РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ
ART ПЕДАГОГИКИ Нигматова М.М.1, Мирзаева Д.Ш.2 Email: Nigm [email protected]
1Нигматова Мавджуда Махмудовна - старший преподаватель;
2Мирзаева Дильфуза Шавкатовна - преподаватель, кафедра дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: творчески мыслящий человек способен быстро решать поставленные перед ним задачи, более эффективно преодолевать трудности, ставить новые цели, обеспечивать себе свободу выбора. Творческую личность дошкольного возраста можно воспитать с помощью современных научных знаний -художественной педагогики. Сфера художественной педагогики - это применение различных видов искусства в педагогической и коррекционной работе. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием творчески активной личности дошкольников посредством художественной педагогики. Ключевые слова: творчество, искусство, образование, развитие, динамическая гибкость.
DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH THE HELP
Nigmatova M.M.1, Mirzaeva D.Sh.2
1Nigmatova Mavjuda Makhmudovna - Senior Lecturer; 2Mirzaeva Dilfuza Shavkatovna - Lecturer, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: а creatively thinking person is able to quickly solve the tasks assigned to him, more effectively overcome difficulties, set new goals, and provide himself with freedom of choice. A creative personality ofpreschool age can be brought up with the help of modern scientific knowledge - artistic pedagogy. The sphere of art pedagogy is the application of various types of art in pedagogical and correctional work. The article discusses issues related to the development of a creatively active personality ofpreschoolers through artistic pedagogy. Keywords: creativity, art, education, development, dynamic flexibility.
Человеческое творчество - не новая тема для изучения учеными. Природа человеческих способностей всегда вызывала у людей большой интерес. Раньше в обществе не было особой необходимости осваивать искусство. В прошлом общество не пыталось понять особые потребности творческих людей. Таланты проявлялись сами по себе. Люди спонтанно создавали произведения искусства, совершали научные открытия и изобретения, тем самым удовлетворяя потребности развивающейся человеческой культуры. В современных условиях ситуация кардинально изменилась. Это требует от общества адаптации к новым условиям времени, творческого подхода к решению больших и малых проблем, а не обычного поведения, динамичного, гибкого мышления или знания современного искусства.
Для человека гармония - это баланс эмоций, чувств, физических сил и социальных явлений. Человечество настолько погружено в изобретения новейших технических и информационных продуктов, что совершенно забыло о духовной составляющей. Без искусства и красоты невозможно существование мира. Эта тенденция касается и современных дошкольников, которых с малых лет стремятся обучить бухгалтерии, письму, экономике, но забывают, про то, что действительно нужно ребенку. В современных социокультурных условиях, когда идет непрерывный процесс реформирования всей системы образования, дошкольное образование также претерпело существенные изменения.
В настоящее время сфера дошкольного образования строится на основе недавно принятых нормативных документов. Творчески мыслящий человек способен быстро решать поставленные перед ним задачи, более эффективно преодолевать трудности, ставить новые цели, обеспечивать себе свободу выбора. Творческую личность дошкольного возраста можно воспитать с помощью современных научных знаний -художественной педагогики. Сфера художественной педагогики - это применение различных видов искусства в педагогической и коррекционной работе, а также адаптация и социализация человека посредством художественной, эстетической и творческой деятельности. Художественная педагогика возникла на стыке двух областей педагогики и истории искусства. Суть художественной педагогики заключается в следующем:
во-первых, в процессе обучения и воспитания у человека расширяется восприятие искусства и его видов; во-вторых, приобретение практических навыков в различных видах художественной деятельности; в-третьих, социокультурный опыт человека расширяется с помощью различных видов искусства; в-четвертых, исправить различные психологические и социальные проблемы.
Использование художественной педагогики - это возможность создать гармоничный эмоциональный мир ребенка, развить его творческий потенциал. Таким образом, художественная педагогика формирует различные способы, которыми ребенок попадает в окружающий его мир, мир образов и звуков, мир ценностей и обычаев, благодаря различным видам искусства.
Цель художественной педагогики - воздействовать на чувства, эмоции, нравственные качества ребенка через различные эмоции.
Следует отметить, что понятие «художественная педагогика» в педагогической науке сегодня не имеет четкого определения. Однако педагогическое научное сообщество ищет инновационные технологии в системе образования и все чаще использует инструменты и технологии художественной педагогики в практической и исследовательской деятельности. Исследователи и практики создают систему культурных и этических норм, основанную на синтезе психологии, педагогики, истории искусств, культурологии, которая развивается в сфере образования и имеет образовательный потенциал.
Художественная педагогика сочетает художественное развитие и эстетическое воспитание и открывает образовательному процессу новые перспективы развития, т.е.помогает человеку найти себя, понять гармонию и красоту мира, а также выработать ценностные ориентации. Как и в любой области педагогики, у художественной педагогики есть свои цели: познакомить человечество с миром искусства и заложить основы нравственной культуры. Художественная педагогика решает следующие задачи:
• создание новых технологий в образовательном процессе;
• развитие социокультурного опыта ребенка;
• коррекционная работа художественными средствами;
• хранение культурного наследия.
Проблема подготовки профессиональных педагогов в дошкольных образовательных учреждениях связана с рядом причин целевого, материального и технологического характера.
Организуя учебный процесс на основе конкретной учебной программы, учителя часто используют локализацию или дифференциацию по статусу задач для творческого развития детей посредством художественной педагогики. Локализация целеполагания осуществляется, как правило, при реализации частичных программ дошкольного образования в формате предоставления дополнительных образовательных услуг. Но дополнительное образование распространяется не на всех детей; При статусе дифференцирующих заданий многих учителей, учитывая современные потребности общества, задачи познавательного развития становятся приоритетными, а задачи развития личности дошкольника посредством художественной педагогики занимают второе место.
Проблема отношения родителей к использованию художественной педагогики в развитии и воспитании детей связана с существующим отношением и позицией родителей. Современные родители стремятся к тому, чтобы их дети были здоровыми, успешными и умными. Творческое развитие ребенка одобряется и поддерживается многими родителями, но не является приоритетом в век информационных технологий и социальных требований. Многие родители посещают занятия по художественной педагогике как развлечение, как дополнительное свободное время и как удобное для ребенка время. В иерархии важных и многообещающих достижений детей родители не ставят во главу угла их творческое выражение, полагая, что, если у ребенка нет определенных способностей, его развитие поможет ему добиться успеха. Родители не обладают достаточной информацией, а некоторые не знают о возможностях художественной педагогики в воспитании детей. По словам родителей, эти вопросы связаны не с их обязанностями, а с обязанностями воспитателей. Такая общая идея создает условия для однобокого развития траектории личностного развития ребенка.
ART педагогика - это новаторский феномен педагогики, ориентированный на практику, в которой личностное развитие, воспитание и обучение ребенка осуществляется с помощью искусства. Методы художественной педагогики сосредоточены на эмоциях ребенка, помогают ему выражать и познавать себя, приобретать опыт общения и совместной работы, развивать коммуникативные навыки, творческие способности и воображение, а также способствуют расслаблению.
Список литературы /References
1. Shavkatovna Dilfuza Mirzaeva (2021). Art-pedagogical technology in the development of the fine activity of elder preschool children. Middle European Scientific Bulletin, 11.
2. Nigmatova M.M., Mirzayeva D.Sh. ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION // Проблемы науки № 4(63), 2021.
3. Mirzayeva S.D. Innovative approaches to Teaching and Upbringing in Pre-School Institutions // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 10.
4. Нигматова М.М., Умарова Г. У. Влияние информационного пространства на развитие познавательных творческих способностей дошкольников // Academy. 63 (№ 12), 2020. 67-70.
5. Nigmatova Mavjuda Mahmudovna. Improving the preschool education system from the perspective of the age values of children. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR).Vol 10. Issue 1, January, 2021. Pp. 182-185.
6. Nigmatova Mavjuda Mahmudovna. (2021). Reasons for Personal Change of Modern Preschool Children. Middle European Scientific Bulletin. 10(1). https://doi.org/10.47494/mesb.2021.10.359.
7. Турдиева Г., Хотамова Д. Возможности программного обеспечения dreamweaver для создания образовательных сайтов // Научно-методический журнал "ACADEMY". № 5 (44), 2019.
8. Nigmatova Mavjuda Makhmudovna. The role of artpedagogy in the growth of new generation.Author links open overlay. Received 13. April 2021, Published 13 April, 2021.
9. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy, 2019. № 12 (51).
10. Тураева Г.Х. ПРОБЛЕМЫ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК // Universum: технические науки, 2020. № 10-1 (79).
11. Буронова Г.Ё., Атаева Г.И. Преимущества использования метода учебного проекта в процессе обучения // Проблемы науки, 2020. № 8. С. 56.