Научная статья на тему 'Развитие управленческого потенциала директорского корпуса Московской области'

Развитие управленческого потенциала директорского корпуса Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИРЕКТОРСКИЙ КОРПУС / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ / RETRAINING PROGRAM / MANAGEMENT POTENTIAL / DIRECTOR''S CORPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куницына Светлана Михайловна, Нечаев Михаил Петрович, Рытова Ирина Викторовна

Авторы статьи доказывют необходимость развития управленческого потенциала директорского корпуса для современного образования; раскрывают важность современных требований к профессиональной компетентности в управлении воспитательным процессом; описывают систему профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куницына Светлана Михайловна, Нечаев Михаил Петрович, Рытова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DEVELOPMENT DIRECTORS OF MOSCOW REGION

The authors of the article prove the necessity of developing the administrative potential of the directorate for modern education; reveal the importance of modern requirements to professional competence in the management of the educational process; describe the system of professional retraining of heads of general education organizations of the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческого потенциала директорского корпуса Московской области»

Педагогика

УДК: 378

доцент кафедры воспитательных систем Куницына Светлана Михайловна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (г. Москва); заведующий кафедрой воспитательных систем Нечаев Михаил Петрович

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (г. Москва);

декан факультета профессиональной переподготовки педагогических работников Рытова Ирина Викторовна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (г. Москва)

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИРЕКТОРСКОГО КОРПУСА МОСКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация. Авторы статьи доказывют необходимость развития управленческого потенциала директорского корпуса для современного образования; раскрывают важность современных требований к профессиональной компетентности в управлении воспитательным процессом; описывают систему профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций Московской области.

Ключевые слова: управленческий потенциал; директорский корпус; система дополнительного профессионального образования; программа переподготовки.

Annotation. The authors of the article prove the necessity of developing the administrative potential of the directorate for modern education; reveal the importance of modern requirements to professional competence in the management of the educational process; describe the system of professional retraining of heads of general education organizations of the Moscow region.

Keywords: management potential; director's corps; system of additional vocational education; retraining program.

Введение. В условиях рыночной экономики функционирование общеобразовательной организации сопровождается высокими требованиями, предъявляемыми динамичной в изменениях внешней средой, к принимаемым управленческим решениям, следовательно, и к профессиональной деятельности управленческих кадров.

В связи с этим, особое значение придается развитию управленческого потенциала руководителя общеобразовательной организации.

Формулировка цели статьи. В статье рассмотрим влияние системы дополнительного профессионального образования (на примере ГБОУ ВО МО «Академии социального управления») на развитие управленческого потенциала директорского корпуса Московской области.

Изложение основного материала статьи. Первоначально определим, что такое потенциал.

К. Маркс определил потенциал, как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости [21.

Термины «потенциал», «потенциальный» можно рассматривать, как наличие у кого-либо скрытых возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

Потенциал личности можно представить как совокупную способность физических и духовных свойств управленца достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе деятельности, решать новые задачи, возникающие в результате изменений - с другой.

Под управленческим потенциалом будем понимать наличие у директоров общеобразовательных организаций, выполняющих управленческие функции, не проявившихся возможностей или способностей в области психофизиологии, квалификации и развития личности.

Руководитель общеобразовательной организации является центральной фигурой в школе. Его работа трудна и ответственна; деятельность многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но и огорчения и неудачи.

Современный директор школы - это человек с самым большим кругом обязанностей, вечно решающий конфликты «ученик - учитель», «учитель - родитель», постоянно выезжающий на совещания и семинары, решатель хозяйственных вопросов, связующее звено между школой и различными организациями, выполняющий функции организаторские, стимулирующие, «крайнего». При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему общешкольного коллектива, в соответствии с ними определять задачи устойчивого функционирования и опережающего развития образовательной организации и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личностей, как педагогов, так и обучающихся [41.

Управление школой - это деятельность чрезвычайно сложная и разнообразная, включающая множество социальных ролей и функциональных обязанностей. Директор школы сегодня - это учитель учителей по проблемам образования, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник и т.п. Очень часто в этом большом количестве дел директору не всегда хватает времени глубоко вникнуть в суть воспитательного процесса в школе. Именно поэтому одной из задач современной прикладной педагогической науки должна быть помощь руководителям образовательных организаций и их заместителям в перестройке процесса воспитания и управления им на принципах системного-деятельностного и компетентностного подходов и в определении круга специальных компетенций в области воспитания. Особенно актуальным на сегодняшний день для нас является постоянное обновление и совершенствование моделей компетенций. Только при таких условиях возможна дальнейшая модернизация российского образования и внедрение инновационной практики образовательных организаций в массовую школу в частности.

Следует отметить, что развитие управленческого потенциала руководителя - это сложный и противоречивый процесс. При этом воплощение в современной педагогической практике гуманистической концепции образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с проблемой поиска и актуализации ресурсов постоянного развития потенциала руководителя.

Современная система дополнительного профессионального образования является институтом, который может оказать управленцам школы значительную помощь в раскрытии их способностей и возможностей в управленческой деятельности.

Особое внимание нам хотелось бы обратить на управленческую деятельность руководителя в области воспитания.

Реформирование и модернизация системы общего образования, помимо радикальных изменений, связанных с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов, выражается также в усилении роли и значения воспитания детей в общеобразовательных организациях. Главная миссия школы - воспитывать Человека, формировать в нем человечность - самое важное нравственное качество. И еще формировать ответственность за понимание статуса ЧЕЛОВЕКА. Сегодня эта миссия осознается всеми.

Обратимся к ряду государственных документов:

1. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

2. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» говорится, что в государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей до 2020 года должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения [1].

3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся [1].

4. В недавно принятой «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетной выделена задача воспитания детей, объявляется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1].

5. На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года Президент Российской Федерации отметил, как «важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики» [1].

Список документов можно было бы продолжить, но уже приведенных цитат достаточно, чтобы сделать вывод, что приоритетным направлением образовательной политики в сфере воспитания является духовно-нравственное просвещение, развитие и воспитание обучающихся. Следует сказать, что избранная государством образовательная политика (ориентация общеобразовательных организаций на духовно-нравственные ценности) не является инновацией.

С учетом этих обстоятельств нами на факультете профессиональной переподготовки педагогических работников АСОУ была разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа объёмом 336 часов «Менеджмент в образовании» для руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва.

Цель реализации данной программы - сформировать у обучающихся профессиональную компетентность, обеспечивающую выполнение нового вида профессиональной деятельности в области управления взаимодействием участников образовательных отношений.

В базовой части программы слушателям предлагается изучение следующих дисциплин: 1. Философия образования. 2. Основы безопасности жизнедеятельности субъектов образования.

Профильная часть программы включает в себя такие дисциплины, как: 1. Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации. 2. Управленческие основы деятельности общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений. 3. Управленческая коммуникация в деятельности заместителя руководителя общеобразовательной организации. 4. Современные подходы к управленческой деятельности заместителя руководителя общеобразовательной организации. 5. Управление качеством социально-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями. 6. Управление процессом духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной организации. 7. Интерактивные технологии в управлении качеством взаимодействия участников образовательных отношений.

Учебные занятия проводятся в форме лекций, интерактивных практических работ, дистанционных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.

Помимо содержания программы курса профессиональной переподготовки и методических рекомендаций к его изучению, слушатель получает через сайт программы доступ к кейс-файлам, которые содержат всю исчерпывающую информацию, необходимую для выполнения учебно-тематического плана. Благодаря информационно-образовательным ресурсам, размещённым на платформе dot.asou-mo.ru, обучающийся приступает к дистанционным занятиям и самостоятельным работам в любое удобное время, самостоятельно рационально распределяя свои силы и время.

В процессе обучения слушатель может получать консультации преподавателей, оценки своей работы через электронную почту, вести обсуждение на новостном форуме и иметь возможность он-лайн-общения с педагогами по запросу, что позволяет максимально эффективно повышать профессиональную компетентность в области образовательного менеджмента.

Кроме учебных занятий для слушателей организуется стажерская практика, которая проводится в течение одного месяца.

Основное место деятельности стажёра в это время - общеобразовательные организации. Слушатель проходит стажерскую практику в одной организации на постоянном рабочем месте. За каждой группой переподготовки закрепляется руководитель практики - преподаватель кафедры воспитательных систем и специалист общеобразовательной организации, курирующий работу слушателя.

Прохождению стажерской практики предшествует установочная конференция, на которой происходит знакомство слушателей с программой стажерской практики, содержанием заданий, требованиями к их выполнению и к оформлению отчётных документов по стажерской практике.

Первая неделя стажерской практики имеет управленческую направленность. Осуществляется знакомство с локальными нормативно-правовыми актами общеобразовательной организации, регламентирующими воспитательную деятельность, детально изучаются управленческие документы заместителя руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. Предпочтительными являются: освоение на практике управленческих функций современного руководителя.

Происходит знакомство с локальными нормативно-правовыми актами общеобразовательной организации, в том числе и с документами, регламентирующими деятельность правозащитных служб, детально изучается план воспитательной работы заместителя руководителя общеобразовательной организации в части правового воспитания. Предпочтительными являются: освоение на практике общешкольных форм организации правового воспитания.

Вторая неделя стажерской практики имеют коммуникативную направленность. Происходит знакомство с комплексом техник эффективной коммуникации. Предпочтительными являются: освоение на практике применение комплекса техник эффективной коммуникации и ресурсосберегающих техник.

Третья неделя стажерской практики имеет социально-педагогическую направленность. Слушатель знакомится с основными формами взаимодействия общеобразовательной организации с педагогическим потенциалом социума.

Четвертая неделя стажерской практики ориентирована на формирование у слушателей системы практических умений и навыков организации и реализации коррекционно-педагогического процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проверка качества знаний в ходе освоения слушателями программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» осуществляется при сдаче зачётов и экзаменов по изучаемым дисциплинам, а также в процессе выполнения контрольных работ и практических заданий (управленческие модели, проекты, эссе, методические разработки и т. д.) и итогового контроля в форме защиты портфолио «Управление взаимодействием участников образовательных отношений».

Портфолио слушателя включает в себя девять выполненных и внедрённых в ходе учебного года практико-применимых методических разработок по трём направлениям: 1. Управленческие основы деятельности общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений. 2. Управленческая коммуникация в деятельности заместителя руководителя общеобразовательной организации. 3. Современные подходы к управленческой деятельности заместителя руководителя общеобразовательной организации.

По завершении курса на итоговом экзамене предусматривается: - презентация и защита итоговых аттестационных работ в форме портфолио; - подведение итогов и групповая рефлексия курсового обучения; - выдача документов об окончании курса профессиональной подготовки.

Проводимые нами курсы профессиональной переподготовки директоров школ в вышеописанных формах очно-заочного обучения на основе использования электронной информационно-образовательной среды АСОУ и в сочетании с непрерывной системой повышения квалификации позволяют решить одну из проблем системы образования в современном обществе - обеспечить каждому слушателю свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей, а значит - раскрыть его потенциал [51.

Выводы. Подводя итоги анализа системы профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва, следует отметить, сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Основными задачами ближайшего пути развития факультета профессиональной переподготовки педагогических работников АСОУ и кафедры воспитательных систем, в частности, являются: 1. Реализация новых инновационных программ дополнительного профессионального образования с учетом приоритетов и динамики модернизации образования, современных тенденций воспитания и непрерывное их совершенствование. 2. Применение интерактивных образовательных технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала слушателей, профессионально значимых компетентностей в области управления воспитательным процессом. 3. Расширение и активизация научно-исследовательской работы профессорскопреподавательского состава как фактора опережающего дополнительного профессионального образования руководителей и их заместителей разных типов и видов образовательных организаций. 4. Совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями компьютеризации образовательного процесса, запросами и потребностями слушателей, создание условий для профессиональной и научно-исследовательской самореализации слушателей. 5. Расширение социального и профессионального партнерства с учреждениями разного типа и вида образования [3, с. 471.

Уверены, что реализация данных задач позволит достичь следующих результатов: 1. Возрастание контингента слушателей курсов профессиональной переподготовки из числа руководящих работников образовательных организаций Московской области. 2. Обновление учебно-методического обеспечения профессиональной переподготовки, направленного на решение актуальных проблем воспитания и диссеминацию передового управленческого и педагогического опыта. 3. Совершенствование учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса на факультете и кафедрах с учетом изменений социального заказа и потребностей педагогических сообществ. 4. Углубление и расширение социального партнерства с педагогическими сообществами различных образовательных организаций регионов области и страны. 5. Улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература:

1. Куницына С.М, Фролова С.Л. Развитие нравственно-правовой компетентности участников образовательных отношений. М.: ИЦ «Перспектива», 2017. - 172 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Издательство политической литературы, 1984. - С. 178.

3. Нечаев М.П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 2. - С. 42-47.

4. Нечаев М.П., Романова Г.А. Директор школы в воспитательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 304 с. 2.

5. Нечаев М.П., Рытова И.В. Профессиональная переподготовка заместителей директоров школ по воспитательной работе в информационно-образовательной среде академии социального управления // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2017. - Т.6. -№ 2. - С. 28-33.

Педагогика

УДК 796.015.68

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кутергин Николай Борисович

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат социалогических наук, профессор, заведующий кафедры физического воспитания и спорта Крамской Сергей Иванович

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УТОМЛЕНИЯ И НАДЕЖНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО

СТЕРИОТИПА В БОРЬБЕ

Аннотация. В представленной работе обсуждаются основные составляющие, которые обеспечивают надежность соревновательной борцовской деятельности, комплексные качества спортсмена-борца, позволяющие эффективно выступать на ответственных спортивных соревнованиях, общая соревновательная надежность в сфере спортивной борьбы, механизмы и факторы, составляющие основу утомления спортсмена. Авторами была определена проблема необходимости снятия эффекта нарастающего переутомления у борцов в предсоревновательном периоде, повышение специальной выносливости посредством противодействия соревновательного поединка сбивающим фактором.

Ключевые слова: сбивающие факторы, функциональные возможности, соревновательная надежность, психическая напряженность, утомление, оптимальное психофизиологическое состояние.

Annotation. the presented work discusses the main elements that ensure the reliability of compétitive wrestling activities, a comprehensive quality wrestler to effectively act in responsible sporting events, General competition reliability in the field of wrestling, the mechanisms and factors that underlie fatigue of the athlete. The authors identified the problem of removing the effect of the growing fatigue among the wrestlers at the precompetitive period, the increase in special endurance by countering competitive fight confounding factor.

Keywords: functionality, competitive reliability, confounding factor, optimal psycho-physiological condition, fatigue, mental tension.

Введение. Современная направленность развития спортивной борьбы характеризуется повышением интенсивности поединков, совершенствованием соревновательных правил, которые сопровождаются многократными дополнениями, изменениями, динамичностью, высокой скоростью, возникновением нестандартных ситуаций. Все это определяет соревновательную спортивную деятельность как экстремальную [1]. Для борьбы характерны высокие психоэмоциональные и физические нагрузки. В сфере спортивных единоборств на спортсменов действует полный комплекс сбивающих факторов, существенно влияющих на общие результаты соревнований. Подобные факторы мешают спортсменам оптимально реализовать психологические функции и двигательные задачи. Они создают определенные технические помехи, отрицательно сказывающиеся на выполнении двигательного соревновательного действия, воздействуют на разные системы организма, предъявляют высокие требования к энергообеспечению, энергообмену, а также психологическим качествам борцов. Наиболее существенный фактор, влияющим на соревновательную деятельность - это эмоциональное напряжение, далее следуют физическое переутомление, соревновательное судейство[2]. Спортивная борцовская деятельность носит оперативный характер. При этом нормальное функционирование спортсмена бывает лишь при условии оптимального общефизического состояния. Оно характеризуется положительной мотивацией, отсутствием скрытого утомления, полноценным восстановлением функциональных сдвигов в процессе интенсивной спортивной деятельности. Функциональное состояние организма представляет собой совокупность физиологических функций и показателей, психофизиологических качеств, которые обеспечивают эффективное выполнение борцом соревновательной и тренировочной деятельности. Функциональное состояние спортсмена надо рассматривать как определение общих физиологических резервов организма, как основу для развития технического, тактического борцовского мастерства. Энергетический уровень функционирования при этом составляет основу общефизической подготовленности [3].

Изложение основного материала статьи. В спортивной борьбе современный уровень достижений требует целенаправленной, специализированной подготовки спортсменов, подбор эффективных организационных методов, форм, средств учебной и тренировочной работы. Чтобы прогрессивно и планомерно совершенствовать мастерство, борцам нужно систематически выполнять огромную работу с планомерным увеличением физических нагрузок. Как известно, в борьбе рост спортивных достижений, общий успех всего тренировочного процесса зависят от психических особенностей, эмоциональных характеристик нервной системы борца, а также соответствия получаемой нагрузки его общефизическому состоянию [4]. По мере того как повышается объем и интенсивность данных нагрузок, повышается важность контроля за здоровьем и психофизиологическим состоянием спортсменов. Подобный ежедневный контроль позволяет индивидуально корректировать работу и подбирать средства восстановления. Он помогает предупредить появление патологических нарушений, вовремя выявить признаки переутомления психики и организма борца.

Спортивная работоспособность не бывает строго постоянной, она меняется под воздействием ряда причин. На нее оказывают влияние бытовые и трудовые факторы, общая продолжительность ночного сна, состояние здоровья, а также условия питания, эмоциональный настрой и другое. Особенно сильно влияет непосредственное выполнение работы. Работоспособность изменяется в процессе самой работы, в периоды,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.