Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей как инструмент повышения уровня концертмейстерского мастерства'

Развитие творческих способностей как инструмент повышения уровня концертмейстерского мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АККОМПАНЕМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Нэлли Аркадьевна, Суворов Владимир Александрович

В статье рассматривается влияние творческих способностей на концертмейстерское мастерство, выявлены основные их факторы. Предложены рекомендации для развития творческих способностей у студентов музыкальных специальностей, будущих учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Нэлли Аркадьевна, Суворов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей как инструмент повышения уровня концертмейстерского мастерства»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Кудрявцева Н.А.1, Суворов В.А.2

'Кудрявцева Нэлли Аркадьевна - преподаватель, отделение педагогики, Архангельский педагогический колледж, г. Архангельск;

2Суворов Владимир Александрович — магистрант, кафедра машиноведения и основ конструирования, Институт металлургии, машиностроения и транспорта, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается влияние творческих способностей на концертмейстерское мастерство, выявлены основные их факторы. Предложены рекомендации для развития творческих способностей у студентов музыкальных специальностей, будущих учителей музыки.

Ключевые слова: концертмейстер, концертмейстерское искусство, педагогика, творчество, творческие способности, аккомпанемент.

ВВЕДЕНИЕ

Концертмейстер - одна из самых востребованных на сегодняшний день профессий в музыкальном искусстве и музыкально-педагогической деятельности. Она соединяет в себе большое количество как музыкальных, так и других практических качеств. Так, для работы концертмейстера необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умение аккомпанирования.

Развитию концертмейстерского мастерства посвящено много книг и статей [1-5]. В основе данных трудов акцентирование ведется на развития техники, аккомпанемента и др. практических навыков. Бесспорно, эти качества играют немаловажную роль в становлении концертмейстера, но, к сожалению, очень часто приуменьшается вес влияния творческих способностей.

Цель данной работы - изучить вклад творческих способностей в развитие концертмейстерских навыков и компетенций, разработать рекомендации для их развития у студентов педагогических специальностей музыкального профиля.

Актуальность вызвана потребностью в навыках концертмейстерства у выпускников педагогических специальностей музыкального профиля, в особенности у будущих учителей музыки в школах.

Новизна данной работы заключается в предлагаемых рекомендациях для процесса подготовки студентов для будущей работы учителями музыки в школах.

1 ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Хороший пианист и аккомпаниатор может стать хорошим концертмейстером только в том случае, если он в полной мере умеет тонко чувствовать ансамбль или партнера, знать и художественно воплощать различные музыкальные стили, быстро и умело реагировать на партнера, имеет эмоциональность и волевые качества, так как ему необходимо соединить несколько функций в работе: и играть, и петь, и слушать хор, и видеть жест дирижера (в дирижерском классе). Умение выполнять несколько задач одновременно требует творческого подхода, особенно в живом выступлении.

Несложно заметить, что именно развитые творческие способности имеют большое, если не определяющее, значение в перечисленных выше качествах.

Так, для умения правильно чувствовать партнёра необходима тонко настроенная интуиция, для художественного воплощения замысла - развитое воображение, для быстрой и гибкой реакции - креативность.

Для учителя музыки это еще и подкрепляется важностью поиска подходящих инструментов передачи знаний и навыков студенту или ученику, творческого подхода к преподаванию, особенно в школах.

2 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Развитие творческих способностей базируется на комплексном самосовершенствовании, подкрепленным овладением технологией творческого труда. Нельзя забывать, что любое развитие

невозможно без достаточного уровня мотивации и благоприятной среды, в которой хочется работать. Поэтому первоочередное дело - создать эти необходимые условия для студента.

Как уже было отмечено выше: для высокого уровня профессионализма требуется интуиция и развитое воображение. Известно, что интуиция - это форма сжатого опыта, а воображение -психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.[6] Поэтому второе по очередности дело - это передать студенту разносторонний по характеру музыкальный опыт.

Очень важное место здесь имеет подбор материала. Необходимо учитывать не только технические возможности студента и музыкальный слух, но и психоэмоциональное восприятие музыки, а также темперамент студента, нужно хорошо знать своего ученика, иметь индивидуальный подход к каждому.

Хорошим инструментом развития воображения является дополнение к музыкальной практике другой художественной деятельностью. (Изобразительное искусство, литература и т.д.) Это позволяет расширить чувственно-эмоциональное восприятия музыки. Также полезно давать студенту яркие наглядные образы, развивать в нем желание к самостоятельному их поиску.[7] Это особенно важно для будущих учителей музыки, ведь им самим в профессиональной деятельности необходимо подбирать подходящие образы для учеников.

Еще одним хорошим приемом развития творческих способностей является дополнение изучаемого произведения своими деталями, а также повышения навыков импровизации. К этому обучению необходимо приступать только после качественного исполнения материала в авторской интерпретации.

Все это лишь малая часть тех рекомендаций, которые можно дать педагогу по классу концертмейстерства. ВЫВОД

В статье было кратко рассмотрено влияние творческих способностей на мастерство концермейстерства, были предложены рекомендации для развития воображения и интуиции у студентов педагогических специальностей музыкального профиля. Важно подчеркнуть индивидуальность каждого ученика и необходимость в создании для него благоприятной атмосферы, в которой возможно его комплексное развитие как в техническом, так и в творческом плане.

Список литературы

1. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / Под ред. А.Н. Крюкова. Л.: Музыка, 1972 г. 80 с.

2. Шендерович Е.В. концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: 1996. 204 с.

3. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1.

4. Суркова А.В. особенности концертмейстерской деятельности в детской школе искусств // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7(7). Новосибирск: СибАК, 2013.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Под ред. А.П. Зориной. Л.: Гос. муз. издат-во, 1961. 71 с.

6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / СПб: Питер, 2009. 434 с.

7. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / Михай Чиксентмихайи [Пер. с англ. И. Ющенко]. М.: Карьера Пресс, 2013. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.