освоением новых технологий. Но и для сотрудников должно быть ясно, что без постоянного обучения трудовая карьера затруднительна.

Сфера образования в информационном обществе трансформируется в более короткие по времени обучающие программы, которые позволяют варьировать обучение, выбирать нужные курсы в зависимости от ситуации. В некоторых профессиональных группах образование требует несколько ступеней обучения, чтобы соответствовать современным требованиям. Особенно это актуально для медицины, где получение новых сведений имеет наибольшую ценность. На государственной службе специалисты обязаны постоянно обновлять знания о принимаемых и изменяемых нормативных документах. Перед организациями стоит задача обучения сотрудников, построения программы обеспечения сотрудников необходимыми знаниями. Государственная политика в сфере образования не должна игнорировать необходимость непрерывного обучения для сокращения проблем на рынке труда, преодоления последствий структурных изменений в экономике. Ускорение внедрения новых технологий позволяет экономике и государству в целом экспортировать технологии, передавая вместе с ними политическое и экономическое влияние. В условиях информационного общества именно новые технологии являются фактором развития государства, по сравнению с прошлыми периодами до середины ХХ века, когда ведущим фактором была территория.

Бжезинский в период формирования информационного общества отмечал, что новые технологии позволяют перенести образ жизни и ценности

100

из одной страны в другую. (Бжезинский, 2004) И в настоящее время мы можем наблюдать, как культура, связанная с компьютеризацией, интернет-технологиями, мобильной связью, социальными сетями распространяется из стран, разработчиков технологий в страны-потребители, вместе с новыми словами, терминами, элементами повседневной жизни. Например, сэлфи как явление появилось с развитием социальных сетей и мобильного телефона, вначале в США, в 2012 году стало словом года, и в настоящее время используется для передачи информации о себе большим количеством людей в разных странах, включая Папу Римского Франциска и Председателя Правительства России Д. А. Медведева.

Теория управления реагирует на развитие информационного общества изучением организационного поведения человека, проектированием теорий мотивации творческого труда. Классическая и неоклассическая школы менеджмента, разработанные в начале ХХ века в период расцвета индустриального общества в 1960-е годы сменяются новыми бихевиористскими концепциями. Затем изучение трудовых процессов становится объектами социологии и конфликтологии. В менеджменте приобретает значение рассмотрение коммуникаций внутри организации. Объем информации в менеджменте обновляется, и некоторые разработки теряют актуальность, особенно в сфере изучения рынка, в маркетинге. «Если книжка по маркетингу выпущена десять лет назад, то она уже во многом отстала от жизни.» (Иванющенкова, 2016)

Вопрос мотивации творческого труда рассматривается также в одном из новых направлений изучения креативного поведения человека. Р. Флорида разработал теорию креативного класса, рассматривая как наличие творческих людей может способствовать развитию общества, города, территории, организации. (Флорида, 2014) При этом условиями креативной деятельности Флорида считает свободную обстановку, способствующую самовыражению. Но не превращается ли при этом стремление к инновациям в самоцель вместо средства для развития?

Современная глобальная производственная система развивается благодаря использованию все более совершенной техники, более совершенных технологий и расширению возможностей для сбыта производимых товаров. Человек оказывается полностью погруженным в систему высокотехнологичных вещей и ультрасовременных технологий. А большая часть человечества уже не мыслит жизнь вне этой сложной системы вещей, модных гаджетов, постоянных технических инноваций. Главным вопросом жизни стало формирование условий для сохранения и расширения потребительских возможностей. Многие поколения людей в разных обществах уже воспитаны на основе эфемерных идеалов «общества потребления», а не традиционной религиозной трудовой морали. Объектом потребления становится все, что окружает современного человека, включая и культуру. Духовный мир человека все более ставится в зависимость от его материальных устремлений. А реальная жизнь подменяется индустриальными иллюзиями и потребительской мотивацией. Духовная мотивация трудовой деятельности отходит на второй план. Меняется отношение к труду, как основе бытия человека, его творческой сущности. Современное общество ставит человека перед сложным выбором: остается ли труд основным способом самореализации или превращается лишь в средство и даже объект потребления? И выбор этот определяется структурными условиями, в которых вынужден жить и работать современный человек.

Культура труда и эстетика трудовой деятельности являются неотъемлемой частью духовной жизни любого современного общества. Современные глобальные трансформационные процессы вместе с экономическими и культурными переменами меняют и отношение человека к труду и его эстетике. Эти изменения обусловлены не только появлением новой техники и технологий, расширением возможностей для потребления все новых вещей, развитием новых форм организации производства или созданием новых видов индустрии. Развитие глобальной индустриальной системы носит экстенсивный характер. Эффективность ее развития зависит от

102

возможностей использования все большего объема традиционных ресурсов, а также от возможностей вовлечения в производственный процесс новых ресурсов, которые имелись бы в изобилии. Современная глобальная индустриальная система смогла найти такой «новый» ресурс. Им стал сам человек, не только его рабочая сила (знания, умения, опыт), но и его мысли, чувства, отношения, его формировавшийся тысячелетиями религиозной жизни сложный духовный мир. (см. Baynova, 2016)

Литература:

1. Адлер Ю. П. Черных Е. А. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ. Электронный ресурс. http://bigc.ru/publications/other/km/KM_from_Adler.php (11.02.2016)

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе [под ред. П.С. Гуревича]. - М.: Прогресс, 1986.

3. Бжезинский З. Мировое господство, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004.

4. Иванющенкова М. Сейчас не время транжирить деньги. / Harvard buiseness review. Электронный ресурс http://hbr-russia.ru/marketing/marketingovaya-strategiya/a16833/ (11.02.2016)

5. Козлова В. А. Генезис теории информационного общества в ХХ - ХХ1 веке // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. с. 1-8.

6. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. М: Strelka Press, 2014.

7. Maria S. Baynova, Tatiana A. Evstratova, Alexander V. Petrov, Ariadna A. Petrova and Olesya A. Volchenkova, 2016. Modern Transformation of Labor Culture and Aesthetics in the Light of Sergei Bulgakov's Religious Philosophy. The Social Sciences, 11: 1414-1421/

References:

1. Adler Yu. P. Chernykh E. A. Upravlenie znaniyami: novye aktsenty poiska istochnikov konkurentnykh preimushchestv. Elektronnyi resurs. http://bigc.ru/publications/other/km/KMfromAdler.php (11.02.2016)

2. Bell D. Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva // Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade [pod red. P.S. Gurevicha]. - M.: Progress, 1986.

3. Bzhezinskii Z. Mirovoe gospodstvo, ili global'noe liderstvo. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2004.

4. Ivanyushchenkova M. Seichas ne vremya tranzhirit' den'gi. / Harvard buiseness review. Elektronnyi resurs http://hbr-russia.ru/marketing/marketingovaya-strategiya/a16833/ (11.02.2016)

5. Kozlova V. A. Genezis teorii informatsionnogo obshchestva v XXI veke // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5. c. 1-8.

6. Florida R. Kto tvoi gorod? Kreativnaya ekonomika i vybor mesta zhitel'stva. M: Strelka Press, 2014.

7. Maria S. Baynova, Tatiana A. Evstratova, Alexander V. Petrov, Ariadna A. Petrova and Olesya A. Volchenkova, 2016. Modern Transformation of Labor Culture and Aesthetics in the Light of Sergei Bulgakov's Religious Philosophy. The Social Sciences, 11: 1414-1421/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.