Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слова: дети с ограниченными возможностями здоровья / нетрадиционные техники рисования / рисование пальчиками / граттаж / оттиск / кляксография / коммуни-кативные навыки / handicapped children / non-traditional drawing techniques / finger painting / scratching / imprinting / splatter painting / communicative skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакирова Светлана Анатольевна

Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях рисования при помощи нетра-диционных техник рисования. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ явля-ется актуальной темой, ее актуальность раскрыта в статье. Также раскрыты особен-ности детей с ограниченными возможностями здоровья, приведен пример их обуче-ния в определенной школе. Процесс обучения рисованию представлен в различных техниках, которые способствуют развитию творческих способностей детей с ОВЗ и дальнейшей их социализации в обществе. Дан краткий анализ различных нетрадици-онных техник рисования и их возможности при обучении детей с ОВЗ. Приведены примеры применения нетрадиционных техник рисования, таких как рисование паль-чиками, граттаж, оттиск, кляксография. Представлено их преимущество перед тра-диционными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакирова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS DURING ART LESSONS

The article examines the important topic of fostering creative abilities in children with health limitations through non-traditional drawing techniques during art lessons. The unique challenges faced by such children are also explored, with a specific case study from a school setting included. The teaching process is presented through a variety of in-novative techniques that promote creativity and socialization among the handicapped chil-dren. A comprehensive analysis of non-traditional drawing methods is provided, high-lighting their potential benefits for teaching this social group. Examples of techniques such as finger painting, collage, printmaking, and splatter painting are given, along with their advantages over traditional methods. Overall, the article offers valuable insights into how educators can support the creative development of the handicapped children and help them thrive in society.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ»

Научная статья УДК 371.322.2

DOI: 10.18101/2307-3330-2023-2-42-46

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

© Бакирова Светлана Анатольевна

учитель технологии и рисования,

Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. К. М. Шелковникова

Россия, 671623, пос. Усть-Баргузин, ул. Оцимика, 24

[email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях рисования при помощи нетрадиционных техник рисования. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ является актуальной темой, ее актуальность раскрыта в статье. Также раскрыты особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, приведен пример их обучения в определенной школе. Процесс обучения рисованию представлен в различных техниках, которые способствуют развитию творческих способностей детей с ОВЗ и дальнейшей их социализации в обществе. Дан краткий анализ различных нетрадиционных техник рисования и их возможности при обучении детей с ОВЗ. Приведены примеры применения нетрадиционных техник рисования, таких как рисование пальчиками, граттаж, оттиск, кляксография. Представлено их преимущество перед традиционными.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные техники рисования, рисование пальчиками, граттаж, оттиск, кляксография, коммуникативные навыки.

Для цитирования

Бакирова С. А. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях рисования // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 2. С. 42-46.

В последние годы особую актуальность приобрела тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Число таких детей неуклонно растёт, и перед школой стоит задача создания необходимых условий для развития потенциала таких учащихся, помощи в осознании собственной личностной ценности.

В нашей школе наряду со здоровыми учащимися обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей ведется по индивидуальным программам. Обычные дети, но с ранимой психикой, иногда очень обидчивые и потерянные. Как облегчить им переход во взрослую жизнь, научить радоваться жизни и воспринимать порой нелегкие жизненные ситуации? А ведь среди них много детей талантливых в разных областях творчества.

У детей с ограниченными возможностями здоровья пропадает дух соперничества, ведь занимаются они не в классе, в коллективе детей, а индивидуально. Они не всегда могут учиться у других детей, самостоятельно исправ-

лять свои ошибки, ведь они очень зависят от своих родителей. Вот и мы хотим помочь таким ребятам реализовать свои, может быть, еще не раскрытые возможности, свои таланты. Одно из любимых занятий таких детей — это рисование. Мы часто рисуем открытки к различным праздникам.

На занятия приходят девочки, у которых выявлены трудности в обучении, обусловленные особенностями психофизического развития. Они не могут долго удерживать внимание, быстро устают и им становится неинтересно. Как же сделать занятия интересными и познавательными?

Для решения данных проблем процесс социализации детей мы предлагаем проводить через творческую деятельность. В процессе творчества у детей с ОВЗ происходит повышение внимания, усиливается ощущение собственной личностной ценности, растет внутренняя самооценка, как следствие творчество помогает детям справиться с внутренними трудностями, переживаниями, способствует самовыражению и уверенности в себе.

В основе нашей работы лежит развитие творческих способностей учащихся. Для этого используем нетрадиционные техники рисования. Через несколько занятий ученицы с интересом включаются в работу, при этом получают сведения о разнообразии окружающего мира, у них появляется воображение и развивается речь. Они с удовольствием применяют то, что было пройдено на предыдущих занятиях и в то же время ищут свои творческие подходы. Это вызывает у них восторженные эмоции и желание созидать.

Рассмотрим примеры некоторых нетрадиционных техник рисования: рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, скорлупы; комбинированная аппликация; применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т. д., экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента [1].

На занятиях для развития творческих способностей детей с ОВЗ мы применяем некоторые виды нетрадиционного рисования.

Рисование пальчиками. Это интересная техника, где пальчиками размазываются краски в разных направлениях (в зависимости от задуманного). Во время рисования учащиеся получают чувственное соприкосновение с листом бумаги, что благотворно влияет на нервную систему, на мелкую моторику.

Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать») Раскрашивается лист бумаги масляной пастелью разных цветов, вторым слоем наносится черная гуашь. Дети берут бамбуковые палочки и начинают процарапывать рисунок. Получается необыкновенный эффект.

Оттиск. Для оттиска мы использовали ватные палочки, смятую бумагу. На ватную палочку набираем краску и прикладываем к рисунку. Так можно получить бутоны цветов (рис. 1).

Рис. 1. Техника оттиска трубочкой с дорисовкой

Кляксография. Дети берут на кисточку краску и брызгают на бумагу. Получаются пятна разной величины, в произвольном порядке. Потом при помощи трубочки ребенок дует на краску не касаясь бумаги. Детали дорисовываются. Можно создать образы в зависимости от фантазии ребенка.

Рис. 2. Рисование воздушным шаром с дорисовкой

Рис. 3. Рисование оттиском ватной палочкой с дорисовкой

Все представленные техники необычны и у детей вызывают большой интерес к рисованию. Творческая работа с различными художественными материалами является условием развития творческих способностей у детей, применение нетрадиционной техники рисования пробуждает у них интерес к самостоятельному творчеству, повышает уверенность в себе.

Таким образом, при использовании техник нетрадиционного рисования на занятиях развиваются творческие способности у ребенка, что повышает возможность дальнейшего обучения рисованию их дальнейшей социализации в классе, обществе.

Нетрадиционный подход к изобразительному творчеству развивает творческую активность ребенка, усидчивость, аккуратность. Дети учатся сотрудничать друг с другом и учителем, у них развиваются коммуникативные навыки. Чем разнообразнее техники нетрадиционного рисования, тем детям интереснее, они начинают экспериментировать и творить.

Литература

1. Архипович О. В., Конькова И. Н., Кулакова Н. В. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 47.1(181.1). С. 1-7. URL: https://moluch.ru/archive/181/46662 (дата обращения: 05.02.2023). Текст: электронный.

2. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2011. 92 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 27.04.2023; одобрена после рецензирования 13.05.2023; принята к публикации 22.05. 2023.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS DURING ART LESSONS

Svetlana A. Bakirova

Handicraft and Drawing Teacher,

Shelkovnikov Secondary General School

24 Otsimika St., posyolok Ust-Barguzin 671623, Russia

[email protected]

Abstract. The article examines the important topic of fostering creative abilities in children with health limitations through non-traditional drawing techniques during art lessons. The unique challenges faced by such children are also explored, with a specific case study from a school setting included. The teaching process is presented through a variety of innovative techniques that promote creativity and socialization among the handicapped children. A comprehensive analysis of non-traditional drawing methods is provided, highlighting their potential benefits for teaching this social group. Examples of techniques such as finger painting, collage, printmaking, and splatter painting are given, along with their advantages over traditional methods. Overall, the article offers valuable insights into how educators can support the creative development of the handicapped children and help them thrive in society.

Keywords: handicapped children, non-traditional drawing techniques, finger painting, scratching, imprinting, splatter painting, communicative skills.

For citation

Bakirova S. A. Development of Creative Abilities in Children with Health Limitations During Art Lessons. Bulletin of Buryat State University. Education, Personality. Society. 2023; 2: 42-46 (in Russ.)

The article was submitted 27.04.2023; approved after review 13.05.2023; accepted for publication 22.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.