и взаимосвязанных действий, которая включает изучение личностных особенностей первокурсников; выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» первокурсников в студенческую жизнь; анализ и обобщение полученных данных; подготовку на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов; проведение круглых столов по проблеме адаптации первокурсников с участием кураторов групп и студентов старших курсов; разработку и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов; создание, апробацию и внедрение различных технологий педагогической поддержки студентов; проведение в группах студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого будут проводиться разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам.
Таким образом, теоретическое изучение понятия «адаптация» в различных исследованиях позволило выделить адаптацию в общем виде как процесс взаимодействия личности с социальной средой. Выделение адаптации первокурсников в воспитательном пространстве университета позволяет предполагать, что педагогической сущностью адаптации является процесс приспособления студента к обучению и воспитанию в университете, что позволяет ему приобретать социальные и профессиональные компетенции. Такое понимание ведет к необходимости проработать на теоретическом и практическом уровне содержание и функции педагогической
поддержки адаптации студентов-перво-курсников в воспитательном пространстве университета.
Литература
1. Абушенко В.Л. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 2008. - С. 500.
2. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 119-124.
3. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября. - 2010. - №1.
4. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. - М.: АПО, 1999. - Т. 3. - 380 с.
5. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2008. - 320 с.
6. Заковортная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высш. шк.,
1999. - 200 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма.
- М., 1996. - 308 с.
8. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 1. Аа-Н76 Ар.-М.: Большая Российская энциклопедия,
2000. - 225 с.: ил.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2008.
10. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психологопедагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учеб. пособие. - М.: Илекса, 2008. - 296 с.
Албитова Екатерина Петровна, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, ассистент кафедры АУФиК Забайкальского государственного университета.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. 8(3012)210411.
Albitova Ekaterina Petrovna, competitor for candidate degree, department of pedagogy, Buryat State University, professor assistant, Transbaikal State University.
Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. Ph. 8(3012)210411.
УДК 378.026.9
© К.Н. Апушкина Развитие творческого мышления студентов в условиях рефлексивно-образовательной среды вуза
В статье приведена авторская интерпретация проблемы развития творческого мышления студентов. Раскрыты педагогические приемы развития рефлексии как концепты рефлексивно-образовательной среды вуза.
Ключевые слова: творческое мышление студентов, рефлексивно-образовательная среда, педагогические приемы, опытно-поисковая работа.
© K.N. Apushkina
Development of students’ creative thinking in the conditions of reflective-educational environment of higher educational institution
In the article the author’s interpretation of a problem of development of students’ creative thinking has been adduced. Pedagogical methods of the development of reflection as a concept of reflective-educational environment of higher educational institution have been revealed.
Keywords: students’ creative thinking, reflective-educational environment, pedagogical methods, experimental search work.
Проблема развития творческого мышления студентов является актуальной, так как учебный процесс вуза - это сложная система, в которой взаимодействует множество факторов. Для студента вуза творческий путь овладения знаниями характеризуется творческим поиском, соотнесением знаний, решением различных проблем жизни, науки и производства. Особую значимость проблема развития творческого мышления имеет для студентов-спортсменов, специфика профессиональной подготовки которых основана на совершенствовании их творческих навыков.
Творчество спортсменов, а также творческая специфика видов спорта нашли отражение в исследованиях по таким видам спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика. Ключевые определения творчества спортсменов исследовались в рамках профессиональной подготовки тренера, изучения его личности (А.И. Балыкин, Т.В. Балыкина, А.Н. Блеер, Е.Д. Никитина).
Исследователями разработаны исходные методологические основания, обобщен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психоло-го-педагогической работы по развитию творческого мышления студентов факультета физической культуры, но вместе с тем в традиционной образовательной системе вуза физической культуры недостаточно эффективно используется накопленный научный потенциал при решении данной задачи.
В связи с этим нам представляется необходимым рассмотреть понятийное поле термина «творческое мышление». В современном словаре-справочнике молодого исследователя под редакцией А.Я. Найна и З.М. Уметбаева творческое мышление рассматривается как способность обучаемого самостоятельно открывать новые знания и способы действий, ранее ему не известные и которые составляют содержание учебного процесса [6, с. 83]. Это определение взято нами в качестве ключевого при изучении
проблемы развития творческого мышления студентов.
Одним из педагогических условий эффективного развития творческого мышления является создание рефлексивно-образовательной среды вуза.
В педагогическом словаре категория «условие» раскрывается как [3, с. 103]:
• среда, в которой пребывает и без которой не могут существовать предметы и явления;
• обстановка, в которой что-нибудь происходит;
• данные требования, из которых стоит исходить.
В работе опираемся на понятие «педагогическое условие», которое приведено в работе А.Я. Найна и З.М. Уметбаева. По мнению авторов, это совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленная на решение поставленных в исследовании задач [6, с. 15].
Для более полного понимания важности создания педагогических условий развития творческого мышления остановимся на характеристике выделенного в исследовании педагогического условия «создание рефлексивно-образовательной среды вуза».
Начнем описание условия с построения логической цепи основных понятий: среда => рефлексия => рефлексивно-образовательная среда вуза.
Категория «среда» является объектом исследования представителей разных наук (философов, педагогов, психологов), которые стремятся к выяснению созидательного потенциала среды и ее влияния на становление и развитие личности обучающегося.
В философском энциклопедическом словаре среда трактуется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности [7, с. 234].
Основополагающей идеей среды, как считает А.Я. Найн, является положение о том, что человек, взаимодействуя со средой, не только адаптируется к ней, но и по мере возможности организует эту среду [5, с. 19]. Таким образом, индивид проявляет адаптирующую активность.
Особенности развития личности в среде определяются характером деятельности в этой среде. Данное положение согласуется с психологическим принципом деятельностного опосредования, который раскрывается в работах О.А. Канопкина, М.И. Лесиной, Ф.А. Сохина, Е.В. Шороховой и др.
Рефлексия рассматривается в философской науке как средство управления изменением, развитием систем деятельности. Иначе говоря, это высшая из мыслимых категорий форма отражения мира сущностей и мира самого сознания.
Сущностная характеристика рефлексии сводится к следующим понятиям:
1) рефлексия представляет собой процесс обращения назад;
2) рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, качеств;
3) рефлексия - это осмысление человеком социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта;
4) рефлексия - процесс осознания студентами собственной деятельности, ее значимости для других людей в профессиональном общении и межличностном взаимодействии.
О.Л. Карпова определяет рефлексивнообразовательную среду как пространство жизнедеятельности личности, совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых возникает возможность выбора субъектом образовательного процесса целей, методов, содержания самообразовательной деятельности, самосовершенствования [2, с. 13].
О.Ю. Малахова в качестве структурных рефлексивно-образовательных компонентов среды определяет следующие концепты [4, с. 89-90]:
• информационно-смысловой, который отражает профессионально и личностно значимую информацию.
• социальный, направленный на организацию социальных отношений, знакомство с определенным опытом этих отношений, приобретение опыта, в том числе и в контакте с внешним социумом, в процессе взаимодействия с другими студентами, преподавателями, представителями других служб факультативов, студенческих ор-
ганов самоуправления, социальных служб в вузе и за его пределами.
• материальный - включает дизайн, имидж учреждения, архитектуру помещений и др.; наполнение помещений мебелью, информационнопредметным оборудованием (книги, видео, компьютерные программы, интернет, аудиодиск и ДР-)
• технологический - представляет различные концепции и проекты организации учебной деятельности студентов и преподавателя, направленной на построение индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития.
• деятельностная составляющая рефлексивной среды. В качестве важной характеристики данной составляющей выступают самостоятельная организация обучающимися своей деятельности; наличие вариативной части в учебной деятельности студентов по отбору, рефлексии и усвоению профессионально значимой информации; участие студентов в разнообразных формах деятельности (проектной, прогностической, рефлексивной, эвристической, поисковой, продуктивной, творческой, аудиторной и внеаудиторной); использование различных форм, методов, видов деятельности, самодеятельности, что позволяет преодолеть отчуждение обучающихся от деятельности, обеспечивает удовлетворение профессиональных и личностных потребностей каждого студента, формирование культурного самоопределения и общей культуры.
• эмоционально-регулятивная составляющая предполагает наличие определенной атмосферы доверия, сотрудничества, сотворчества, эмпатии.
К.О. Шеленговская отмечает, что процесс становления рефлексивно-образовательной среды можно представить как последовательность следующих действий: анализа и соотнесения потребностей студентов и возможностей среды; закономерного возникновения противоречия между потребностями и возможностями; включения механизмов рефлексии как средства преодоления возникшего кризиса; обеспечения изменения позиции будущего учителя по отношению к среде; выстраивания студентом вокруг себя рефлексивно-образовательной среды - от осознания себя в среде к преобразованию среды через использование рефлексивных форм деятельности студентов [8, с. 265].
На основе анализа теоретических исследований и собственной практики можно выделить
особенности образовательно-рефлексивной среды:
• она представляет собой совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых возникает возможность выбора личностью целей, содержания и методов самообразования и самосовершенствования, и происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале;
• соразмерна развивающейся в ней личности;
• педагог и студент выступают в ней в роли субъектов;
• организация в ней носит социально-личностный характер;
• в данной среде обязательно присутствует внутреннее противоречие или субъективное затруднение;
• она культуросообразна, поскольку именно в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных норм в процессе образования;
• рефлексивно-образовательная среда вариативна;
• предполагает выбор таких обучающих методик, в которых акцент делается не на содержании, а на способах деятельности педагога и студента;
• любая деятельность ее субъектов является креативной и исследовательской;
• направлена на формирование у ее субъектов всех видов рефлексии и развитие всех ее уровней.
Выделенные особенности рефлексивнообразовательной среды позволяют дать следующее определение изучаемого понятия. Рефлексивно-образовательная среда вуза - это совокупность внешних и внутренних педагогических условий, основными задачами создания которой выступают способность студента познавать самого себя, анализировать свои мысли, переживания, преобразовывать собственный педагогический опыт.
Создание рефлексивно-образовательной среды осуществлялось нами на протяжении всего периода обучения в вузе. При этом мы уделяли особое внимание на то, чтобы в данную среду были вовлечены как студенты, так и преподаватели.
Развитие у студентов рефлексии, стимулирование их выхода в рефлексивную позицию выступает таким методическим механизмом, без использования которого не может быть в полной
мере реализована рефлексивно-образовательная среда вуза.
Создание на учебных занятиях ситуаций развития рефлексии способствует самопознанию студентом направления подготовки «Физическая культура» себя и своих действий. В опытноэкспериментальной работе со студентами по развитию творческого мышления были использованы следующие педагогические приемы развития их рефлексии. При реализации приемов мы придерживались позиции Г.М. Коджаспарова и А.Ю. Коджаспарова, которые рассматривают прием как [3, с. 112]:
1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре;
2) способ педагогических действий в определенных условиях развития творческого мышления обучающихся;
3) элемент метода, его составная часть, определенный шаг в его реализации.
С целью стимулирования у студентов выхода в рефлексивную позицию им было предложено ответить на вопросы: «Были ли затруднения при изучении темы?», «Если да, то в чем причина затруднений?» (прием «использования вопросов»). Поиск ответа на поставленные вопросы способствует развитию навыков самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Студенты, используя рефлексивные действия, смогут самостоятельно провести самоконтроль и самоанализ своей деятельности, размышлять над полученными результатами путем вопросов самому себе: «Что я сделал (какой результат получен)?», «Как я это сделал (какие использовал средства, способы)?», «Зачем я это сделал (с какой целью?)», «Так ли я сделал, как хотел?», «Что я буду делать впредь в подобных ситуациях?».
С этой же целью использовались следующие приемы: оценка приращения знаний «Я не знал....», «Теперь я знаю...»; работа по таблице «Знаю, хочу узнать, узнал»; рефлексия достижения цели (цель записывается на доске и в конце занятия проводится обсуждение ее достижения); рефлексия отношения к теме, мнение до и после изучения темы.
В работе апробированы данные приемы при обучении студентов дисциплины по выбору «Психология менеджмента». В ходе исследования участвовали студенты второго курса направления подготовки «Физическая культура». Полученные результаты являются подтверждением предположения о том, что педагогические приемы ведут к развитию творческого мышления
студентов в условиях рефлексивно-образовательной среды вуза.
Литература
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Академия, 2001. - 208 с.
2. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2009. - 41 с.
3. Коджаспарова Г.М., Коджаспаров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
4. Малахова О.Ю Рефлексивно-образовательная среда как педагогический феномен // Весттник ОГУ.
- 2006. - № 6. - С. 84-91.
5. Найн А.Я. Инновация в образовании. - Челябинск: Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.
6. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. - Челябинск; Магнитогорск, 2007. - 115 с.
7. Философский энциклопедический словарь / редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.
8. Шеленговская К.О. К проблеме рефлексивной образовательной среды вуза // Вестник Бурят гос. унта, 2009. - № 15. - С. 260-267.
Апушкина Ксения Николаевна, аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры. E-mail: [email protected]
Apushkina Kseniya Nickolaevna, postgraduate student, department of pedagogy, Ural State University of Physical Culture. E-mail: [email protected]
УДК 378.14
© Г.С. Архипова
Роль вуза в развитии социокультурной компетентности будущего специалиста
Современному обществу нужны не просто высококвалифицированные специалисты, но и социально зрелые и культурные личности. Развитие социокультурной компетентности, на наш взгляд, способствует воспитанию именно такого профессионала. Этому мешает ряд противоречий, которые необходимо разрешить.
Ключевые слова: высшее образование, высококвалифицированные специалисты, воспитание, социальнокультурная компетентность, развитие, личностные качества.
© G.S. Arkhipova
The role of higher educational institution in the development of sociocultural competence in a future specialist
Modern society needs not only highly-qualified specialists but socially mature and cultural personalities. We consider that sociocultural competence development contributes to upbringing of such a professional. Some contradictions, which are necessary to solve, hamper this development.
Keywords: higher education, highly-qualified specialists, upbringing, sociocultural competence, development, personal features.
Современное общество испытывает острую необходимость в специалистах, способных к непрерывному личностно-профессиональному росту и самосовершенствованию. В связи с этим необходимо создавать условия, помогающие реализовать себя и как личность, и как неповторимую индивидуальность со своими методами социальной самореализации. «Характерная черта педагогического процесса состоит не в совершенстве человека, а в усовершенствовании личности. Воспитание есть сила, довольно глубоко
действующая на психику человека, на его усовершенствование» [6].
Кроме задач по модернизации воспитательных усилий в сфере профессионального обучения существуют не менее сложные проблемы создания таких условий для личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе, которые позволили бы проявиться самобытности, уникальности каждой личности, выявить у нее то лучшее, что может послужить дальнейшему духовному и экономическому росту всего общества.