ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
РАЗВИТИЕ УЧЕТНЫХ ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ ЛОГИСТИКИ
ШАРОВАТОВА Е.А.,
кандидат экономических наук, доцент , Ростовский экономический государственный университет («РИНХ»), e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены предпосылки системного подхода к организации учета издержек на этапе заготовления. Обоснована необходимость оптимизации учета затрат на перемещение материального потока, начиная от источника возникновения до конечного потребителя. Выделены основные приемы контроля логистических издержек в системе управленческого учета.
Ключевые слова: логистика; управленческий учет; заготовительная деятельность; оптимизация учета; материальные потоки; контроль логистической деятельности; оптимальный объем закупок.
In the article the prerequisites of systems approach to the organization of the accounting of expenses in the stage of procurement are examined. The need for the optimization of the accounting of expenditures for the displacement of material flow is substantiated, beginning from the source of appearance to the end user. Are isolated the basic methods of the control of logistic expenses in the system of management accounting.
Keywords: logistics; management accounting; stockpiling activity; the optimization of accounting; material flows; the control of logistic activity; the optimum volume of purchases.
Коды классификатора JEL: M41.
Современные преобразования методов управления отечественной экономики обусловили появление целого ряда противоречий и системных проблем, замедляющих развитие экономических субъектов. Особенно это актуально в условиях экономического кризиса. Развитие идей системного подхода к организации управления коммерческой деятельностью в таких условиях требует методологического подхода к организации приемов управления. Объектами такой методологической характеристики становятся не столько производимые товары, сколько воспроизводственные процессы самого субъекта управления. В качестве типовых воспроизводственных процессов в структуре управления промышленного предприятия принимаются процессы снабжения, производства, сбыта и реализации. Все они являются составными частями стоимости производимой продукции и имеют свою долю в общих издержках предприятия. В связи с этим каждый из них имеет право быть объектом пристального внимания со стороны менеджеров и самостоятельным объектом управления.
Начальный этап любого производственного процесса и формирования себестоимости будущей продукции определяется процессом снабжения, который включает такие подпроцессы, как заготовления, хранения, перемещения и иные. Управление такими операциями относится к логистической деятельности.
«Термин «логистика» появился первоначально в интендантской службе армии. Он имеет греческие корни, впервые был употреблен в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI. При дворе правителя были логистики, в обязанности которых входили управление полученными натуральными налогами и их распределением.
Наиболее существенное развитие военная логистика получила в период Второй мировой войны. Американцы, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивались тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике» [3].
© Е.А. Шароватова, 2011
С переходом к более прогрессивным технологиям постепенно расширяется рынок предложений товаров и услуг. Рынок универсальных технологий позволил получить взаимозаменяемые материалы по различным ценам и с различными условиями доставки. Происходит трансформация рынка продавцов и покупателей, в связи с чем роль логистики существенно возрастает. Она становится все более востребованный в условиях зависимости отечественных предприятий от конъюнктуры мирового рынка. «Главная же причина состоит в том, что с переходом к постиндустриальному обществу процесс собственно производственного цикла составляет всего 2% от всего хозяйственного цикла. Это означает, что 98% затрат так или иначе связаны с материально-техническим снабжением и сбытом. По данным таких фирм, как Бош, Сименс, Мицубиси, Дженерал Моторс, 1% сокращения расходов на логистические операции дает эффект, эквивалентный увеличению объема сбыта на 10%» [6].
Несмотря на массовость товарных предложений, в условиях экономического кризиса одной из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед отечественными предприятиями, является недостаток оборотных средств для приобретения товарных запасов. Предприятиям нелегко восполнить их самостоятельно без привлечения заемных ресурсов. В условиях низкой рентабельности, а именно этим характеризуется период экономического кризиса, редко какое предприятие обходится без увеличения доли заемного капитала в финансировании текущей деятельности. Однако заемный капитал содействует лишь временному улучшению финансового состояния при условии, что средства своевременно возвращаются. В противном случае возникает просроченная кредиторская задолженность.
В рамках этого проблема оптимизации материального потока от источника возникновения до конечного потребителя обязывает более продуманно избирать приемы управления логистикой во взаимосвязи с приемами управления микроэкономикой субъекта в целом. «В настоящее время на российском рынке логистика компаний не имеет четкой стратегии развития и ограничена лишь исполнением текущих задач, причем зачастую представлена лишь логистикой центрального филиала, оставляя удаленные подразделения без внимания.
Экономический подход к формированию сущности и приемов категории логистики наиболее ярко раскрывается именно в микроэкономике, когда отдельно взятое предприятие определяет политику перемещения товарных запасов, их ценовые ограничения, востребованный объем запасов и т.д. В годы централизованного планирования на уровне отдельного предприятия такая проблема не стояла, так как политику перемещения товаров, ценовые барьеры, объемы закупок и иные составляющие формировались на уровне отраслевых министерств и были обязательными для отраслевых предприятий. Однако с переходом к рыночным отношениям, в условиях конкуренции и борьбы за рынки сбыта предприятия вынуждены были самостоятельно принимать решения не только в отношении того, что производить, но где и по какой цене закупать. Рождались массовые предложения в отношении покупок и поставок. Совершенствовались приемы обмена информацией, все более и более ускоряя ее перемещение.
По мере того как процесс покупки и продажи все более совершенствуется, возникает виртуальный гиперсклад, где посредством электронной связи рождается баланс спроса и предложения товаров, а логистика становится одним из инструментов работы в этом пространстве. Время и расстояние в такой работе не являются сдерживающим фактором для продавцов и покупателей. В условиях электронной инфраструктуры открылись возможности изучения потребительского рынка с целью предложения качественно нового товара по более низкой цене с более выгодными условиями доставки. В связи с этим интенсивный поиск новых возможностей выдвинул логистику на первый план среди приемов управления.
В рамках этого логистика представляет собой управление процессами, связанными с перемещением материальных и трудовых ресурсов оптимальными способами. Подтверждением этому является характеристика этого процесса различными авторами. Более философской является характеристика логистики как «крупный бизнес, охватывающий тысячи предприятий различного профиля, и передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке» [7].
Однако, если отнести логистику к одному из популярных сегодня инструментов бизнеса, то более расширенное определение представляет логистику как управление материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия. «К логистике часто относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками в экономических системах» [6].
Некоторые специалисты выделяют в качестве основы логистического подхода такие объекты управления, как складское хозяйство, что делает его значимым с точки зрения регулирования и планирования входящих в него рабочих процессов. В рамках этого логистика представлена, как «стратегическое управление закупками, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.), а также контроль над соответствующими потоками информации. Она направлена на минимизацию издержек организации и обычно связана с долгосрочным планированием». [3] Данная трактовка уже привлекает внимание бухгалтеров, так как минимизация издержек невозможна без использования контрольных приемов бухгалтерского учета.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
Еще одним мнением акцентируется внимание на роли учетного механизма в управлении логистикой, когда «с экономической точки зрения логистика трактуется как деятельность с целью оптимального получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время, в установленном месте и информационного обеспечения» [4].
Несмотря на достаточно емкое определение логистики в совокупности, характеристика ее сущности редко где ориентируется на механизм учета и контроля. Между тем цена процесса снабжения, включая закупку материалов по выгодной цене, в общей стоимости воспроизводства на предприятии подтверждает солидный удельный вес затрат на этом этапе по отношению к затратам на этапе производства и сбыта продукции. И роль учетно-контрольных функций на этапе логистики является немаловажной.
Динамика глобальных изменений современного общества и роли в этом процессе логистической деятельности позволила нам прийти к выводу, что логистика, претерпев функциональные изменения в современной экономике, представляет собой инструмент управления материальными и трудовыми потоками хозяйствующего субъекта на этапе принятия решений об их приобретении на основе альтернативных издержек на логистику. При этом в качестве товарных потоков воспринимаются не только материальнопроизводственные запасы, но и услуги.
Таким образом, наличие существенных остатков товарно-материальных ценностей в составе активов предприятий свидетельствует о серьезных финансовых отвлечениях на приобретение этих оборотных средств, что, в свою очередь, делает наиболее актуальными приемы контроля результатов логистической деятельности. Структура задач такого контроля обусловлена сложной структурой самой логистической деятельности, которая характеризуется следующими процессами: исследование рынка новых материалов и технологий и своевременное обеспечение руководства предприятия результатами таких исследований; поиск надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам; закупка товарных запасов; погрузочно-разгрузочные работы; хранение грузов и иные складские работы; внутреннее перемещение грузов к местам использования товаров по назначению; формирование рекламационных актов на несоответствующие стандартам качества товары; инвентаризация складских товаров и товаров на ответственном хранении; другие сопутствующие услуги, связанные с заготовлением и перемещением товарноматериальных ценностей.
Многообразие логистических операций приводит к разнообразию управленческих задач, связанных с оптимизацией этой деятельности. «По различным оценкам, доля погрузочно-разгрузочных транспортноскладских работ (ПРТС) в себестоимости продукции колеблется от 25 до 40%. Причем 6-10% приходится на потери, связанные с отсутствием подготовки профессиональных инженерных кадров по ПРТС работам, а также с отсутствием правильной организации рабочего персонала» [2].
Если систематизировать задачи в зависимости от вышеуказанных процессов, то подтверждается значимость управленческих функций на этапе логистики не в меньшей степени, чем на этапе производства и сбыта продукции. К таковым задачам можно отнести следующие:
■ определение ценового порога для приобретаемых товарных запасов и минимизация закупочных цен при заключении договоров поставки;
■ определение оптимального размещения и определения площади складского хозяйства;
■ выбор оптимального объема закупки;
■ определение периодичности формирования заявки на приобретение товарных запасов;
■ проектирование оптимальных процессов транспортирования и перемещения материалов;
■ определение графика своевременной подачи материалов в производство;
■ оптимизация логистических издержек до момента передачи материалов в производство;
■ минимизация материальных затрат по закупаемым товарам при соблюдении заданных уровня качества материалов и сроков выполнения поставок;
■ оптимальное использование грузоподъемного оборудования;
■ организация со стороны отдела снабжения процесса взаимодействия с производственными, сбытовыми и прочими подразделениями предприятия с целью оптимизации закупочной деятельности и др.
Достижение вышеуказанных задач приводит к противоречию между подразделениями экономического субъекта, которые смотрят на вопрос управления запасами в своих собственных интересах. Конфликтность целевых установок обусловлена именно различием таких интересов. Например, традиционная позиция работников финансовых служб или планово-экономических подразделений связана с обес-печением большей оборачиваемости оборотных активов путем сокращения запасов оборотных средств до предельно допустимых норм запасов. Однако представители снабженческой службы традиционно стремятся к увеличению складских остатков, как гарантии в предотвращении простоев производства. С ними солидарны и производственные подразделения, которые заинтересованы в увеличении
остатков материальных ценностей не только на центральных складах, но и в цеховых кладовых. С их позиций это более надежный фактор для бесперебойной работы производственных цехов.
Таким образом, конфликтность интересов в ходе осуществления логистической деятельности обязывает выстроить модель контроля логистики, в результате которого должен быть достигнут баланс между спросом на оборотные средства и объемами их приобретения. Приемы такого контроля заложены в системе бухгалтерского учета, который традиционно является поставщиком учетной информации для принятия управленческих решений. В рамках этого нам представляется необходимым систематизировать структуру задач, стоящих перед учетной наукой на этапе логистики:
1. Информационное обеспечение процессов снабжения (информация о фактических ценах, о фактическом исполнении производственной программы, данные о результатах инвентаризации и пр.);
2. Идентификация издержек предприятия в отношении процессов логистики;
3. Формирование информации об альтернативных издержках на исполнение операций по перемещению, складированию, хранению грузов;
4. Оптимизация затрат по обеспечению логистики на основании альтернативных издержек;
5. Выбор объективного метода оценки материальных запасов на этапе их оприходования на склады предприятия;
6. Формирование объективной информации о материальных потоках во взаимоотношениях с основными поставщиками;
7. Текущий контроль экономичности процессов доставки, перемещения, хранения и иных логистических операций.
Как видно из структуры задач бухгалтерского учета, заинтересованность в совершенствовании учета логистики проявляется как на этапе совершения внутренних операций, так и на этапе взаимоотношений со сторонними предприятиями-поставщиками. Это связано с тем, что совершенствование системы контроля логистики обусловлено получением информации о предприятиях-контрагентах с целью подтверждения, насколько удачно приняты решения в области логистики, какие последствия для предприятий вызваны удачными или неудачными решениями.
Методика такого учета пока отсутствует, но ее разработка может стать востребованным инструментарием при формировании мнения о необходимости сотрудничества с тем или иным предприятием-поставщиком. Релевантной здесь становится информация об индивидуальных издержках того или иного предприятия. «Задача заключается в том, чтобы предприятия, ранее находившиеся в условиях конкуренции и упорно не желающие раскрывать сведения об индивидуальных издержках, представляющих собой коммерческую тайну, постоянно обменивались этими сведениями друг с другом, и на основе этих данных проводился бы анализ затрат и принимались бы необходимые меры по исправлению недостатков. Следовательно, необходимо разрабатывать оригинальные первичную документацию, учетные регистры и формы отчетности, отражающие эффективность логистических операций группы сотрудничающих предприятий. Требуется также адаптировать традиционные аналитические приемы к требованиям логистики, и в нужных случаях разработать какие-либо новые» [5].
Формирование учетной управленческой информации в системе рационального управления запасами зависит от характера и сложности организуемого производства, длительности производственного цикла, стоимости заготавливаемых сырья и материалов, условий их поставки, принятого порядка расчетов и т.п. Однако нами поставлена задача предложить структуру типовых приемов, позволяющих формировать на этапе логистики управленческую информацию в системе бухгалтерского учета в рамках любой коммерческой деятельности. Применимость этих приемов в той или иной отрасли не будет существенно отличаться по своей сути, а будет отличаться лишь отраслевыми признаками на уровне конкретной информации.
Совершенствование экономических методов управления оборотными средствами зависит от качества учетной информации, что и обусловило адаптировать типовые приемы бухгалтерского учета к специфическим условиям процесса логистики.
Таким образом, в решении проблем эффективного использования приемов управления материальными ресурсами и процессами их заготовления, важным составным элементом является учетная информация о затратах на логистику, получаемую в системе бухгалтерского учета. Актуальность этой информации заключается в ее достоверности и аналитичности на всех стадиях логистической деятельности. Повышение качества, достоверности и оперативности учетной информации о наличии, движении и использовании материальных ресурсов приобретает в современных условиях коммерческой деятельности особую актуальность.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Разработка стратегического плана логистики функциональных подразделений компании // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18.
2. БыстрицкийВ.Е. Развитие системы управления погрузочно-разгрузочными и транспортно-складскими работами // Управление персоналом. 2008. № 23.
3. Залевский Д. Логистика — своя или чужая? // Консультант. 2007. № 5.
4. Михайлова О.И. Введение в логистику. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 1999.
5. Стуков С. Логистика и организация производства // Финансовая газета. 2001. № 7.
6. Тюльпанов А. Рекрутмент как элемент логистики персонала // Управление персоналом. 2008. № 22.
7. УстинаЛ.Н. Документальное обеспечение деятельности отдела логистики // Делопроизводство. 2008. № 4.