Научная статья на тему 'Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения'

Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аптикиев А. Х.

Изучено понятие творческой индивидуальности студента, определены ее компоненты. Исследовано влияние педагогического краеведения на развитие творческой индивидуальности студента, выявлены средства педагогического краеведения. Предложены педагогические условия и структурно-функциональная модель развития творческой индивидуальности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STUDENT CREATIVE INDIVIDUALITY BY MEANS OF PEDAGOGICAL LOCAL HISTORY

The concept of the student creative individuality is studied, its components are defined. Influence of pedagogical local history on development of the student creative individuality is investigated, means of pedagogical local history are revealed. Pedagogical conditions and structurally functional model of development of the student creative individuality are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения»

Аптикиев А.Х.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: albert-aptikiev@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Изучено понятие творческой индивидуальности студента, определены ее компоненты. Исследовано влияние педагогического краеведения на развитие творческой индивидуальности студента, выявлены средства педагогического краеведения. Предложены педагогические условия и структурно-функциональная модель развития творческой индивидуальности студента.

Ключевые слова: творческая индивидуальность, компоненты творческой индивидуальности, педагогическое краеведение, средства педагогического краеведения, педагогические условия развития творческой индивидуальности студента, структурно-функциональная модель раз-

вития творческой индивидуальности студента.

Произошедшие социокультурные, экономические преобразования в российском обществе, вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетным становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируются проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Педагогическое краеведение, выступая источником и средством воспитания творческой индивидуальности, способствует развитию творческой индивидуальности личности будущего специалиста.

Педагогическое краеведение способствует развитию положительного отношения к учительскому труду, педагогической науке. Изучение педагогической деятельности известных учителей края развивает педагогическую культуру. Включение студентов в творческую деятельность по освоению педагогического опыта конкретизирует содержание педагогического образования с учетом местных социокультурных особенностей, адаптирует специалистов к профессиональной деятельности в условиях региона. Но в практике педагогических вузов образовательный потенциал педагогического краеведения используется слабо, что подчеркивает актуальность проблемы развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Анализ научных исследований свидетельствует о том, что отдельные аспекты данной проблемы изучаются многими авторами. Теоретическая интерпретация понятия «индивидуальность» отражена в исследованиях Н.А. Бердяева, И.И. Резвицкого, П. Флоренского, М. Хайдеггера. Специфика творческой индивидуаль-

ности раскрывается в работах М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.Б. Мириманова, А.Г. Асмолова, В.А. Белова. Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И. Загвязинского, В.Г. Рындак, Я.А. Пономарева, А.Н. Лука, Н.М. Яковлевой. Раскрытию психологических аспектов проявления индивидуальности в продуктах творческой деятельности уделяли внимание представители общей психологии А.А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг. Теоретические исследования Г.В. Аверкиевой, П.В. Иванова, Л.В. Смирновой, О.В. Терехиной рассматривают педагогическое краеведение как средство развития общепедагогических умений и подготовки будущих [1], [2], [3], [4], [5], [6].

Однако, при всей безусловной значимости упомянутых исследований, проблема развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения в педагогической науке представлена недостаточно. В частности, мало изучен образовательный потенциал педагогического краеведения, не систематизирован опыт его использования в аспекте творческого развития личности. Данные обстоятельства приводят к тому, что значительные потенциальные возможности педагогического краеведения как средства развития творческой индивидуальности студента, пока не реализованы в полной мере из-за существующих противоречий между: объективной потребностью общества в личности, обладающей творческой индивидуальностью, и недостаточным уровнем ее развития у студентов педагогического вуза; потенциальными возможностями педагогического краеведения и недостаточным использова-

нием их в развитии творческой индивидуальности (в образовательном процессе).

Мы придерживаемся точки зрения современных ученых, рассматривающих педагогическое краеведение как отрасль общего краеведения и область историко-педагогических знаний об особенностях развития педагогической культуры края, о познании, сохранении и использовании ее ценностей в практической деятельности (Г.В.А-веркиева, Л.В.Смирнова, О.В. Терехина) [1], [5], [6]. Педагогическое краеведение включает сведения об учительском труде, о системе образования в крае, о педагогическом творчестве и опыте учителей края. Освоение студентом данных педагогических ценностей и перевод их в личностное достояние, позволят ему в дальнейшем реализовать свой, присущий только ему, неповторимый стиль образовательной деятельности и поведения.

Проблема нашего исследования заключается в поиске и научном обосновании структуры, содержания и методов организации процесса развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения. Приоритетной целью нашего исследования являлась попытка обосновать структурно-функциональную модель развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения. Мы предположили, что развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения в образовательном процессе вуза будет эффективным если: осуществлено изучение и использование образовательного потенциала педагогического краеведения; обеспечена взаимосвязь образовательного потенциала педагогического краеведения и развития творческой индивидуальности студентов; выявлены педагогические условия развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе -поисково-подготовительном собиралась информация о сущности творческой индивидуальности студента, особенностях ее проявления, выявление наиболее эффективных средств и форм развития творческой индивидуальности студента. На втором этапе выполнялся констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития творческой индивидуальности студентов в рамках традиционной организации образовательного процесса; определялись сущностные

особенности творческой индивидуальности студента, а также разрабатывалась и апробировалась теоретическая модель процесса развития творческой индивидуальности студентов в ходе подготовки методических рекомендаций развития творческой индивидуальности студента в содержательном контексте педагогического краеведения (на материале Оренбургской области). На заключительном этапе экспериментального исследования проверялась эффективность разработанной модели развития творческой индивидуальности студента в ходе проведения контрольного эксперимента, осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что уточнены содержание и структура понятия «творческая индивидуальность студента» как результата образовательной деятельности по развитию неповторимых, лич-ностно значимых качеств, реализующихся средствами педагогического краеведения и соединяющего в себе мотивационный, деятельностный, интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты. Творческая индивидуальность студента определяется нами как личностное качество, которое проявляется в нестандартных способах учебной деятельности; самостоятельном и независимом поведении в учебных ситуациях.

Нами были выявлены средства педагогического краеведения, способствующие развитию творческой индивидуальности студентов: актуализация творческой деятельности студентов посредством изучения педагогического опыта; оптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельности; активизация психолого-педагогических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации. Также нами были обоснованы педагогические условия развития творческой индивидуальности студента (мотивация творческого саморазвития студентов; педагогическая систематизация краеведческого материала; использование творческих методов и форм включения студентов в поисковую педагогико-краеведческую деятельность).

Теоретическая значимость исследования заключается: в разработке и апробации структурно-функциональной модели развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения, отражающей логику и внутреннюю динамику исследуемого про-

цесса; в выявлении и обосновании принципов развития творческой индивидуальности: методологические (историзма; культуросообразнос-ти; персонализации; развития личности в деятельности); дидактические (систематичности и последовательности изложения материала; доступности; сознательности и активности; связи теории с практикой); в выделении уровней (кре-ативно-моделирующий, адаптивный и репродуктивный) и уровневых показателей, позволяющих своевременно корректировать процесс развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Практическая значимость исследования состоит в следующем. Разработана программа «Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения», дополняющая и конкретизирующая курс общей педагогики педагогико - краеведческим материалом и отражающая цели и последовательные действия по развитию творческой индивидуальности студентов. Выявлены критерии и соответствующие показатели творческой индивидуальности, позволяющие своевременно корректировать процесс развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведении. Разработано методическое обеспечение организации процесса обучения, направленного на развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения (методика определения уровня развития творческой индивидуальности студентов, комплекс творческих заданий).

Результаты нашего исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. Творческая индивидуальность студента есть результат образовательной деятельности по развитию неповторимых, личностно значимых качеств, реализующихся средствами педагогического краеведения и соединяющий в себе мотивационный (направленность на профессию учителя и развитие индивидуальных творческих способностей), деятельностный (активная творческая позиция в поисковой педагогикокраеведческой деятельности), интеллектуальный (развитие творческих способностей, глубокие знания, умения и навыки) и эмоциональноволевой (осознание личностной и профессиональной значимости педагогического краеведения) компоненты. Нами были выделены следующие уровни развития творческой индивиду-

альности студента: креативно-моделирующий, адаптивный и репродуктивный.

2. Средствами педагогического краеведения по развитию творческой индивидуальности студента выступают: оптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельности студентов, активизация социально-психологических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации в процессе изучения педагогического краеведения, актуализация творческого потенциала студентов посредством изучения педагогического опыта.

3. Разработанная нами структурно-функциональная модель развития творческой индивидуальности студента базируется на изучении и использовании средств педагогического краеведения (актуализация творческой деятельности студентов посредством изучения педагогического опыта; оптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельности; активизация психолого-педагогических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации); на взаимосвязи образовательного потенциала педагогического краеведения и развития творческой индивидуальности студентов.

4. Эффективность процесса развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения обеспечивают педагогические условия: мотивация творческого саморазвития студента; педагогическая систематизация краеведческого материала; использование творческих методов и форм включения студентов в поисковую педагогико - краеведческую деятельность.

Личный вклад автора состоит в осуществлении теоретического анализа проблемы развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения; выявлении средств педагогического краеведения (оптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельности студентов; активизация социально-психологических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации в процессе изучения педагогического краеведения; актуализация творческого потенциала студента посредством изучения педагогического опыта); организации и проведении опытно-экспериментальной работы и систематизации полученных данных.

18.02.2011

Список литературы:

1. Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук.- Архангельск, 1996. - 23 с.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь.- Собр. Соч.: В 6-ти т.т. Т.2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

4. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1987. - 140 с.

5. Смирнова Л.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: автореф. дис. канд. пед. наук.- Кострома, 1992. - 24 с.

6. Терехина Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук.- М, 1996. - 23 с.

Сведения об авторе:

Аптикиев Альберт Хуснутдинович, доцент кафедры истории, методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, e-mail: albert-aptikiev@mail.ru

UDC 378.4(06)

Aptikiev A.H.

Orenburg state pedagogical university E-mail: albert-aptikiev@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE STUDENT CREATIVE INDIVIDUALITY BY MEANS OF PEDAGOGICAL LOCAL HISTORY

The concept of the student creative individuality is studied, its components are defined. Influence of pedagogical local history on development of the student creative individuality is investigated, means of pedagogical local history are revealed. Pedagogical conditions and structurally functional model of development of the student creative individuality are offered.

Key words: creative individuality, components of creative individuality, pedagogical local history, means of pedagogical local history, pedagogical conditions of development of the student creative individuality, structurally functional model of development of the student creative individuality.

Bibliography:

1. Averkieva G.V. Usage of pedagogical local history in training of the future teacher: author’s abstract of diss. of pedag. sciences. - Arkhangelsk, 1996.-23 p.

2. Berdyaev N.A. Philosophy of free spirit. - M: Republic, 1994. - 480 p.

3. Vygotsky L.S. Mental activity and speech. - The collection of works: In 6 volumes. V.2. Problems of the general psychology. / Ed. by V.V.Davidov. - M: Pedagogics, 1982. - 504 p.

4. Zagvjazinsky V.I. Development of pedagogical creativity of teachers. - M: Knowledge, 1987.140p.

5. Smirnova L.V. Pedagogical local history as means of training of students to educational work at school: author’s abstract of diss. of pedag. sciences. - Kostroma, 1992.-24 p.

6. Terekhina L.A. Formation of pedagogical culture of the future teacher in process of general pedagogical training: author’s abstract of diss. of pedag. sciences. - M, 1996.-23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.