Научная статья на тему 'Развитие умений целеполагания на уроках физики при использовании фундаментальных физических законов'

Развитие умений целеполагания на уроках физики при использовании фундаментальных физических законов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
224
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физика / методика обучение физики / педагогическое целеполагание / развитие умений целеполагания
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ильина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие умений целеполагания на уроках физики при использовании фундаментальных физических законов»

Н. С. Ильина

РАЗВИТИЕ УМЕНИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ

ЗАКОНОВ

Кафедра методики обучения физике.

Научный руководитель - С. В. Бубликов

Сущность педагогического целеполага-ния отражают следующие два теоретических положения. Первое состоит в том, что педагогические цели рассматриваются как «ожидаемые и возможные результаты педагогической деятельности, которые заключаются в изменениях личности в целом, ее отдельных качеств и структур» . Иначе говоря, цель предполагает планирование конкретных изменений личности обучаемого.

■ Второе положение отражает принцип реальности, который раскрывает существующую связь между целями и результатами, с одной стороны, и целями и потенциалом педагогической системы - с другой. Содержание этого принципа включает следующие требования:

- педагогические цели в системе образования должны исходить из возможностей данной системы (ее ресурсов, особенностей контингента учащихся и т. п.);

- эти цели должны соответствовать общим целям воспитания и социальным функциям системы образования;

- педагогические цели следует разделить на планируемые, отражающие реально достижимые результаты, и прогнозируемые, раскрывающие те или иные возможности достижения желаемых педагогических результатов.

Ерамотно поставленная цель учебной деятельности способствует ее успешному достижению.

Поставим цель - на конкретных примерах обучить школьников анализу физических ситуаций, для которых учащимся неизвестны конкретные законы, описывающие эти ситуации. Реализация этой цели возможна, так как в физике результат можно получить различными способами, например, используя методологические принципы физики, фундаментальные физические

Развитие умений целеполагания на уроках физики при использовании..

законы, конкретные законы физических те-2

орий . Осознавая «невозможность объятия необъятного», ограничимся следующим примером.

В физике как науке коэффициенты сопротивления среды находятся в каждой конкретной ситуации экспериментально с помощью аэродинамических труб. Это одна из причин, из-за которой силы сопротивления среды в курсе физики средней школы не изучаются или изучаются лишь в ознакомительном плане. Однако, используя фундаментальные физические законы, например, закон сохранения энергии и оборудование школьного кабинета физики, становится возможным оценить коэффициент сопротивления воздуха в случае движения легкого тела по наклонной плоскости.

В аудитории с высокими потолками сконструируем наклонную плоскость, модифицируя установку . Плоскость стыкуем из нескольких коробов для наружной электропроводки, добившись равномерного наклона плоскости без провисания. Изготовим из тонкой бумаги легкий кубик с ребром равным внутренней ширине короба. Угол а наклона плоскости к горизонту подберем таким, чтобы начальное движение кубика было с возможно большим ускорением, но без отрыва кубика от плоскости.

Для фиксации момента начала движения и измерения скорости в конце плоскости используем бесконтактные датчики современного школьного оборудования по кинематике и динамике. Установка готова. Ее некоторая громоздкость - плата за принципиальную простоту.

Коэффициент трения /л скольжения тела по плоскости найдем при равномерном движении кубика внутри короба известным школьникам методом, располагая короб горизонтально. Измерим чувствительным динамометром силу трения скольжения ¥трР • Вычислим вес кубика Р по его массе т, измеренной на рычажных весах. При таком измерении силы трения и расчете веса учтена систематическая погрешность, вносимая влиянием атмосферы. Таким обра-

зом, коэффициент трения скольжения найден и равен:

и

т

При движении кубика по наклонной плоскости учтем его взаимодействие с Землей: силой тяжести mg, с наклонной плос-костьюАсилой нормальной реакции плоскости N и силой трения скольжения Ртр , со средой (воздухом): силой сопротивления Р° • Другими влияниями атмосферы и возможной электризацией при трении пренебрежем. В инерциальной системе отсчета, связанной с Землей (рис. 1), второй закон Ньютона при описании движения кубика по наклонной плоскости имеет вид

mg + N + ГтР + = та. (2)

При установлении режима движения с постоянной скоростью V , измеряемой в нижней части наклонной плоскости, ускорение а = 0

mg + N + ¥тр = б . (3)

Введем прямоугольную систему координат, направив ось абсцисс вдоль наклонной плоскости по направлению движения тела, ось ординат вверх перпендикулярно наклонной плоскости. Проецируя уравнение (3) на оси системы ■ координат, и используя закон Амонтона для силы трения скольжения, получим для силы сопротивления воздуха:

Fc = mg (sin а - /л cos а ) . (4)

Учитывая соотношения между элементами наклонной плоскости, образующими прямоугольный треугольник (рис. 1), sin ее = his, cos а = lis, где s - длина, h - высота, I-длина основания наклонной плоскости, измеряемые рулеткой, выражение (4) можно записать в виде:

Гс=т*-0,-м.1). (5)

S

Рассмотрим энергетические превращения при движении тела с установившейся скоростью. Воздух массой AM, перед кубиком приобретает скорость v и кинетичес-

2

кую энергию AM-v /2. На эту величину уменьшится кинетическая энергия кубика за счет сопротивления среды. Иначе говоря, потеря энергии кубиком за счет сопротивления воздуха за интервал времени At составит

2 2 2 2 3

ДЕк _ AMv _ (pd vAt\ _ pd v At : (6)

2 2 2 где AM = pcPvAt, масса воздуха, приводимая в движение кубиком и влияющая на его движение, р - плотность воздуха, сР - площадь поперечного сечения (миделя) кубика.

Сила сопротивления воздуха за интервал времени At развивает мощность

Назовем

А АЕ

W= , сопР .. = < 0.

At At

(7)

Мгновенная мощность, развиваемая силой сопротивления воздуха

V

W = Fn ■ v =-

(8)

Из (8) находим силу сопротивления воздуха

¿ 2 pa v

2

P = pf/2

(10)

коэффициентом сопротивления воздуха при движении кубика по наклонной плоскости. Коэффициентр можно оценить количественно, зная площадь поперечного сечения кубика и плотность воздуха в условиях опыта.

С учетом (10) можно записать (5) в следующем виде:

2

/.ГГ = л Ц а -р-1). (11)

s

Из (11) видно, что /3 можно оценить экспериментально согласно (12), используя данные измерений величин, смысл которых обсужден выше.

т • g

s • V

(h-pl).

(12)

(9)

Предложенный подход к оценке коэффициента сопротивления среды в конкретной ситуации позволяет учащимся познакомиться с особенностями изучения реального движения твердых тел в жидкостях и газах и служит пропедевтике необходимости экспериментальных и модельных методов изучения этих вопросов.

В заключение отметим, что накопление учащимися опыта использования фундаментальных физических законов в познавательной деятельности нацелено не только на выполнение образовательных функций, но и на развитие познавательных потребностей и умственных способностей школьников средствами физики как учебного предмета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дисс.... докт. пед. наук. СПб., 1992. С. 13.

2 Бубликов С. В., Кондратьев А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе. СПб.: Образование, 1996. 80 с.

3 Бубликов С. В., Густенков П. А., Седеньо Х.-А.-Ф. Оценка коэффициента сопротивления среды

при движении тела по наклонной плоскости // Физика в школе и вузе: Междунар, сб_ научных ст _ № 4. СПб.: Изд-во БРАН, 2004. С. 56-59. '

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.