Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности'

Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / МИНИ-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна, Кабжихов Астемир Артурович

Одной из важных задач в образовательном процессе является создание условий для проектной деятельности. Одной из основных черт современного человека, работающего в культурном пространстве, является его способность проектировать деятельность. Проектная деятельность это один из методов обучения, который формирует большое количество умений и навыков, а также это форма организации учебного процесса, которая, в результате, становится более продуктивной. Способность учителя создать благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность учащихся. Развитие у детей коммуникативных способностей осуществляется с помощью занятий, направленных на развитие творческих способностей школьников посредством дизайнерской и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бегиева Б.М.1, Кабжихов А.А.2

1Бегиева Белла Муратовна - студент, институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования;

Кабжихов Астемир Артурович - магистрант, институт архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: одной из важных задач в образовательном процессе является создание условий для проектной деятельности. Одной из основных черт современного человека, работающего в культурном пространстве, является его способность проектировать деятельность. Проектная деятельность - это один из методов обучения, который формирует большое количество умений и навыков, а также это форма организации учебного процесса, которая, в результате, становится более продуктивной. Способность учителя создать благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность учащихся. Развитие у детей коммуникативных способностей осуществляется с помощью занятий, направленных на развитие творческих способностей школьников посредством дизайнерской и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, развитие творческих способностей, образовательный процесс, повышение мотивации, познавательные возможности, мини-проект.

Проектная деятельность в начальной школе - это образовательная, исследовательская, познавательная, и творческая деятельность, результатом которой является

решение проблемы, представленной в форме проекта. Для ученика проект - это возможность максимизировать свой творческий потенциал.

Важными факторами в деятельности проекта являются: -повышение мотивации учеников к решению проблем; -развитие творчества; -формирование чувства ответственности; -создание условий для сотрудничества между учителем и учеником.

Проектная деятельность играет развивающую роль в жизни человека. Это особенно важно в школьном возрасте, который является одним из самых сложных и противоречивых периодов развития в жизни человека. Все аспекты развития в этом возрасте претерпевают качественную перестройку, появляются и формируются новые психологические образования. Это требует творческого подхода к обучению, в соответствии с психологическими характеристиками, мотивационными предпочтениями, которые так важны для учеников.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальных классах осуществляется под непосредственным руководством учителей и родителей. А дети, в рамках образовательной и внеклассной деятельности, реализуют свои идеи и проводят научные исследования. Проведение занятий, направленных на развитие творческих способностей школьников посредством дизайнерской и исследовательской деятельности, способствует развитию у детей коммуникативных способностей, самостоятельности в художественном творчестве, а также развивает детское творческое и аналитическое мышление.

Важнейшей задачей в современных условиях развития системы образования является непосредственное формирование условий проектной деятельности, которые обеспечивают школьникам именно умение учиться, а также развивают способности к саморазвитию и личностному самосовершенствованию. Все эти успехи достигаются при

помощи сознательного, а также активного присвоения учащимися их социального опыта в проектной деятельности.

Самые первые проекты в первом классе - это мини-проекты продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 минут на подготовку, 2 минуты на презентацию каждой группы). Мини-проекты, как никто другой, отвечают требованиям организации мероприятий в первом классе. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными, чаще всего групповыми.

Интересная работа, такая как проектная деятельность, не вызывает напряженности и спада в мыслительных процессах детей. Повышенная мотивация и развитие творческих способностей обусловлены наличием ключевой особенности в дизайнерской деятельности - самостоятельного выбора. Ответственность формируется подсознательно: ученик в первую очередь пытается доказать себе, что сделал правильный выбор. Следует отметить, что готовность к укреплению является основным фактором эффективности деятельности проекта.

Таким образом, проектные мероприятия развивают творческий потенциал учащихся и оказывают положительное влияние на качество образовательного процесса. Использование метода проекта развивает мотивацию личности к обучению и творчеству, расширяет познавательные способности и творческую активность учащихся, развивает ключевые компетенции учеников.

Список литературы

1. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 2015.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.