Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АРТ-ТЕРАПИЯ / KEYWORD. CREATIVE PERSONALITY / CREATIVITY / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л.Э., Кремлева Л.Н.

В статье поднимается проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии. Теоретически обосновываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие развитию у них творческих способностей. Анализируются разновидности, техники арт-терапии, наиболее эффективные в работе с младшими школьниками и способствующие развитию творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л.Э., Кремлева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE BY MEANS OF ART THERAPY

The article raises the problem of development of creative abilities in children of primary school age through art therapy. The age peculiarities of children of primary school age, contributing to the development of their creative abilities, are theoretically substantiated. The article analyzes the varieties, techniques of art therapy, the most effective in working with younger students and contributing to the development of creative personality.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ»

УДК 159.9.075

Кузнецова Л. Э., к психол. н.

доцент Кремлева Л.Н. студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донской государственный технический университет

филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье поднимается проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством арт -терапии. Теоретически обосновываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие развитию у них творческих способностей. Анализируются разновидности, техники арт -терапии, наиболее эффективные в работе с младшими школьниками и способствующие развитию творческой личности.

Ключевые слова. Творческая личность, творческие способности, дети младшего школьного возраста, арт-терапия.

Kuznetsova L.E., сandidate of psychology sciences, Associate Professor Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of Don State

Technical University in Shakhty Russia, Shakhty

Kremleva L.N., student, Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University in Shakhty

Russia, Shakhty

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE BY MEANS OF ART THERAPY

Annotation. The article raises the problem of development of creative abilities in children of primary school age through art therapy. The age peculiarities of children ofprimary school age, contributing to the development of their creative abilities, are theoretically substantiated. The article analyzes the varieties, techniques of art therapy, the most effective in working with younger students and contributing to the development of creative personality.

Keyword. Creative personality, creativity, children of primary school age, art therapy.

Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. В связи с чем, современная психология ставит перед

собой задачу развития творческих способностей детей, начиная с младшего школьного возраста, посредством использования одного из популярнейших методов психотерапии - арт-терапии.

Интерес к развитию креативности у младших школьников в настоящее время обусловлен рядом причин. Во-первых, младшие школьники для эффективного осваивания учебной деятельности используют игровую деятельность и воображение. Фантазируя, создавая новые образы, дети лучше запоминают и понимают изучаемую информацию. Во-вторых, младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в этом возрасте дети, осваивая новый вид деятельности, решают задачи, требующие оригинального подхода [1].

Творческая деятельность как целенаправленный процесс, требующий мыслительной активности, интеллектуальных способностей, активности и настойчивости, эмоционально-волевой устойчивости и высокой работоспособности от детей младшего школьного возраста, способствует развитию творческих способностей и гармонизации личности ребенка.

Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности с младшего школьного возраста. В психологических исследованиях особое место занимает направление, связанное с развитием творческих способностей школьников, определяющих успешность решения творческих задач. Наиболее эффективными методами в этой работе выступают методы арт-терапии, позволяющие детям реализовать себя посредством творчества. Главная роль отводится педагогу-психологу в выявлении творческого потенциала, наклонностей каждого учащегося и создании условий для развития его креативности с помощью методов арт-терапии.

Методы «арт-терапии» стали использоваться в лечебно-реабилитационной, социально-психологической и педагогической работе в нашей стране сравнительно недавно.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей с ограниченными возможностями, которые недостаточно хорошо владеют речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, испытывают психологическую беспомощность, проявляющуюся в повышенной тревожности, неуверенности в себе, пассивности, зависимости от внешниз обстоятельств и мнения других людей [3].

В арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии ребенка. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое состояние; развивает мелкую моторику, творчество и воображение, помогает преодолевать неуверенность, тревожность, страхи и другие негативные эмоции. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность младшего школьника.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Несомненно, арт-терапия способствует развитию творческих способностей детей.

Для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста можно применять следующие виды арт-терапии: музыкотерапию, библиотерапию, драмотерапию, игротерапию, изотерапию, маскотерапию, песочную терапию, цветотерапию, глинотерапию, сказкотерапию и др.

Наиболее эффективным видом арт-терапии, направленным на развитие творческих способностей детей, является изотерапия. Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста позволяет развивать не только творческие способности, но создает благоприятные условия для развития коммуникативных навыков.

Терапия изобразительным творчеством эффективна в работе с эмоциональными состояниями, переживаниями: у детей с агрессивными проявлениями обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами поведения; у эмоционально лабильных детей через осознание своих переживаний происходит развитие произвольности и способности к эмоционально-волевой и поведенческой саморегуляции; у тревожных детей происходит формирование уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком [2].

Для развития творческих способностей и проработки глубинных личностных проблем ребенка рекомендуется использовать такие техники изотерапии как «Рисование на мокрой бумаге», «Монотипии», «Раздувание красок».

В процессе использования техники «Рисование на мокрой бумаге» на предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, анализируя при этом свои чувства и переживания. Образованным на листе бумаги узорам дается название.

В процессе использования техники «Монотипии» на стекле при помощи густых красок создается изображение, которое потом отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски заключается в нанесение водорастворимой краски с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувание получившегося рисунка. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ,

пофантазировать, что, несомненно, способствует развитию творческих способностей.

Таким образом, применение техник арт-терапии в работе с детьми младшего школьного возраста, как в образовательном процессе педагогами, так и в коррекционно-развивающей работе психолога, будет способствовать развитию у детей творческих способностей и активизации личностных ресурсов за счет проработки внутренних переживаний, нормализации психоэмоционального состояния, развития коммуникативных навыков и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей.

Арт-терапия позволяет ребенку, занимаясь творчеством, изобретать новые способы выражения своих эмоций, новые способы общения с миром.

Использованные источники:

1. Арт-терапия - новые горизонты: сб. ст. / под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2008. - 160 с.

3. Кузнецова Л.Э. Особенности проявления психологической беспомощности у детей в трудной жизненной ситуации инвалидности / Л.Э. Кузнецова // Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием «Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления (22-23 марта 2018 г.) / Под общей ред. Абакумовой И.В., Елагиной М.Ю., Чумак И.В. - М.: КРЕДО, 2018. - С. 427 - 437.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.