Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / творческие способности / дошкольный возраст / всестороннее развитие личности / creativity / preschool age / comprehensive personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдыбекова Лариса Николаевна

Тема человеческих способностей всегда вызывала у людей большой интерес. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Содействие творческому развитию детей дошкольного возраста помогает улучшить способности детей к обучению и активизирует их подготовку к школе. Также упор на творчество стимулирует всестороннее личностное развитие. Высокий уровень интеллекта, развитие, креативность, способность к самостоятельному обучению все это ключевые факторы успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. Период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считаем, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of human abilities has always aroused great interest among people. The problem of developing creative abilities in preschool children is not new, but it is still relevant. Promoting the creative development of preschool children helps to improve children's learning abilities and activates their preparation for school. Also, the emphasis on creativity stimulates comprehensive personal development. A high level of intelligence, development, creativity, and the ability to learn independently are all key factors of successful learning and prevention of school maladaptation. The period from the birth of a child to 6 years is crucial for his future life. We believe that the creative potential laid down before the age of 6 is the most effective, and it is difficult to surpass it.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абдыбекова Лариса Николаевна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Творчество - это не продукт, а процесс, и в результате процесса творчества, направленного на определенную цель, обычно возникает другой объект или идея, вербальная или невербальная, конкретная или абстрактная. Творчество возникает в результате импульсов, получаемых человеческим мозгом, и стимулы, которые обеспечивают эти импульсы нашему мозгу, варьируются от человека к человеку. Воспримет ли индивидуум эти импульсы легче, зависит от силы и степени приходящего к индивидууму импульса. Импульсы, которые затрагивают более чем одно чувство, конечно, будут восприниматься быстрее, чем другие.

Креативность определятся как процесс генерации оригинальных идей, а также использования абстрактного мышления для поиска решений проблем. В отношении детского возраста креативность можно измерить беглостью мышления (то есть количеством и разнообразием принятых решений, разработанных в ответ на конкретную проблему. Например, дети, которых просят придумать способы для наполнения стакана водой, участвуют в упражнениях на беглость мысли. Интеллектуальная свобода формирует основу для творческих навыков при решении проблем, которые необходимы для успехов в учебе детей школьного возраста. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста особенно ярко проявляют открытость для творческого развития. Исходя из этого, мы делаем вывод, что предоставление творческих возможностей детям дошкольного возраста будет довольно хорошей идеей.

Изложение основного материала исследования. Креативность означает критический взгляд и внесение новых предложений. Это установление отношений между объектами или идеями, которые ранее не были связаны между собой. Это значит быть другим, новым, оригинальным, вне привычного и известного, видеть проблему и получать новые результаты, используя разные решения. Творческое мышление имеет четыре измерения:

• Беглость: количество выдвинутых подходящих идей или способность разработать множество альтернатив проблеме.

•Гибкость: способность генерировать идеи, которые попадают в разные категории, или менять подходы к решению

проблем.

• Оригинальность: способность создавать уникальные, необычные, умные идеи или способность предлагать новые специальные решения.

• Обогащение: это способность развивать мысль, дополняя ее, вдаваясь в детали и добавляя ответы.

Творчество - это реализация чего-то обычного необыкновенным способом.

Важно поддерживать творчество детей в дошкольном периоде, когда творческий потенциал находится на самом высоком уровне. Дошкольное образование - это образовательный процесс, включающий в себя весь жизненный опыт ребенка от рождения до младшего школьного возраста. Первые шесть лет, включающие период дошкольного образования, являются важным периодом, в течение которого ребенок достигает значительных успехов в области физического, познавательного, языкового, психомоторного, социального и эмоционального развития, навыков ухода за собой, приобретаются и начинает формироваться структура личности. Поведенческие модели, приобретенные в ходе этого процесса, сохраняются на протяжении всей жизни. Поэтому важно использовать этот период таким образом, чтобы воспитать здоровых, счастливых и творческих людей.

Хотя каждый ребенок обладает способностью к творчеству, непрерывность, степень и проявление творческих способностей варьируются от человека к человеку. Благодаря своему уникальному творчеству ребенок отражает свой внутренний мир, по-своему интерпретируя события и используя в повествовании свои слова, идеи, движения, линии и

Образовательные возможности, предлагаемые ребенку в этот период, положительно способствуют его развитию. В ходе исследования было установлено, что дети, которые эффективно прошли дошкольный период, были более продвинутыми, чем другие дети, в области тела, ума, языка, социального и эмоционального развития и имели меньше проблем с адаптацией к школе и окружающей среде из-за того факта, что их личности начали развиваться еще в ранние

В дошкольном периоде дети аккумулируют весь свой опыт, наслаивая его друг на друга, и успевают установить между ними взаимосвязи. Достижение этого зависит как от взросления, так и от обучения. Дошкольное образование улучшает самооценку и самоконтроль ребенка, создавая среду, которая даст ему возможность выразить себя, помогает ему обрести уверенную в себе, независимую личность, поддерживает развитие умственных способностей ребенка, творческих способностей и воображения путем предоставления стимулов окружающей среды.

Предлагаем следующие шаги для развития креативности и творчества у детей дошкольного возраста.

1. Создайте среду, которая стимулирует творчество:

• Демонстрируйте проекты декоративно-прикладного искусства.

• Возьмите с собой широкий выбор принадлежностей для творческих игр в классе, включая глину, краски, цветные карандаши, песок, ведра, лопаты, формы, штампы, наклейки, замазку, пластилин, мел, мелки, маркеры, плотную бумагу, игры, головоломки, книги, кубики, веревку, пенопласт и многое другое.

• Познакомьте детей с разнообразием, используя декоративные предметы, учебные материалы и уроки дошкольной программы, которые представляют культуры и образ жизни народов всего мира.

• Украсьте множество новых, странных и неожиданных предметов, которые разбудят детское воображение.

2. Демонстрируйте отношение, которое поощряет творчество в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что это решающий фактор в развитии творческих способностей ребенка. Тип установки, наиболее способствующий раскрытию творческих способностей детей, имеет следующие характеристики:

• Представьте проблемы с несколькими решениями, а не с одним «правильным» ответом. Программа дошкольного образования, направленная на развитие творческих способностей, должна включать в себя открытые задачи с возможностью множества творческих решений. Например, вместо того, чтобы спрашивать, какого цвета объект, спросите, сколько объектов можно найти для того или иного цвета.

• Предоставьте гибкость в интерпретации инструкций, а не навязывайте жесткую методологию. Например, вместо того, чтобы рассказывать дошкольникам, как шаг за шагом выполнить проект, дайте им все материалы проекта и попросите их придумать, как их соединить.

• Поощряйте творческую игру. Учебная программа дошкольного образования не должна регулироваться правилами, а вместо этого должна позволять детям создавать свои собственные игры и следовать своим импульсам.

• Сохраняйте позицию непредвзятости. Следует поощрять критическое рассмотрение идей ребенка, какими бы надуманными или нереалистичными ни казались эти идеи. Кроме того, оригинальные и креативные идеи следует воспринимать с позитивной точки зрения.

• Хвалите креативность и методы, использованные при выполнении задачи, а не просто хвалите завершенный проект.

• Задавайте много вопросов. Предлагайте дошкольникам объяснения и поощряйте их к более подробному объяснению во время творческой игры.

• Предлагайте варианты. Поощряйте детей высказывать мнение о том, что они хотят делать и как они хотят это делать.

3. Проводить мероприятия, помогающие детям развивать творческие способности.

• Мозговые штурмы - отличный способ раскрыть творческие способности детей. Некоторые примеры игр для мозгового штурма включают в себя: просить детей описать, что бы они сделали, если бы они были в другом времени/месте, просить их рассказать историю только с помощью жестов и по очереди создавать историю - по 1 предложению на каждого ученика.

• Художественные проекты должны быть неотъемлемой частью дошкольной программы, а не просто переменами или играми. Позвольте детям выбирать из имеющихся в классе принадлежностей и иметь свободу творчества, занимаясь искусством.

4. Избегайте вещей, которые, как доказано, подавляют творчество.

• Системы вознаграждения. Исследования показывают, что когда дети рассчитывают получить вознаграждение за «правильные» ответы или «хорошее» поведение, они на самом деле меняют свое поведение таким образом, что ограничивают их способность мыслить творчески и уникально.

• Ожидания. Информирование детей перед завершением проекта о том, что их работу будут оценивать или оценивать, ограничивает творческий потенциал в дошкольных учреждениях.

• Наблюдение. Когда за детьми наблюдают, пока они работают, у них меньше шансов проявить безграничные творческие способности.

• Некоторые игрушки. Куклы и игрушки, которые разговаривают или поют с вами, хороши для обучения раз в неделю, но это все. В противном случае дети не будут играть с игрушкой или думать о том, как ею пользоваться, они просто слушают, и этому можно научить, но использовать ее следует только один раз в неделю [1].

Для того, чтобы творческие личности, являющиеся движущей силой развития общества, не потеряли эти характеристики, можно применять разные методы. Важнейшим из этих методов является игра, которая занимает важное место в развитии воображения и творческих способностей ребенка, а также ее влияние на физическое, умственное, социальное и языковое развитие ребенка.

С этой целью, в то время как до начала формального учебного процесса можно играть в различные игры для развития творческих способностей, в процессе обучения можно использовать развивающие игры, способствующие развитию творческих способностей. Образовательная игра - это многоаспектный творческий процесс обучения, позволяющий ребенку учиться у ребенка, на своем личном опыте, в результате взаимодействия со средой и предметом. В основу науки легла именно сознательная склонность детей школьного возраста к интригующим и творческим играм в соответствии со своими личностными особенностями.

Креативность в образовательном процессе очень важна. Хотя одной из наиболее важных целей образования является создание социально полезных концепций и установок, конечной целью, которую должны достичь учащиеся, является творчество. Условия окружающей среды, которые подавляют или поощряют творческие способности учащихся, во многом зависят от образовательных программ и учителей. Особенно годами, когда закладываются основы творчества, являются годы дошкольного и начального образования. Поэтому и родителям, и другим взрослым, ухаживающим за ребенком, и педагогам необходимо с пользой использовать эти годы ребенка и закладывать основы творческих поколений.

В 21 веке «обучение обучению» становится ключевым понятием в разностороннем развитии личности. Единственное, что воспитанники запомнят в будущем, скорее всего, будет не та информация, которую вложили им в головы воспитатели, а то, научили ли они их думать, критиковать, решать проблемы и учиться.

Хотя каждый в мире образования несет большую ответственность за развитие творческих способностей учащихся, самая большая обязанность лежит на отношении и поведении воспитателя по отношению к своим ученикам. Воспитатели должны быть открыты для новых мыслей и идей своих учеников и поощрять развитие этих идей.

Чтобы развивать творческие способности, необходимо обеспечить безопасную атмосферу, которая позволит выражать неординарные идеи, вознаграждать учащихся за выдвижение творческих идей или продуктов, а также предоставлять возможности личностно-ориентированного обучения.

Выводы. Для развития творческих способностей на занятиях можно использовать обучающие игры в зависимости от целевых результатов и уровня подготовленности человека. Нет страны детства без увлекательной игры. Чем разнообразнее и интереснее будут игры малышей, тем богаче и шире будет для них мир, тем ярче и радостнее будет жизнь. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. В игре ребенок развивается физически, воспитывается творчество, трудолюбие, инициативность. С помощью игр развиваются познавательные процессы - любознательность, понимание связи простейших событий друг с другом и т.д.

Аннотация. Тема человеческих способностей всегда вызывала у людей большой интерес. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Содействие творческому развитию детей дошкольного возраста помогает улучшить способности детей к обучению и активизирует их подготовку к школе. Также упор на творчество стимулирует всестороннее личностное развитие. Высокий уровень интеллекта, развитие, креативность, способность к самостоятельному обучению - все это ключевые факторы успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. Период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считаем, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. The issue of human abilities has always aroused great interest among people. The problem of developing creative abilities in preschool children is not new, but it is still relevant. Promoting the creative development of preschool children helps to improve children's learning abilities and activates their preparation for school. Also, the emphasis on creativity stimulates comprehensive personal development. A high level of intelligence, development, creativity, and the ability to learn independently are all key factors of successful learning and prevention of school maladaptation. The period from the birth of a child to 6 years is crucial for his future life. We believe that the creative potential laid down before the age of 6 is the most effective, and it is difficult to surpass it.

Keywords: creativity, preschool age, comprehensive personality development. Литература:

1. Абдуллажонова, Д.Р. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / Д.Р. Абдуллажонова // Проблемы педагогики. - 2019. - №6 (45). - С. 17-20

УДК 378.2

РЕГИОНАЛЬНОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ

Афлитунова Сабина Сагитовна студент

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития российского общества происходит включение в общественное сознание людей различных культурных конструктов, отрицающих существование региональной культуры, как нечто устаревшего и отжившего. В этой связи у подрастающего поколения не проявляется интерес к региональной культуре, который основывается на знаниях, при этом катастрофически снижается уровень нравственного самосознания личности в целом.

Одним из наиболее узнаваемых видов региональной культуры является декоративно-прикладное искусство, с потенциалом которого возможно познакомить на уроках изобразительного искусства.

Однако, общая информация о культурных особенностях регионального декоративного искусства не формируют колористические знания обучающихся, как важного фактора эстетического переживания, как неотъемлемой части нравственного самосознания личности, представлений о целостной картине мира.

Изложение основного материала исследования. Вопросами формирования колористических знаний занимались Р. Арнхейм, В. Кандинский, И. Иттен, М.О. Сурина и другие.

Так, Рудольф Арнхейм подходит к изучению цвета комплексно и на основе исследований рассуждает о свойствах и назначении цвета для человека.

Наиболее интересным представляется нам, мысль Арнхейма о том, что различные цвета имеют в различных культурах свои определенные, строго зафиксированные смыслы. Благодаря колористическим знаниям объекта региональной культуры, по мнению исследователя, возможно определить исключительность и своеобразие объекта [1, С. 237].

Исследуя цветовую символику различных культур, М.О. Сурина, пишет о том, что любая информация, облаченная в словесную фору, будет так или иначе воспринята в искаженном виде, в силу субъективности понимания. Однако, знания, переданные с помощью колорита, воспринимаются и усваиваются человеком гораздо эффективнее [5, С. 3].

Таким образом, колористические знания необходимы, как более устойчивый, в силу своей простоты информативный инструмент, позволяющий определять своеобразие, исключительность декоративно-прикладного искусства, как части культуры духовной, культуры региональной.

Региональное декоративное искусство аборигенного и коренного населения современной Тюменской области говорит о самодостаточности и не однородности культуры, которое может быть представлено предметами быта, народной одеждой, резьбой по дереву и другими видами традиционного искусства, которое изображено выразительными средствами такими как стилизация, декор и цвет.

Рассмотрим потенциальные возможности регионального декоративного искусства, оказывающие влияние на колористические знания обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Тюменский регион уникален своей самобытной культурой, которая достойно может быть представлена произведениями мастеров разных национальностей, проживающих на данной территории.

Нами будут рассмотрены наиболее яркие экземпляры такого искусства у трех культур образующих народов; аборигенных (сибирские татары, ханты) и преобладающих по численности населения русского народа.

У каждого народа есть свои «визитные» брендовые изделия, характерные для специфической этнокультуры.

Так, характерным для татарской скотоводческой культуры является способность обрабатывать кожу, ткать безворсовые коврики, изготавливать посуду из металла и т.д.

Одним из самобытных видов регионального декоративного искусства является кожаная мозаика сибирских татар (см. Рисунок 1). Цветовая палитра данного искусства характеризуется гармоничными расцветками, связанными с технологией окрашивания кожи. При изготовлении кожаных изделий мастера использовали мягкие сближенные по тону цвета, которые создавались из природных красителей [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.