Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА'

РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / САМОСОЗНАНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яшкин М.А., Панфилов А.Н.

В данной статье рассматриваются особенности потребностей в личностном росте подростков в возрасте 14 -15 лет. Даются различные трактовки понятия «личностный рост», его основные критерии, так же даётся описание особенностей личностного роста в подростковом возрасте. Описывается процедура проведения эмпирического исследования потребностей в личностном росте у «старших» подростков при помощи анкетирования и последующим анализом результатов методом контент - анализа, на основе полученных данных формулируются соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL GROWTH REQUIREMENTS IN TEENAGERS

This article examines the special needs in the personal growth of adolescents aged 14-15 years. Various interpretations of the concept of "personal growth", its main criteria, as well as a description of the characteristics of personal growth in adolescence are given. The procedure for conducting an empirical study of the needs for personal growth in "older" adolescents using questionnaires and the subsequent analysis of results by the method of content analysis is used, based on the obtained data, appropriate conclusions are formulated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

Таким образом, все большее число балетмейстеров начинают обращаться к хореографическому творчеству хакасов. Безусловным плюсом для развития хакасского танца на сегодняшний день является повышение интереса к нему со стороны молодых хореографов и появление достаточно большого количества детских и юношеских ансамблей, занимающихся его изучением и исполнением.

Использованные источники:

1.Ансамбль «Жарки». Воспоминания балетмейстера. - Абакан: Хакасское отделение Крсноярского кн.изд., 1990. - 120 с.

2.Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. - 233 с.

ЗХакасская республиканская филармония [Электронный ресурс]. URL: http://filarmonia.khakasnet.ru/Ulger.html (дата обращения: 11.11.2016).

УДК 159.9

Яшкин М.А. студент

4 курс, факультет «Психологии и педагогики» Елабужский Институт Казанского (Приволжского)Федерального Университета

Россия, г. Елабуга Научный руководитель: Панфилов А.Н. кандидат педагогических наук

доцент

РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО

РОСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности потребностей в личностном росте подростков в возрасте 14 -15 лет. Даются различные трактовки понятия «личностный рост», его основные критерии, так же даётся описание особенностей личностного роста в подростковом возрасте. Описывается процедура проведения эмпирического исследования потребностей в личностном росте у «старших» подростков при помощи анкетирования и последующим анализом результатов методом контент - анализа, на основе полученных данных формулируются соответствующие выводы.

Ключевые слова: личностный рост, самоактуализация, личностноеразвитие, подростковый возраст, критерии личностного роста, самосознание, потребность в личностном росте у подростков,

Yashkin MA student

4 year, Faculty of Psychology and Pedagogy Elabuga Institute of the Kazan (Privolzhsky) Federal University

Russia, Elabuga city Scientific adviser: Panfilov AN

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences DEVELOPMENT OF PERSONAL GROWTH REQUIREMENTS IN

TEENAGERS

Annotation: This article examines the special needs in the personal growth of adolescents aged 14-15 years. Various interpretations of the concept of "personal growth", its main criteria, as well as a description of the characteristics of personal growth in adolescence are given. The procedure for conducting an empirical study of the needs for personal growth in "older" adolescents using questionnaires and the subsequent analysis of results by the method of content analysis is used, based on the obtained data, appropriate conclusions are formulated.

Key words: personal growth, self-actualization, personal development, adolescence, criteria of personal growth, self-awareness, the need for personal growth in adolescents,

Введение

Подростковый возраст один из наиболее важных возрастных периодов в жизни каждого человека, ведь именно в данном возрасте происходит формирование, «закладка» фундамента для развития основных значимых качеств его личности. Примечателен период подростковости тем, что на всей его протяженности, подросток проходя через психологические барьеры, противоречия, сильнейшие эмоциональные переживания, набирая опыт через собственные осознания, многочисленные сопротивления окружающего мира, собственные внутренние противоречия «создаёт образ себя» - на всём протяжение этого нелёгкого пути он интенсивно растёт во всех сферах собственной жизни. Какого же рода потребности заставляют его личностно расти? Какие мотивы он преследует? В данном исследовании мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Целью данного исследования является выявление характера потребностей личностного роста у подростков.

Задачи:

4. Выявление психолого - педагогической характеристики понятии «личностный рост»;

5. Определение основных критериев личностного роста в подростковом возрасте;

6. Изучить особенности личностного роста у «старших» подростков посредством анкетирования и последующего анализа результатов при помощи метода контент - анализа.

Понятие личностного роста в психолого - педагогических исследованиях.

«Личностный рост» - является достаточно широким и неоднозначным понятием, в психологической науке существует так же не малое количество определений и различных «эквивалентов» данного понятия. Представители бихевиористического направления такие как Ф.Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер утверждали ,что личностный рост - это приобретение навыков и

опыта в процессе социально - психологического взаимодействия человека и социальной среды для выстраивания наиболее продуктивных отношения [3]. З. Фрейд в собственной психоаналитической теории определяет процесс личностного роста как развитие у человека сексуальной энергии «либидо» и прохождение его через стадии психосексуального развития [7]. А. Адлер -основатель индивидуальной теории личности, считал, что источник личностного развития кроется в стремлении человека преодолеть чувство собственной неполноценности [1]. Л.С. Выготский - известный отечественный психолог - педагог личностный рост заменял понятием «самовоспитание», он говорил, что человек не нуждается в воспитательных воздействиях со стороны, его не нужно «подгонять», приспосабливать к рамкам, условиям социальной среды, а необходимо сформировать личность, которая самовоспитывается и выходит за рамки социальных требований [2]. С точки зрения психологов -гуманистов, наиболее известными из которых являются А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй - человеческая сущность заключена в стремлении к личностному росту, творчеству и самодостаточности, человек от рождения совершенен и имеет способность к саморазвитию [5].

Критерии личностного роста у подростков

Подростковый возраст - период кардинальных изменений во всех сферах жизни ребёнка - как в физиологии, так и в психических процессах и психологии. Период подросткового возраста характеризуется так же появлением у ребёнка различных психических новообразований, центральным из которых является интенсивный рост уровня самосознания. Подросток создаёт для себя определённый идеал личности, наполняя его ценимыми качествами, которые «заимствует» у значимых для него людей. Он сверяет построенный идеальный образ с собственными качествами - в результате возникает конфликт между желаемым образом и теми качествами, которые имеет подросток на данный момент. Ситуация несоответствия образов заставляет ребёнка стремиться овладеть теми качествами, которые присущи идеальному образу, поэтому подросток начинает упорно, прилагая колоссальные усилия воли заниматься различной деятельностью для развития желаемых качеств, получения навыков, знаний

[4].

К. Роджерс считал, что рост и развитие личности происходит в рамках той деятельности, которая наиболее характерна возрастному периоду, в котором находится на данный момент человек, так же внутреннего желания, стремления заниматься этой деятельностью [6]. Л.С. Выготский выделял группы основных интересов подростков, так называемых доминант, в которые включил эгоцентрическую (состоит в интересах подростка к собственной личнос); доминанту дали (установка подростка на большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем текущие, сегодняшние); доминанту усилия (сильная тяга к волевому напряжению, приложению усилий, сопротивлению в каких - либо аспектах жизни);

доминанту романтики (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму) [2].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что особенности личностного развития и роста можно пронаблюдать в деятельности подростка, а так же мотивах, которые побудили его на эту самую деятельность.

Изучение особенностей личностного роста в подростковом возрасте

Для изучения мотивов, которые лежат в основе деятельности подростков по развитию собственных личностных качеств нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 40 подростков -учащихся школ в г. Елабуга в возрасте 14 - 15 лет. Респондентам был задан вопрос « Для чего ты развиваешь собственные личностные качества?», далее ответы подростков были проанализированы при помощи метода контент -анализа для выявления наиболее встречающихся мотивов. Ниже представлена таблица с наиболее встречающимися категориями ответов (см. табл. 1):

Таблица 1.

Наиболее встречающиеся категории ответов респондентов на вопрос _«Для чего ты развиваешь собственные личностные качества».

Категории (ответы) Частота встречаемости Ранг В % соотношении

«Хочу стать лучше» 6 2 15%

«Не знаю» 6 2 15%

«Хочу быть на равне со 4 4 10%

всеми»

«Получение 1 6 2,5%

положительных эмоции»

«Пригодятся в работе» 3 5 7,5%

«Быть лучше других, 6 2 15%

отличаться»

«В будущем пригодится» 5 3 12,5%

«Хочу быть образованным» 9 1 22,5%

Как показывают данные таблицы - по частоте встречаемости первое место занимает пункт «хочу быть образованным» - наблюдается у 22,5% опрошенной выборки респондентов; далее, по частоте встречаемости идёт -«хочу стать лучше» - наблюдается у 15% опрошенных, такая же частота и у пункта «быть лучше других, отличаться», «не знаю»; следующим идёт пункт «в будущем пригодится» - 12,5%; затем - «хочу быть на равне со всеми» -10%; далее - «пригодится в работе» - 7,5% и самым последним оказался пункт «получение положительных эмоций» - 2,5%.

Так, исходя из полученных данных, мотивы, которые заставляют большинство «старших» подростков развивать собственные личностные качества связанны со стремлением иметь высокий уровень образования;

достаточно распространёнными являются и мотивы, которые связаны со стремлением выделиться среди сверстников, обрести индивидуальность; не мало подростков считают, что развивать качества собственной личности нужно исходя из мыслей о том, что «в будущем пригодится» определённое качество, умение, навык. Меньшую популярность набрали следующие мотивы: это мотивы, связанные с профессиональным будущим «в работе пригодится», так же желание не выделяться, быть «на равне со всеми» и мотив получения положительных эмоций от самого процесса собственного развития.

Использованные источники:

1.Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека - М.: Академический проспект, 2017 - 243с.;

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. Давыдова В.В - М.: Педагогика, 1991 - 480 с.

З.Зиглер Д., Хьел Л. Теории личности - СПб: Питер, 2017 - 608 с. - (Серия «Мастера психологии»);

4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл психологии человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Юрайт, 2010 - 464 с.

5.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г. А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 2007 - 425 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.