РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бегиева Б.М.1, Кабжихов А.А.2
1Бегиева Белла Муратовна - студент, институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования;
Кабжихов Астемир Артурович - магистрант, институт архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: одной из важных задач в образовательном процессе является создание условий для проектной деятельности. Одной из основных черт современного человека, работающего в культурном пространстве, является его способность проектировать деятельность. Проектная деятельность - это один из методов обучения, который формирует большое количество умений и навыков, а также это форма организации учебного процесса, которая, в результате, становится более продуктивной. Способность учителя создать благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность учащихся. Развитие у детей коммуникативных способностей осуществляется с помощью занятий, направленных на развитие творческих способностей школьников посредством дизайнерской и исследовательской деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, развитие творческих способностей, образовательный процесс, повышение мотивации, познавательные возможности, мини-проект.
Проектная деятельность в начальной школе - это образовательная, исследовательская, познавательная, и творческая деятельность, результатом которой является
решение проблемы, представленной в форме проекта. Для ученика проект - это возможность максимизировать свой творческий потенциал.
Важными факторами в деятельности проекта являются: -повышение мотивации учеников к решению проблем; -развитие творчества; -формирование чувства ответственности; -создание условий для сотрудничества между учителем и учеником.
Проектная деятельность играет развивающую роль в жизни человека. Это особенно важно в школьном возрасте, который является одним из самых сложных и противоречивых периодов развития в жизни человека. Все аспекты развития в этом возрасте претерпевают качественную перестройку, появляются и формируются новые психологические образования. Это требует творческого подхода к обучению, в соответствии с психологическими характеристиками, мотивационными предпочтениями, которые так важны для учеников.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальных классах осуществляется под непосредственным руководством учителей и родителей. А дети, в рамках образовательной и внеклассной деятельности, реализуют свои идеи и проводят научные исследования. Проведение занятий, направленных на развитие творческих способностей школьников посредством дизайнерской и исследовательской деятельности, способствует развитию у детей коммуникативных способностей, самостоятельности в художественном творчестве, а также развивает детское творческое и аналитическое мышление.
Важнейшей задачей в современных условиях развития системы образования является непосредственное формирование условий проектной деятельности, которые обеспечивают школьникам именно умение учиться, а также развивают способности к саморазвитию и личностному самосовершенствованию. Все эти успехи достигаются при
помощи сознательного, а также активного присвоения учащимися их социального опыта в проектной деятельности.
Самые первые проекты в первом классе - это мини-проекты продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 минут на подготовку, 2 минуты на презентацию каждой группы). Мини-проекты, как никто другой, отвечают требованиям организации мероприятий в первом классе. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными, чаще всего групповыми.
Интересная работа, такая как проектная деятельность, не вызывает напряженности и спада в мыслительных процессах детей. Повышенная мотивация и развитие творческих способностей обусловлены наличием ключевой особенности в дизайнерской деятельности - самостоятельного выбора. Ответственность формируется подсознательно: ученик в первую очередь пытается доказать себе, что сделал правильный выбор. Следует отметить, что готовность к укреплению является основным фактором эффективности деятельности проекта.
Таким образом, проектные мероприятия развивают творческий потенциал учащихся и оказывают положительное влияние на качество образовательного процесса. Использование метода проекта развивает мотивацию личности к обучению и творчеству, расширяет познавательные способности и творческую активность учащихся, развивает ключевые компетенции учеников.
Список литературы
1. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 2015.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 2013.