Научная статья на тему 'Развитие уголовно-процессуального законодательства с позиции надлежащей защиты участников уголовного судопроизводства'

Развитие уголовно-процессуального законодательства с позиции надлежащей защиты участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕФОРМА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ / CRIMINAL PROCEDURE REFORM / PARTICIPANTS IN THE CRIMINAL PROCESS / CRIMINAL PROCEDURE GUARANTEES / PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрат Иван Николаевич

Рассмотрены: современное состояние уголовно-процессуального законодательства с позиции обеспечения надлежащего уровня гарантий соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; вопросы реализации положений Концепции судебной реформы; проблемы декларативности положений уголовно-процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондрат Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of criminal procedure legislation from the position of adequate protection of participants in criminal proceedings

The article is devoted to the study of the contemporary criminal procedure legislation with a view to ensuring an adequate level of guarantees of the rights and legitimate interests of participants of criminal proceedings; the implementation of the provisions of the Concept of judicial reform; issues declaratory character of the provisions of the criminal procedure law.

Текст научной работы на тему «Развитие уголовно-процессуального законодательства с позиции надлежащей защиты участников уголовного судопроизводства»

УДК 34 ББК 67

РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С ПОЗИЦИИ НАДЛЕЖАЩЕЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КОНДРА Т,

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

E-mail: inkondrat@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены: современное состояние уголовно-процессуального законодательства с позиции обеспечения надлежащего уровня гарантий соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; вопросы реализации положений Концепции судебной реформы; проблемы декларативности положений уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: уголовно-процессуальная реформа; участники уголовного процесса; уголовно-процессуальные гарантии; охрана прав и свобод личности.

Annotation. The article is devoted to the study of the contemporary criminal procedure legislation with a view to ensuring an adequate level of guarantees of the rights and legitimate interests of participants of criminal proceedings; the implementation of the provisions of the Concept of judicial reform; issues declaratory character of the provisions of the criminal procedure law.

Keywords: criminal procedure reform; participants in the criminal process; criminal procedure guarantees; protection of the rights and freedoms of the individual.

Идея прав человека, прочно утвердившаяся во многих демократических государствах мира, приобрела и в России большую актуальность и реальные очертания в принимаемых нормативных правовых актах.

Исходя из понимания прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, нашедшего отражение в конституционном принципе, согласно которому эти права являются естественными и неотъемлемыми, обязательными для всех, и, прежде всего, для государственной власти, Российская Федерация, приняла на себя обязательства по их соблюдению и защите (ст. 2 Конституции РФ).

Однако, факт декларации закрепления за человеком неотчуждаемых прав и свобод явился лишь первым шагом на пути их реального обеспечения. Создание условий, способствующих этому процессу на должном государственно-правовом уровне — задача комплексная и, как следствие, долгосрочная, определяющая современные реформы. Иными словами речь идет о решении задачи по признанию прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими не только для личности (которая может осуществлять и защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией РФ), но и органов законо-

дательной власти (призванных обеспечить верховенство прав и свобод человека) и исполнительной власти (в правоприменительной деятельности которых система прав и свобод человека и гражданина должна выступать в качестве ограничителя, препятствующего их ущемлению).

Между тем, неоспорим тот факт, что потенциал современной конституционной системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России существенно снижен незавершенностью процесса преодоления формировавшихся веками стереотипов, связанных с принижением роли человека, пренебрежением его правами, свободами, достоинством и создания эффективных механизмов, обеспечивающих эти права и свободы.

Высоко оценивая значимость Конституции РФ, недопустимо игнорировать несовершенство федерального законодательства, противоречивость ведомственных нормативных актов и, как следствие, разрозненность правоприменительной практики, игнорирующей идеалы гуманизма и справедливости, принципы демократического правового государства и нравственные основы. Поэтому эффективность современных реформ, способствующих укреплению правового государства, вытеснению правового нигилизма и форми-

рованию высокой правовой культуры, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод личности и создающих необходимые для этого условия, во многом зависит не только от правотворческой, но и от правореализационной деятельности. Проблема надлежащего обеспечения прав и свобод личности сложна, многогранна и, в значительной степени, обусловлена активной деятельностью как законодателя, так и правоприменителя в тесном единстве и согласованности.

Сегодня следует признать, что работа правоохранительных органов, несмотря на их многочисленность и многоступенчатую систему, зачастую малоэффективна, а законодательство, ее регламентирующее, отличается несовершенством. Уровень и характер преступности свидетельствует о криминализации многих сфер жизнедеятельности (это легко просматривается и по вносимым в уголовный закон изменениям и введениям новых составов преступлений), а правоохранительная система переживает кризис недоверия со стороны общества. Такая ситуация самым негативным образом сказывается на надлежащем обеспечении прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве. Особую тревогу вызывает в этом отношении сфера уголовно-процессуальных отношений, где права и свободы личности ограничиваются наиболее существенным образом, причем, как лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, так и лиц, вовлекаемых в производство по уголовным делам в ином статусе. Исходя из этого, первостепенной задачей сегодняшнего дня выступает четкое продуманное соотнесение вносимых в уголовно-процессуальный закон изменений и дополнений с потребностью надлежащей защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

В этом отношении можно поддержать И.А. Антонова, который указывает на потребность, чтобы «все законодательные акты, регламентирующие вопросы противодействия преступности, и в особенности уголовно-процессуальную деятельность, проходили экспертизу на предмет соответствия нравственно-правовым критериям, для чего должна быть создана комиссия из научных работников, занимающихся вопросами правовой защиты личности, культурных деятелей, представителей правозащитных организаций и органов исполнительной власти, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, а также органов законодателей» [3, с. 15]. При этом следует отметить, что важную роль в рассмотрении предлагаемых

к обсуждению вопросов будут играть представители судейского сообщества и органов прокуратуры.

В целом же, определяя перспективы дальнейшего развития уголовно-процессуального законодательства, нельзя забывать уроки прошлого. Так в октябре 2016 г. исполнилось 25 лет с момента утверждения Концепции судебной реформы в РСФСР [2]. Концепция и сегодня остается очень важным и необходимым документом для определения основных направлений реорганизации правоохранительной и судебной системы, совершенствования законодательства, регламентирующего их деятельность, закрепляющего гарантии прав и свобод личности, попадающей в сферу деятельности правоохранительных органов.

Основные положения Концепции касались уголовно-процессуальной сферы и включали идеи радикальных изменений уголовного судопроизводства, его принципов и форм в сторону демократизации и гуманизации. В частности, провозглашалась идея признать главными задачами судебной реформы в Российской Федерации «защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве, закрепление в уголовно-процессуальных нормах, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки».

Вместе с тем, законодатели и правоприменители остаются глухи к достижениям уголовно-процессуальной науки, к рекомендациям, выработанным и апробированным ученым сообществом. И эта ситуация нуждается в коренном изменении, чтобы не встречать в уголовно-процессуальном законе такие нормы, как:

♦ потерпевший не вправе «уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования» (п. 4 ч. 5 ст. 42 УПК РФ);

♦ за уклонение «от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 308 Уголовного кодекса Российской Федерации» (ч. 7 ст. 42 УПК РФ) [1].

148

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2017

И.А. Антонов в этой связи совершенно верно указывает, что «законодатель, как и неоднократно ранее, пытается использовать репрессивные меры для достижения требуемого результата — в рассматриваемом случае—для обеспечения проведения освидетельствования. При этом репрессию предлагается применять в отношении лица, которое уже подверглось преступному посягательству, понесло моральный, физический и имущественный вред, что абсолютно недопустимо» [4, с. 77]. А ведь если еще дополнительно обратить внимание на название самого закона, который внес в УПК РФ рассматриваемые нормы — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», то совершенно приходишь в смятение от несоответствия названия закона и его содержания. Уже давно пора повернуться лицом к потерпевшему, вспомнив о главном назначении уголовного судопроизводства, закрепленном в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ, и закрепить на законодательном уровне положения Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью от 11 декабря 1985 г., которыми предусмотрено «право потерпевших на «справедливую реституцию» (ст. 8), а также «финансовые компенсации из государственных фондов в тех случаях, когда ее невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников» (ст. 12).

Также требуется дополнительно обратиться к содержанию уголовно-процессуального закона, чтобы выявить и исключить ряд декларативных норм (сделать их действенными и реально работающими).

Например, в гл. 2 УПК РФ была внесена ст. 6.1 «Разумный срок уголовного судопроизводства», согласно которой «Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок...». При этом дальнейшие процессуальные нормы не гарантируют осуществление производства по уголовному делу разумные сроки, так как сроки расследования, установленные уголовно-процессуальным законом далеки от разумности, а сроки судебного разбирательства дела не конкретизированы вовсе, в том числе в зависимости от категории дел.

Не менее декларативной и совершенно недейственной остается и ст. 8.1 «Независимость судей», лишь провозглашающая, что «при осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них». Гарантии судейской деятельности в российском законодательстве так и не созданы. А ведь именно от судей как последней инстанции зависит надлежащий уровень соблюдения и обеспечения прав и свобод личности.

Таким образом, развитие уголовно-процессуального законодательства с позиции надлежащей защиты участников уголовного судопроизводства должно быть продолжено.

Литература

1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // Российская газета. 2013. 30 дек.

2. Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

3. Антонов И.А. Нравственно-правовые начала уголовно-процессуальной деятельности (теоретические идеи и правоприменительная практика): Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб., 2005.

4. Антонов И.А. Уголовно-процессуальная реформа: отступления от концептуальных положений и крушение надежд // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 4 (26).

References

1. Federal law of 28 December 2013 № 432-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation to improve the rights of victims in criminal procedure» // the Russian newspaper. 2013. 30 Dec.

2. The resolution of the SS of the RSFSR of 24 October 1991 n 1801-1 «On the Concept of judicial reform in the RSFSR» // Vedomosti SND and the RSFSR Supreme Soviet. 1991. No. 44. St. 1435.

3. Antonov I A. Moral and legal principles of criminal procedure (theoretical ideas and pravoprimenitelnoj practice): Diss. ... doctor. the faculty of law. Sciences. SPb., 2005.

4. Antonov I A. Criminal procedure reform: deviations from the conceptual framework and prospects // Vest-nik of the Krasnodar University of MIA of Russia. 2014. No. 4 (26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.