Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством
компьютерной анимации
Development of creative abilities of young children through computer animation
Гарифуллина Р.П.
Студент 5 курса, Инженерно - технологического отделения, Елабужский институт Казанского Федерального Университета
Email: regina.petrova@inbox. ru
Garifullina R.P.
5th year student Yelabuga Institute of Kazan Federal University Engineering and Technology Department, Email: regina.petrova@inbox. ru
Научный руководитель Галимуллина Э. З.,
ст. преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елабужский институт Казанского Федерального Университета,
Россия, г. Елабуга Email: galimullina. elvira@mail. ru
Academic advisor
Galimullina E.Z.,
Art. Lecturer at the Department of Mathematics and Applied Informatics Yelabuga Institute of Kazan Federal University
Russia, Elabuga Email: [email protected]
Аннотация.
В статье авторы рассматривают образовательные возможности различных сред создания компьютерной анимации для развития творческих способностей детей младшего возраста. С целью определения наиболее подходящей среды для детей младшего школьного возраста авторами были выявлены критерии отбора программы. В статье приводятся результаты сравнительного анализа программных сред создания компьютерной анимации. Описываются содержательные аспекты авторской системы уроков, разработанной в поддержку процесса обучения созданию компьютерной анимации детей младшего возраста.
Annotation.
In the article, the authors consider the educational possibilities of various computer animation creation environments for the development of creative abilities of young children. In order to determine the most suitable environment for primary school children, the authors identified the criteria for selecting the program. The article presents the results of a comparative analysis of software environments for creating computer animation.The article describes the content aspects of the author's system of lessons developed to support the learning process of creating computer animation for young children.
Ключевые слова: творческие способности, креативность, младший возраст, развитие, анимация, ABCyaAnimate.
Key words: creativity, younger age, development, animation, ABCyaAnimate.
На протяжении многих лет представители различных областей научного знания уделяют особое внимание важности развития творческих способностей детей. Современная жизнь предъявляет несколько основных запросов к образованию, среди которых особое место занимает развитие творческой одаренности учащихся. Изменения, происходящие во всех областях жизни, показывают необходимость быть готовым к нововведениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Люди, обладающие творческими способностями, всегда двигали вперёд человеческую цивилизацию. Творческий потенциал человека помогал преобразовывать
окружающую среду, развивать медицину, науку, технику и другие области знания, создающие комфортные условия проживания и развития человечества [1].
Развитие творческих способностей детей - важнейшая задача педагогической науки. Этот процесс охватывает все этапы развития личности ребёнка. У каждого человека есть свои таланты, поэтому в процессе обучения и воспитания детей необходимо способствовать их вовремя выявить и способствовать их развитию.Педагоги и психологи единогласны в необходимости развития творческих способностей детей.
На сегодняшний день существует большое количество разнообразных методов и методик развития творческих способностей. Более того, в научно-педагогической литературе до сих пор нет чёткого определения творческих способностей, нет единого мнения на счёт того, где пролегает граница между творческими способностями и креативностью [1]. Отметим, что к старшему дошкольному возрасту воображение и творческие способности ребёнка становятся более управляемыми. Воображение отделяется от практической деятельности ребёнка и становится самостоятельным. Воображение начинает взаимодействовать с мышлением при решении познавательных задач. И именно в этот период времени ребёнок начинает определять характер своего воображения - творческого или воссоздающего. Формирующаяся личность ребёнка начинает сама определять движение образов воображения. Ребёнок начинает осознанно подходить к творчеству [2].
Развитие творческих способностей - это и процесс овладения навыками. Недостаточно иметь просто развитое воображение и мышление, необходимо овладеть навыками. Поэтому в младшем школьном возрасте творческое развитие ребёнка начинает сопровождаться с усвоением тех или иных навыков, например, рисования, лепки, танцев, музыки и др.
Одним из способов развития творческих способностей в совокупности с применением различных навыков является мультипликация. В её основе лежат изобразительно -выразительными средства, а в сочетании с компьютерными технологиями может стать конкурентоспособным развивающим средством для включения разностороннего мышления и раскрытия творческого потенциала. В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная [3].
Мультипликационное кино или анимация как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями [4].
Основы создания анимации можно изучать различными способами. При взаимодействии с ребёнком младшего возраста важно пробудить интерес и мотивацию к изучению мультипликации. В этом случае перед педагогом возникает проблема выбора среды создания анимации, наиболее подходящей для вхождения учащихся в сферу обучения основамсоздания анимации. Отметим, что существует достаточное количество обучающих сервисов, приложений и ресурсов, позволяющие ребёнку изучать азы создания анимации. Среди них такие программы как Animaker, Synfig Studio, Animate Space и др. В связи с этим возникла необходимость провести их анализ. Для эффективности анализа авторы определили несколько критериев отбора.
Одним из важнейших критериев является доступность интерфейса по возрасту. Все приложения имеют рекомендуемую возрастную категорию, где учитываются возрастные особенности и возможности детей. Интерфейс программы для детей младшего возраста должен отличаться простотой и легкостью управления. При этом яркая и интересная эргономика приложения позволяет обеспечить плавное включение детей в процесс создания анимации.
Не всегда возможно получить полный доступ к необходимому программному обеспечению из-за платной подписки, что ведёт к ограничениям в использовании ряда инструментов. При этом дети не имеют
возможности изучить процесс создания анимации в полном объеме, отвлекаются на рекламные баннеры, теряя сосредоточенность. Поэтому важным критерием является возможность бесплатного использования. Кроме этого необходимо выделить возможность работы одного и того же программного обеспечения в результате скачивания и установки на необходимые устройства или в онлайн формате на разных платформах. Возможность выбора языка позволяет обеспечить максимальное восприятие функционала программного обеспечение, что облегчает детям создание и воспроизведение полученного результата.
Для детей младшего возраста значение имеет не только процесс занятия творчеством, но и возможность сохранения готовой работы для последующей демонстрации сверстникам и родителям. Поэтому критерий, обеспечивающий возможность программного обеспечения экспортировать завершённую работу имеет особое значение.Для фиксации дополнительной информации о достоинствах, недостатках и возможностях, не обозначенных в других критериях, при обзоре определённой программы был выделен дополнительный критерий - примечания. Данный критерий был установлен для расширения показателей сравнительного анализа в случае, когда различные программы наберут одинаковое количество баллов.
Таким образом, выделив критерии отбора, можно провести сравнительный анализ сред для создания анимации с целью выбора наиболее подходящей для дальнейшего изучения и использования. Результаты проведенного нами анализа представлены в Таблице 1 «Сравнительный анализ программных сред для обучения основам создания анимации».
Таблица 1. Сравнительный анализ программных сред для обучения основам создания аниации
№ Наименование программы Критерии
Бесплатный доступ Online/ offlineg ocryn Наличие русского язык Доступность интерфейса по возрасту Экспорт Примечания
1 Animaker 1 Online 2 1 0 Бесплатные и платные шаблоны перемешаны, поэтому ребёнку сложно ориентироваться
2 Stop Motion Studio 1 Offline 1 2 2 Покадровая фото -анимация, ограничение функционала в бесплатной версии
4 Pencil 2D 2 Offline 2 1 1 Нет готовых шаблонов. Могут возникнуть трудности из-за применения слоёв
5 SynfigStudio 1 Offline 2 0 2 Большое количество инструментов, что осложняет деятельность детям, кинематографический уровень
6 FilmoraX 2 Offline 2 0 2 Программа ориентрована больше на создание видеороликов
7 Wick 2 Online 0 1 2 Интерфейс направлен на рисованную анимацию, из-за отсутствия русификации тяжело понять инструментарий
8 ABCyaAnimate 2 Online 0 2 2 Присутствует звуковое и музыкальное сопровождение, рисование и шаблоны. Прямая печать рисунков через принтер.
9 AnimateSpace 2 Offline 2 1 1 Скудный для детей набор инструментов, применение только рисованной анимации
10 ExpressAnimate 2 Offline 2 0 1 Возможность
импортирования
изображений
Отметим, что сравнительный анализ программных сред создания анимации проводился при помощи следующей шкалы: 2 балла - полностью соответствуют критерию, 1 балл - частично, 0 баллов - не соответствуют заданному критерию. Максимально установленный результат - 8 баллов.
По результатам проведённого авторами сравнительного анализамаксимально набранный балл равен 6. Пять программ набрали одинаковое количество баллов. Отметим, что благодаря примечаниям было выявлено, что такие программы, как Stop Motion Studio, FilmoraX, Animate Space больше направлены на создание видеороликов или сконцентрированы на создании рисованной анимации. В приложении Pencil 2Dотсутствуют готовые шаблоны, но присутствуетнабор инструментовдлярастровой и векторной графики, которые могут вызвать затруднения у детей младшего возраста. В результате выполненного авторами анализанаиболее подходящей средой создания анимации является ABCyaAnimate.
К основным преимуществам программной среды ABCyaAnimate можно отнести такие, как возможность бесплатного доступа ко всем инструментам и функциям программы, яркий и красочный дизайн, ориентированный на детей младшего школьного возраста. Музыкальное и звуковое сопровождение во время создания анимации способствует быстрому освоению новой информации. В программе присутствует не только возможность сохранения готовой работы в формате gif-анимации, но и функция мгновенной печати при создании рисунков. Данная среда не требует установки, что даёт возможность подключения онлайн с любых необходимых устройств, при наличии интернет соединения. При создании анимации доступен только английский язык, но лёгкость и доступность интерфейса не вызывает затруднений в использовании у детей младшего возраста. Напротив, позволяет совместно с изучением основ создания анимации изучать и иностранный язык.
Для того чтобы педагогу было легче ориентироваться в среде создания анимации и осуществлять творческую деятельность через анимацию авторами была разработана система уроков по созданию анимации в среде ABCyaAnimate. Система уроков ориентирована на детей младшего возраста. В рамках предлагаемых уроков дети изучают основы создания покадровой компьютерной анимации, знакомятся с интерфейсом среды создания анимации ABCyaAnimate, панелью инструментов, создают свои мультипликации, основанные на их воображении и мышлении. Система уроков содержит в себе теоретический материал, практические задания для проявления воображения и отработки навыка создания анимации, а также вопросы для закрепления изученного материала.
В заключении следует отметить, что среда создания анимации «ABCyaAnimate» является наиболее подходящим инструментом для обучения детей младшего возраста основам анимации, так как «ABCyaAnimate» - это бестекстовая среда, в которой дети могут освоить азы создания анимации, не имея навыков чтения и письма. Логика изучения возможностей программной среды ABCyaAnimate, предлагаемая авторами, позволяет выстроить занятия педагогу таким образом, чтобы дети последовательно развивали и формировали необходимые умения и навыки создания анимации, развивая при этом свои творческие способности.
Список используемой литературы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82.
2. Дударева, Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых / Ю. Б. Дударева. // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 767-771.
3. Литовкина, А. В. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте / А. В. Литовкина, Е. С. Дручинина// Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 669-671.
4. Хижуковская Т.В. Детская мультипликация в образовательном процессе ДОУ / Т. В. Хижуковская, Е.Ю. Лешкунова // Электронный журнал «Уникальные исследования XXI века». - 2017. - №7. - С. 5-10.
5. Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S6. - С. 6-10.