Научная статья на тему 'Развитие учебной автономии студентов в контексте практического курса «Иностранный язык»'

Развитие учебной автономии студентов в контексте практического курса «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ВЫСТРАИВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД «НАЛОЖЕНИЯ» ИНФОРМАЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ / BRITISH AND AMERICAN MASS MEDIA / BUILDING ONE’S OWN WAY OF LEARNING / “SUPERIMPOSING” INFORMATION METHOD / LEARNER AUTONOMY DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворжец Ольга Соломоновна

Статья посвящена вопросу развития учебной автономии студентов в рамках учебного процесса по иностранному языку в вузе. Рассматриваются проблемы, связанные с разработкой технологии работы преподавателя иностранного языка в целях развития учебной автономии студентов, а также учебных стратегий при создании методического сопровождения для реализации данной технологии. Автор обращается к идее использования англоязычных средств массовой информации для достижения поставленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article centers around the idea of developing learner autonomy in the English Language Teaching Classroom. Learner autonomy technology development in the context of teaching English and learning strategies for designing resources items to promote this technology are considered. To achieve the goal, British and American mass media are used by the author.

Текст научной работы на тему «Развитие учебной автономии студентов в контексте практического курса «Иностранный язык»»

Argumentative Essay as the Means of Competency Assessment

Veretennikova Anna Ye.

Cand. Sci. (Pedagogy), Associate-professor, the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Omsk, Russia. e-mail: newannver@gmail.com

Dobie A. B.,

Ed. D., Professor, University of Louisiana at Lafayette. Lafayette, USA. e-mail: abdobie@gmail.com

The article describes theoretical approaches to development of essay writing used in foreign systems of higher education. The authors present the results of the survey concerning the frequency of writing activities in the curriculum. The algorithm of writing an academic essay and criteria for assessment are given.

Keywords: argumentative essay, competency, writing, assessment criteria.

Citation: Veretennikova A. Ye., Dobie A. B. Argumentative Essay as the Means of Competency Assessment. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 65-68.

УДК 37.016:811 © О. С. Дворжец, 2017

Развитие учебной автономии студентов в контексте практического курса

«Иностранный язык»

Ольга Соломоновна Дворжец,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Омск, Россия. e-mail: osdvor@rambler.ru

Статья посвящена вопросу развития учебной автономии студентов в рамках учебного процесса по иностранному языку в вузе. Рассматриваются проблемы, связанные с разработкой технологии работы преподавателя иностранного языка в целях развития учебной автономии студентов, а также учебных стратегий при создании методического сопровождения для реализации данной технологии. Автор обращается к идее использования англоязычных средств массовой информации для достижения поставленной цели.

Ключевые слова: англоязычные средства массовой информации, выстраивание траектории обучения, метод «наложения» информации, стратегии развития учебной автономии.

Для цитирования: Дворжец О. С. Развитие учебной автономии студентов в контексте практического курса «Иностранный язык» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 68-70.

В отечественной педагогической теории постановка проблемы развития учебной автономии (далее — УА) студентов в образовательном процессе определяется общей тенденцией к демократизации и гуманизации образования. Современные требования к уровню и качеству образования предполагают обращение к иным средствам обучения для развития у студента новых стратегий [1, с. 57-58; 2, с . 53-55; 3, с . 34-37]. Среди них — формирование УА студентов .

Из многообразия существующих определений термина учебной автономии отечественных и зарубежных методистов (Н . Ф . Коряковцева, Е . Н . Соловова, Н . Но1ес, Б. Ш1е) [4, с. 9-14; 5, с. 11-17; 6; 7] воспользуемся данным Е. А. Насоновой: «желание и способность личности выступать в качестве ответственного субъекта

процесса учения, осуществлять самостоятельную учебную деятельность и саморазвиваться в образовательном и профессиональном аспектах» [8, с. 318].

В качестве средства развития УА предлагаем использовать англоязычные средства массовой информации в мультимедийной форме

При разработке технологии работы с мультимедийными СМИ в рамках нашего исследования будем исходить из максимального учета их обучающих возможностей, специфики их лингводидактического потенциала. Рассмотрим основные функции мультимедийных СМИ, которые определяют их эффективность не только с точки зрения повышения эффективности обучения иностранному языку (далее — ИЯ), но и развития УА студентов.

Мотивационный потенциал СМИ, на наш взгляд, представляет особую ценность (исходя из задачи данного исследования). Очевидно, что аутентичные СМИ привлекательны для изучающих ИЯ (особенно на продвинутом этапе обучения). Их информативность, отмеченная исследователями как одна из основных функций СМИ, исходит из отображения англоязычной действительности. Для студента это верный канал получения информации, которую видят и слышат носители изучаемого языка Использование мультимедийных СМИ в учебной аудитории позволяет интерпретировать моделирование ситуаций естественного общения.

Интегративная роль СМИ заключается в том, что в качестве носителя информации они могут объединять в себе учебный материал, содержащийся в других учебных пособиях, печатных текстах, отражать явления и процессы англоязычного мира Иллюстративная роль состоит в демонстрации студентам примеров реализации на практике изученного языкового материала. Работа со СМИ обеспечивает постижение другой культуры, способствуя интеграции социумов, активному диалогу культур

В связи с введением ФГОС и пересмотром рабочих программ в ОмГУ им . Ф . М . Достоевского в учебном процессе в рамках практического курса «Иностранный язык» студентам исторического факультета («регионоведение», «международные отношения»), а также факультета международного бизнеса предлагается модуль «Анализ и интерпретация мультимедийных СМИ» . Его введение позволяет в процессе обучения ИЯ выходить на задачу развития УА студентов, что является предметом рассмотрения данной статьи

Организация учебного процесса в рамках «Анализа и интерпретации англоязычных СМИ» предполагает модульную структуру, которая позволяет на основе блочной подачи учебного материала рассматривать фрагменты программы в качестве автономных мини-курсов. Каждый модуль является независимым в рамках курса, а их комплекс представляет единое целое, направлен на достижение целей и задач практического курса «Иностранный язык», способствует развитию УА студентов . Основа каждого из них — освоение студентами различных жанров и программ англоязычного телевидения, их критическое осмысление, работа над определенной темой, освещаемой в различных программах телевидения Великобритании, США, России.

В рамках начального модуля (блока) обсуждаются и обобщаются вопросы, связанные с представлением студентов об англоязычных СМИ как составной части культуры, менталитета англоязычных стран Студентам предоставляется возможность критически оценить разножанровые программы в конкретной учебной ситуации, наметить развитие стратегий дальнейшей самостоятельной работы с ними

Выбор СМИ для работы в последующих модулях обусловлен проблематикой материала, выходом на обсуждение широкого спектра освещаемых вопросов В контексте дальнейшего самостоятельного непрерывного изучения языка при отборе материала чрезвычай-

но важна его представленность с полярных позиций в разнообразных программах на телевизионных каналах (или YouTube).

Приведем в качестве примера аудиторную работу по одной из выбранных тем: освещение предвыборной президентской гонки 2016 г. в США Х. Клинтон . Студентам для анализа и интерпретации предлагается работа со следующими фрагментами: видеоролик, знаменующий официальный старт кампании Х. Клинтон; студенческие новости (Student News) на канале CNN о политических династиях Америки; совместное интервью Б. Оба-мы и Х Клинтон на канале CNN; предвыборные дебаты Х. Клинтон и Б. Сандерс в Нью-Гемпшире; Х. Клинтон в программе Дж. Маблз и в юмористической программе телевидения Австралии «Хэмиш и Энди»; интервью с Х. Клинтон в программе В. Познера на Первом канале российского телевидения

Отметим, что возможность выходить на эффективное решение задач, связанных с развитием УА студентов, предоставляется при условии задействования обширного арсенала учебных заданий Выполнение таких заданий нацелено не только на восприятие студентами лингвистической информации и культурологического содержания просмотренного материала. Разработка методического сопровождения для работы со СМИ в учебной аудитории по ИЯ в целях реализации УА базируется на развитии учебных стратегий при самостоятельном обращении студентов к СМИ, на самостоятельном решении поставленных проблем, а также на психологической подготовке студентов к самоорганизации и критической оценке медийного материала [9, с. 37-42]. Одним из эффективных приемов, по нашему мнению, является метод наложения информации, представленной в СМИ англоязычного телевидения, на информацию/оценку событий отечественного телевидения В приведенном примере такой метод реализуется посредством сюжетов с участием Х. Клинтон на каналах CNN, BBC, телевидения Австралии, на Первом канале телевидения России и др Метод наложения информации является ключевым при подготовке и проведении студентами ролевой игры «In my view» и в других видах работы .

Анализ ответов студентов в финале курса (студенческие презентации «It's my way») позволяет установить положительную динамику по всем показателям в связи с информационными умениями (умение ориентироваться в многообразии мультимедийных форм СМИ):

— интеллектуальные умения (интерпретация и анализ англоязычных СМИ);

— организационные, коммуникативные умения (подготовка устных докладов, организация выступлений, расстановка акцентов на важное и второстепенное, умение правильно подать материал в аудитории)

Описанная нами технология использования мультимедийных форм СМИ англоязычных стран и разработанный комплекс заданий оказывает положительное влияние на развитие УА студентов, перед которыми поставлена задача выстраивания собственной траектории обучения[5, с . 11-17].

Перспективность разработки предлагаемой нами технологии развития УА студентов заключается в возможности ее применения при создании программ обуче-

ния учебной дисциплины «Иностранный язык», элективных курсах по ИЯ в неязыковых и языковых вузах, а также в системе повышения квалификации учителей ИЯ

Список л

1 . Пластун К. Я., Зикратова М. А., Юткина Т. А. Анализ эксперимента технологии интенсивного преподавания немецкого языка // Психопедагогика в правоохранительных органах 2008. № 1(32) .

2 . Дежнева В. В. Иностранный язык как средство коммуникации будущих сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32).

3 . Веретенникова А. Е. Коррекция учебно-воспитательного процесса с учетом потребности в развитии коммуникативной культуры курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах 2009 № 2(37)

4. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. 2001. № 1.

5 . Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе 2004 № 2

6 . Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford,

1981.

7 . Little D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues and Problems. Dublin, 1991.

8. Насонова Е. А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4.

9 . Рудских Н. В., Дворжец О. С. Развитие учебной автономии студентов в процессе работы с аутентичными видеоматериалами на английском языке (языковой вуз) // Новые технологии в обучении иностранным языкам : сб ст региональной науч.-практ. конф . Омск, 2011.

Learner autonomy development in the context of English language teaching

Dvorghets Olga S.

Ph.D., Associate-Professor Dostoevsky Omsk State University.

Omsk, Russia. e-mail: osdvor@rambler.ru

The article centers around the idea of developing learner autonomy in the English Language Teaching Classroom. Learner autonomy technology development in the context of teaching English and learning strategies for designing resources items to promote this technology are considered. To achieve the goal, British and American mass media are used by the author.

Keywords: British and American mass media, building one's own way of learning, "superimposing" information method,

learner autonomy development strategies.

Citation: Dvorghets O. S. Learner autonomy development in the context of English language teaching. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.