РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Кудрявцева Н.А.1, Суворов В.А.2
'Кудрявцева Нэлли Аркадьевна - преподаватель, отделение педагогики, Архангельский педагогический колледж, г. Архангельск;
2Суворов Владимир Александрович — магистрант, кафедра машиноведения и основ конструирования, Институт металлургии, машиностроения и транспорта, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается влияние творческих способностей на концертмейстерское мастерство, выявлены основные их факторы. Предложены рекомендации для развития творческих способностей у студентов музыкальных специальностей, будущих учителей музыки.
Ключевые слова: концертмейстер, концертмейстерское искусство, педагогика, творчество, творческие способности, аккомпанемент.
ВВЕДЕНИЕ
Концертмейстер - одна из самых востребованных на сегодняшний день профессий в музыкальном искусстве и музыкально-педагогической деятельности. Она соединяет в себе большое количество как музыкальных, так и других практических качеств. Так, для работы концертмейстера необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умение аккомпанирования.
Развитию концертмейстерского мастерства посвящено много книг и статей [1-5]. В основе данных трудов акцентирование ведется на развития техники, аккомпанемента и др. практических навыков. Бесспорно, эти качества играют немаловажную роль в становлении концертмейстера, но, к сожалению, очень часто приуменьшается вес влияния творческих способностей.
Цель данной работы - изучить вклад творческих способностей в развитие концертмейстерских навыков и компетенций, разработать рекомендации для их развития у студентов педагогических специальностей музыкального профиля.
Актуальность вызвана потребностью в навыках концертмейстерства у выпускников педагогических специальностей музыкального профиля, в особенности у будущих учителей музыки в школах.
Новизна данной работы заключается в предлагаемых рекомендациях для процесса подготовки студентов для будущей работы учителями музыки в школах.
1 ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Хороший пианист и аккомпаниатор может стать хорошим концертмейстером только в том случае, если он в полной мере умеет тонко чувствовать ансамбль или партнера, знать и художественно воплощать различные музыкальные стили, быстро и умело реагировать на партнера, имеет эмоциональность и волевые качества, так как ему необходимо соединить несколько функций в работе: и играть, и петь, и слушать хор, и видеть жест дирижера (в дирижерском классе). Умение выполнять несколько задач одновременно требует творческого подхода, особенно в живом выступлении.
Несложно заметить, что именно развитые творческие способности имеют большое, если не определяющее, значение в перечисленных выше качествах.
Так, для умения правильно чувствовать партнёра необходима тонко настроенная интуиция, для художественного воплощения замысла - развитое воображение, для быстрой и гибкой реакции - креативность.
Для учителя музыки это еще и подкрепляется важностью поиска подходящих инструментов передачи знаний и навыков студенту или ученику, творческого подхода к преподаванию, особенно в школах.
2 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Развитие творческих способностей базируется на комплексном самосовершенствовании, подкрепленным овладением технологией творческого труда. Нельзя забывать, что любое развитие
невозможно без достаточного уровня мотивации и благоприятной среды, в которой хочется работать. Поэтому первоочередное дело - создать эти необходимые условия для студента.
Как уже было отмечено выше: для высокого уровня профессионализма требуется интуиция и развитое воображение. Известно, что интуиция - это форма сжатого опыта, а воображение -психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.[6] Поэтому второе по очередности дело - это передать студенту разносторонний по характеру музыкальный опыт.
Очень важное место здесь имеет подбор материала. Необходимо учитывать не только технические возможности студента и музыкальный слух, но и психоэмоциональное восприятие музыки, а также темперамент студента, нужно хорошо знать своего ученика, иметь индивидуальный подход к каждому.
Хорошим инструментом развития воображения является дополнение к музыкальной практике другой художественной деятельностью. (Изобразительное искусство, литература и т.д.) Это позволяет расширить чувственно-эмоциональное восприятия музыки. Также полезно давать студенту яркие наглядные образы, развивать в нем желание к самостоятельному их поиску.[7] Это особенно важно для будущих учителей музыки, ведь им самим в профессиональной деятельности необходимо подбирать подходящие образы для учеников.
Еще одним хорошим приемом развития творческих способностей является дополнение изучаемого произведения своими деталями, а также повышения навыков импровизации. К этому обучению необходимо приступать только после качественного исполнения материала в авторской интерпретации.
Все это лишь малая часть тех рекомендаций, которые можно дать педагогу по классу концертмейстерства. ВЫВОД
В статье было кратко рассмотрено влияние творческих способностей на мастерство концермейстерства, были предложены рекомендации для развития воображения и интуиции у студентов педагогических специальностей музыкального профиля. Важно подчеркнуть индивидуальность каждого ученика и необходимость в создании для него благоприятной атмосферы, в которой возможно его комплексное развитие как в техническом, так и в творческом плане.
Список литературы
1. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / Под ред. А.Н. Крюкова. Л.: Музыка, 1972 г. 80 с.
2. Шендерович Е.В. концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: 1996. 204 с.
3. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1.
4. Суркова А.В. особенности концертмейстерской деятельности в детской школе искусств // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7(7). Новосибирск: СибАК, 2013.
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Под ред. А.П. Зориной. Л.: Гос. муз. издат-во, 1961. 71 с.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / СПб: Питер, 2009. 434 с.
7. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / Михай Чиксентмихайи [Пер. с англ. И. Ющенко]. М.: Карьера Пресс, 2013. 528 с.