Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОАНАЛИЗ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ИДЕИ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / DESCRIPTIVE / ENGINEERING AND COMPUTER GRAPHICS / CREATIVE THINKING / INTROSPECTION / NONSTANDARD IDEAS / GRAPHIC DISCIPLINES / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Галина Васильевна, Шуранова Елена Николаевна

В процессе изучения графических дисциплин, например, начертательной, инженерной и компьютерной графики развитие креативного мышления, а именно способности студента к нестандартному мышлению просто необходимо. Творческое мышление больше связано с самостоятельным поиском проблемы и анализом ее решения. Стимулирование развития творческого мышления в изучении графических дисциплин идет за счет поощрения ответственного и независимого поведения студентов; создание на занятиях ситуаций открытости и не завершенности; поощрения любознательности студентов; уделению внимания самостоятельным разработкам студентов и т.д. Альтшуллер Г.С. считал наиболее эффективным средством развития креативного, нестандартного мышления, умения создавать новые необычные идеи теорию решения изобретательных задач - ТРИЗ. В статье авторами рассмотрены умения, возникающие в процессе формирования творческого мышления в изучении графических дисциплин, и предложен один из вариантов творческого занятия (список составляющих).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN THE STUDY OF GRAPHIC DISCIPLINES

In the process of studying graphic disciplines, for example, descriptive, engineering and computer graphics, the development of creative thinking, namely the student’s ability to think outside the box, is simply necessary. creative thinking is more about finding a problem on your own and analyzing its solution. Stimulating the development of creative thinking in the study of graphic disciplines is due to the promotion of responsible and independent behavior of students; creating situations of openness and incompleteness in the classroom; encouraging students ‘ curiosity; paying attention to independent developments of students, etc. Altshuller G.S. considered the most effective means of developing creative, non - standard thinking, the ability to create new unusual ideas, the theory of solving inventive problems-TRIZ. In the article, the authors consider the skills that arise in the process of forming creative thinking in the study of graphic disciplines, and offer one of the options for creative training

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Развитие творческого мышления в изучении графических дисциплин

Фокина Галина Васильевна;

старший преподаватель, кафедра «Двигатели внутреннего сгорания, начертательная геометрия и машинная графика», Тихоокеанский государственный университет E-mail: galina30-52@ mail.ru

Шуранова Елена Николаевна;

к.т.н., доцент; кафедра «Двигатели внутреннего сгорания, начертательная геометрия и машинная графика», Тихоокеанский государственный университет E-mail: 000131@pnu.edu.ru

В процессе изучения графических дисциплин, например, начертательной, инженерной и компьютерной графики развитие креативного мышления, а именно способности студента к нестандартному мышлению просто необходимо. Творческое мышление больше связано с самостоятельным поиском проблемы и анализом ее решения. Стимулирование развития творческого мышления в изучении графических дисциплин идет за счет поощрения ответственного и независимого поведения студентов; создание на занятиях ситуаций открытости и не завершенности; поощрения любознательности студентов; уделению внимания самостоятельным разработкам студентов и т.д. Альтшуллер Г.С. считал наиболее эффективным средством развития креативного, нестандартного мышления, умения создавать новые необычные идеи теорию решения изобретательных задач - ТРИЗ. В статье авторами рассмотрены умения, возникающие в процессе формирования творческого мышления в изучении графических дисциплин, и предложен один из вариантов творческого занятия (список составляющих).

Ключевые слова: начертательная, инженерная и компьютерная графика, творческое мышление, самоанализ, нестандартные идеи, креативное мышление, графические дисциплины, творческое занятие.

о с

U

сэ см о см см

Главной задачей ВПО является формирование квалифицированного специалиста, который свободно будет владеть своей профессией, компетентного, ответственного, готового постоянно повышать квалификацию и профессионально совершенствоваться.

В процессе изучения графических дисциплин, например, начертательной, инженерной и компьютерной графики развитие креативного мышления, а именно способности студента к нестандартному мышлению, и как следствие поведению, развитию своего опыта и осознания, просто необходимо. Творческое мышление больше связано с самостоятельным поиском проблемы и анализом ее решения. Альтшуллер Г.С. считал наиболее эффективным средством развития креативного, нестандартного мышления, умения создавать новые необычные идеи теорию решения изобретательных задач - ТРИЗ. Данная теория представляет собой научно-практическое направление, в процессе которого разрабатываются и применяются лучшие методы решения творческих задач, изобретению новых идей в технической науке и других областях деятельности [2].

Стимулируют развитие творческого мышления в изучении графических дисциплин:

• поощрение ответственного и независимого поведения студентов;

• создание на занятиях ситуаций открытости и не завершенности;

• поощрение любознательности студентов, поощрение множества вопросов;

• большее внимание уделяется самостоятельным разработкам студентов, их обобщениям, наблюдениям.

Начертательная, инженерная и компьютерная графика - одна из основных дисциплин, изучая которую студенты учатся конструировать, понимать технические и физические принципы, собирать из деталей различные приспособления. Важную роль в изучении несет творческая активность студента.

Творческое занятие может включать в себя следующие составляющие: 1. Мотивация. Студентам необходимо предлагать к решению задачи, способствующие развитию творческого мышления и подъема учебно-познавательной деятельности в целом. Такая задача должна создавать какую-то проблемную ситуацию, решение которой будет активизировать креативное мышление. Решение поставленной задачи, а именно анализ первоначальных данных, поможет увидеть новые стороны изучаемого объекта, использовать имеющиеся знания по-новому. Важно, чтобы пре-

доставленная задача и графические средства ее решения были сильно похожи/приближены к реальным условиям, а не показались чем-то неправдоподобным. Мотивация реализуется в процессе занятия в виде демонстрации чертежей, которые они научатся выполнять.

2. Основная часть программы. Формирование в ходе обучения творческого мышления и творческих способностей является частью системы НФТМ-ТРИЗ, предусматривающей создание комфортных условий для развития творческого мышления, создания достойной цели - направленной на полезность обществу, а также необходимости в творческом развитии и самореализации [2]. Высококвалифицированный специалист, отвечающий современным требованиям должен обладать развитым творческим воображением, уметь им пользоваться в тех или иных ситуациях, творчески и системно мыслить, преодолевать застои в мышлении, уметь видеть, анализировать и продумывать решения технических противоречий, создавать нестандартные идеи, уметь решать задачу не одним, а разными вариантами, объективно оценивая каждый из них. Изучение любой задачи необходимо начинать с анализа, плавно переходя к синтезу, например, работа по выполнению болтового или шпилечного соединений.

3. Психологическая разгрузка. Благоприятный климат в процессе обучения помогает поддерживать игровые составляющие занятия, в ходе которых усиливается интерес к дисциплине, студенты больше общаются между собой, развивая творческие способности.

4. Головоломки. Для развития творческого мышления может быть использован метод сложной аналогии, например, задание по расшифровке криптограммы. Пример такого упражнения приведен на рис. 1. Необходимо проанализировать и объяснить представленные на рисунке соединения (на нем схематично показана идея крепления колеса на оси) [3].

Рис. 1. Пример криптограммы для развития творческого мышления

5. Интеллектуальная разминка. Чтобы понять какой-то технический объект важно развивать пространственную память, для этого может быть использовано упражнения, в ходе которого вниманию студентам представляется листок с изображенными фигурами, в центре которых написаны цифры, через минуту листок с фигурами убирается с поля зрения. По памяти пред-

лагается ответить на вопрос: какие фигуры были представлены? Какие цифры написаны в той или иной фигуре? Другим вариантом служит предоставление студентам на рассмотрение провоцирующих задач и т.д.

6. Содержательная часть программы. Творческое мышление можно сформировать в результате использования комплекса развивающих упражнений и заданий по построению проекций прямых, плоскостей, перемещению геометрических фигур в пространстве. Лучше всего использовать реальные технические задачи, в ходе которых используются стандартные приемы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) - алгоритм решения задач. Алгоритм состоит из 9 частей:

• Анализ поставленной задачи. Здесь важно понять какую модель решения можно использовать в данной конкретной ситуации.

• Анализ модели задачи. Анализируем ресурсы, которыми располагаем для решения задачи.

• Определяем, какое решение задачи, могло бы быть идеальным и какие противоречия могут возникнуть.

• Увеличиваем имеющиеся ресурсы.

• Применяем имеющуюся информацию.

• Изменение задачи.

• Устранение противоречий. Проверка ответа. Решение должно быть принято максимально идеальное.

• Применение ответа. Хорошее решение - ключ к решению других аналогичных задач.

• Анализируем процесс принятия решение - повышение творческого мышления.

7. Интеллектуальная поддержка с помощью компьютера. Информационные технологии ускоряют понимание материала, активизируют познавательную деятельность и развивают мышление. Но важно понимать, что перед работой на компьютере, студенты должны выполнить задания письменно на бумаге.

8. Резюме или итог занятия. Рефлексия развивает способность студента к самоанализу. Поэтому здесь важно проведение такого практикума, как ответ на вопрос, в ходе которой развивается грамотная речь специалиста, умение научно формулировать вопросы и кратко по делу отвечать на них. Необходимо участие самих студентов в анализе положительных и отрицательных сторон проведённого занятия и своего участия в нем. В целом можно говорить о положительном влиянии творческого мышления в изучении графических дисциплин, в формировании профессиональных компетенций.

Процесс формирования творческого мышления в изучении графических дисциплин в конечном итоге приводит к формированию таких умений как:

• умение анализировать свойства предмета и использовать этот анализ для расположения предметов относительно того или иного свойства;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

• умение определять объект, используя список действий, которые возможны с этим объектом;

• умение переносить действие с одного предмета на другой;

• умение распознавать признаки предметов, деля их на общие и различные;

• воссоздавать весь образ, используя предоставленную для анализа часть предмета;

• умение представлять образ предмета по его словесному описанию;

• умение представлять образ предмета и воссоздавать его по памяти;

• умение различать в неопределенных формах известные графические модели;

• умение переносить свойства и признаки одного предмета на другой;

Студентам необходимо учиться представлять в пространстве заданные геометрические образы, моделируя их с помощью макетов или графических программ, например AutoCAD, игровых имитационных ситуаций. Развитие творческого мышления - довольно важный вопрос при изучении графических дисциплин, в дальнейшем оно позволит создавать современные, эффективные, надежные и экономические графические продукты.

Литература

1. Кузнецова Г. В., Иванова М.А., Божен-ков Г.В. Инновационные способы изучения графических дисциплин. Ч. 1. - Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского института МВД России, 2010. - С. 237-240.

2. Зиновкина М. М., Утёмов В.В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. -Концепт. - 2013. - ART 54054. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/ teleconf/1/rynok_truda_i_obrazovanija/struktura-kreativnogo-uroka.html.

3. Петров В. Алгоритм решения изобретательских задач. Учебное пособие. Телль-Авив, 1999.

Development of creative thinking in the study of graphic disciplines

Fokina G.V., Shuranova E.N.

Pasific National University In the process of studying graphic disciplines, for example, descriptive, engineering and computer graphics, the development of creative thinking, namely the student's ability to think outside the box, is simply necessary. creative thinking is more about finding a problem on your own and analyzing its solution. Stimulating the development of creative thinking in the study of graphic disciplines is due to the promotion of responsible and independent behavior of students; creating situations of openness and incompleteness in the classroom; encouraging students ' curiosity; paying attention to independent developments of students, etc. Altshuller G.S. considered the most effective means of developing creative, non - standard thinking, the ability to create new unusual ideas, the theory of solving inventive problems-TRIZ. In the article, the authors consider the skills that arise in the process of forming creative thinking in the study of graphic disciplines, and offer one of the options for creative training

Keywords: descriptive, engineering and computer graphics, creative thinking, introspection, nonstandard ideas, creative thinking, graphic disciplines, creative activity.

References

1. Kuznetsova G. V., Ivanova M.A., Bozhenkov G.V. Innovative ways of studying graphic disciplines. Part 1. - Irkutsk: Publishing house of the East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2010. - Pp. 237-240.

2. Zinovkina M.M., Utemov V.V. Structure of the creative lesson on the development of the creative personality of students in the pedagogical system of NFTM-TRIZ / / Socio-anthropologi-cal problems of the information society. Issue 1. - Concept. -2013. - ART 54054. [Electronic resource]. - Mode of access: http://e-koncept.ru/teleconf/17rynok_truda_i_obrazovanija/ struktura-kreativnogo-uroka.html.

3. Petrov V. Algorithm for solving inventive problems. Textbook. Tel Aviv, 1999.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.