Научная статья на тему 'Развитие творческой активности курсантов в процессе проектной деятельности'

Развитие творческой активности курсантов в процессе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CADETS / EDUCATION / PROJECT ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурков М.А.

В статье рассмотрены аспекты развития творческой активности курсантов в рамках проектной деятельности, предложены пути совершенствования рассматриваемого вопроса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article aspects of development of cadets' creative activity within the framework of project activity are considered, ways of improving the considered issue are suggested.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой активности курсантов в процессе проектной деятельности»

чужим работам и воспитания ответственности за свои суждения, свои высказывания. У студентов с помощью подобных заданий формируется такая инструментальная компетенция как «возможность интерпретировать методическую информацию, чтобы на ее основе строить суждения, предполагающие оценку методических ситуаций на уроках в начальной школе».

Список литературы

1. Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб.: Пневма,1999

2. Акоева Н.Б. Инновационные формы работы в обучении студентов-музееведов // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 2 (65). С. 125-129.

3. Басова В.М., Веричева О.Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 167-171.

4. Ахметова А.Р., Галеева М.А. Организационные и учебные новации в советской школе 1920-х гг. (на примере республики Татарстан) // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 7. С. 336-339.

5. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Как формировать естественнонаучную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 31-36.

6. Лысов Н.А. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 4. С. 183-185.

Сурков М.А.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВУНЦВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: курсанты, образование, проектная деятельность, творческая активность.

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты развития творческой активности курсантов в рамках проектной деятельности, предложены пути совершенствования рассматриваемого вопроса.

Key words: cadets, education, project activity, creative activity.

Abstract. In the article aspects of development of cadets' creative activity within the framework of project activity are considered, ways of improving the considered issue are suggested.

Один из главных процессуальных компонентов творческой деятельности курсанта - способность к развитию. Исследования по методу «креативного поля» Д. Б. Богоявленской позволили установить, что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой его стадии, что судьба процесса зависит от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей или познание само есть цель. В первом случае процесс обрывается, как только решена задача. Во втором, напротив, он развивается, обнаруживая феномен самодвижения, который приводит к выходу за пределы заданного и позволяет увидеть «непредвиденное» [1].

Результативная составляющая творческой деятельности включает в себя качество создаваемого продукта, появление новообразований личности и оценочный компонент. Продукт, получаемый курсантами в результате осуществления проектной деятельности, характеризуется целым рядом признаков: новизна (объективная или субъективная), оригинальность (нестандартность, нешаблонность), конструктивность (способность трансформировать полученный продукт в более сложную модель деятельности), рациональность (экономичность и простота решения, несложность, доступность при оптимальном способе получения продукта) и ценность полученного результата для личности (семантическая, функциональная). В результативной составляющей мы выделяем оценочный, измерительный компонент. В психологии творчества оценка выделена как специальный компонент Дж. Гилфордом. Трудно не согласиться с A.M. Матюшкиным, который отмечает, что все сложные психологические структуры исполняют роль измерителей, мерок, с помощью которых человек оценивает окружающий мир, других людей и самого себя [2].

На основе оценки делается выбор и принимаются решения, что обусловлено функцией самопреобразования проектной деятельности курсанта. Наличие оценочного компонента обеспечивает уверенность курсанта в самом себе, в своих способностях, в своих решениях. Способность к оценке включает в себя и возможность понимания

развития, как собственной мысли, так и чужих мыслей, действий и поступков. В ходе понимания осуществляется поиск связи между элементами материала, обусловленной их отношением к стоящей задаче, что ведет к выявлению проблем. Осмысление материала в системе его внутренних взаимосвязей позволяет курсанту определить суть возникших затруднений. Осознание понятого тогда составляет ведущее звено в саморегуляции творческого процесса в логике проекта.

Таким образом, в содержании проектной деятельности курсанта выделяются составляющие: смыслообразующая, содержательная, процессуальная и результативная [3-4].

Смыслообразуюшая характеризует состав и структуру мотивации проектной деятельности, а также отношение к деятельности, проявляющееся в активности личности в ней.

Содержательная характеризует объем, качество и действенность средств деятельности.

Процессуальная составляющая определяет характер проектной деятельности курсанта, а результативная - качество и оценку конечного результата деятельности. Их взаимодействие обеспечивает реализацию функций деятельности в логике проекта: самореализации, самопреобразования, адаптации, рефлексии и поиска.

Технологией осуществления проекта предусмотрены подготовительный, основной и заключительный этапы, на каждом из которых решаются определенные задачи, определяется характер деятельности участников. В процессе реализации моделируются четыре фазы развития деятельности курсантов в логике учебного проекта: первая фаза - аналитическая. Включает в себя аналитический, целевой этапы. Она характеризуется способностью курсанта сосредоточиться на собственном «я» через сравнение с другими людьми, адекватно оценивать свой личностный индивидуальный потенциал; реализуется через фактор идентификации и, соответственно, его функцию рефлексии посредством приобретения курсантом навыков самоанализа. Эта фаза проявляется в целенаправленном сборе преподавателем информации об индивидуально-психологических особенностях курсантов с целью решения следующих задач: помочь курсанту лучше узнать себя, свои интересы, возможности, способности; активизировать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Вторая фаза развития ситуации проектной деятельности -поисковая. Включает в себя исследовательский этап. На этой фазе происходит возникновение внутренней мотивации, выработка системы личностных смыслов и ценностей, поиск своего призвания, которые

направлены на актуализацию самооценки как фактора профессионального самоопределения. Реализация осуществляется через функцию ценностного ориентирования как готовности курсанта к построению профессионального будущего на основе предварительного оценивания ценностной наполняемости содержания тех или иных профессий, их общественной полезности, определение путем сравнительного анализа своего соответствия предпочитаемой профессиональной сфере. На поисковой фазе реализуются следующие методы: использование активизирующих методик, ролевых игр и бесед, практических упражнений, позволяющих курсанту позитивно оценить самого себя.

Третья фаза - стратегическая, содержательной характеристикой которой является ускоренное развитие фактора конструирования, проявляющегося в функции прогнозирования и поисковой активности через проектирование профессионального будущего, разработку личного творческого плана, практическую преобразовательную деятельность посредством самостоятельной пробы сил в той или иной профессиональной сфере, реализующейся пока в деятельности в логике учебного процессе изучения гуманитарных дисциплин. Она включает в себя моделирующий и деятельностный этапы. В процессе стратегической фазы реализуются значимые для становления профессионального самоопределения курсанта педагогические технологии вовлечения в самостоятельную исследовательскую деятельность, беседы о возможных путях решения проблем самоопределения, алгоритмизированное построение системы различных вариантов действий, творческий характер преобразовательной деятельности.

Четвертая фаза развития ситуации проектной деятельности -презентационная, включающая в себя презентационный этап. Основу проектной деятельности на этой фазе составляет ситуация самопрезентации проекта, посредством которой курсант выступает в роли непосредственного субъекта проектной деятельности, ее эксперта. В процессе презентационной фазы происходит реализация значимых для проявления самостоятельности курсанта необходимости отстоять собственную позицию, свои цели и интересы; открыто заявить о своих трудностях, проанализировать их причину; необходимость творческой мобилизации своих сил.

Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: курсанты делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к

формулированию новых проблем. Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет преподаватель, деятельность которого на разных этапах меняется.

На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.

Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией преподавателя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку преподаватель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция преподавателя и заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что проектная деятельность есть особая форма активного взаимодействия субъекта с окружающей реальностью, направленная на познание, осознание и преобразование последней и самого себя [5-6]. Для творчества, в отличие от других видов деятельности, характерно определенное рассогласование цели и результата, причем получение «побочного продукта» является значимым результатом творчества. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя, как акт создания «идеала», образа. Творчество рождается не по принципу «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что», то есть творческий процесс является спонтанно возникающей реальностью, обладает внезапностью и незапланированностью.

Развитие творческой активности курсантов в процессе изучения гуманитарных дисциплин происходит при работе над учебными проектами как в учебной аудитории, так и вне вуза, при выполнении творческих и интеллектуальных заданий, создании проектов и выдвижении идей, участии в деловых и познавательных играх, подготовке творческих работ внутри учебного учреждения и вне его. Проектная деятельность во внеурочной сфере может иметь множество проявлений, активная творческая работа в процессе проектной деятельности вызывает необходимость дополнительного компенсационного обучения, стимулирует самостоятельную

практическую деятельность курсантов. Результатом этого становятся внеплановые занятия в системе научных семинаров, кружков и факультативов, а также самостоятельное и дополнительное гуманитарное образование.

Список литературы

1. Коргин Н. А. Неманипулируемые механизмы обмена в активных системах. М.: ИПУ РАН, 2013. - С. 40.

2. Смирнова Г. Н. Проектирование экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2015. - 512 с.

3. Баринова Н.В. Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/tech/problemy-razvitiya-distantsionnogo-/

4. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.А. Компьютерная поддержка подготовки военного специалиста // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 116-119.

5. Зверева И.А. Система высшего образования нижегородской области: реалии и тенденции // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 148-170.

6. Селина Т.М., Журавлева Н.Н., Поцукова Т.А., Жафярова М.Н. Современный менеджмент в образовании. - Новосибирск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.