Научная статья на тему 'Развитие туризма в Ростовской области'

Развитие туризма в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2870
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TOURISM MANAGEMENT / FACTORS OF TOURISM DEVELOPMENT / ROSTOV REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Савченко Алла Александровна, Шевченко Елена Игоревна, Михайличенко Кристина Игоревна

Туризм играет важную роль в развитии регионов России, выступая источником формирования доходной базы бюджетов территорий. Для Ростовской области актуально медленное развитие туризма, поэтому в статье раскрываются главные идеи его потенциала, а также проведены анализы отраслей туризма в Ростове-на-Дону. В работе представляются данные о развитии туризма, исследуются препятствия на пути продвижения его развития и направления их решения. Сделан вывод о том, что туризм в Ростовской области развивается быстрыми темпами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE ROSTOV REGION

Tourism plays an important role in the development of Russian regions, acting as a source of formation of the revenue base of the budgets of the territories. For the Rostov region, the slow development of tourism is important, so the article reveals the main ideas of its potential, as well as analyzes the tourism industries in Rostov-on-don. The paper presents data on the development of tourism, examines the obstacles to the promotion of its development and the direction of their solution. It is concluded that tourism in the Rostov region is developing rapidly.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в Ростовской области»

УДК 338.484.2

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Савченко Алла Александровна, студент (e-mail: sawchenko.alla2016@yandex.ru) Шевченко Елена Игоревна, старший преподаватель (e-mail: lenochka.shevchenko.2015@mail.ru) Михайличенко Кристина Игоревна, магистрант (e-mail: kesam96@gmail.com) Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

Туризм играет важную роль в развитии регионов России, выступая источником формирования доходной базы бюджетов территорий. Для Ростовской области актуально медленное развитие туризма, поэтому в статье раскрываются главные идеи его потенциала, а также проведены анализы отраслей туризма в Ростове-на-Дону. В работе представляются данные о развитии туризма, исследуются препятствия на пути продвижения его развития и направления их решения. Сделан вывод о том, что туризм в Ростовской области развивается быстрыми темпами.

Ключевые слова: управление туризмом, развитие и потенциал туризма, виды туристической отрасли, туризм регионов; факторы развития туризма; Ростовская область.

Туристическая отрасль представляется характерной отраслью экономики, содержащая в себе деятельность туристских предприятий по показанию комплекса услуг по туризму и продаже туристских товаров в целях удовлетворения нужд человека, возникающих в период его путешествия.^] Туристическая отрасль неотделимо обусловливается от характеристик местности, таких как природного климата и культурного состояния. Но помимо всего, в некоторых районах страны существуют факторы, которые оказывают тормозящее влияние на развитие их территории туризма. Далее, рассматривая туристический рынок, говорим о том, что это экономическая единица, включающая все компании, которые предлагают товары и услуги, связанные с путешествиями. На этом рынке есть предложения, согласованные с отдыхом, а также с поездками по делам, учебе и по другим причинам. В главном смысле туристский рынок представляется значительным количеством производителей турпродукции и настоящих покупателей, приспособленных к покупке продукции, связанной со своеобразной туристской мотивацией.

Туристическая привлекательность территории выстраивается за наличия природных или историко-культурных туристических ресурсов. В то же время данные ресурсы не утверждают уровень притяжательности различных территорий. Привлекательность туристической отрасли способна к изменениям в зависимости от многих факторов, которые влияют на нее.

Именно к ним подходит наличие инновационной материально-технической базы туризма, в частности туристических комплексов, предназначенных заведений с соответствующим ассортиментом услуг, которые производят.

Туризм представляется одним из самых прибыльных и формирующихся отраслей бизнеса в мире.[5] Россия, благодаря природному и культурному наследию, достаточно благополучно использует туризм в качестве ресурса для экономического, социального и экологического развития регионов.

На актуальном этапе развития туризм является важной и динамично формирующейся сферой, которая приносит нашей стране доход. Его развитие ценно для формирования валового внутреннего продукта и валового национального продукта.

По данным аналитиков Всемирной организации по туризму (UNWTO) в рейтинге городов-лидеров по туризму стали города, указанные на рисунке 1. [9,10] Самым популярным из них является Москва, который за 2018 год посетило 23,5 млн туристов. На втором месте по известности находится Санкт-Петербург, который посетило 8,5 млн туристов в 2018 году. На третьем месте оказывается город-курорт Сочи, посещаемость которого составляет более 6 млн туристов за 2018 год. И на четвёртом месте указан город Казань, который за 2018 год посетило 3,2 млн туристов.

25 20 15 10 5 0

Москва Санкт-Петербур Сочи Казань_

Рис. 1 - Популярные города России в области туризма, млн. туристов

В общем количестве, всего за 2018 г. по регионам России путешествовало около 60 млн туристов, что на 10% больше, чем в 2017 году. Из них 5 млн иностранных туристов приехали в Россию в 2018 году.

Согласно результатам анализа туристических регионов России по популярности в 2018 году и экспертных оценок, представленным на рисунке 2, [10] было выявлено, что основными регионами по туристической привлекательности в области внутреннего и въездного туризма стали регионы: Краснодарский край, который занимает лидирующее место, его посетило более 17 млн туристов в 2018 году, включая самые популярные города-курорты Сочи, Анапа, Геленджик и Ейск. На втором месте находится Мос-

8 5

6,1 ■

3,2

ковская область, где по посещаемости она составляет 15,6 млн туристов за 2018 год. На третьем месте указана Ленинградская область, посещаемость которой составляет 8,5 млн туристов в 2018 году. На четвёртом месте, в Республике Крым было насчитано 6,8 млн туристов, включая самые популярные города-курорты Ялта, Феодосия и Евпатория. На пятом месте находится Владимирская область, которую посетило 5,7 млн человек за 2018 год. Шестое место занимает Ярославская область, которая содержит на период 2018 года 4,1 млн туристов. На седьмом месте расположена Тюменская область, посещаемость которой за 2018 год составляет 3,4 млн человек. Восьмое место занимает Вологодская область, которая в 2018 году насчитывает 2,9 млн туристов. На девятом месте находится Ростовская область, которую посетили 2,5 млн туристов в 2018 году. А также Калужская область, находясь на последнем месте, насчитывает 2,3 млн туристов.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

15,6

М 8,5

Н м 6,8 5,7 4,1

N N 1 1 29 25 "

,/ / У ✓ ^

ж

° «о

/ /

/ /

з?4 л??4 V У * ■ ^

Рис. 2 - Популярные регионы, пользующиеся популярностью в области туризма в 2018 г, млн человек

Ленинградская область (+50% к 2017 году), Крым (+28% к 2017 году), Краснодарский край (+28%) и Тюменская область (+20%) показали наиболее высокие темпы роста внутреннего туризма в 2018 году среди самых известных у туристов регионов. [10] Ленинградскую область посетили более 8,5 млн туристов в 2018 году, что на 55% больше, чем в 2017 году.

Анализ туристической отрасли в России показал, что Ростовская область по привлекательности и известности региона занимает всего лишь 9 место, по сравнению с другими регионами, пользующихся популярность в 2018 году.

Далее рассмотрим проблемы, сдерживающие развитие туризма в регионе Ростовской области и факторы развития рынка туристических услуг.[6] На основании выше сказанного, в Ростовской области туристическая дея-

тельность, в сфере развития, содержит достаточно значительных проблем. Они приведены объективно и под воздействием субъективных факторов. В ряду проблем, следует выделить те, которые не требуют решения на региональном уровне, такие как: наличие политических и социально-экономических проблем, конфликтные обстановки на рекреационных местностях, отсутствие заинтересованности большого круга предпринимателей в проектировке объектов размещения развлекательных объектов, недостаток уютных отелей из-за высоких стоимостей.

Аспекты формирования рынка туристических услуг принято разделять на внешние и внутренние. Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм при помощи демографических и социальных преобразований, материального функционирования, обновлений политического и правового стимулирования, технологических изменений, торгового развития, транспортной инфраструктуры и надёжности путешествий. [4] К внешним факторам, действующих в Ростовской области, можно отнести несколько: географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в различных странах.

Ведущими представляются внутренние факторы развития рынка туристических услуг в данном регионе. Среди них — географические и климатические особенности страны, использование природных ресурсов, экономическая обстановка в стране, внутренняя политика страны, структуризация и уровень благосостояния населения, положение развития экскурсионной и туринговой инфраструктуры.

На рисунке 3 показаны данные о множестве человек прибывших в Российскую Федерацию и выехавших из Российской Федерации с задачей туризма с 2016 по 2018 года. [1] Стоит подчеркнуть, что количество человек выезжающих из РФ значительно превосходит количество человек въезжающих в Российскую Федерацию. В регионе наблюдается существенное соотношение выездного туризма над въездным, что рассказывает о присутствии ряда проблем, требующих незамедлительного урегулирования. В Ростовской области жители предпочитают поездки за рубеж, нежели отдых внутри своей страны или региона. Это конкретно рассказывает о нежелании отечественных турфирм подготовить адекватную схему туропе-рейтинга в системе развития внутреннего, а не выездного туризма. В результате это приводит к оттоку населения области за пределы территории РФ.

Главные факторы, которые удерживают развитие внутреннего и въездного туризма, рассматриваются как малоразвитая туристская инфраструктура, отсутствие условий для инвестиций, низкорослое качество обслуживания туристов и недостаточно интенсивное позиционирование России как туристической державы на внутреннем и международном рынках, что проявляет отрицательное воздействие на рейтинговые параметры страны.

70 60 50 40 30 20 10 0

2016 2017 2018

■ Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны

Рис. 3 - Число въездных и выездных поездок в Россию

В обстоятельствах глобальных обновлений, туризм также остается немаловажным сектором национальной экономики. Ростовская область владеет достаточным туристским потенциалом для формирования внутреннего и въездного туризма. Невзирая на проблемы и факторы, удерживающие функционирование туристической отрасли, в Ростовской области туризм продолжает реализоваться по главным видам туризма, которые представлены на рисунке 4 и полагают разграничение потоков в зависимости от направления путешественников.[7] Виды туризма делятся на въездной и выездной. В первом случае речь идёт об иностранцах, которые прибывают к нам, выездной туризм - это когда россияне уезжают за границу.

В Ростовской области наибольшую популярность приобретает культурно - познавательный туризм, который насчитывает 40 % от общего числа всей туристической отрасли. Культурно - познавательный туризм - это вид туризма Донского края, включающий экскурсии людей в целях ознакомления с природными, историко - культурными достопримечательностями, музеями, общественным строем и культурами народов. Совершенствование делового туризма в Ростовской области составляет 14 %. Он характеризуется как поездки сотрудников организаций с деловыми целями. Деловой туризм - это путешествия с профессиональными задачами без предоставления доходов. На 4 позиции по наибольшей популярности располагаться событийный туризм, насчитывающий 12 % от общей численности туристической отрасли. В Ростовской области это такой вид туризма, при котором поездки ознаменованы к каким-либо событиям. Эти события могут относиться к различной сфере культуры, спорта и т. д. Спортивный туризм — вид спорта, представляющий спортивное совершенствование человека в высвобождении естественных препятствий, и он составляет 5 % от всего туризма в Ростовской области. В Донском крае круизный туризм подразумевается как трудоемкий и капиталоемкий вид туризма, который

соотносит в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно - оздоровительный, познавательный, и составляет всего 3%.

3% 5% ,, 12% Культурно-познавательный туризм Экологический туризм Деловой туризм

7% 40%

14% А Событийный туризм

19% Спортивный туризм

Круизный туризм

Прочие виды туризма

Рис. 4 - Основные виды туризма в Ростовской области

Развитие экотуризма в Ростовской области составляет 19% и занимает второе место по популярности посещения туристов. Экологический туризм - это разновидность путешествий, направленных на формирование у населения культуры бережного отношения к своей планете. Сеть охраняемых природных территорий на Дону достаточно разнообразна. Они играют значимую роль в восстановлении ресурсов живой природы Ростовской области и являются наиболее эффективным механизмом сохранения экологического баланса территорий, сохранения естественного биологического разнообразия.

Существуют различные виды экотуризма:

1. Научный. К нему относятся экспедиции и образовательные туры, сопровождающиеся сбором информации о местности.

2. Познавательный. Направление представляет собой путешествия с целью наблюдения за природой охраняемых территорий.

3. Рекреационный. Он включает походы, сплавы по рекам, рыбалку.

Несмотря на все те проблемы, которые создаются в туристической отрасли, среди людей продолжает приобретать популярность экологический туризм. Такой вид отдыха пока еще довольно новый, однако все больше и больше туристов начинают им осведомляться. Согласно статистическим сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, значительная часть туристов предпочитает напрямую живое общение с природой.

В связи с этим функционирует цель развития экологического туризма, включающая в себя - гармонизацию человека с природной и социальной средой, экологическое образование населения. Главные задачи и цели функционирования экотуризма в Ростовской области показаны на рисунке

5. [3] Целью экологического туризма является - общение с природой и формирование ответственности за поведение человека в природе.

Рис. 5 - Цели и задачи развития системы экологического туризма в РО

Ростовская область, опираясь на все задачи развития экологического туризма, предопределяется последующими направлениями актуализации:

1) правовое обеспечение, к,,,,,,оторое содержит в себе: развитие законодательной базы в сфере туризма на федеральном уровне, формирование реестра рекреационных ресурсов, целенаправленное выполнение исследований.

2) организация деятельности включает в себя: мониторинг влияния экологического туризма на состояние здоровья населения, мониторинг совершенствования экотуристской индустрии.

3) Информационная поддержка: распространение экотуристского продукта на рынке туруслуг, выполнение рекламной деятельности, направленной на формирования имиджа для развития экологического туризма.

Экологический туризм пребывает в тренде. Это подтверждают показатели обоюдных изучений национальных офисов по туризму Visit Russia. Одну из первенствующих позиций в рейтинге лучших экологических туристических агентств Ростова-на-Дону заняла компания " Планета ". Компания фигурирует на рынке услуг более 26 лет с безупречной репутацией. Клиентам доступны многие востребованные туры, такие как: конные, экологические, индивидуальные, экскурсионные, познавательные, велосипедные, а также содержательные экологические экскурсии по городу. [2] Туристическое агентство систематически проводит выгодные акции, позволяющие сэкономить или расширить уровень комфорта без дополнительных плат. Оно имеет массу положительных отзывов и превосходную репутацию.

В заключение следует подчеркнуть, что культивировать экологический туризм актуально. Ведь выполнение перечисленных выше мер позволит усовершенствовать состояние благополучия населения Ростовской области, а также повысить поток российских и иностранных туристов. Это гарантирует приток денежных средств в экономику, будет стимулировать развитие смежных секторов экономики, что приведет к возрастанию числа рабочих мест. Также повышение качества жизни в области послужат стимулом для задействования большего числа туристов и для экологического развития региона. Кроме того, развивая экотуризм в области можно преуспеть в решении сверхзадач - сохранения национального и культурологического наследия, климатической среды.

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. Статистика / А.Ю. Александрова. -М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 472.

2. Амирханов М.М. Рекреационно-ориентированный сектор экономики как отрасль национальной экономики России // Социально-экономическое и инновационное развитие Юга России. Материалы конференции. / М.М. Амирханов. - Сочи, 2012. - С. 449.

3. Анопченко Т.Ю., Савон Д.Ю. Ростовская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Институт устойчивого развития. Общественной палаты Российской Федерации, 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://port-u.ru/stsenarii-ustojchivogo-razvitiya-rostovskoj-oblasti/osnovnye-napravleniya-formirovaniya-i-razvitiya-effektivnoj-sistemy-ekologicheskogo-turizma-v-rostovskoj-oblasti (Дата обращения 15.12.2019).

4. Басанец Л. П., Гордиенко И. А., Дроздов А. В. Классический экотуризм на рубеже XXI в. // Теория и практика международного туризма: сб. науч. ст. под ред. А. Ю. Александровой. - М.: КноРус, 2003. - С. 245-260.

5. Биржаков М. Б. Введение в туризм. // СПб.: Невский фонд. Облис. Герда. - 1999. -С. 18-21.

6. Гаврильчак Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации. СПбГИСЭ. - 2000. - С. 48-57.

7. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика. / И В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. - 2017. - С. 289.

8. Зорина Г. И. Основы туристской деятельности. Учебник / Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Мошняга и др. - 2004. - С. 87-89.

9. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С., Кетова Н.П. Модернизация пространственной организации экономики российских регионов: Учебное пособие / В. Н. Овчинников, Ю.С. Колесников, Н.П. Кетова. - Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век» - 2014. - С. 100-105.

10. Официальный сайт «ТурСтат» в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://turstat.com/toptravelrussiaregion2018 (Дата обращения 10.12.2019).

Savchenko Alla Aleksandrovna, student (e-mail: sawchenko.alla2016@yandex.ru)

Shevchenko Elena Igorevna, senior lecturer of the Department " Economics» (e-mail: lenochka.shevchenko.2015@mail.ru)

Mikhaylichenko Kristina Igorevna, master's student of the Department of "Economics" in the direction of "trade business» (e-mail: kesam96@gmail.com)

Don state technical University, Rostov-on-don, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.