УДК 01
А. А. Шайдуров
РАЗВИТИЕ УДАЛЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК
Представлен анализ библиографической деятельности 42 библиотек, организующих обслуживание молодежи в рамках виртуальной справочной службы на основе получения от удаленных пользователей информационно-библиографических запросов.
Ключевые слова: виртуальная справочная служба, библиографическая деятельность, справочно-библиографическая деятельность, юношеская библиотека
The article has represented analysis of bibliographic activity of 42 libraries, organizing service for youth in the limits of virtual reference service on the basis of receiving information-bibliographic requests from long-distance users.
Keywords: virtual reference service, bibliographic activity, information-bibliographic activity, youth library.
Самой распространенной формой электронного справочно-библиографического обслуживания является виртуальная справочная служба, которая представляет собой процесс библиографической деятельности, специализирующейся на обслуживании удаленных пользователей при помощи электронного сообщения [1]. Такая форма обслуживания удаленных пользователей широко развита на сайтах областных научных и вузовских библиотек страны, также на интернет-ресурсах юношеских библиотек.
На основе проведенного нами исследования библиотечных сайтов юношеских библиотек областного уровня было установлено, что справочнобиблиографическое обслуживание молодежи в электронной среде является активно развивающимся направлением деятельности.
Анализ электронного справочно-библиографического обслуживания юношества в режиме удаленного доступа показал, что виртуальную справочную службу уже организовали 29 (63 %) юношеских библиотек из 42 нами рассматриваемых (см. табл. 1).
Таблица 1
Внедрение виртуальной справочной службы в деятельность юношеских библиотек
№ Наименование библиотеки Наличие службы № Наименование библиотеки Наличие службы
1 2 3 1 2 3
1 Астраханская юношеская библиотека им. Б. Шаховского + 11 Белгородская государственная библиотека для молодежи +
2 Белгородская государственная библиотека для молодежи + 12 Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» +
3 Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» + 13 Владимирская областная библиотека для детей и молодежи
4 Владимирская областная библиотека для детей и молодежи 14 Волгоградская областная библиотека для молодежи
5 Волгоградская областная библиотека для молодежи 15 Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова
6 Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова 16 Воронежская областная юношеская библиотека им. В. М. Кубанева
7 Воронежская областная юношеская библиотека им. В. М. Кубанева 17 Дагестанская республиканская юношеская библиотека им. А. С. Пушкина
8 Дагестанская республиканская юношеская библиотека им. А. С. Пушкина 18 Детско-юношеская библиотека Республики Карелия +
9 Детско-юношеская библиотека Республики Карелия + 19 Курская областная библиотека для детей и юношества +
10 Астраханская юношеская библиотека им. Б. Шаховского + 20 Липецкая областная юношеская библиотека +
46
Таблица 1 (продолжение)
№ Наименование библиотеки Наличие службы № Наименование библиотеки Наличие службы
1 2 3 1 2 3
21 Магаданская областная юношеская библиотека 32 Свердловская областная библиотека для детей и юношества +
22 Мурманская областная детско-юношеская библиотека + 33 Смоленская областная юношеская библиотека +
23 Новосибирская областная юношеская библиотека + 34 Ставропольская краевая юношеская библиотека +
24 Оренбургская центральная областная юношеская библиотека 35 Томская областная детско-юношеская библиотека +
25 Пензенская областная библиотека для детей и юношества 36 Удмуртская республиканская библиотека для детей и юношества +
26 Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина + 37 Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С. Т. Аксакова +
27 Республиканская юношеская библиотека Татарстана + 38 Центральная универсальная молодежная библиотека г. Барнаула им. В. М. Башунова +
28 Республиканская детско-юношеская библиотека (Республика Бурятия) + 39 Челябинская областная юношеская библиотека +
29 Рязанская областная юношеская библиотека имени К. Г. Паустовского 40 Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека +
30 Самарская областная юношеская библиотека + 41 Центральная городская юношеская библиотека имени М. А. Светлова
31 Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина 42 Ярославская областная юношеская библиотека им. А. А. Суркова +
Установлено, что виртуальная справочная служба на сайтах юношеских библиотек стала внедряться в библиографическую практику с 2005 г. Общая динамика ее появления представлена на рис. 1.
100,0% 75,0% -50,0% -25,0% -
0,0% 2008 Го. 2009 і созда 2010 ния 2011
□ ВСС, шт 5 7 17 29
Рис. 1. Развитие ВСС в юношеских библиотеках
Все виртуальные справочные службы юношеских библиотек представляют собой универсальные службы, выполняющие запросы по всему спектру тематических направлений. Обрабатывает запросы пользователей не только информационно-библиографический отдел, но и краеведческий, методический, отдел литературы по искусству и читальный зал. Так, в каждом отделе назначен специалист, отвечающий за своевременное выполнение информационного запроса.
Более 90 % проанализированных библиотек организовали процесс работы с удаленными пользователями в виртуальной справочной службе посредством электронной почты. Такой вид обслуживания
относится к типу отложенной справки [4]. Мы выделим положительные и отрицательные стороны в данном случае. Положительным моментом является возможность отправлять вопросы в любое удобное время из любой точки мира, а недостатком - отсутствие мгновенного получения ответа.
Однако кроме этого способа удаленные пользователи могут воспользоваться электронной помощью при заполнении определенной веб-формы, доступной на сайте библиотеки.
Веб-форма ^еЪ-Вэгт) - это элемент вебстраницы, предназначенный для ввода информации. Поля могут заполняться либо путем набора текста, либо выбором уже имеющихся значений из списка. Веб-форма может содержать более 5-7 полей. Передача данных, как правило, происходит по нажатию кнопки. Заполнив и отправив веб-форму, удаленный пользователь сразу получает подтверждение приема запроса. В общем случае если подтверждение не поступает на указанный электронный адрес, это служит сигналом некорректно переданной информации пользователя (имя, электронный адрес, текст вопроса, предметная область, к которой относится вопрос).
Таким образом, веб-формы допускают использование различных типов входной информации, что позволяет библиографу более информативно выполнить запрос. Они могут содержать кнопки, выпадающие
47
меню или списки из тематической области, по которой формируется запрос удаленного пользователя.
Назовем несколько видов веб-форм заполнения данных, предполагающих различные технологии обработки:
• для сбора данных, ввода их в базу данных с последующей обработкой;
• для сбора информации как внутри, так и вне библиотеки, но требующие процедуры ознакомления и подтверждения (к такому типу можно отнести заказы на покупку отдельных видов библиотечных ресурсов).
Удаленному пользователю при заполнении вебформы необходимо заполнить следующие строки: имя, возраст, персональный электронный адрес и свой информационный запрос.
Разработчики некоторых виртуальных справочных служб, поставили перед собой задачу максимально упростить регистрацию пользователей: нужно лишь написать имя, вопрос и через определенное время посмотреть результат в архиве выполненных справок.
В своих пожеланиях удаленные пользователи часто указывали на невозможность самостоятельного поиска необходимой информации, трудности при выборе методики поиска и оценки найденных сетевых ресурсов. Проблема поиска информации заключается в большом объеме хранящихся данных в интернет-пространстве. Так, по сведениям международной аналитической компании International Data Corporation (IDC), единственной специализирующейся на исследованиях рынка информационных технологий и продуктов и изучающей тенденции их развития, общий объем данных, хранящихся в Сети, вплотную приблизился к отметке в 500 экзабайтов (500 млрд Гб) [5]. Аналитики подчеркивают, что объем информации в Интернете удваивается приблизительно каждые полтора года. Поэтому в ответах на запросы удаленных пользователей дается не просто библиографическое описание, но и гиперссылки на полнотекстовые источники в Сети.
Из положений о деятельности виртуальных справочных служб, разработанных в исследуемых библиотеках, можно выделить общие моменты:
• данный вид обслуживания ориентирован на выполнение полученных информационных запросов (библиографических, фактографических; тематических, уточняющих, адресных), запросов, связанных с профилем библиотеки и ее информационными ресурсами;
• предоставляется информация о наличии в фондах конкретного издания, о каком-либо событии, факте, лице, организации, значении термина и т. п.;
• у пользователя есть возможность заказать список литературы по интересующей теме;
• срок выполнения запроса составляет 1-3 рабочих дня с момента регистрации на сайте;
• ответ на запрос появляется в разделе «Архив выполненных справок»;
• выполнение запроса осуществляется с помощью справочно-поискового аппарата библиотеки, собственного электронного каталога и каталогов других библиотек города, ресурсов Интернета.
Однако, изучив имеющиеся архивы выполненных справок, мы можем отметить недостаточную популярность такого вида обслуживания. Рост количества поступивших информационных запросов в службу наблюдается во время сдачи экзаменов. При этом в службу приходят информационные запросы не только от учащихся, но и от коллег-библиотекарей.
Существует проблема конкуренции среди аналогичных служб, функционирующих на сайтах областных научных библиотеках и на многочисленных сайтах вузовских библиотек. Решение мы видим в профилировании и улучшении качества предоставляемых услуг службы, что в свою очередь повлияет на диверсификацию среди потребителей информационного продукта. Также мы можем предположить, что библиографическая информация в настоящее время пользуется все меньшим спросом, так как удаленных пользователей интересует готовая свободная информация, существующая в электронной среде. Стоит отметить, что большинство пользователей могут самостоятельно и качественно находить необходимую им информацию. Не все отправляют свой запрос, так как ответы содержат другие информационные ресурсы библиотечного сайта, и одним из таких ресурсов является ежедневно обновляемый электронный каталог.
На наш взгляд, в настоящий момент необходима более активная реклама данного вида обслуживания в юношеских библиотеках и привлечение современных методов продвижения услуг. Развитие социальных сетей и появление нетрадиционных устройств с доступом к ресурсам Интернета (мобильные телефоны, карманные компьютеры, планшетники) может стать важным фактором стремительного развития форм электронного справочно-библиографического обслуживания молодежи.
1. Багрова, И. Ю. Виртуальное справочно-информационное обслуживание (по материалам англоязычной печати 20002004 гг.) / И. Ю. Багрова // Библиотековедение. - 2005. - № 6. - С. 42-48.
2. Матвеева, И. Ю. Библиографические ресурсы сайтов юношеских библиотек / И. Ю. Матвеева // Информационные ре-
сурсы России. - 2006. - № 5. - С. 20-22.
3. Ефимова, Е. Грани виртуальности: формы и способы справочно-информационного обслуживания / Е. Ефимова // Библ. дело. - 2008. - № 6. - С. 28-31.
4. Сысуева, О. Г Виртуальный библиограф: среда обитания / О. Г Сысуева // Библиография. - 2010. - № 6. - С. 55-59.
5. Парамонов, В. ГОС: Объем информации в интернете удваивается каждые полтора года [Электронный ресурс] / В. Парамонов // Newsland.ru. - Режим доступа: http://www.newsland.ru/news/detail/id/367158/. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 26.01.2012.
Сдано 10.02.2012
48