Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРИНКАСТИНГА'

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРИНКАСТИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / СТУДЕНТЫ-ЛИНГВИСТЫ / СКРИНКАСТИНГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Юлия Витальевна, Аниськина Наталья Владимировна

Цель исследования - обосновать эффективность применения скринкастинга при обучении студентов-лингвистов для развития их учебной автономии. В статье рассматриваются понятия учебной автономии и скринкастинга, делается обзор инструмента Screencast-O-Matic и оценивается его применение на занятиях. Научная новизна работы заключается в выявлении положительных аспектов применения технологии скринкастинга в процессе обучения студентов-лингвистов, а также в определении ограничений применения данной технологии. В результате обосновано, что применение технологии скринкастинга в процессе обучения студентов-лингвистов активно способствует развитию их учебной автономии и является эффективным инструментом повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, а также работе в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Юлия Витальевна, Аниськина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING LINGUISTIC STUDENTS’ LEARNER AUTONOMY THROUGH SCREENCASTING

The aim of the study is to substantiate the effectiveness of screencasting in teaching linguistic students to develop their learner autonomy. The article discusses the concepts of learner autonomy and screencasting, reviews the Screencast-O-Matic tool and evaluates its use in the classroom. The scientific novelty of the work lies in identifying the positive aspects of using the screencasting technology in the process of linguistic students teaching, as well as in determining the limitations of this technology use. As a result, it is substantiated that the use of the screencasting technology in the process of linguistic students teaching actively contributes to the development of their learner autonomy and is an effective tool for increasing the students’ motivation to learn a foreign language, as well as work in a team.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРИНКАСТИНГА»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

фгротота

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

2022. Том 7. Выпуск 6. С. 663-669 | 2022. Volume 7. Issue 6. P. 663-669

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Развитие учебной автономии студентов-лингвистов посредством скринкастинга

Ведерникова Ю. В., Аниськина Н. В.

Аннотация. Цель исследования - обосновать эффективность применения скринкастинга при обучении студентов-лингвистов для развития их учебной автономии. В статье рассматриваются понятия учебной автономии и скринкастинга, делается обзор инструмента Screencast-O-Matic и оценивается его применение на занятиях. Научная новизна работы заключается в выявлении положительных аспектов применения технологии скринкастинга в процессе обучения студентов-лингвистов, а также в определении ограничений применения данной технологии. В результате обосновано, что применение технологии скринкастинга в процессе обучения студентов-лингвистов активно способствует развитию их учебной автономии и является эффективным инструментом повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, а также работе в команде.

EN

Developing Linguistic Students' Learner Autonomy through Screencasting

Vedernikova Y. V., Aniskina N. V.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the effectiveness of screencasting in teaching linguistic students to develop their learner autonomy. The article discusses the concepts of learner autonomy and screencasting, reviews the Screencast-O-Matic tool and evaluates its use in the classroom. The scientific novelty of the work lies in identifying the positive aspects of using the screencasting technology in the process of linguistic students teaching, as well as in determining the limitations of this technology use. As a result, it is substantiated that the use of the screencasting technology in the process of linguistic students teaching actively contributes to the development of their learner autonomy and is an effective tool for increasing the students' motivation to learn a foreign language, as well as work in a team.

Введение

В процессе обучения студентов-лингвистов по направлению 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и межкультурная коммуникация», конечная цель - это не только подготовить профессионала высокого уровня в соответствии с федеральными требованиями и стандартами, но и сформировать стремление к непрерывному профессиональному развитию (continuing professional development). Это невозможно без развития такого явления, как учебная автономия (learner autonomy), которое несомненно должно входить в список навыков и умений, приобретаемых в процессе обучения. При этом, учитывая ориентацию образования на цифровизацию в соответствии с запросами современных поколений студентов (поколений Z и Альфа), постоянно тестируются различные варианты развития умений и навыков посредством цифровых инструментов, одним из которых является скринкастинг. Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать сущность понятий «учебной автономии» и «скринкастинга»;

- дать краткий обзор инструмента скринкастинга Screencast-O-Matic и его возможностей;

- описать процесс билатерального применения инструмента в учебном процессе (как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов) и проанализировать полученные результаты (положительные стороны и ограничения применения), а также влияние скринкастинга на развитие учебной автономии студентов-лингвистов.

В процессе тестирования скринкастинга был применен метод практических исследований (action research), когда эффективность того или иного инструмента, метода или приема тестируется в непосредственном учебном процессе в сочетании с самонаблюдением, а затем проводится саморефлексия; после чего посредством анализа и синтеза были обработаны полученные результаты.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220098

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Теоретической базой исследования послужили публикации, в которых рассматриваются понятия учебной автономии (Даниленко, Шершнева, Вайнштейн, 2019; Корозникова, 2016; Carcamo, Perez, 2022; Nguyen, Habok, 2022; Uslu, Durak, 2022) и скринкастинга (Горутько, 2018; Дробахина, 2020; Жабина, Сувирова, 2019; Кузнецова, Торопова, 2015; Лиличенко, 2020; Одинокая, Ильина, 2017; Сидляр, 2014; Тусупбекова, 2020; Bush, 2021).

Практическая значимость исследования заключается в том, что все описанные способы использования скринкастинга могут быть непосредственно применены в учебном процессе. Для обучения студентов-лингвистов по дисциплине «Практический курс первого иностранного языка» можно использовать конкретные типы заданий и алгоритмы. Что касается других дисциплин и направлений, то данный опыт может быть достаточно легко экстраполирован на многие из них с небольшими модификациями.

Основная часть

Прежде чем перейти к описанию процедуры тестирования скринкастинга, необходимо определить ключевые понятия данного исследования. Первое - это учебная автономия, суть которой заключается в том, что студент «берет ответственность за свое обучение и решения, принимаемые им в процессе получения знаний и навыков, ставит цели, определяет содержание обучения и то, как измерить прогресс и оценить его результаты, а также какие методы и приемы для наиболее эффективного усвоения материала стоит выбрать» (Uslu, Durak, 2022, с. 1-2). Сходное понятие учебной автономии мы находим в трудах российских исследователей (Даниленко, Шершнева, Вайнштейн, 2019, с. 6).

Учебная автономия неразрывно связана с преподаванием иностранных языков, что подтверждается интересом исследователей к данной теме (Корозникова, 2016; Carcamo, Perez, 2022; Nguyen, Habok, 2022). Это неудивительно, ведь данное понятие органично вписывается в четвертую Цель устойчивого развития ООН (ЦУР) (Sustainable Development Goals; SDGs) - «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (Sustainable Development Goals, 2015), а также сочетается с принципами андрогогики (adult learning theory), согласно которым необходимо, чтобы образовательный процесс способствовал развитию учебной автономии (Allen, Rosch, Riggio, 2021, с. 252-260). Все вышесказанное указывает на то, что невозможно подготовить будущего успешного и конкурентоспособного профессионала в области перевода, если не уделять время развитию учебной автономии в процессе проведения практических занятий.

Теперь определим понятие скринкастинга и его роль при обучении студентов-лингвистов. Скринкастинг -это процесс записи всего, что происходит на экране компьютера при помощи специальной программы. Запись также может сопровождаться голосовым комментарием (Дробахина, 2020, с. 67). Скринкастинг активно используется при обучении иностранным языкам (Одинокая, Ильина, 2017) и получил особенно широкое распространение в период пандемии при переходе на дистанционное обучение (Лиличенко, 2020). Скринка-сты используются при создании электронных учебных курсов (Горутько, 2018) и пособий (Сидляр, 2014), в проектной (Жабина, Сувирова, 2019) и самостоятельной (Кузнецова, Торопова, 2015) работе студентов, а также для того, чтобы давать комментарии к выполненным письменным заданиям (Bush, 2021). Помимо этого, скринкастинг хорошо сочетается с такой формой работы, как «перевернутый класс» (Тусупбеко-ва, 2020), что делает его подходящим инструментом для развития учебной автономии.

Существуют различные инструменты скринкастинга. Для данного исследования была выбрана программа Screencast-O-Matic за ее интуитивно понятный интерфейс, простоту использования и наличие бесплатной версии. Также положительным аспектом является возможность как сохранить созданный файл себе на компьютер, так и сразу выложить его на YouTube (Михайлов, 2015, с. 108-109). Даже то, что в бесплатной версии можно создавать видео не длиннее 15 минут, - это скорее преимущество, так как заставляет преподавателя и студентов более тщательно подходить к отбору записываемого материала. Такое ограничение не позволяет создать слишком перегруженное информацией видео, при просмотре которого у зрителей будет рассеиваться внимание. В качестве единственного минуса бесплатной версии можно отметить лишь отсутствие возможности редактирования записи. Однако это тоже заставляет тщательно готовиться и репетировать перед записью сопроводительного комментария (для отработки произношения, беглости речи, хорошей подачи и пр.), что весьма ценно, особенно когда скринкаст готовят студенты в качестве задания для самостоятельной работы.

Определившись с ключевыми понятиями и основным инструментом, можно перейти непосредственно к описанию процесса тестирования. Для проверки эффективности было выбрано направление 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и межкультурная коммуникация», дисциплина «Практический курс первого иностранного языка», модули «Практическая грамматика» и «Практика устной и письменной речи», английский язык среди студентов-лингвистов 1-3 курсов. Поскольку был избран метод практических исследований, то тестировалось применение инструмента в учебном процессе, после чего проводилась саморефлексия, а также учитывалась обратная связь от студентов, полученная как элемент опроса по курсу в конце учебного года. Так как стояла задача провести билатеральное исследование, то есть изучить процесс применения инструмента и со стороны преподавателя, и со стороны студентов, то тестировались два способа работы скрин-кастами. Первый (со стороны преподавателя) - запись скринкастов теоретического материала по грамматике. Второй (со стороны студентов) - запись скринкаста с презентацией по теме с последующей загрузкой на YouTube, после чего осуществлялось перекрестное комментирование презентаций других групп. Рассмотрим оба способа использования подробнее.

Скринкасты теоретического материала по модулю «Практическая грамматика» применялись в течение второго семестра. Всего было записано 59 видео фрагментов различной длительности (от 3 до 15 минут) по следующим темам: the Passive Voice, the Noun, the Article, the Pronoun, the Adjective, the Adverb, the Preposition. Скринкасты были загружены на Google-диск, а ссылки были размещены на персональном сайте Moo-dle преподавателя и доступны студентам в любое удобное время. Некоторые скринкасты состояли в демонстрации материалов из учебно-методического пособия с комментариями преподавателя (см. https://drive. google.com/file/d/1GGDcsRrdyPLLYMhk70gwp2TzLU_WOu6q/view?usp=sharing) (Рисунок 1), другие - из схем, нарисованных на онлайн-доске Miro c комментариями преподавателя (см. https://drive.google.eom/file/d/ 1acyjkpWHCbidzzlLwT1i5ubYDRZDomUW/view?usp=sharing) (Рисунок 2). Студенты-лингвисты должны были просмотреть скринкаст по определенной теме или подтеме в качестве домашнего задания. На практическом занятии вначале проводилось обсуждение просмотренного, в процессе которого преподаватель задавал вопросы на проверку понимания понятий (concept checking questions - CCOs), например, "Which preposition is never used with the verb 'arrive'?". Затем студенты могли задать свои вопросы о том, что осталось непонятным. После начинался тренировочный этап с выполнением различных типов упражнений и устных заданий для практики определенной грамматической темы.

Рисунок 1. Скринкаст материалов из учебно-методического пособия

¿ ivwiip* - м<дылрмгрши«ль vie - С

arrive

prepositions/no preposition - depending on the following words

arrive home

arrive in/on time

arrive on the 8 o'clock bus

Рисунок 2. Скринкаст схемы на онлайн-доске Miro

Фокус на развитие учебной автономии заключался в том, что в отличие от традиционной схемы, когда преподаватель объясняет теоретический материал на занятии, использовалась модель «перевернутого класса», когда первичное теоретическое освоение выносится на самостоятельную работу. Студент сам отвечает

за то, чтобы посмотреть скринкаст до занятия, решает, нужно ли ему делать записи в тетради, нужно ли ему останавливать и пересматривать определенные фрагменты видео несколько раз, то есть, в некотором роде, сам определяет построение своей образовательной траектории.

Интересно, как студенты реагировали на смену формата, поскольку в первом семестре у них была традиционная подача грамматики - меньше практических заданий на занятии и больше при самостоятельной работе. Более сознательные студенты (с изначально довольно высоким уровнем развитой автономии и успешные в учебе) сразу оценили такой способ подачи и возможность более эффективно перераспределять время на занятии. Например, следующий отзыв был получен от такого студента в конце семестра: "I think that it would be even better if video were used more often in explaining because sometimes it's easier to perceive information this way" (прим. - сохранена грамматика студента). / «Думаю, было бы лучше, если бы видео использовались чаще при объяснениях, поскольку иногда информацию легче воспринимать таким образом». При этом менее мотивированные и успешные студенты изначально были недовольны тем, что приходится брать больше ответственности за усвоение материала: "I liked the course very much, but I think you should remove videos as a homework and try to explain all the material at lessons" (прим. - сохранена грамматика студента). / «Мне очень понравился курс, но я считаю, что нужно убрать видео из домашних заданий и объяснять весь материал на занятии». Однако даже вторая группа студентов признала, что ими движет в большей степени лень. Им было привычнее, когда преподаватель объяснял все на занятии, но нравилось, что больше времени оставалось на выполнение практических и устных заданий. По их признанию, грамматические темы усваивались лучше, несмотря на то, что приходилось прикладывать значительные интеллектуальные усилия изначально и проявлять самостоятельность при планировании освоения материала. Именно так и формируется учебная автономия, хотя не всегда этот процесс проходит без усилий и некоторого сопротивления со стороны более инфантильных студентов.

Теперь обратимся к применению скринкастинга со стороны студентов. Для этого был выбран такой вид задания, как презентация по теме в модуле «Практика устной и письменной речи». Обычно студенты получают задание подготовить презентацию в MS PowerPoint и выступить с ней на занятии, после чего группа, готовившая презентацию, задает слушателям вопросы на проверку понимания, затем происходит обсуждение в группе, и, наконец, преподаватель дает обратную связь по выступлению. В данном случае задача студентов состояла в том, чтобы подготовить презентацию, записать скринкаст с голосовым сопровождением (причем каждый участник группы должен был озвучивать какую-то часть скринкаста), выложить презентацию на YouTube с вопросами или заданиями к ней. После этого преподаватель выкладывал ссылки на все презентации на сайте Moodle, и каждая группа должна была посмотреть другие презентации, в поле комментариев ответить на вопросы и дать обратную связь по качеству выполнения самой презентации. Студенты работали в группах по 2-3 человека, в которые могли объединяться по своему выбору.

На 3 курсе студенты готовили одну презентацию в стиле цифрового сторителлинга индивидуально, а в качестве обратной связи заполняли Google-форму. Были подготовлены презентации по следующим лексическим темам: «Путешествия» (см. https://www.youtube.com/watch?v=cT28oxaBnEg&t=1s), «Образы» (см. https://www.youtube.com/watch?v=kYzkCoOSyZY), «Реклама и продажи» (см. https://www.youtube.com/ watch?v=eMOv7-EOVC4&t=1s), «Цифровой сторителлинг» (см. https://www.youtube.com/watch?v=S-H6BozQ0vc). Скринкаст длился от 3 до 10 мин. и мог содержать слайды, голосовой комментарий и, в некоторых случаях, параллельную запись видео комментирующего (Рисунок 3). Перед каждой презентацией студентам давалось четкое задание, какие требования по содержанию, организации, форматированию, времени и лексико-грамматическому наполнению они должны учесть при подготовке скринкаста.

moral:

it's okay.

check if you know, don'be shy to ask some help.

r ice-cold drinks in

Рисунок 3. Скринкаст студенческой презентации

После загрузки скринкаста на YouTube можно отметить, что студенты с удовольствием комментировали и отвечали на комментарии по своим работам (Рисунок 4).

Также студенты 3 курса серьезно подошли к заполнению Google-формы с обратной связью на просмотренные презентации одногруппников (Рисунок 5).

На заключительном этапе все скринкасты с комментариями и обратной связью просматривал преподаватель, оценивал работу согласно озвученным заранее критериям, а также оставлял обратную связь для группы в комментариях на YouTube. У закадрового комментария оценивались такие параметры, как содержание

(отражение в нем аспектов, указанных в задании, уместность представленной информации, ясность изложения), планирование и структура комментария (структура высказывания, связность текста и использование средств логической связи, тщательность подготовки), языковое оформление речи (лексически и грамматически правильное оформление речи и разнообразие языковых структур, правильное произношение, верная интонация и беглый темп речи), подача информации (разборчивость речи, невербальные средства коммуникации, уверенность изложения), личный вклад каждого участника, если это было групповое задание (персональное время ответа каждого члена группы и соблюдение баланса, активное участие в обсуждении своего выступления, то есть ответы на вопросы в комментариях на YouTube, активное участие в обсуждении скринкастов других групп, то есть разнообразные вопросы и комментарии по содержанию просмотренных скринкастов).

Рисунок 4. Комментарии преподавателя и студентов под скринкастом на YouTube

Что касается визуальной части скринкаста, то оценивались содержание (отражение аспектов, указанных в задании, и уместность представленной в скринкасте информации), правильность (лексическое, грамматическое, орфографическое и пунктуационное оформление речи), организация материала, техническое оформление, общее время и объем скринкаста (соответствие требованиям к оформлению, указанным в методических указаниях к оформлению презентации для скринкаста).

Несомненно, подобный тип заданий идеален для развития учебной автономии. Студентам нужно самостоятельно разбиться на группы и определить роли (если осуществляется групповая подготовка скринкаста), распределить время так, чтобы уложиться в срок, подготовить презентацию, записать скринкаст и выложить его на YouTube (освоив Screencast-O-Matic, используя инструкцию, выданную преподавателем), договориться, как группа (если она есть) будет отсматривать и комментировать другие скринкасты (все вместе или каждый будет отвечать за 1-2 скринкаста и комментарии по ним). Ответственность практически за весь процесс и продукт лежит на самих студентах.

Это задание высокого уровня сложности и на начальных этапах некоторым студентам было сложно организоваться, о чем свидетельствует подобная обратная связь: "I personally don't really like working in a group or pair, because in such cases it's hard to find time when it is comfortable for everyone to get together and discuss the task, even online" (прим. - сохранена грамматика студента). / «Лично мне не очень нравится парная и групповая работа, потому что в таком случае сложно найти время, когда всем будет удобно собраться вместе и обсудить задание, даже онлайн». Однако в конечном счете студенты оценили подобные задания высоко, и на вопрос, чего бы они хотели видеть больше в курсе, был дан такой ответ: "And also speaking exercises. Maybe connected with the recording yourself like Digital story assignment or presentations" (прим. - сохранена грамматика студента). / «И еще разговорных заданий. Может, связанных с записью себя, как задание с цифровой историей и презентациями».

Как можно заметить, несмотря на то, что мы продемонстрировали применение скринкастинга в рамках одной дисциплины, он легко может быть экстраполирован на различные дисциплины как у студентов-лингвистов, так и у студентов других направлений. Причем это могут быть и курсы теоретического, и прикладного, и смешанного характера. Также скринкастинг сочетается с различными форматами работы: традиционными, дистанционными и смешанными, что делает его подходящим для реализации различных типов образовательных программ. Наконец, в любой из предложенных форм и форматов скринкастинг однозначно будет постепенно

способствовать развитию учебной автономии студента, что, как было отмечено в начале исследования, является одной из конечных целей при подготовке компетентного выпускника и молодого профессионала.

Questions Responses 0 Settings

I watched the 1 st digital story by *

Darya

What I can say about the 1 st story in terms of content & structure is *

i find the beginning of the story pretty intriguing. I was interested to get to know more about Dasha's trip. The main part with the description of the festival and her trip to that place was pretty well-structured. And in conclusion,! was delighted to get to know how she rated this event and what it meant to her. She said enough of ^formation about the festival and what she was able to see there.

What I can say about the 1 st story in terms of language (lexis, grammar, pronunciation) is *

i learned a couple of new words for myself as fairable (an attractive thing),to sleep a wink (don't sleep throughout throughout a long time) and to stick up (to spend a lot of time somewhere). The rest was quite understandable and the gramatical constructions wehe easyto understand.

What I can say about the 1 s1 story in terms of delivery and general impression is *

Mostly I quite enjoyed it. However, I wish I would be able to see Dasha's reactions,her emotions throughout storytelling to be mpre connected with it. Also, dasha's speech was a little bit hard to understand because of a scarcity of stressed parts of the sentence by Intonation.

Рисунок 5. Обратная связь на скринкаст одногруппников студентов 3 курса в Google-форме

Заключение

Итак, в процессе проверки эффективности билатерального применения скринкастинга в учебном процессе при работе со студентами-лингвистами были выявлены следующие преимущества:

- Расширяются возможности преподавания, так как можно вести не только традиционные занятия, но и внедрять элементы смешанного или дистанционного обучения, учить синхронно или асинхронно, использовать стратегию «перевернутый класс» в учебном процессе.

- Screencast-O-Matic позволяет более эффективно использовать время на аудиторном занятии: можно посмотреть видео с введением темы или презентации других обучающихся в качестве домашнего задания, а высвободившееся на занятии время использовать для дискуссий или дополнительной отработки материала.

- Появляются возможности для взаимного оценивания (peer review), например, обучающиеся могут обмениваться видео при обсуждении какой-либо темы или оставлять комментарии под видео друг друга на YouTube.

- Меняется темп и привычный формат представления теоретического материала и домашних заданий, что, как правило, положительно сказывается на мотивации обучающихся, учитывая, что большинство из них чувствует себя в цифровой среде очень комфортно (digital residents).

- Стимулируется творческий подход к выполнению заданий: обучающемуся приходится развивать новые навыки при работе с данным инструментом.

- Развиваются навыки командной работы у обучающихся, так как задание можно дать не одному человеку, а группе. Кроме этого, работа с инструментом Screencast-O-Matic учит грамотному распределению ролей: кто-то подготовит презентацию, кто-то запишет закадровый голос и т.д.

- Ничто так не способствует индивидуализации обучения, как возможность для обучающегося посмотреть видео с новым материалом несколько раз в спокойной обстановке дома, если не понял с первого раза, или для преподавателя записать персональный комментарий на определенную работу конкретного обучающегося.

- Если преподаватель уже работает с какой-либо системой управления обучением (LMS), то Screencast-O-Matic прекрасно интегрируется со многими из них (Moodle, Canvas, Google Classroom, Blackboard и др.).

- Сделав запись теоретического материала один раз, преподаватель экономит время и силы в дальнейшем, когда он просто делится ссылкой на материал или включает его на занятии.

Таким образом, наш вывод заключается в том, что скринкастинг - это эффективный метод развития навыков и умений учебной автономии студентов. Использовать его можно как со стороны преподавателя, так и студентов, однако стоит помнить, что учебная автономия не возникает сразу. Ее развитие - это последовательный процесс, требующий от преподавателя планомерного подхода и умения преодолеть первичное сопротивление некоторых студентов.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим, с одной стороны, в изучении новых возможностей применения скринкастинга в учебном процессе и повышении эффективности от его использования,

а с другой - в поиске и проверке других способов и инструментов для развития учебной автономии студентов-лингвистов.

Источники | References

1. Горутько Е. Н. Создание скринкастов для электронных учебных курсов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (г. Оренбург, 31 января - 2 февраля 2018 г.). Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2018.

2. Даниленко А. С., Шершнева В. А., Вайнштейн Ю. В. Ретроспектива и тенденции развития учебной автономии в образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/116PDMN619.pdf

3. Дробахина А. Н. Применение технологии скринкастинга в процессе обучения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2020. № 6 (69).

4. Жабина Л. В., Сувирова А. Ю. Использование скринкастов в работе преподавателя иностранного языка и в проектной работе студентов вузов по направлению «Реклама и связи с общественностью» // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3 (59).

5. Корозникова А. А. Сущность понятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. URL: https://e-koncept.ru/2016/86164.htm

6. Кузнецова Е. И., Торопова Е. Е. Организация самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 10 декабря 2015 г.): в 2-х т. Уфа: Аэтерна, 2015. Т. 1.

7. Лиличенко И. Г. Скринкаст как формат обучающего видео для наполнения курса в СДО Moodle // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.): в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2020. Т. 1.

8. Михайлов С. Н. Технологии разработки учебного скринкаста // Научное мнение. 2015. № 6-2.

9. Одинокая М. А., Ильина Г. А. Роль скринкастов в обучении иностранному языку // Инновационные тенденции развития системы образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 11 июня 2017 г). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017.

10. Сидляр М. Ю. Свободное программное обеспечение для скринкастинга и его использование при проектировании электронного учебного пособия // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2014. № 2 (24).

11. Тусупбекова А. Ж. Использование модели «перевернутый класс» при организации учебного процесса по химии // Ratio et natura. 2020. № 2 (2).

12. Allen S. J., Rosch D. M., Riggio R. E. Advancing Leadership Education and Development: Integrating Adult Learning Theory // Journal of Management Education. 2021. Vol. 46. Issue 2.

13. Bush J. C. Using screencasting to give feedback for academic writing // Innovation in Language Learning and Teaching. 2021. Vol. 15. Issue. 5.

14. Carcamo B., Perez C. Toward Autonomous Learning: Exploring the Impact of Participating in an Online Second Language Learning Course // International Journal of Information and Education Technology. 2022. Vol. 12. № 5.

15. Nguyen S. V., Habók A. Non-English major students' perceptions of aspects of their autonomous language learning // Language Learning in Higher Education. 2022. Vol. 12. № 1.

16. Sustainable Development Goals. 2015. URL: https://www.undp.org/sustainable-development-goals

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Uslu N. A., Durak H. Y. Predicting learner autonomy in collaborative learning: The role of group metacognition and motivational regulation strategies // Learning and Motivation. 2022. Vol. 78.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Ведерникова Юлия Витальевна1, к. филол. н., доц. Аниськина Наталья Владимировна2, к. пед. н. 1 2 Тольяттинский государственный университет

Vedernikova Yuliya Vitalyevna1, PhD Aniskina Natalya Vladimirovna2, PhD 1 2 Togliatti State University

1 vedernikova.julia@gmail.com, 2 aniskinanv@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.06.2022; опубликовано (published): 25.07.2022.

Ключевые слова (keywords): учебная автономия; студенты-лингвисты; скринкастинг; электронное обучение; обучение иностранному языку; learner autonomy; linguistic students; screencasting; e-learning; foreign language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.