Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов'

Развитие творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / CREATIVE PERSONALITY / THE DESIGN OF LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Фанис Вагизович

Рассматриваются понятия «творчество» и «творческие способности». Освещаются вопросы мотивации творческой деятельности, определения цели и содержания инновационной системы обучения, выбора соответствующих методов и средств обучения, диагностики уровня развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concepts of «creativity» and «creative abilities». Highlights questions of motivation of creative activity, defining the purpose and content of innovation learning systems, the selection of appropriate methods and means of training, diagnostics of the level of development of creative abilities.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов»

УДК 159.9:37

Ф.В. Шарипов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Развитие творческих способностей студентов

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года среди приоритетных целей развития системы образования особо выделена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

Традиционная система обучения построена, как известно, преимущественно на реализации

© Шарипов Ф.В., 2013

репродуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся. Современные концепции обучения (теория проблемного обучения, концепции развивающего и личностно ориентированного обучения, компетентностный подход и др.) базируются на сочетании репродуктивной с творческой учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся обусловлена тем, что, во-первых, необходимо преодолевать противоречие между репродуктивным характером учебно-познавательной деятель-

Пабло Пикассо. «Менины. По Веласкесу». 1957 г

ности с опорой на память (восприятие готовой информации, ее запоминание и воспроизведение) и творческим характером профессиональной деятельности современного специалиста с опорой на мышление.

Во-вторых, подготовить обучающихся к решению проблем в их жизни и профессиональной деятельности в настоящее время и будущем (быт, учеба, работа, семья, дети).

В-третьих, активизировать познавательную деятельность обучающихся, научив их преодолевать скуку, равнодушие, пассивность в учебном процессе.

_ _ ФАНИС ВАГИЗОВИЧ ШАРИПОВ

доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогические технологии, качество образования, ком-петентностный подход к образованию, проблема развития творческих способностей студентов и другие вопросы педагогики высшей школы. Автор более 160 научных трудов

Рассматриваются понятия «творчество» и «творческие способности». Освещаются вопросы мотивации творческой деятельности, определения цели и содержания инновационной системы обучения, выбора соответствующих методов и средств обучения, диагностики уровня развития творческих способностей.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческая личность, проектирование технологии обучения.

The article discusses the concepts of «creativity» and «creative abilities». Highlights questions of motivation of creative activity, defining the purpose and content of innovation learning systems, the selection of appropriate methods and means of training, diagnostics of the level of development of creative abilities.

Key words: creativity, creative abilities, creative personality, the design of learning technologies.______________________________________________________________________________________

В-четвертых, реализовать требования образовательных стандартов нового поколения и обеспечить в учебно-воспитательном процессе не только формирование знаний и умений, но и развитие личности.

ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ

В настоящее время общепринятого определения понятия «творчество» нет. В литературе выделяют пять основных подходов к трактовке этого понятия:

- творчество как всеобщая форма развития;

- творчество как форма труда;

- творчество как процесс создания нового;

- творчество как реализация внутреннего мотива деятельности;

- творчество как мировоззрение [5].

В педагогике это понятие определяется следующим образом: «Творчество - деятельность человека по созданию качественно нового, сознательно воспринимаемая им как порождаемая внутренним стремлением к самореализации или объективной потребностью человека; деятельность, рассматриваемая как на субъективном, так и на объективном уровне (в зависимости от характера творчества) по критерию признания новизны» [6, с. 52]. Есть и такое определение данного понятия: «содержанием творчества будем считать решение нестандартных задач в любой сфере деятельности [8, с. 8]. В этом учебном пособии авторы рассматривают способность решать такие задачи как неотъемлемое качество творческой личности.

Креативность понимается как общая способность к творчеству (от лат. сгвэйоп - созидание). Креативность - это способность человека порождать идеи, находить оригинальные решения. К. Роджерс под креативностью, например,понимает способность обнаруживать новые способы ре-

шения проблем. По его мнению, креативность - это интегральная творческая способность человека [4].

Таким образом, понятия «творчество» и «креативность» различаются по смыслу тем, что первое означает творческую деятельность человека, а второе - наличие творческих способностей. Специфика творчества в образовательном процессе при изучении основ наук заключается в самостоятельном решении проблемных задач. В психологическом плане умственная деятельность (мышление) учащегося при решении новой задачи представляет собой в субъективном смысле творческий процесс.

Есть целый ряд профессий, непосредственно связанных с творчеством (например, писатель, музыкант, художник, ученый). Но это не означает, что профессиональная деятельность представителей массовых профессий не может носить творческого характера. Более того, любой вид деятельности (учебная, педагогическая, производственная, коммерческая) включает творческий компонент, если проявляется новизна в постановке задачи (новая

проблема), в процессе деятельности (новый метод, новое средство) или в ее результате (новый продукт). Например, творчество в педагогической деятельности преподавателя связано с разработкой и внедрением новых образовательных технологий, учебнометодических комплексов, написанием научных статей, методических и учебных пособий, решением новых педагогических ситуаций. Качество выполнения этих или других видов работы зависит от научно-педагогической квалификации педагога, а степень новизны продукта - от его креативности.

Творчество как вид деятельности человека связано со всей психологической структурой личности:

- направленностью личности (мотивационной сферой);

- опытом (компетентностью);

- особенностями процессов восприятия, памяти и мышления (познавательной сферой);

- индивидуально-психологическими особенностями.

В этой связи возникает задача диагностики психологических особенностей детей, имеющих задатки и склонности к твор-

честву. В психологии (психодиагностике) разработан соответствующий инструментарий, который может быть использован только квалифицированными психологами в детском саду или в начальной школе. Что касается диагностики уровня сформированно-сти творческих способностей учащихся старших классов, то, кроме использования диагностических методов, можно анализировать и оценить качество результата («продукта») их творчества. В зависимости от вида творческой деятельности результат может быть представлен как сделанный руками предмет при практической деятельности, проект или решенная проблема при интеллектуальной деятельности(рисунок, стихи, игра на музыкальном инструменте и т.д.).

Проектирование технологии обучения предполагает разработку всех компонентов образовательного процесса: мотивационного, целевого, содержательного, деятельностного и контрольнооценочного [10]. С этих позиций рассмотрим некоторые аспекты организации творческой деятельности учащихся.

МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе мотивации творчества как интеллектуальной, духовной и практической деятельности, направленной на решение новой проблемы, создание нового продукта, могут выступать потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации,чувства, целевая установка личности, ее стремление к самореализации и другие свойства. Доминирование того или иного мотива творческой деятельности вероятно зависит от уровня одаренности (наследственного фактора), индивидуально-психологических особенностей личности, внешних условий и других факторов.

Дети занимаются творчеством (рисованием, лепкой, организа-

цией игр, конструированием, музыкой) потому, что им это просто интересно. При этом очень важно вовремя заметить задатки и склонности ребенка к тому или иному виду творчества и создавать необходимые условия для обучения с целью формирования необходимых знаний, тренировки умений и развития соответствующих способностей. В этом плане велика роль кружков самодеятельного творчества школьников, студий и центров творчества молодежи.

Л.Б. Ермолаева-Томина, ссылаясь на исследования зарубежных психологов, отмечает следующие требования к действиям педагогов для стимулирования развития творческих способностей школьников:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ученику;

- видеть потенциальные творческие способности в каждом из учеников, их творческие проявления не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности;

- формировать у учащихся достаточно высокую самооценку, которая стимулировала бы их ктворческой деятельности. При этом каждый педагог должен развивать свою креативность [3].

В качестве мотива творчества могут быть и потребности в творчестве и самореализации, материальные и другие потребности. При наличии таланта творческая деятельность становится профессиональной и источником удовлетворения разносторонних потребностей и интересов личности. В принципе у каждого творчески мыслящего человека имеются свои мотивы творчества, которые обусловлены видом его профессиональной деятельности. Например, у педагога - любовь к детям, стремление их учить и воспи-

тывать, возможность заниматься научно-методической работой и публиковать свои труды. У инженера - стремление создавать новую технику, совершенствовать технологию производства и др. Таким образом, мотивация творческой деятельности специалиста тесно связана с направленностью личности и видом ее профессиональной деятельности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как известно, главная цель образования подрастающего поколения - подготовка учащихся к жизни и труду, разностороннее развитие личности каждого учащегося, в особенности развитие его творческого потенциала для самоопределения и самореализации. В новых образовательных стандартах цели образования определяются через компетенции. В структуре ключевых (базовых) компетентностей любого специалиста нами выделена креативная компетентность [11]. Новое качество выпускника вуза или колледжа определяется не только объемом приобретенных знаний и умений, но и его способностями к творческому (креативному) мышлению, являющемуся основным фактором эффективной деятельности специалиста в непрерывно изменяющихся условиях экономики. К творческим способностям личности относятся: изобретательность, гибкость и критичность ума, интуиция, способность к анализу, синтезу и комбинированию, переносу опыта, умения предвидеть, ставить и решать нестандартные задачи и др.

Если в целях образования заложить необходимость развития творческого потенциала личности учащегося, то возникает проблема составления его характеристики. Изучение специальной литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, показывает, что творческая личность характеризуется следующими психоло-

гическими свойствами: любознательностью, впечатлительностью и вдохновением, высоким самомнением и тщеславием, стремлением к доминированию, оптимизмом, гибкостью мышления, независимостью, самостоятельностью, отсутствием конформности, способностью к саморегуляции, восприятию прекрасного, чувством гармонии и красоты, потребностью в совершенстве продуктов своей деятельности, склонностью к риску [1-4]. В результате многолетних исследований творчески одаренных детей американский психолог К.Тейлор пришел к выводу, что они излишне независимы в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура [2]. Как показывают эти характеристики творчески одаренной личности, они в генезисе обусловлены преимущественно наследственными факторами, психологическими особенностями человека и условиями его жизнедеятельности (а не только результатом обучения и воспитания).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВУ

В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При новом подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности.

Необходимость включения в содержание обучения творческого компонента впервые в педагогике была обоснована известными дидактами нашей страны М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне-

ром [7]. Однако несмотря на бурное развитие теории проблемного обучения, в силу консерватизма и отсутствия стимулов к инновациям, массового внедрения ее методов в практику преподавания в общеобразовательной и профессиональной школах не произошло. Возможно, ситуация изменится в связи с внедрением нового поколения образовательных стандартов, предусматривающих проектную деятельность учащихся, направленную на решение той или иной проблемы.

Предметом творческой деятельности учащегося (содержанием обучения) выступает та или иная область науки, искусства или практики, к которой он проявляет интерес и склонности. Как правило, при обучении учащихся какому-либо виду художественной деятельности (искусства) используются соответствующие учебные программы и пособия. При изучении основ наук в общеобразовательной школе или в профессиональном образовательном учреждении творческий компонент содержания обучения должны составлять учебные и научные проблемы, а также ориентировочная основа деятельности по их решению. В этой связи при разработке учебно-методического комплекса по каждой дисциплине возникает научно-педагогическая задача постановки (формулирования) таких проблем и составления структуры и содержания ориентировочной основы деятельности.

Для примера приведем следующие способы создания проблемных ситуаций на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам [9]:

- выдвижение главных проблем, вскрывающих логику и закономерности развития науки и техники;

- столкновение студентов с явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения путем демонстрации опыта (эксперимента);

- использование качественных и количественных нестандартных задач;

- постановка практических заданий; построение и анализ графиков, диаграмм, принципиальных схем; конструирование узлов приборов, машин; разработка алгоритмов деятельности рабочих, техников и других специалистов;

- изучение динамики процессов в статистических схемах, графиках и диаграммах;

- вывод уравнений;

- проведение учащимися лабораторного эксперимента (в лабораторных условиях);

- постановка заданий на использование логических приемов умозаключения, сравнения, классификации, обобщения, анализа, индукции.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Американский психолог Э. Боно предложил программу развития креативности учащихся исходя из следующих пяти принципов [1]:

- предоставлять необходимые и достаточные условия решения возникающих проблем;

- вырабатывать установку на отбрасывание своего прошлого опыта;

- развивать умение видеть многофункциональность вещи;

- формировать умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знаний и использовать их для решения проблемы;

- развивать способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освободиться от ее влияния при решении конкретной проблемы.

В отечественной педагогике разработано множество методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся. К ним относятся: методы проблемного и развивающего обучения; эвристические методы решения про-

блем; технологии игрового и контекстного обучения; научные методы (методы самой науки); проектное обучение и др. Задача состоит в том, чтобы учителя школ и преподаватели профессиональных учебных заведений освоили эти методы и использовали их в своей педагогической деятельности. В этом плане велика роль методических советов и предметно-цикловых комиссий учебных заведений, методических конференций и семинаров, научно-методических работ преподавателей, а также самообразования, подготовки и защиты кандидатских диссертаций. Креативность самого преподавателя можно определить по качеству проводимых занятий, разработанных и изданных учебно-методических пособий, научных докладов, статей и монографий, по уровню научной

квалификации и педагогического мастерства. Можно предположить, что степень творческой активности преподавателя по этим показателям и систематическое применение им современных образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, должны служить одним из критериев материального стимулирования его труда.

Контрольно-оценочный компонент процесса обучения творчеству включает диагностирование уровня творческих способностей (креативности) учащихся. Кроме широко используемых в психодиагностике креативности личности тестов Дж. Гильфорда и П. Торренса, Е.П. Ильин, ссылаясь на первоисточники, предлагает целый ряд методик, предназначенных для ее измерения и оценки [4]. Извест-

ным отечественным психологом В.Д. Шадриковым разработана теория способностей, сформулированы принципы изучения общих и профессиональных способностей, рассмотрены вопросы их развития и диагностики [9].

По нашему мнению, наиболее адекватным методом является выполнение испытуемыми контрольных творческих заданий по соответствующей учебной дисциплине. При этом критерием оценки креативности личности являются новизна и оригинальность продукта творческой деятельности учащегося (рисунки, стихотворения, способы решения нестандартной задачи, доклады, статьи, проекты, изготовленные вещи, принятые решения по той или иной проблеме, отчеты по учебноисследовательской работе и др.). Для повышения объективности оценки уровня креативности личности на основе этих критериев целесообразно использовать метод экспертных оценок. Экспертами могут выступать преподаватели родственных дисциплин, специалисты из организаций и учащиеся с творческими способностями.

Для развития творческих способностей учащихся большую роль играют условия их жизни и учебы. На основе изучения трудов зарубежных и отечественных ученых по данному вопросу Е.П. Ильин подчеркивает, что к условиям, благоприятствующим развитию творческих способностей, относятся «предоставление ребенку относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение к ребенку и отсутствие излишней требовательности» [4, с. 324]. Кроме того, он выделяет следующие факторы, способствующие развитию творческих способностей. Это:

- широкий круг общения, в том числе с творческими людьми;

- демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;

- свободное эмоциональное самовыражение ребенка;

- активная, деятельная позиция взрослых;

- раннее приобщение ребенка к самостоятельному труду, творчеству через посещение различных кружков, радости познания через собственный опыт;

- положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка [4, с. 325].

Думается, что эти положения касаются и школьной деятельности детей. К сожалению, приходится констатировать, что из-за административного стиля деятельности руководителей и преподавателей учебных заведений существующая система обучения часто препятствует проявлению самостоятельности и творческого мышления учащихся.

На основе анализа проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся можно решить задачу управления их эвристической деятельностью в образовательном процессе. Управлять этой деятельностью -это значит:

- диагностировать и анализировать исходный уровень подготовленности учащихся;

- определять цели учебно-познавательной деятельности учащихся (цели обучения) и мотивировать их на творческую активность;

- проектировать содержательный и деятельностный компоненты процесса обучения (в том числе обучения решению проблемных задач);

- организовывать эвристическую деятельность учащихся путем постановки учебной проблемы, актуализации базовых знаний и вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность, используя групповые формы и методы решения проблем;

- осуществлять текущий контроль и коррекцию эвристической деятельности обучающихся;

- оценивать результат творческой деятельности обучающихся по решению поставленной проблемы.

Проблема обучения учащихся творчеству с целью развития их креативности еще раз доказывает значимость профессиональной ориентации в общеобразо-вательныхучреждениях. При ранней диагностике задатков, интересов и склонностей личности, создании необходимых условий для их развития, правильности выбора профессии каждый человек может стать способным к творчеству. Думается, что эти достаточно сложные задачи должны решаться на государственном уровне. Речь идет о создании в каждом образовательном учреждении психологической службы и разветвленной системы центров творчества подростков на бюджетной основе (для всех желающих, а не только для детей платежеспособных родителей). Кроме того, в образовательных учреждениях целесообразно разработать и внедрить дифференцированную систему материального и духовного стимулирования творческой активности педагогов и обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1999.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. № 4.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

5. Иноземцев В.Л. Экспансия творчества - вызов экономической эпохе // ПОЛИС. Политические исследования. 1997. № 5.

6. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В.В. Попова и Ю.Г. Круглова. М., 2011.

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского и И.Я. Лернера. М., 1983.

8. Цветков А.Н., Зарембо В.Е. Методы решения творческих задач в менеджменте: учеб. пособие. М., 2009.

9. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М., 2010.

10. Шарипов Ф.В. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. Уфа, 2011.

11. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.