Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/32EVN116.pdf
DOI: 10.15862/32EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/32EVN116)
Статья опубликована 09.03.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дувалова Э.П. Развитие управления региональными институтами локальных экономических систем // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/32EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/32EVN116
УДК 332.12
Дувалова Эльвира Петровна
ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»
Россия, Казань1 Ассистент кафедры «Экономическая теория» E-mail: [email protected]
Развитие управления региональными институтами локальных экономических систем
Аннотация. Региональные институты в любой локальной экономической системе являются важнейшим звеном современного общественного воспроизводства. Вне институтов оно невозможно, а качество управления ими оказывает существенное воздействие на его эффективность. Расширенное воспроизводство в локальных экономических системах региональной экономики, его постоянное динамическое обновление обусловливает необходимость адекватного совершенствования институтов, поскольку они является его эндогенным фактором развития. А при определенных условиях они выступают критическим фактором развития воспроизводства самих локальных экономических систем региональной экономики. Так, например, неразвитость региональных институтов, и несовершенство управления ими в локальных экономических системах современной России, существенно затрудняет развитие ее реального сектора. В этой связи институты, как непосредственные, ключевые участники взаимодействия реального и финансового секторов региональной экономики, вынуждены активно разрабатывать и внедрять различные механизмы повышения эффективности своей деятельности. В этой связи, в последнее десятилетие, с целью диверсификации рисков, бизнес, власть и общество регионов России обратили пристальное внимание на инновационный потенциал развития институтов и механизмов управления ими.
Динамическое, непрерывное развитие управления институтами локальных экономических систем региональной экономики является ведущей экономической закономерностью современного, постиндустриального общества. Оно обусловливает эффективность функционирования не только региональной, но и национальной экономики в целом.
В связи с этим, в статье рассматриваются теоретико-методологические основы управления региональными институтами локальных экономических систем, а также современное состояние и эффективность управления активами институтов в регионах на
1 420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10 1
примере отечественного и зарубежного опыта. Предложены перспективы развития управления качеством активов региональных институтов локальных экономических систем.
Ключевые слова: региональные институты; локальные экономические системы; региональная экономика; качество активов; управление активами; инноватизация
Локальные экономические системы региональной экономики - это взаимодействующая совокупность причинно-следственных и функциональных традиционно-инновационных экономических связей субъектов бизнеса, власти и общества в определенном пространственно-временном измерении. Они выступают в качестве основного объекта управления. Динамика и специфика их развития обусловливают особенности самих региональных институтов, обеспечивающих эффективное функционирование экономических систем. А это, неизбежно вызывает необходимость постоянного адаптивного развития инструментов и механизмов управления ими. Если этого не происходит, то наступает рассогласованность и разбалансированность данных процессов. Так, например, по причине несогласованного развития локальных экономических систем реального сектора региональной экономики и её финансовых институтов в перестроечный период привело к их дисбалансу и резкому снижению эффективности управления взаимодействием данных процессов [2]. Это проявилось в искривлении финансовых потоков и мотивации производителей локальных экономических систем на региональном уровне. Институциональная матрица была построена так, что она не мотивировала поведение субъектов бизнеса, власти и общества локальных экономических систем на инновационную активность. В то время как мировой и отечественный опыт показывает, что именно этот уровень управления становится приоритетным и перспективным. Приоритеты инновационного развития институтов и механизмов управления ими в локальных экономических системах региональной экономики России обусловлены их спецификой. С одной стороны, в стране имеется научная, экономическая и институциональная база для инновационной формы развития институтов на основе собственных прорывных технологий. С другой стороны, наблюдается существенная дифференциация и рассогласованность уровней инноватизации институтов в локальных экономических системах региональной экономики [8]. При этом стратегирование инновационной формы развития, основанной на собственных прорывных технологиях на всей территории России слишком рискованно, а ориентация на заимствование зарубежных технологий может не дать нужного эффекта, закрепив ее периферийное положение в процессах инноватизации на мегауровне.
При выборе приоритетов инновационного развития институтов и механизмов управления ими в локальных экономических системах региональной экономики России, актуальным является проведение мониторинга управления качеством данных процессов. Это будет способствовать диверсификации процессов инноватизации институтов в локальных экономических системах региональной экономики России, что позволит снизить риски реализации различных направлений ее инновационной политики. Приоритеты инноватизации институтов в локальных экономических системах региональной экономики в большинстве современных мировых держав связаны, в первую очередь, как показано на рисунке 1, с обеспечением динамической устойчивости этих процессов на региональном уровне.
Инновационное развитие институтов и механизмов управления ими в локальных экономических системах российских регионов наиболее эффективно осуществляется также на мезоуровне, на котором сосредоточены отдельные регионы и кластерные образования. Она обеспечивается как альтернативными подходами, так и взаимодополняющими формами, и способами, которые обеспечивают устойчивость развития институтов и механизмов управления ими в локальных экономических системах региональной экономики России.
Рис. 1. Приоритеты инновационного развития институтов и механизмов управления ими
в локальных экономических системах [8]
В современных локальных экономических системах региональной экономики России складывается определенная специфика функционирования институтов и механизмов управления ими.
Специфика функционирования институтов и механизмов управления ими проявляется в определенных формах традиционно-инновационных институтов, которые являются основой экономического поведения институциональных единиц в финансовой сфере региональной экономики [1]. Во-первых, она имеет адекватные традиционно-инновационные институциональные формы организации и управления; обладает традиционно-инновационными свойствами всеобщности и конкретности, которые определяются фрактальными институтами и развиваются на основе инновационных форм локальной экономической системы. Адекватные традиционно-инновационные институты объединены в институциональные матрицы, состоящие из конкретных институциональных единиц, образующих институциональный сектор. Во-вторых, в современных условиях в существующей системе функционирования и инновационного развития институтов локальных экономических систем приоритетное положение и ведущую роль занимают банковские финансовые институты и механизмы управления ими на основе разного соотношения традиций и инноваций, сбалансированного/разбалансированного и согласованного/рассогласованного динамического развития эффективных традиционных форм (их традиционализации и рутинизации) и инноватизации (через рутинизацию и традиционализацию) как самих банковских финансовых институтов, их форм, способов и инструментов функционирования, так и механизмов управления ими.
Наиболее рельефно специфика их функционирования и развития проявляется в использовании оценки активов региональных банковских финансовых институтов как исходного пункта управления ими, которая осуществляется с помощью большого количества традиционных и инновационных методов, критериев, показателей и коэффициентов. Отсюда вытекает проблема выбора именно тех методов оценки активов финансовых институтов, которые являются решающими в определении уровня их развития и состояния устойчивости в
целом. Для обеспечения эффективного управления региональными финансовыми институтами локальных экономических систем необходима такая система оценки их активов, которая позволила бы достаточно полно провести анализ и оценку политики банковских финансовых институтов региона в области размещения своих активов [3].
В отечественной региональной практике при оценке и анализе состояния активов банковских финансовых институтов и механизмов управления ими используются четыре основных метода, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки:
• по балансовой стоимости;
• по рыночной стоимости;
• метод регламентаций;
• экспертный метод.
Наиболее приближенным к рыночным условиям, с позиций оценки их влияния на финансовую устойчивость кредитной организации, является метод рыночной оценки стоимости активов финансовых институтов. Наибольшее распространение данный метод нашел в международной практике. В отечественных условиях он или совсем не применяется, или используется лишь для оценки активов, ликвидируемых финансовых институтов. Преимущество данного метода в динамичной и обоснованной оценке активов финансовых институтов нивелируется значительными затратами и противоречивыми результатами, что отрицательно влияет на оценку качества и стоимости активов системы финансовых институтов в целом, а, следовательно, и на эффективность механизмов управления ими.
Современное состояние финансовых институтов и управление их активами нуждается в системной, активной инноватизации не только объекта управления - самих финансовых институтов, качества их активов, не только субъектов управления - повышение их инновационного интеллектуального капитала, но и применяемых в управлении инструментов и способов механизма управления финансовыми институтами. Системная инноватизация механизма управления банковскими финансовыми институтами должна включать развитие их строения, организации, разработок и внедрения, финансирования и стимулирования, технологии трансферта, интеллектуализации. При этом системная инноватизация управления финансовыми институтами должна быть открытым множеством, изменение которого является закономерным.
Основными современными тенденциями инновационного развития управления активами финансовых институтов являются:
• увеличение разнообразия и количества виртуальных финансовых институтов в локальных экономических системах региональной экономики;
• ускоренное развитие инновационных инструментов, технологий и механизмов управления финансовыми институтами;
• повышение уровня адекватности, динамической согласованности и сбалансированности организационных технологий в управлении финансовыми институтами локальной экономической системы региональной экономики;
• укрепление взаимодействия инновационного развития управления институтами финансового и реального секторов региональной экономики.
Анализ зарубежного опыта управления финансовыми институтами показал:
• во-первых, его разнообразие и неравномерность развития;
• во-вторых, в ряде стран сложилась международная специализация в форме глобальных финансовых центров;
• в-третьих, в малых по объёму ВВП странах (Швейцария, Сингапур) существует жёсткая зависимость локальных экономических систем от банковских финансовых институтов. Наиболее зависящей от своей банковской системы страной является Швейцария, где активы финансового сектора составляют 458% от ВВП. Второе место в рейтинге заняла Великобритания, где активы банков составляют 390% ВВП, третью строчку заняла Швеция с показателем в 360%. Структура экономики России совершенно иная, финансовый сектор в настоящее время не является ведущей отраслью хозяйства.
Управление активами банковских финансовых институтов в международной практике осуществляется с помощью большого количества традиционных и инновационных методов, критериев, показателей и коэффициентов. В современных условиях наиболее продуктивным является комплексное, системное применение существующих методов оценки, что обеспечивает повышение эффективности управления активами банковских финансовых институтов локальных экономических систем региональной экономики. В зарубежной практике при оценке качества управления активами финансовых институтов особое внимание уделяется достаточности собственного капитала, который в целом характеризует надежность отдельного банка и банковской системы в целом; поощрению общественно полезной структуры активов; использованию различных нормативов для отдельно взятых региональных банков, которые зависят от юридического статуса банка, размера и структуры его активов. В то время как в российской практике активы анализируются с позиции трех основных показателей: риски; доходность; ликвидность. Мы считаем, что зарубежную методику, как инновацию, целесообразно применить и в локальных экономических системах регионов России, так как в нашей стране кредитные организации сильно отличаются по масштабам деятельности. Похожая методика дифференциации применяется и в Базельских рекомендациях - предлагаются нормативы для системно значимых кредитных организаций.
Перспективными и приоритетными направлениями инновационного развития управления финансовыми институтами локальных экономических систем региональной экономики являются: комплексное, системное использование моделей прогнозного анализа рисков возникновения проблемных активов в финансовых институтах и более совершенных критериев, показателей и методов оценки их качества.
Актуальность задач, связанных с прогнозированием рисков проблемных активов представляет процесс оценки рисков неопределенности, причин возникновения проблемных активов, объема потерь, перспектив восстановления активов, формирования резервов, восстановления активов и вовлечения их в хозяйственный оборот. Такой подход обусловлен тем, что в формировании проблемного актива участвуют инвестиции, которые введены в хозяйственный оборот и участвуют в воспроизводственном процессе по созданию валового регионального продукта. Поэтому процесс моделирования и анализа рисков возникновения проблемных активов приобретает особую актуальность в локальных экономических системах. Прогнозный анализ ориентирован на принятие эффективных управленческих решений в области анализа и снижения рисков финансовых и материальных активов.
В соответствии со структурой проблемных активов методы прогнозирования состоят из прогноза и оценки перспективности и качества портфеля активов; а также из диверсификации видов портфельных активов. Методы прогнозной оценки проблемных активов делятся на следующие группы, представленные на рисунке 2.
Экспертиза проблемных активов
Методы прогнозного анализа проблемных активов
Методы стохастического моделирования
Марковские процессы
Методы диверсификации проблемных активов
Матрицы переходных
состояний
Метод группировок
Многофакторный анализ
Матрицы перемещения активов
Корреляционно-регрессионный анализ
Рис. 2. Классификация методов прогнозного анализа проблемных активов [3]
Особое значение в методах прогнозного анализа играет вычисление трендов циклического колебания, которые, как показано на рисунке 3, тесно взаимосвязаны с циклами деловой экономической конъюнктуры и прогнозами вероятности банкротств в региональных экономических системах.
Время
- вероятность дефолта актива;
.. вероятность восстановления стоимости актива;
■ - текущий финансовый актив.
Рис. 3. Взаимодействие методов прогнозирования проблемности актива с циклами деловой
экономической конъюнктуры [8]
Анализ кривых качественных характеристик в проекции на сроки является наиболее эффективным предсказательным элементом прогнозирования кредитных портфелей банка. Формы кривых могут варьироваться в зависимости от кредитных продуктов или демографических характеристик, но в любом случае формы этих кривых объяснимы и зависимы от срока.
Жизненные циклы очень важны в понимании качества кредитного портфеля, так как ссуды, открытые вчера, могут приобрести иные характеристики завтра, даже если ничего в окружающем пространстве не измениться. Несмотря на кажущуюся простоту, эффект жизненных циклов играет важную роль в интерпретации поведения кредитного портфеля.
С учетом того, что система финансовых институтов обладает признаками целостности; наличием двух и более типов связей (пространственной, функциональной, генетической и т.д.); структурой (организацией); наличием уровней и иерархии уровней, самоорганизации, функционирования и инновационного развития управления качеством инструментов, технологий и механизмов функционирования финансовых институтов в региональной экономике помимо критерия их новизны при выборе приоритетов инноватизации финансовых институтов необходимо учитывать то, какая форма для нее предпочтительна - инновационная или инновативная. Нужно создавать свои финансовые институты и механизмы управления ими или заимствовать их из других экономических систем и их институциональных матриц. При этом обстоятельства инноватизации конкретных финансовых институтов требуют выяснения вопроса об альтернативности или взаимодополняемости основных ее форм инноватизации.
Ориентация на создание и накопление собственных финансовых институтов и механизмов управления ими должна опираться на партнерское взаимодействие бизнеса, власти и общества, поддерживать и обеспечивать развитие сектора научных исследований и разработок, а также соответствующей инфраструктуры. Выбор вектора инновативного развития, который реализуется посредством заимствования финансовых институтов, их инструментов, технологий и механизмов управления ими из других национальных экономических систем, требует иного структурного бюджетирования и стратегирования на данном экономическом пространстве.
Количественные оценки не всегда достоверно характеризуют качество активов финансовых институтов. В частности, для банковской системы это объясняется тем, что, во-первых, количественная оценка осложняется ростом банковского бизнеса и масштабностью проводимых банками активных операций. Во-вторых, следует учитывать возросшую сегодня экономическую нестабильность, в условиях которой изменяются не только количественные характеристики банковских активов, а также изменяются стандарты качества (нормативы, лимиты). Зачастую данные стандарты меняются постфактум, то есть после произошедшего кризиса, что уже не всегда эффективно. Это говорит о сложности самих стандартов качества. В условиях нестабильности правильней бы было предоставлять коммерческим банкам определять самим свою политику (большинство случаев банкротств российских банков были обусловлены нарушением указаний Центрального Банка РФ). В банковской системе должно присутствовать понятие «относительного качества финансовых институтов», характеризующее такое их свойство, которое зависит не только от полезности активов приносить экономические выгоды, но и степень этой полезности в разных условиях функционирования локальной экономической системы. Понятие «относительного качества» должно частично применяться по отношению ко всем финансовым институтам, действующим в локальных экономических системах. В экономическом пространстве Российской Федерации большое количество финансовых институтов существенно различаются по размерам, особенностям функционирования, территориальному размещению и другим признакам. И
применение одних стандартов качества для системно различающихся финансовых институтов не совсем корректно. Данные методы, конечно, не защитят полностью всю финансовую матрицу локальной экономической системы региональной экономики от кризисных явлений, но позволять ей нести меньшие потери. При этом степень полезности активов финансовых институтов должна определяться применительно к конкретной ситуации или группам финансовых институтов.
Важнейшей общей задачей организации деятельности региональных институтов является изучение направлений дальнейшего совершенствования управления качеством их активов. Это означает, что при помощи определенной системы показателей и методов можно измерить уровень эффективности, установить такое состояние распределения активов институтов, которое обеспечивало бы достаточную степень доходности и ликвидности институтов. При этом традиционно-инновационное качество активов институтов - это всегда их относительная характеристика, на которую воздействуют различные факторы и которые могут использоваться в повышении эффективности управления качеством активов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будович Ю.И. Экономико-теоретическое исследование, отвечающее требованиям практики корпоративного и государственного экономического управления, и проблемы его методического обеспечения // Экономический анализ: теория и практика. - М., 2009. - № 25 (154).
2. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов в региональной экономической системе: диссертация. ... д-ра экон. наук. - Казань, 2009. - 399 с.
3. Дувалова Э.П. Проблемы качества активов и их обесценение в российских банках в условиях нестабильности финансовых рынков / Дувалова Э.П. / Материалы докладов итоговой научно-образовательной конференции Института управления, экономики и финансов К(П)ФУ «Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека» - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - с. 96- 99.
4. Дуглас Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. - 537 с.
5. Манохина Н.В. Экономика перемен: институциональные изменения. // Под. ред. В.И. Гришина, Г.П. Журавлевой, Н.В. Манохиной. Коллективная монография. -Москва-Саратов, РЭУ им. Г.В. Плеханова-СГСЭУ, 2013. - 320 с.
6. Нуреев Р.М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. -М.: Изд-во Норма, 2008. 640 с.
7. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. - 531 с.
8. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: диссертация. ... д-ра экон. наук. - Казань, 2006. - 339 с.
9. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2014. - №3. - с. 34-37.
10. Посталюк М.П. Диверсификация институтов в процессе традиционно-инновационного развития национальных экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2009, №2. - С. 57-69.
11. Посталюк М.П. Управление региональными инновационными системами // Вопрсы экономики, права и социологии - 2012, №4, - а 5-12.
12. Посталюк М.П. Региональные системы венчурного инвестирования инновационных трансформаций российской экономики // Проблемы современной экономики - 2013, №3. - а 311-315.
13. Роуз П.С. Банковский менеджмент: часть 1 / пер. англ. / Роуз П.С. 2-е изд. - М.: Дело, 1997.
14. Соколов Б.И. Институты финансовой информации // Финансы и кредит. 2013. №31 (559). а 2-16.
15. Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. - Тверь, 1995. - а 13-14.
16. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес // Вопросы экономики. - 2011. - №1.
Duvalova Elvira Petrovna
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI, Russia, Kazan
E-mail: [email protected]
Management development of regional institutions of local
economic systems
Abstract. Regional institutions in any local economic system are an important element of modern social reproduction. It is impossible outside the institutions and the quality of management has a significant impact on its efficiency. Extended reproduction in the local economies of the regional economy, its permanent dynamic update makes it necessary to improve the adequate institutions because they are endogenous factor of its development. At certain conditions they are the critical factor in the development of reproduction themselves in local economic systems of the regional economy. For example, undeveloped of regional institutions and imperfection of management of local economic systems in modern Russia, significantly hampers development of its real sector. In this regard, institutions as key players of interaction between the real and the financial sectors of the regional economy, forced to actively develop and implement a variety of mechanisms to improve the efficiency of its operations. In this context, in the last decade, with the purpose to diversify risks, business, government and society of Russian regions have paid close attention to the innovation potential of institutions and mechanisms of management.
Dynamic continuous management institutions development of local economic systems in the regional economy is the leading economic regularity of modern post-industrial society. It determines the efficiency of functioning not only regional, but also the national economy overall.
In this regard, the article considers the theoretical and methodological bases of regional institutions management of local economic systems, and the current condition and the effectiveness of asset management institutions in the region on an example of domestic and foreign experiences. Proposed development prospects of the quality management of assets of regional institutions of local economies.
Keywords: regional institutions; local economies; regional economy; asset quality; asset management; innovatization
REFERENCES
1. Budovich Y.I. Economic- theoretical study, meeting the requirements of corporate and public economic management, and problems of its methodological support // The economic analysis: theory and practice. - M., 2009. - № 25 (154).
2. Vagizova V.I. The financial and credit support innovative interaction of business entities in the regional economic system: the dissertation. ... Dr. ehkon. Sciences. -Kazan, 2009. - p. 399.
3. Duvalova E.P. Problems of quality of assets and their impairment in Russian banks in terms of financial market instability / Duvalova E.P. / Proceedings of the final scientific and educational conference of the Institute of Management, Economics and Finance K(R)FU "Modern problems of globalization of the world economy and socio-cultural development man" - Kazan: Publishing house of the "Fatherland", 2015. - p. 96 - 99.
4. Douglass North. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. - M., 1997. - p. 537.
5. Manohina N.V. Economy changes: institutional changes. // Pod. red. V.I. Grishina, G.P. Zhuravleva, N.V. Manohin. The collective monograph. - Moscow - Saratov, REU them. G.V. Plekhanov SSSEU, 2013 - p. 320.
6. Nureyev R.M. Development Economics. Models of market economy. - M.: Publishing House Norma, 2008. p. 640.
7. Nureyev R.M. Public Choice Theory. - M.: Publishing House of HSE, 2005. - p. 531.
8. Postalyuk M.P. Innovative relations in the economic system: the dissertation. ... D -Dr. ehkon. Sciences. - Kazan, 2006. - p. 339.
9. Postalyuk M.P. Innovatization spatial patterns of economic systems // Problems of modern economy. - 2014. - №3. - p. 34-37.
10. Postalyuk M.P. Diversification of institutions in traditional and innovative development of national economic systems // Problems of modern economy. - 2009, №2. - p. 57-69.
11. Postalyuk M.P. Management of regional innovation systems // or questions of economics, law and sociology - 2012, №4, - pp. 5-12.
12. Postalyuk M.P. Regional venture investment system innovation of transformation of the Russian economy // Problems of modern economy - 2013, №3. - p. 311-315.
13. Rose P.S. Bank management: Part 1 / per. Eng. / Rose PS 2 nd ed. - M.: Case 1997.
14. Sokolov B.I. Institutes of financial information // Finances and Credit. 2013. № 31 (559). p. 2-16.
15. Tkachenko A.A. Territorial communities in regional development and management. -Tver, 1995. - p. 13-14.
16. Shilov A. Innovative economy: science, government, business // Economy questions. -2011. - №1.