Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / КОНСАЛТИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саморуков А.П.

Управленческий консалтинг является одним из наиболее быстроразвивающихся направлений в структуре отечественных консалтинговых услуг, так как большинство предприятий сталкиваются с необходимостью изменений стратегий управления, адаптации к требованиям рынка, а также более глубокого внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы предприятий. В данной статье раскрываются теоретические основы управленческого консалтинга, дается его классификация, характеризуется понятийный аппарат и рассматриваются этапы процесса консультирования. Проведен анализ и выявлены проблемы развития управленческого консалтинга в России. Обобщена практика и дана оценка перспектив развития управленческого консалтинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CONSULTING. DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

Management consulting is one of the fastest growing types of consulting in the structure of domestic services, since most enterprises are faced with the need to change management strategies, adapt to market requirements, as well as deeper implementation of digital technologies in the business processes of enterprises. This article reveals the theoretical foundations of management consulting, gives its classification, characterizes the conceptual apparatus and stages of the consulting process. The analysis and verification of the problems of the development of management consulting in Russia has been carried out. The practice is generalized and the assessment of the prospects for the development of management consulting in Russia is given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Саморуков А.П.

САМОРУКОВ Алексей Павлович - магистрант 2-го года обучения, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация. E-mail: wishmaker@inbox.ru

Аннотация. Управленческий консалтинг является одним из наиболее быстроразвивающихся направлений в структуре отечественных консалтинговых услуг, так как большинство предприятий сталкиваются с необходимостью изменений стратегий управления, адаптации к требованиям рынка, а также более глубокого внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы предприятий. В данной статье раскрываются теоретические основы управленческого консалтинга, дается его классификация, характеризуется понятийный аппарат и рассматриваются этапы процесса консультирования. Проведен анализ и выявлены проблемы развития управленческого консалтинга в России. Обобщена практика и дана оценка перспектив развития управленческого консалтинга в России.

Ключевые слова: управленческий консалтинг, консалтинг, предпринимательство, аудит.

Для цитирования: Саморуков А.П. Развитие управленческого консалтинга в России и оценка его эффективности // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 104-110. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-104-110.

Введение

Актуальность выбранной темы возможно проиллюстрировать с помощью анализа динамики спроса на консалтинговые услуги в Российской Федерации. Так, по оценке отраслевого агентства Liberty Marketing, данный показатель находится на уровне 113,1 млрд руб., при этом темпы роста выручки консалтинговых компаний за последние 5 лет составляют 105,5% [1]. На отечественном рынке отмечается достаточно высокая конкуренция, но в то же время доля десяти компаний-лидеров превышает 40%. На мировом уровне объем рынка консалтинговых услуг демонстрировал устойчивый рост, но в 2020 г. он вернулся к показателям пятилетней давности [2].

Данные о динамике объема рынка консалтинговых услуг в России представлены на рис. 1.

Основная часть

В начале исследования представляется необходимым проанализировать понятие управленческого консалтинга.

Управленческий консалтинг - это самостоятельная отрасль профессиональной интеллектуальной деятельности. Цель консалтинга - оказание помощи предприятиям в различных сферах деятельности и предоставление рекомендаций

117 ,,с 115,8

115,2

113,1 113,3

ш 1

ш 111,1 1

2019 2020 2021 (прогноз) 2022 (прогноз) 2023 (прогноз)

Рис. 1. Динамика объема рынка консалтинговых услуг, млрд руб. [2]

по решению выявленных проблем, составление краткосрочных и долгосрочных планов работы компании для преодоления этих проблем. В число ключевых вопросов, за консультациями по которым предприятия обращаются в специализированные компании, входит разработка стратегии по оптимизации использования финансовых, кадровых и других ресурсов, а также высоких технологий [3]. Операционные и финансовые консультации составляют основу рынка консалтинговых услуг, они более чем вдвое превышают объем рынка оценки человеческих ресурсов и стратегии. Однако все рынки управленческого консалтинга ежегодно демонстрируют рост.

В других источниках управленческий консалтинг рассматривается в первую очередь как «сфера интеллектуалоемкой деятельности по оказанию услуг в области совершенствования менеджмента компании» [4]. Еще одним подходом, отраженным в отечественной литературе, является определение управленческого консультирования как услуг по оказанию помощи в разрешении проблем и проведении изменений на предприятии [5]. В данном случае консультант не несет ответственности за модернизацию методологии управления - данные полномочия принадлежат обладающему полномочиями принимать решения и предпринимать практические действия.

Приведенные подходы к определению управленческого консультирования объединяет то, что консалтинг представляет собой деятельность, требующую высокой квалификации, уровня познаний в сфере управления и отрасли, в которой действует заказчик. Для разработки рекомендаций по модернизации системы управления необходимо владение различными количественными и ка-

чественными методами, а также инструментами, которые позволяют оценить положение компании и выявить ключевые проблемы и угрозы для предприятия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Развитие методологии управленческого консалтинга напрямую связано с эволюцией науки менеджмента с первой половины XX века. Курсы для обучения специалистов в области управления и консультирования были созданы профессором Л. Жилле в 1910-х гг. Целевой аудиторией этой образовательной инициативы стали руководители малых и средних компаний, сотрудники крупных промышленных предприятий [6].

Концептуальным основанием первых наработок в этой сфере являются неоклассики, ключевой тезис которых заключался в том, что развитие обусловлено стремлением субъекта к достижению поставленных целей и результатов. Одной из главных наработок в этой сфере стали принципы предельной производительности и предельной полезности, которые позволили видным представителям данного направления - В. Парето, Дж. Кларку и некоторым другим - проанализировать результаты, которых может достичь компания при наращивании производства и потребления. Впоследствии ключевую роль в науке управления стали играть вопросы организации и обеспечения роста производительности труда, а также оптимизации использования ресурсов.

К другим концептуальным основаниям управленческого консалтинга относятся теории менеджмента, такие как школа количественных оценок, концепция стратегического менеджмента, теория организационной культуры, теория самообучающейся организации, стратегический менеджмент, а также комплексные теории менеджмента, объединяющие в себе наработки нескольких направлений сразу.

Современное управленческое консультирование разделяется на три вида: экспертное, процессное и обучающее [7].

Экспертные консультационные услуги включают в себя разработку практических рекомендаций по внедрению новых технологий управления после проведения анализа факторов внутренней и внешней среды предприятия. Со стороны клиента проводится только обеспечение консультанта необходимыми для анализа ситуации данными.

Процессное консультирование предполагает совместную работу консультанта и заказчика. Оно ориентировано на разработку и внедрение решений по оптимизации бизнес-процессов и минимизации воздействия негативных факторов.

В рамках обучающих консультационных услуг исполнитель предоставляет клиенту необходимую теоретическую и/или практическую информацию в формате лекций, семинаров, вебинаров, пособий, тренингов и т. д.

Процесс консультирования рассматривается через призму взаимосвязанных этапов. Первый этап подразумевает работу с руководителями и ответственными за отдельные направления деятельности предприятия. Целью данного этапа является разработка рационального подхода, который бы отвечал необходимости оптимального распределения и использования ресурсов, достижения по-

ставленных целей и результатов. На данном этапе также оговариваются аспекты сотрудничества между сторонами.

Соответственно, предварительный этап формирования консультаций включает в себя выявление проблем и алгоритма решения с помощью внешнего консультанта. Поэтому компании-заказчику необходимо предоставить консультанту исчерпывающую информацию о направлениях и показателях деятельности предприятия, а также об условиях сотрудничества и выполнения рекомендаций. Методами сбора информации являются переговоры, анкетирование, интервью, проведение разнообразных обучающих и консультационных мероприятий с участием заказчика и консультантов.

Следующий этап предполагает аудит деятельности компании консультантом -проверку и оценку финансовой и хозяйственно-экономической деятельности предприятия. Проводится сравнение фактических и запланированных результатов, выявление проблем, организация мероприятий по корректировке показателей. В условиях цифровой экономики выделяется несколько направлений развития аудиторской деятельности: диджитализация профессиональной среды (автоматизация, интегрированность, внедрение «Интернета вещей»), работа с большими данными (совершенствование информационного обеспечения, повышение скорости обработки данных, внедрение инновационных алгоритмов), отчетность в режиме реального времени (мгновенный анализ количественной и качественной информации, создание добавленной стоимости). В небытие постепенно уходят такие аудиторские приемы и процедуры, как физическая аудиторская выборка, ручная документальная сверка фактов хозяйственной деятельности, верификация аудиторских процедур, сложная и трудоемкая оценка корпоративной отчетности и мошеннических признаков.

В качестве итога составляется и подписывается отчет о выполненных работах. После выполнения конкретной задачи консультант и заказчик могут договориться о продолжении рабочих отношений. Для достижения запланированных показателей необходимо решить вопросы, касающиеся производственной и финансовой деятельности заказчика.

Для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия в современном управленческом консалтинге часто используется метод ключевых показателей эффективности [8]. Для формирования системы КПЭ необходимо анализировать работу предприятия в стратегической перспективе и вклад каждого сотрудника в достижение целей. Перечень и значение КПЭ могут меняться в зависимости от отрасли, качества бизнес-процессов [7]. Для оценки эффективности предложенных консультантами мероприятий используются две группы методов: построение системы контроля качества услуг и отслеживание удовлетворенности клиента качеством оказанных услуг

Соглашаемся со специалистами в том, что в случае возможности оценить экономический эффект от управленческого консультирования с помощью соответствующих методик и формул надо иметь в виду, что любая количественная оценка эффективности связана с построением образной, математической и

других моделей клиентской организации. В связи с этим исключительно экономическая оценка представляется нецелесообразной. Она должна быть дополнена экспертной оценкой специалистов.

Активное развитие системы управленческого консалтинга указывает на его востребованность, а также на высокую адаптивность методологии к вызовам современной экономической системы. Кроме того, практическая применимость и возможность комбинирования различных подходов в сфере менеджмента показывают, что управленческий консалтинг позволит отечественным компаниям преодолеть негативные последствия и вызовы, обусловленные пандемией новой коронавирусной инфекции.

Отечественные исследователи отмечают, что управленческий консалтинг показывает выраженные перспективы развития в различных областях: технологической модернизации [5], цифровой трансформации [9], образовании [6] и перспективных областях, методология работы которых еще не сформирована.

Одним из препятствий для успешного развития консалтинга является отсутствие единого понимания назначения и особенностей данной профессиональной области. К другим проблемам специалисты относят:

• отсутствие у консультантов специального образования;

• отсутствие этических кодексов и нормативов, в связи с чем недобросовестные компании могут оказывать услуги ненадлежащего качества;

• не учитывание консультантами особенностей деятельности предприятия в конкретной отрасли и на конкретном рынке; дается только стандартный пакет рекомендаций;

• отсутствие ответственности за результаты работы и внедрение рекомендаций на предприятии;

• неверное позиционирование консалтинговых компаний и особенности российской национальной культуры управления, в которой обращение к консультантам расценивается как неспособность самостоятельно справиться с проблемами на предприятии;

• отсутствие четкой системы оплаты консалтинговых услуг [10].

Заключение

Таким образом, управленческий консалтинг обладает выраженными перспективами, но для обеспечения более значительных темпов его развития необходимо оперативное и комплексное решение проблем, связанных с ответственностью консультантов и качеством оказываемых услуг.

Источники

1. Заякин С., Перечнева И. Без спроса // Эксперт Урал. 2020. № 21-22 (824). С. 27-29.

2. Size of the management Consulting market worldwide 2011-2020 // Statista. 2021. URL: https://www.statista.com/statistics/466460/global-management-consulting-market-size-by-sector (дата обращения: 25.05.2021).

3. Management Consulting // Consultancy.uk. 2021. URL: https://www.consultancy.uk/ consulting-industry/management-consulting (дата обращения: 25.05.2021).

4. Чиркова Ю.Р. Определение потребности организации в управленческом консалтинге // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 3. С. 38-40.

5. ГительманЛ.Д., КожевниковМ.В. Управленческий консалтинг для технологической модернизации и индустрии будущего // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 1. С. 204-215.

6. Шабалина О.Л., Лаврентьев С.Ю., КрыловД.А. Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3 (39). С. 329-337.

7. Акимочкина Т.А., Алексенко Е.В. Развитие подходов к разработке моделей управленческого консалтинга // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. № 3. С. 1-5.

8. Bluhm D.J. et al. Qualitative research in management: A decade of progress // Journal of Management Studies. 2011. Т. 48. № 8. С. 1866-1891.

9. Гергиев И.Э., Железова А.Е., Позмогов А.И. Необходимость управленческого консалтинга в условиях цифровизации российского бизнеса // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 182-188.

10. Strelnik E.U. et al. Key performance indicators in internal control // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Т. 12. № 19. P. 4899-4904.

MANAGEMENT CONSULTING. DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

Samorukov A.P.

SAMORUKOV Alexey Pavlovich - 2nd year master degree student, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia. E-mail: wishmaker@inbox.ru

Abstract. Management consulting is one of the fastest growing types of consulting in the structure of domestic services, since most enterprises are faced with the need to change management strategies, adapt to market requirements, as well as deeper implementation of digital technologies in the business processes of enterprises. This article reveals the theoretical foundations of management consulting, gives its classification, characterizes the conceptual apparatus and stages of the consulting process. The analysis and verification of the problems of the development of management consulting in Russia has been carried out. The practice is generalized and the assessment of the prospects for the development of management consulting in Russia is given.

Keywords: management consulting, entrepreneurship, pandemic, post-pandemic economy, audit.

For citation: Samorukov A.P. Management consulting. Development prospects in Russia. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 104-110. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-104-110.

References

1. Zayakin S., Perechneva I. Bez sprosa [Without asking]. Expert Ural. 2020. No. 21-22 (824). Р. 27-29.

2. Size of the management consulting market worldwide 2011-2020. Statista, 2021. URL: https://www.statista.com/statistics/466460/global-management-consulting-market-size-by-sector (accessed: 25.05.2021).

3. Management Consulting. Consultancy.uk. 2021. URL: https://www.consultancy.uk/consulting-industry/management-consulting (accessed: 25.05.2021).

4. Chirkova Yu.R. Opredeleniye potrebnosti organizatsii v upravlencheskom konsaltinge [Determination of the organization's need for management consulting]. Aktual'nyye problemy sotsial'no-gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniya [Actual problems of social, humanitarian and scientific and technical knowledge]. 2019. No. 3. P. 38-40.

5. Gitelman L.D., Kozhevnikov M.V., Upravlencheskiy konsalting dlya tekhnologicheskoy modernizatsii i industrii budushchego [Management consulting for technological modernization and the industry of the future]. Ekonomika regiona [Economy of the region]. 2017. Vol. 13. No. 1. P. 204-215.

6. Shabalina O.L., Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Upravlencheskiy konsalting v sfere obrazovaniya: traditsii i innovatsii [Management consulting in the field of education: traditions and innovations]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Mari State University]. 2020. Vol. 14. No. 3 (39). P. 329-337.

7. Akimochkina T.A., Aleksenko E.V. Razvitiye podkhodov k razrabotke modeley upravlencheskogo konsaltinga [Development of approaches to the development of models of management consulting]. Ekonomika. Professiya. Biznes [EconomyProfession Business]. 2018. No. 3. P. 1-5.

8. Bluhm D.J. et al., 2011. Qualitative research in management: A decade of progress. Journal of Management Studies. Vol. 48. No. 8. P. 1866-1891.

9. Gergiev I.E., Zhelezova A.E., Pozmogov A.I. Neobkhodimost' upravlencheskogo konsaltinga v usloviyakh tsifrovizatsii rossiyskogo biznesa [The need for management consulting in the context of digitalization of Russian business]. Voprosy upravleniya [Management issues]. 2019. No. 2. P. 182-188.

10. Strelnik E.U. et al. Key performance indicators in internal control. Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12. No. 19. P. 4899-4904.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.