ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Ахтямова Г. С.,
студентка 2 курса Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Научный руководитель: Камалова Л.А.,
к.п.н., доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Аннотация: Автор рассматривает особенности успешного развития творческих способностей младших школьников.
Ключевые слова: творческие способности, воображение, любознательность.
Summary: The author considers features of successful development of creative abilities of younger schoolchildren.
Keywords: creative abilities, imagination, inquisitiveness.
Современный урок в начальной школе будет интересен детям, если он будет направлен на расширение кругозора, познавательных сил учащихся, на активизацию творческих способностей учеников, поскольку в современных условиях развития общества государству требуются творчески развитые люди, способные самостоятельно мыслить, личности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что креативность определяет успешность выполнения оригинального вида деятельности, формируется на основе задатков творческих и включают следующие составляющие: воображение и творческое мышление, благодаря которым младший школьник может решать нестандартные задачи, максимально быстро создавать новые идеи по решению возникшей проблемы и применять различные подходы к новым ситуациям; мотивы, которые побуждают ребенка создавать что-то новое, принимать творческие решения; эмоциональные переживания помогают младшему школьнику лучше осознавать собственные переживания, что способствует эффективному развитию личности младшего школьника, его творческого потенциала. [2, c. 24]
Показателями творческого развития младшего школьника, в соответствии с его возрастными особенностями можно считать: способность давать неординарные ответы на поставленный вопрос, то есть оригинальность; стремление к приобретению новых знаний -любознательность; умение быстро находить совершенно новые варианты решений или гибкость мышления; невербальное воображение, показателями которого могут служить оригинальность рисунков,
количество идей и смысловая завершенность сюжета; выражение эмоций в творческой деятельности. [1, с. 47]
Успешное развитие креативности у младших школьников возможно при соблюдении ряда условий. Перечислим их. Личностно-деятельностное взаимодействие детей и взрослых, которое заключается в осознании взаимодействия как сотворчества. Во - вторых, это позитивное поощрение и стимулирование всех идей, стремлений познать что-то новое. Немаловажным является и психологическая поддержка, вера в его способности, возможности реализовать себя. Также необходимо уважать потребности, мнения и интересы младшего школьника. В силу возрастных особенностей детей начальной школы, а именно высокой эмоциональности важно не способствовать развитию у них тревоги, страха, неуверенности в себе, так как это впоследствии негативно отразится на творческой деятельности. Творческие способности будут развиваться наиболее успешно благодаря созданию внутренней мотивации учения с творческой позиции и развития уверенности в своих силах. Особенно важным является то, что преподаватель в каждом ученике должен видеть индивидуальность. Сочетание разнообразных форм работы на уроке в зависимости от уровня сложности выполнения творческого задания и от целей, развитие самостоятельности выполнения творческого задания и последовательность, системность в работе будут способствовать развитию креативности. [3, с. 83]
Подводя итог, следует заметить, что планомерная работа в начальной школе по развитию творческих способностей младших школьников даёт возможность в перспективе сегодняшним детям стать конкурентоспособными на рынке труда и укрепить личностный ресурс нашего государства.
Список использованных источников:
1. Антилогова Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2013. № 3.
2. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 2013.