Сведения об авторах: Тарасова Анжелика Геннадьевна,
старший преподаватель, кафедра дизайна интерьера, Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Осипова Ирина Васильевна,
кандидат педагогических наук, профессор,
кафедра документоведения, истории и правового обеспечения, Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about authors: Tarasova Anzhelika Gennadevna,
Senior Lecturer,
Department of Interior Design,
Russian State Professional
Pedagogical
University,
Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Osipova Irina Vasilevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor,
Department of Documentation, History and Legal Ensuring, Russian State Professional Pedagogical University. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
< <
УДК 378:681.14 ББК 74.480:32.973
А.А. Томилов
развитие управленческой компетенции
В ОБЛАСТИ кадровой БЕЗОПАСНОСТИ СПЕцИАЛИСТА
по защите информации в вузе
В статье доказана возможность развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации в вузе на основе учета специфики этапов этой деятельности. Уточнено понятие управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации, ее структура и содержание. На основе эволюции подходов к управлению человеком в производственном процессе и специфического содержания этапов деятельности по обеспечению кадровой безопасности обоснована модель развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации в вузе. Расширены теоретические представления терминологического пространства педагогической науки по проблеме развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации, развития теории повышения качества этого процесса. Разработанная модель может использоваться в процессе планирования и организации образовательного процесса по образовательным направлениям по информационной безопасности.
Ключевые слова: управленческая компетенция, кадровая безопасность, специалист по защите информации, модель, педагогические условия.
A.A. Tomilov
DEVELOPMENT OF MANAGERIAL COMPETENCE IN HUMAN FUTURE OF SECURITY SPECIALISTS
IN HIGH SCHOOL
The possibility of the development of managerial competence in the field of personnel security of the future of information security specialists at the university on the basis of consideration of the specific steps of this activity is discussed. The notion of managerial competence in the field of personnel security of the future expert for the protection of information, its structure and content is specified. On the basis of the evolution of approaches to the management of the person in the manufacturing process and the specific content of the stages of activities to ensure the safety of personnel management competence development model grounded in the field of personnel security of the future of information security specialists at the university is proved. Theoretical concepts terminological space of pedagogical science on the issue of managerial competence development in the field of personnel security of the future expert in data protection, the development of theory to improve the quality of the process is extended. The developed model can be used in the planning and organization of educational process in educational areas in information security.
Key words: managerial competence, personnel security, information security specialist, model, pedagogical conditions.
Растущее во всем мире число инцидентов, касающихся информационной безопасности в организациях, по вине их сотрудников во всем мире, с одной стороны, и недостаточный уровень компетенций специалистов по защите информации управлять процессами обеспечения кадровой безопасности, с другой, обусловливают актуальность настоящей статьи.
Проблема развития управленческой компетенции будущих специалистов рассматривалась в педагогике высшей школы в отношении разных образовательных направлений: в подготовке педагогических кадров (О.В. Усачева [10]), инженеров (А.Е. Гуткевич, С.Л. Еремина [5]), государственных служащих (Р.И. Зи-нурова, А.Р. Тузиков, Ю.Н. Соловарова [7]), менеджеров по подбору персонала (Я.П. Ярушина [11]) и др. Существующие определения управленческой компетенции сформулированы согласно локальным задачам исследований авторов и не отражают тенденции практики защиты информации и управления персоналом. Пристальное внимание уделяет управленческой компетенции специалиста по защите информации Л.В. Астахова. Автор ставит проблему подготовки этих специалистов как в широком кон-
тексте [3], так и в контексте оценки кадровых уязвимостей информационной безопасности [2], информационно-психологической безопасности региона [1] и др. Однако управленческая компетенция будущего специалиста по защите информации в области кадровой безопасности в педагогической науке не являлась объектом специального исследования.
Выделим пять факторов, влияющих на содержание процесса развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущих специалистов по защите информации в вузе: 1) эволюция подходов к управлению человеком в производственном процессе; 2) тенденция внедрения в практику защиты информации концепции защищенного развития; 3) спорность субъекта этой деятельности в организации из-за недостаточного внимания к названной компетенции в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по управленческим специальностям и специальностям группы «Информационная безопасность»; 4) закрепление в стандартах по управлению информационной безопасностью трех стадий взаимодействия человека с нанимающей его организацией: трудоустройства, занято-
ш о с;
С <
сти и увольнения; 5) понятие компетенции. Полагаем, что эти факторы должны определять специфику понятия и структуры управленческой компетенции в области кадровой безопасности. Рассмотрим их подробнее.
1 фактор. Тенденцией современной практики управления персоналом является изменение подходов к управлению человеком в производственном процессе: от управления человеческими ресурсами к управлению персоналом, от управления персоналом к управлению человеческим капиталом и, наконец, от управления человеческим капиталом к управлению культурным капиталом [12]. Понятие «человеческие ресурсы» предполагает совокупность социокультурных характеристик и индивидуально-психологических качеств людей, «персонал» - его мотивацию, «человеческий капитал» - потенциальную способность индивида приносить доход. Самым широким среди перечисленных понятий является «культурный капитал» - все используемые организацией культурные ресурсы, которые накапливают сотрудники организации и организация в целом (базовые ценности, нормы, принципы, интеллектуальные, морально-нравственные и социальные качества, ценностно-ориентированные модели поведения), позволяющие организации получать дополнительные социально-экономические выгоды и легитимировать свои статусы, роли и власть. И, как справедливо замечают эксперты, для организации крайне важно конвертировать индивидуальный культурный капитал каждого сотрудника в корпоративный культурный капитал [там же]. Организация, в которой большинство сотрудников реализуют свои компетенции и личностные качества, безусловно, имеет низкий уровень кадровых рисков и наоборот. Поэтому именно эту позицию в отношении культурного капитала мы положим в основу искомого определения.
2 фактор. Особенностью деятельности по обеспечению информационной безопасности, влияющей на управленческую компетенцию в области кадровой
безопасности, является также концепция защищенного развития организации. Суть ее заключается в органическом единстве защиты от угроз со стороны сотрудников и процессов развития организации [8]. Поэтому процессы развития персонала должны рассматриваться в контексте доверия к безопасности информационных технологий и быть стандартизированы в виде оценочных уровней доверия к кадровой безопасности информационной системы [14]. Фундаментальное исследование онтологического статуса доверия в информационной безопасности было также предпринято Л.В. Астаховой [13].
3 фактор. Многие ключевые составляющие деятельности современного специалиста по работе с персоналом и обеспечению кадровой безопасности не предусмотрены ФГОС-3 по образовательным направлениям «Менеджмент» (бакалавриат и магистратура), «Управление персоналом» (бакалавриат и магистратура). При таком положении дел современные выпускники (специалисты по управлению персоналом или менеджеры) не обладают компетенциями для обеспечения кадровой безопасности организации. Поэтому ответственность за этот процесс управления организационной защитой информации может быть возложена только на выпускников образовательных направлений в области информационной безопасности. При этом ФГОС ВПО по информационной безопасности не предусматривают формирование названной компетенции в полной мере.
4 фактор. В ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности» [4] (п. 8) регламентируются правила и методы работы с персоналом, в целях обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информационных активов на предприятии. Для комплексного обеспечения безопасности, связанной с персоналом, принимаются организационные меры на всех трех стадиях взаимодействия человека
с нанимающей его организацией: трудоустройства, занятости и увольнения.
5 фактор. И.А. Зимняя понимает под компетенцией «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [6]. Полагаем, что названная трактовка делает акцент на компетенции как на сформированных свойствах личности, которые определяют ее способность к определенной деятельности.
Используя названные выше факторы и основываясь на определении управленческой компетенции специалиста по защите информации [3, 15], мы определили понятие и структуру управленческой компетенции специалиста по защите информации в области кадровой безопасности [9].
Основываясь на методологии дея-тельностного подхода, мы выделили в управленческой деятельности в области кадровой безопасности специалиста по защите информации инструментальный и содержательный уровни. Инструментальный уровень - это методологический уровень, уровень владения методами управленческих действий, требующий развития информационно-аналитической компетенции. Содержательный уровень предполагает осуществление управленческой деятельности в области кадровой безопасности в соответствии с логикой основных трех стадий взаимодействия персонала с работодателем. Этап трудоустройства предполагает способность анализировать и прогнозировать кадровые риски: осуществлять документальное определение и оформление ролей и обязанностей, которые должны быть определены и доведены до претендентов на работу до их трудоустройства; предварительную тщательную проверку всех кандидатов; согласование и подписание трудового договора. Этап занятости предполагает способность к реализации функций управления (планирование, организация, мотивация и контроль) в управлении кадровыми ри-
сками: к регистрации обязанностей руководства; осуществлению формального дисциплинарного процесса, применяемого в отношении сотрудников, совершивших нарушение безопасности. Этап увольнения и подготовка к нему предполагает стратегическое развитие человеческого и культурного капитала организации: способность к четкому определению и установлению обязанностей в отношении прекращения занятости или смены занятости; документированию ответственности и выполнению служебных обязанностей, продолжающих оставаться действительными после прекращения занятости, в договорах с сотрудниками; процессам аннулирования прав доступа и возврата всех информационных и материальных активов, принадлежащих организации.
Кроме структурных компонентов были выделены и функциональные компоненты управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации: мотивационный, содержательный и рефлексивный. Мотивационный компонент предполагает мотивацию к саморазвитию управленческих компетенций в области кадровой безопасности; содержательный - владение знаниями технологий обеспечения кадровой безопасности, необходимыми на всех этапах взаимодействия сотрудника и работодателя, а также способность к реализации алгоритмов управленческих действий в области работы с кадрами в контексте информационной безопасности; рефлексивный - способность контролировать уровень кадровой безопасности организации, включая динамику реализации ее человеческого и культурного капитала, а также собственный человеческий и культурный капитал.
На основе уточненного понятия нами разработана модель развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности (УККБ) будущего специалиста по защите информации, состоящая из целевого, научно-теоретического, содержательного, технологического и оценочно-результативного блоков (рис. 1).
3 -¡5 §■
о Го с Е 1°
<¡3 го с «
т 1 ф ф
со о
«г
с
ф
о о
X
о го с СО о 2 п ГО ф
Ню
ЦЕЛЕВ01 I БЛОК
£0 а о а о Государственный заказ на подготовку специалиста по защите информации, способного управлять кадровой безопасностью организации Социальный заказ: потребность в личности, способной использовать человеческий капитал дл# обеспечения информационной безопасности
с _!__
и о СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
X 0 к 1 Анализ и прогнозирование кадровых рисков на этапе трудоустройства Планирование, организация, мотивация и контроль в управлении кадровыми рисками на этапе занятости Стратегическое улучшение культурного капитала организации на этапе увольнения и подготовки к нему
к £ о X н Инвариантная составляющая: дисциплина «Организационная защита информации», «Управление информационной безопасностью»
о о я Вариативная составляющая: «Кадровая безопасность», УИРС, НИРС, ВКР; воспитательная работа
ч £ к и ч о" и о о Основы информационно-аналитической деятельности в области кадровых рисков и уязвимостей: основы административных функций по обеспечению кадровой безопасности. Система документации на разных этапах управления кадровой безопасностью: планирования, организации, мотивации и контроля на всех этапах взаимодействия сотрудника и работодателя Современные методики и программные средства оценки человеческого и культурного капитала сотрудника и организации в контексте управления информационной безопасностью.
й —1_и
а о р и ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК
« н с о X 3 Развитие УККБ методологического уровня Развитие УККБ административного уровня Развитие УККБ стратегического и инновационного уровня
ЬЙ и ы гг а н с Я я о. Технологии анализа и прогнозирования кадровых рисков и уязвимостей Технология проектирования системы управления кадровыми рисками Технология инновационного управления кадровой безопасностью организации
к Этапы
а 04 = Профилизация
о ы н О и В" о о 3 ириентационныи в ооласти управления кадровой безопасностью Адаптационный в области управления кадровой безопасностью Инновационно-творческий в области управления кадровой безопасностью
33 в 1
* < X в X X с. Формы Лекции, практические и лабораторные занятия, УИРС, НИРС, консультация, конференции,, ситуационные задачи и др.
с Методы Репродуктивные, продуктивные.
Средства Образовательные ресурсы библиотеки, специализированные программные средства по оценке человеческого и культурного капитала, мультимедийные устройства и др.
« 3 4-
ОНЕНОЧНО-РЕЧУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК
о Когнитивный: Мотивационный:
х :;а Р X О X с о 2 5 о 3 ^ сз ^ Л я § X >Я = р 8 1 владение управленческими знаниями, требующимися на трех этапах взаимодействия сотрудников и работодателей потребность в саморазвитии УККБ
Операциональный: способность к внедрению управленческих действий, требуемых на трех этапах взаимодействия сотрудников и работодателей Критерии и показатели Рефлексивный? способность контролировать уровень кадровой безопасности организации, включая динамику реализации ее человеческого и культурного капитала, а также собственный человеческий и культурный капитал
8 1
г Р В Й 4
и и о ч Уровни
Низкий 1 Средний | Высокий
§ н 1
2 Результат: повышение уровня УККБ будущего специалиста по защите информации в вузе
Рис. 1. Модель развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации в вузе
целевым блоком модели является развитие управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации в вузе. Научно-теоретический блок представлен компетентностным, дея-
тельностным и ситуационным методологическими подходами. Использование компетентностного подхода требуется для развития у будущего специалиста управленческой компетенции в области кадровой безопасности. Использование
деятельностного подхода мы объясняем потребностью освоения студентами технологий будущей деятельности по управлению кадровой безопасностью на всех этапах взаимодействия сотрудника и работодателя. Ситуационный подход требуется для организации освоения будущими специалистами алгоритмов управленческих действий в разных ситуациях работы с кадрами. Содержательный блок модели включает в себя подблоки, выделенные согласно трем этапам взаимодействия сотрудника и работодателя. Технологический блок включает три этапа развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации: ориентационный, адаптационный и инновационно-творческий. Оценочно-результативный блок основан на компонентах управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации, разбит на четыре функциональных блока по содержанию, отражает достижение уровня управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации.
Описанную модель мы реализовали при соблюдении трех педагогических условий, обоснованных в нашей публика-
ции [9]. Эти условия направлены на обучение студентов технологиям: «защищенного развития» кадровых ресурсов организации, самодиагностики человеческого и культурного капитала, автоматизированным технологиям оценки кадровых уяз-вимостей информационных систем организации [9]. В основу названных педагогических условий мы положили аспекты образовательного процесса: содержание образования, его организация и условия.
Такимобразом,разработаннаямодель развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации учитывает многофакторную специфику управления кадровой безопасностью в контексте обеспечения информационной безопасности организации. Эволюция подходов к управлению человеком в производственном процессе, современная концепция защищенного развития системы информационной безопасности и специфическое содержания этапов деятельности по обеспечению кадровой безопасности обусловливают ее научную новизну и теоретическую значимость. Практическая значимость модели заключается в ее внедрении в процесс подготовки специалистов по защите информации в Южно-Уральском государственном университете.
Библиографический список
1. Астахова, Л.В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект [Текст] / Л.В. Астахова // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. -2011. - № 2. - С. 40-47.
2. Астахова, Л.В. Проблема идентификации и оценки кадровых уязвимостей информационной безопасности организации [Текст] / Л.В. Астахова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2013. - Т. 13. -№ 1. - С. 79-83.
3. Астахова, Л.В. Управленческая компетенция специалиста по защите информации: монография [Текст] / Л.В. Астахова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2014. - 99 с.
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности». - М.: Стан-дартинформ, 2014. - 96 с.
5. Гуткевич, А.Е. Опыт формирования управленческих компетенций [Текст] / А.Е. Гуткевич, С.Л. Еремина // Известия Томского политехническогог университета. - 2011. - №6. - С. 24-28.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm . - [Дата обращения: 26.04.2016].
7. Зинурова, Р.И. Государственная служба как сфера применения модели управленческой компе-
3 «
о Го с Е 1°
<¡3 го с « 2 о о с * го
>2 I-
о о а ^ ° с;
Т 5
ф ф
со о
«г
'о
ф I ^ о I- го ^ с
СО о
2 п ГО ф О-Ю
тенции [Текст] / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков, Ю.Н. Соловарова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №17. - С. 280-282.
8. Томилов, А.А. Кадровая безопасность в контексте парадигмы защищенного развития как объект изучения будущими менеджерами в вузе [Текст] / А.А. Томилов, Л.В. Астахова // Безопасность информационного пространства: сб. тр. XIII Всероссийской науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015. - С. 230-235.
9. Томилов, А.А. Педагогические условия развития управленческой компетенции специалиста по защите информации в области кадровой безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2015. - Т. 7. № 3. - С. 95-101.
10. Усачева, О.В. Формирование организационно-управленческой компетенции как способность осуществления организационно-управленческой деятельности учителя [Текст] / О.В. Усачева // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 2. - С. 185-190.
11. Ярушина, Я.П. Развитие управленческой компетенции менеджера образовательного учреждения по подбору персонала [Текст] / Я.П. Ярушина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. -Т. 22. № 53. - С. 428-433.
12. Astakhova L.V. Information security: risks related to the cultural capital of personnel (review). Scientific and Technical Information Processing, 2015. Т. 42. № 2. P. 41-52.
13. Astakhova L.V. The Ontological Status of Trust in Information Security. Scientific and Technical Information Processing, 2016. Vol. 43, № 1. P 58-65.
14. Astakhova L.V. Evaluation Assurance Levels For Human Resourses Security Of An Information System. Procedia Engeneering, 2016 (129). P. 635-639.
15. Astakhova. L.V. The concept of the information-security culture. Scientific and Technical Information Processing, 2014. Vol. 41. № 1. P. 22-28.
References
1. Astakhova L.V. Information-psychological safety in the region: cultural aspects. Vestnik Uralskogo Federalnogo Universiteta. Seria: bezopasnost v infiormatsionnoi sfere. 2011. № 2. P. 40-47. [in Russian].
2. Astakhova L.V. The problem of identification and evaluation of human vulnerability information security organization. Bulletin of South Ural State University. Series: Computer technology , management, electronics, 2013. T. 13. № 1. P. 79-83. [in Russian].
3. Astakhova L.V. Managerial competence of the expert in data protection: monography. Chelyabinsk: Izdat . Center SUSU , 2014. P. 99. [in Russian].
4. GOST R ISO / IEC 27002-2012 "Information technology. Methods and security features. A set of rules and information security management rules". M.: STANDARTINFORM, 2014. P. 96. [in Russian].
5. Gutkevich A.E., Eremin S.L. Experience the formation of managerial competencies. Izvestia TPU, 2011. №6. P. 24-28. [in Russian].
6. Zimnyaya I.A. Key competencies - the result of a new paradigm of modern education. Internet magazine "Eidos", 2006. 5 May. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (Reference date: 26.04.2016). [in Russian].
7. Zinurova R.I., Tuzikov A.R., SolovarovaJ.N. State Service as the scope of the competence management model. VestnilKazanskogo Technologicheskogo Universiteta, 2013. №17. P. 280-282. [in Russian].
8. Tomilov A.A. Astakhova, L.V. Personnel security in the context of a secure development paradigm as an object of study of the future managers in high school. Security Information Space: Proceedings XIIIAll-Russian scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists. Chelyabinsk: izd-vo YuRGU, 2015. P. 230-235. [in Russian].
9. Tomilov, A. A. Pedagogical conditions of development of managerial competency for the protection of information in the field of personnel security. Bulletin of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical science, 2015. T. 7. №. 3. P. 95-101. [in Russian].
10. Usacheva O.V. Formation of the organizational and managerial competence as the ability to implement organizational and administrative work of the teacher. Socio-economic phenomena and processes, 2014. № 2. P. 185-190. [in Russian].
11. Yarushina J.P. Development of management competence management educational institution recruitment. News RGPU. AIHerzen, 2007. № 53. P. 428-433. [in Russian].
12. Astakhova L.V. Information security: risks related to the cultural capital of personnel (review). Scientific and Technical Information Processing, 2015. T. 42. № 2. P. 41-52.
13. Astakhova L.V. The Ontological Status of Trust in Information Security. Scientific and Technical Information Processing, 2016. Vol. 43, № 1. P 58-65.
14. Astakhova L.V. Evaluation Assurance Levels For Human Resourses Security Of An Information System. Procedia Engeneering, 2016 (129). P. 635-639.
15. Astakhova L.V. The concept of the information-security culture. Scientific and Technical Information Processing, 2014. Vol. 41. № 1. P. 22-28.
Сведения об авторе:
Томилов Александр Александрович,
аспирант,
кафедра безопасности информационных систем, Южно-Уральский государственный университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author: Tomilov Alexander Alexandrovich,
Postgraduate student, Department of Information Systems Security, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
УДК 4И(07) ББК 74.268.1
О.В. Хасанова, А.Р. Ганиева
ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕжНОГО ОПЬ1ТА f ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1
о
Статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды на младшей ступени ч обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. В работе представлены результаты сравнительно-сопоставительного анализа отечественного и зарубежного опыта внедрения компонентов здоровьесбережения в учебный процесс. Сделан вывод об их положительном влиянии на здоровье обучающихся и на развитие их монологической и диалогической речи на иностранном языке.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, монологическая речь, диалогическая речь, английский язык, начальная школа.
O.V. Khasanova, A.R.. Ganieva
SCIENTIFIC REVIEW OF RUSSIAN, AMERICAN AND GERMAN PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF CREATING HEALTH SAVING ENVIRONMENT FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS AT THE INGLISH LESSONS
The problem of creating health saving environment in the English language learning process in primary school is discussed. The results of comparative study of Russian, American and German teachers' achievements in this field are presented. It is concluded that healths saving technologies have a positive impact on children's health and their English communication skills.
Key words: health saving environment, monologue, dialogue, the English language, primary school.
n
± (0
£ ^
ГО -т
m £
I*
О О
РЕ 3 S
с го
О X
2 S
И
Ф го Ю I
S s
го ^
« I
S I
2 £ о О
X
ï 3
ф *
со 5
Ы
5 « о I
.0
ф
о&
ю