УДК 372.878
РЕДЬКО Анатолий Максимович, соискатель лаборатории «Музыкальное искусство» Института художественного образования ФГБУ «Российская академии образования», Москва, Россия [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО ТЕАТРА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
REDKO Anatoly Maximovich, competitor of laboratory «Musical art» of Institute of Art education of Russian Academy of Education,
Moscow, Russia Redko61@mail.
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN YOUNGER TEENS IN THE OPERATION OF CHILDREN'S CHORAL
THEATER: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
В данной статье автор посредством ретроспективного анализа рассматривает основные этапы разработки проблемы развития творческих способностей детей младшего подросткового возраста в процессе функционирования детского хорового театра как в отечественной, так и в зарубежной науке и практике.
In this article the author through retrospective analysis examines the main stages of the development problems of development of creative abilities of children of younger adolescents in the operation of children's choral theater in domestic and in foreign science and practice.
Ключевые слова: анализ, ретроспекция, ретроспективный анализ; проблема, процесс, развитие, разработка, функционирование, этап; способности, творчество, творческие способности; дети, подростки; хор, театр, хоровой театр, детский хоровой театр.
Keywords: analysis, retrospective, retrospective analysis, the problem, the process of development, design, operation, stage, ability, creativity, creativity, children, teens, choir, theater, choral theater, children's theater choir.
Актуальность данной статьи определяется тем положением, что современному миру необходима и современная личность, способная к восприятию, осмыслению, формулировке жизненных и профессиональных задач и, самое главное, к их адекватному решению в соответствии с комплексом совокупности общественно-социальных и индивидуальных факторов как позитивного, так и негативного характера. Одной из системообразующих черт личности XXI в. должно стать творчество, как в широком, так и в узком смысле данного понятия. Трактуя это понятие в широком смысле, в личностной интерпретации, автор представляет ее как «некую трёхмерную совокупность, являющую собой объединение происходящих смен предметов и явлений в их закономерно-последовательном виде; интеграцию этих последовательных целенаправленных действий, а также последовательную смену множественности состояний объекта в пространственно-временном континууме, то есть в системе непрерывности и длительности процесса чего-либо» [14].
Также, необходимо отметить факт того, что в самом процессе творческой деятельности в широком смысле необходима систематизация её этапов для выстраивания процесса формирования и развития творческих способностей подростков младшего возраста. Эта научно-теоретическая и практико-педагогическая процедура осуществляется по следующему алгоритму: этап 1 - предоставление заинтересованной аудитории информационного поля о самой творческой деятельности в разных областях и сферах искусства; этап 2 - разработка и внедрение практической деятельности систем вовлечения в поле творческой деятельности; этап 3 -определение и иерархизация целеполагания творческого процесса и роли личности в нем; этап 4 - прогностическое проектирование и моделирование действий в поле творческой деятельности; этап 5 - осуществление действий творчества; этап 6 - мониторинг результатов действий в контексте сравнения их с поставленными целями.
В узком же смысле сам процесс творчества в личностной интерпретации автор статьи определяет как «...процесс деятельности, который порождает нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создает нечто новое, ценное не только для данной личности, но и для других и, главное, постулирует процесс создания субъективных ценностей».
В существующем множестве систематизаций возрастных периодов развития человеческой личности в целом автор выделяет именно младший подростковый возраст, который определяется интервалом от 10 до 14 лет. Именно в этот период физиологические и психологические основы поведения этой категории детей имеют самый сложный характер. Поэтому для нивелировки сложностей возрастного развития и применяется особый синтетический жанр -«Детский хоровой театр».
Имеет огромное значение факт того, что налицо как в теории, так и в практической работе видны отличия деятельности детского хорового театра, которые имеют комплексный набор опций, позволяющих рассматривать ее как технологический процесс формирования совре-
менной творческой личности, особенно в подростковом возрасте. Так, например: в музыкальном драматическом спектакле музыка не является «главным действующим лицом», а вокально-танцевальные номера лишь «украшают» постановку; в танцевальных шоу артисты не поют; в оперетте вокально-хоровые и танцевальные номера носят в большей степени дивертисментный характер и имеют самодостаточное значение; в мюзикле наблюдается некая синтетичность вокала, музыки и танца.
Исходя из выше сказанного, автор видит главную задачу данной статьи в том, чтобы донести до интересующихся лиц тот факт, что направленность детского хорового театра состоит в том, что драматургическое действие в вокально-хоровом исполнении является приоритетной характерностью процесса функционирования в виде передачи замысла сюжетного сценария. Именно поэтому на репетиционных занятиях используется театрально-хоровая технология, включающая в себя драмотерапию, имаготерапию, действо, декламационное чтение, логорит-мическое движение. В процессе функционирования детского хорового театра они используются в следующих трактовках:
Драмотерапия представляет собой в процессе исполнительства: развитие фантазии, формирование чувства коллективной ответственности, развитие актёрских способностей и способностей сценического владения участниками детского хорового театра, а также эмоциями, переживаниями хоровых героев представления по ходу сюжета действа.
Имаготерапия представляет собой метод вхождения участников хорового детского театра в драматургическое действие, что позволяет им воображать себя в образе хоровых героев и действовать так, как бы это сделали данные персонажи сюжетного представления.
Действо изначально служило универсальным определением явлений, не относящихся к хоровому виду искусства, однако со второй половины XX в. круг значений категории «действо» существенно расширяется за счёт его употребления по отношению к вокальному и хоровому видам искусств.
Декламационное чтение представляет собой разнообразные практические приемы декламации для участников детского хорового театра.
Логоритмические движения основаны на «движениях корпуса», что означает комплекс упражнений, направленных на поддержание сценической формы телесового корпуса в плане физической подготовленности участников хорового детского театра для изображения основных контуров в сюжетных перипетиях хорового действия [11].
Итак, рассмотрев основные характеристические особенности детского хорового театра на базе самодеятельного коллектива в пространстве художественного образования и воспитания, автор статьи выявляет следующее противоречие, а именно: в современной российской реальности присутствует насущная необходимость формирования и развития творческой личности, которая, в свою очередь, сталкивается с объективно-субъективными препонами её возникновения.
Из данного противоречия выводится проблема исследования, которая отражена в данной статье и которая определяется как необходимость создания условий для развития творческой личности подрастающего поколения в контексте функционирования детского хорового театра.
Но данная проблема уже, частично и фрагментарно, имеет отражение в отечественной и зарубежной педагогике. Это отражение представляет собой широкую информационно-аналитическую базу. Из всего множества ее элементов автор исследования и данной статьи выбрал, сформулировал и систематизировал их по степени иерархизации проблем, а именно (см. рис. 1):
Рис. 1. Систематизация групп проблемы создания условий для развития творческой личности подрастающего поколения в контексте функционирования детского хорового театра
Далее автор статьи даёт пояснения выявленным группам проблемы:
Группа проблем № 1 - общеэстетические проблемы воспитания подрастающего поколения: методология, теория, практика
Разработка проблемы теории и практики эстетического воспитания подрастающего по- 143 -
коления (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Киященко, Н.К. Крупская, А.Ф. Лосев, П.А. Лебедев, Н.Л. Лейзеров, А.В. Луначарский, Н.Г. Чернышевский, С.Т. Шацкий, Ф.В. Шеллинг, В.П. Шестаков и др.) [16].
Исследование закономерностей художественно-эстетического образования и развития творческой личности (Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, М.И. Демков, М.С. Каган, Н.И. Киященк, Г.Г. Коломиец, О.А. Кривцун, Овсянников, В.П. Острогорский, З.В. Смирнова, П. Соболев и др.) [7].
Определение содержания и методики преподавания художественных дисциплин (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Аркажникова, В.Г. Горецкий, И.И. Зарецкая, И.С. Збарский, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Б.Т. Лихачев, С.П. Ломов, И.Л. Любинский, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.) [1].
Группа проблем № 2 - общепедагогические проблемы формирования и развития подрастающего поколения в аспекте творчества
Общепедагогические основания формирования и развития творческой личности (Ю.К. Бабанский, Л.Ю. Гордин, В.В. Краевский, В.В. Сериков и др.) [20].
Изучение основополагающих принципов, способов и методов актуализации творческих способностей у подрастающей личности (С.И. Архангельский, Э.-Л. Берн, В.П. Беспаль-ко, С.И. Гессен, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, В.В. Краевский, В.Е. Писарев, В.В. Писарева, Я.А. Пономарев, Э. Эриксон и др.) [13].
Процессы развития творческих способностей учащихся (В.А. Беликов, В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, JI.B. Занков, Г.Д. Кириллова, Б.И. Коротяев, Н.А. Половникова, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.) [23].
Определение, выявление и классификация творческих оснований (В.Н. Боголюбов, Д.Б. Богоявленская, П.И. Пидкасистый, Т.А. Стефановская, Э. Стоунс, А.П. Тряпицына, А.В. Усова, Х. Хекхаузен и др.) [22].
Проблемы самовоспитания и самообразования подрастающей личности и процесс формирования у учащихся готовности к реализации этих проблем (В.И. Бочкарев, Д.М. Гришин, С.Б. Елканов, И.П. Иванов, В.М. Коротов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова,
A.С. Прутченков, Н.И. Приходько, Г.Н. Сериков, Н.М. Яковлева и др.) [24].
Группа проблем № 3 - формирование творческой личности подрастающего человека с точки зрения комплексного подхода разных наук
Творческая личность подрастающего поколения:
- в отечественной науке:
философы (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев и др.) [4].
педагоги (В.М. Букатов, О.С. Булатова, П.М. Ершов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик,
B.Т. Кудрявцев, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.) [13; 15].
психологи (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, В.А. Бодров, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.) [6].
- в зарубежной науке: (К. Роджерс, Э.Тейлор, В. Франкл и др.) [18].
Группа проблем № 4 - особенности и специфика влияния творческой деятельности на аксиологические и морально-нравственные, мировоззренческие, качества подрастающего поколения
Исследование проблем творческой личности на основе сопоставления специфики педагогической деятельности с другими видами творческой деятельности (Л.В. Бугаева, О.С. Булатова, П.М. Ершов, А.П. Ершова, А.И. Санникова, П.В. Симонов и др.) [8].
Процесс актуализации задач обоснования и разработки технологий формирования творческой личности на основе идей общей театральной педагогики (Н. Абалкин, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Дикий, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, А.И. Савостьянов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов и др.) [19].
Психологические особенности влияния искусства, музыки на формирование взглядов и убеждений (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.Э. Тамарин, Б.М. Теплов и др.) [21].
Идеи морально-нравственного воспитания творческой личности (О.А. Апраксина, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, Д.Б. Кабалевский, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачёв, Л.П. Маслова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.Д. Никандров, А.А. Пиличаускас, В.Г. Ражников, В.А. Сухомлинский, В.О. Усачев, Л.В. Школяр, Н.Е. Щурков и др.) [1; 17].
Группа проблем № 5 - исследования взаимозависимости и взаимовлияния хоровой театральной деятельности подростков и их творческого развития
Проблемы духовно-нравственного развития подростков в процессе вокально-хорового обучения (С.Н. Гладкой, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Е.Е. Малинина, К.Ф. Ни-кольская-Береговская, Д. Огороднов, В.С. Попов, В.И. Сафонова и др.) [12].
Физиологические аспекты развития и охраны голоса у подростков (Т.Д. Агафонова, С.А. Агеева, Е.С. Алмазова, З.И. Аникеева, Р.М. Баевский, Г.М. Богомазов, М.Р. Богомильский, Ю.С. Василенко, А.М. Вербов, Н.П. Вербовая, Д.К. Вильсон, Е.Н, Винарская, Л.Б. Гавришева, О.М. Головина, И.А. Горшкова, И.И. Ермакова, В.Г. Ермолаев, А.О. Золотых, В.А. Кожевникова, Е.В. Лаврова, Н.В. Оленчик, Н.Д. Орлова, Е.А. Парамонова, И.В. Плешков, И.А. Поварова, Е.А. Покотиленко, Е.Ю. Радциг, Э.Г. Самолюбвер, Г.М. Степанова, Ю.Е. Степанова, Г.П. Стулова, Е.Б. Субботовская, В.В. Урнова, А.Г. Шантуров, Л.А. Чистович, В.Р. Чистякова, И. Чумаков, А.Ю. Юрков и др.) [9].
Оптимизации методов организации музыкально-образовательного процесса и вокально-хоровой деятельности:
* Оптимизация методов организации музыкально-образовательного процесса (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, В.И. Авратинер, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, А.И. Лагутин, Г.А. Ларош, А.К. Норт, К. Орф, В. С. Попов, В.Г. Ражников, А.Н. Серов, М.Э. Фейгин, П.В. Халабу-зарь, Д.Д. Харгривз и др.) [1;2].
* Оптимизация методов организации вокально-хоровой деятельности (Б.В. Асафьев, К. Виноградов, Г. Дмитревский, А.А. Егоров, В.Л. Живов, С.А. Казачков, В. Краснощеков, Н.В. Романовский, В. Самарин, В. Соколов, П.Г. Чесноков, Л.В. Шаминаи др.) [2].
Тенденции и основные направления развития хорового творчества (А.И. Анисимов, Т.И. Бакланова, Л.А. Безбородова, Г.М. Бирженюк, Л.М. Бирюкова, А.П. Бушева, А.А. Егоров, Н.В. Калугина, А.С. Каргин, В.В. Козляков, В.И. Краснощеков, Ю.П. Кустов, П.П. Левандо, Е.Э. Линева, Д.Л. Локшин, Н.М. Лопатин, А.П. Марков, С.И. Мирошниченко, Ф.Э. Модестов, В.А. Николаев, О.Ю. Овчинникова, К.К. Пигров, С.В. Попов, Т.А. Поцукова, В.П. Прокунин, В.Ф. Чабан-ная др.) [3].
Взаимодействие в хоровой театрализации элементов и черт различных форм и видов детских музыкальных театров (В. Богатырев, В. Дмитриевский, Вл. Немирович-Данченко, М. Сабинина, К.Станиславский, Г.Товстоногов и др.) [5]
Итак, рассмотрев в данной статье развитие творческих способностей детей младшего подросткового возраста в процессе функционирования детского хорового театра в контексте ретроспективного анализа, автор показал генезис и эволюцию развития проблемы исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983. — с.54-57.
2. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей/Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. -216с.
3. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Дис...канд. пед. наук. - М., 1979. - 200 с.
4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
5. Богатырев В. Актер и роль в оперном театре: Учеб. пособие. - СПб., 2008.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
7. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002.
8. Бугаева Л.В. Личностный опыт в структуре профессионального образования учащихся / Л.В. Бугуева // Вестник учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации. - Екатеринбург: УГППУ, 1999. - №1. - с. 126-129.
9. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. - М.: Медицина, 1990. - 446 с.
10. Гусев В. Истоки русского народного театра: Учеб. пособие. - Л., 1977.
11. Демченко А. Этапы эволюции современной музыки. На материале хорового творчества: Учеб. пособие. - Саратов, 2007.
12. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 675 с.
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Academia, 2008.
14. Катасонов В.Н. Непрерывность и прерывность // Новая философская энциклопедия в 4 т./Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010.
15. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. - М.: 1999.
16. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1965.
17. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки: Дис...канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 1994. - 192 с.
18. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 480 с.
19. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология. - М.: КАРО, 2007. - 256 с.
20. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999.
21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
22. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: дис.д-ра пед. наук А.П. Тряпицына. - Л., 1991. - 396 с.
23. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М., 1996.
24. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис.д-ра пед. наук Н.М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.
REFERENCES
1. Apraksina O.A. Methods of musical education in school: Training. allowance. - M.: Prosveschenie, 1983. - P. 54-57.
2. Asaf B.V. On the choral art: Sat articles/Comp. and comments. Pavlova-Arbenina. - L.: Musica, 1980. - 216 p.
3. Baklanova T.I. Musical and educational work in amateur choir and ways to improve its effectiveness: Dis.PhD. ped. Sciences. - M., 1979. - 200 p.
4. Bakhtin M. Questions literature and aesthetics. - M., 1975.
5. Bogatyrev V. Actor and role in the opera house: Textbook. allowance. - SPb., 2008.
6. Epiphany DB Psychology of creativity. - M.: Academia, 2002.
7. Borev Y.B. Aesthetics: Textbook/Y.B. Borev. - M:Visshaya shkola, 2002.
8. BugaevL.V. Personal experience in the structure of vocational education students/L.V. Bugueva//Bulletin of the educational and methodical association of higher and secondary vocational schools of the Russian Federation. - Yekaterinburg USVPU, 1999. - № 1. - p. 126-129.
9. Wilson D.K. Voice disorders in children/DK Wilson. - M.: Medicina, 1990. - 446 p.
10. Gusev V. Origins Russian folk theater: Proc. allowance. - L., 1977.
11. Demchenko A. Stages of evolution of modern music. On a material choral works: Studies. allowance. - Saratov, 2007.
12. Dmitriev L.B. Basics of vocal technique. - М.: Musica, 2007. - 675 p.
13. Zagvyazinsky V.I. Learning theory: a modern interpretation. - M.: Academia. 2008.
14. Katasonov V.N. Continuity and discontinuity//New Encyclopedia of Philosophy at 4 tons/Institute of Philosophy RAS Nat. obschestv.-scientific. Fund; Chairman. Scientific ed. Council VS Stepin. 2nd ed., Rev. and additions. - M:, Muisl, 2010.
15. Kudryavtsev V.T. Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. - M. 1999.
16. Losev A.F., Shestakov V.P. History of aesthetic categories/- M., 1965.
17. MaslovL.P. Formation aesthetic relation to works of art in adolescents' music lessons: Dis.Candidate. ped. Sciences: 13.00.02. - M., 1994. -192 p.
18. Rogers K.R. Looking for psychotherapy. Becoming a man. - M.: Progress; Univers, 1994. - 480 p.
19. Savostianov A.I. General psychology and theater. - Moscow: KARO, 2007. - 256 p.
20. Serikov V.V. Education and identity. Theory and practice of designing educational systems. - M.: Logos, 1999.
21. TeplovB.M. Psychology musical abilities. - M.-L.: APN RSFSR, 1947. - 355 p.
22. Tryapitsyna A.P. Pedagogical foundations of a creative learning and cognitive activity of pupils: dis.Dr. ped. science A.P. Tryapitsyna. - L., 1991. - 396 p.
23. Yakimanskaya I.S. Student-centered learning in the modern school/I.S. Yakimanskaya. - M., 1996.
24. YakovlevN.M. Theory and practice of preparing future teachers for creative decision educational tasks: dis.Dr. ped. science N.M. Yakovlev. - Chelyabinsk, 1992. - 403 p.