Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов'

Развитие творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1419
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Ирина Валентиновна

В статье анализируются основные проблемы развития творческих способностей студентов, формирование креативной личности будущих конкурентоспособных специалистов, требующих пересмотра содержания образования и внедрения эффективных форм и методов учебной деятельности. Предлагаются новые организационные формы подготовки будущих квалифицированных специалистов, способных быстро ориентироваться в производственной обстановке и принимать решения в сложных нестандартных технологических ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов»

36

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 8. Учебно-методическая работа

УДК 37.01

И. В. Марченко, старший преподаватель (БГТУ) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

В статье анализируются основные проблемы развития творческих способностей студентов, формирование креативной личности будущих конкурентоспособных специалистов, требующих пересмотра содержания образования и внедрения эффективных форм и методов учебной деятельности. Предлагаются новые организационные формы подготовки будущих квалифицированных специалистов, способных быстро ориентироваться в производственной обстановке и принимать решения в сложных нестандартных технологических ситуациях.

The article analyzes the main problems of development of creative abilities of students, formation of the creative person of the future of competitive specialists require a revision of the content of education and the implementation of effective forms and methods of training activities. Offers new organizational forms of training of future qualified specialists, able to quickly orient themselves in a production environment and make decisions in complex non-standard technological situations.

Введение. Прогрессивным обществом всегда были наиболее востребованы люди, которые не только в полном объеме владели системой знаний, умений и навыков, но и обладали широтой взглядов, нестандартностью мышления, способностью выдвигать и осуществлять творческие идеи.

В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обусловливает перенос акцента с передачи студентам преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.

Все это предполагает поиск новых организованных форм в подготовке квалифицированных специалистов, способных в конкурентной борьбе достигать высших результатов, специалистов, являющихся, прежде всего, творческой личностью, умеющих быстро ориентироваться в производственной обстановке и принимать решения в сложных нестандартных технологических ситуациях.

Основная часть. Подготовка будущего инженера-технолога к творчеству складывается в определенную систему обучения, при этом традиционные учебные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, не дают должного эффекта. При преобладании традиционных методов обучения в учебном процессе возникает ряд проблем. Так, мы работаем со студентами, которые разучились задавать вопрос преподавателю «почему?».

Очередной круг противоречий по формированию творческой личности будущих конкурентоспособных специалистов требует, в первую очередь, пересмотра содержания образования и внедрения эффективных форм и методов учебной деятельности.

Новые технологии обучения не отменяют доведение информации студентам, а меняют ее

роль. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы студенты использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности начинается с использования определенных компонентов обучения по отдельным учебным дисциплинам, ориентирующих обучающихся на творческую активность. При этом учебно-исследовательская деятельность на занятиях реализуется при решении проблемных и производственных ситуаций, исследовательских задач, проведении дискуссий, выполнении творческих работ [1].

Подготовка студентов к выполнению конкретного вида деятельности осуществляется на лабораторных занятиях по учебной дисциплине, в процессе учебной практики, а также по профилю специальности и квалификационной практики. При проведении лабораторных занятий активно используются такие формы, способствующие развитию творческих способностей студентов, как конкурсы, деловые и ролевые игры.

Использование на лабораторных занятиях по дисциплине «Технология послепечатных процессов» методов активного обучения предполагает наличие такой же позиции студентов в процессе обучения.

При этом происходит принудительная активизация мышления, т. е. студент вынужден быть активным независимо от его желания, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Такой выбор изменяет цель образования, это не только вооружение студентов определенной суммой знаний и умений, но и обучение их навыкам самостоятельного труда и ориентация на развитие личности.

Развитие профессионального творчества студентов, направленного на создание различных

Воспитательный процесс в вузе

37

технологических проектов и новых видов продукции осуществляется и на занятиях кружков.

Для более тесной связи теоретического и практического обучения, а также развития творческого мышления студентов и формирования многих личностных качеств был организован кружок технического и художественного творчества «Переплетчик».

В результате творческой практической деятельности студенты создают полиграфические изделия различной конструкции, которые демонстрируются на ежегодных выставках как в Белорусском государственном технологическом университете, так и в других вузах. При этом студенты приобретают новые знания и умения. Работа с творческими проектами позволяет сделать вывод, что у метода проектов есть будущее. Он способствует усилению межпредметных связей, оказывает большое воспитательное воздействие, развивает творческие способности студентов.

Продуманная система подготовки студентов к творчеству с первого курса обеспечивает профессиональную ориентацию специалистов, адекватную складывающейся на рынке труда ситуации, требующей от них повышенной мобильности, самостоятельности, инициативности, способности к быстрой смене вида профессионального труда. Реализация общих творческих установок обеспечивает повышение квалификации и углубление профессионализма при работе со студентами IV и V курсов.

Предлагаемый в настоящей работе опыт направлен на обеспечение развития творческой личности студентов при помощи активных методов обучения в виде деловых и познавательных игр, методов проекта.

Продуктом творческой деятельности студентов на занятиях является:

— разработка оригинальных книжных изделий;

— конструкторское решение моделей различных форм упаковки;

-разработка изделий из нетрадиционных материалов.

Вследствие этого студенты включаются в интенсивную умственную деятельность, моби-лизирующую их творческий потенциал и познавательную активность. Это важнейшее средство усиления познавательной деятельности студентов.

Заключение. Основная задача - сделать так, чтобы студент захотел запоминать, а значит,

захотел учиться. Нельзя заставить запоминать того, кто не хочет запоминать. При помощи методов активного обучения на занятиях в виде деловых и познавательных игр студенты ведут себя более оживленно, активно, а преподаватель перестает быть традиционным лектором.

Радость творческого поиска — непременное условие духовного роста, мобилизации интеллектуальных сил студента. Именно в творческом поиске формируется его личность, выделяется индивидуальный почерк и самая большая ответственность преподавателя — создать оптимальные условия для развития каждого студента, не пропустить, не прозевать талант [2].

По всем видам активных форм работы со студентами необходимо выработать определенную систему, в которой акцент делается на то, чтобы содержание занятия, его цели, мотивы деятельности преподавателя и студента были направлены на совместный труд, на сотрудничество.

Эти мероприятия имеют большой воспитательный результат, т. к. создают условия для самовыражения и раскрытия каждого студента в непосредственном активном действии, формируются коммуникативные качества личности, чувство ответственности, коллективизма, обеспечивается психологическая корректность контроля, который становится малозаметным.

Таким образом, как бы хорошо ни был подготовлен преподаватель (в традиционном аспекте), способы его деятельности и применяемая им методика не позволяют вывести студентов на более высокий уровень освоения содержания образования без использования методов активного обучения, т. к. в самой традиционной технологии заложена авторитарная педагогика требований, в которой отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей и творческих проявлений личности.

Литература

1. Чиркова, Ю. В. Формирование творческих способностей в профессиональной деятельности при организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Ю. В. Чиркова // Общепедагогические технологии. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/ 311178/. - Дата доступа: 12.04.2011.

2. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Минск: Беларуси верасень, 2005. - 200 с.

Поступила 14.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.